Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные парадигмы и приоритеты социальной политики в России




Содержание и функции государства

СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Государство как особый социальный институт и вид организации людей существенно отличается от гражданского общества, других социальных объединений и организаций. Это отличие непосредственно связано с основными признаками государства: существованием публичной власти, исключительным правом на издание законов, обязательных для всех граждан, наличием территории и населения, на которые распространяется его юрисдикция. Функционально государство призвано выявлять всеобщие потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих граждан, представлять и нормативно закреплять всеобщую волю, выражая ее в форме законов и практической деятельности. Оно преодолевает опасности родоплеменных отношений, регионального эгоизма собственника и утверждает равноправие людей, независимо от их индивидуальных, национальных, родоплеменных признаков.

В демократическом обществе основой формирования государственной внутренней и внешней политики является воля народа, которую он высказывает на референдумах, выборах представительной и исполнительной власти, в акциях одобрения или протеста и других формах. Облеченные доверием народа органы и должностные лица разрабатывают внешнюю и внутреннюю политику, которая материализуется в нормативных правовых и других актах. Органы государственного управления различных уровней реализуют на практике сформулированные стратегические цели и тактические решения. При этом применяются как мягкие, так и директивно жесткие меры принудительного порядка.

В государстве и гражданском обществе заключены два противоположных механизма консолидации населения. Гражданское общество объединяет людей сложным переплетением свободно реализуемых частных интересов, государство же, как особый, специально сконструированный для этой цели механизм - принуждением. Всякий раз, в зависимости от реальных задач, взаимодействие политических партий и общественных объединений с государством, его властными структурами принимает определенную форму, создавая социальное пространство со специфическими структурными, организационными и процессуальными характеристиками. Поэтому общественная самодеятельность граждан, по отношению к государству, их стремление не только к максимально полной, но и свободной, не регулируемой государством реализации своих интересов, каждый раз задает особую стратегию действий гражданского общества в целом, и его институтов, в частности.

Функции государства:

· разрабатывает социальную политику, стратегию, концепцию и конкретные программы развития общегосударственного сектора социальной сферы,

· взаимодействует при их реализации с социальными институтами гражданского общества,

· стимулирует местную социальную политику,

· контролирует выполнение принципа социальной справедливости,

· координирует взаимодействие по этим вопросам с другими странами и международными организациями. Оно определяет их функции и задачи, основные направления гармоничного сотрудничества государства, коллективных и частных собственников по удовлетворению общих социальных потребностей людей.

Теория и практика социального государства свидетельствует, что в основе его деятельности лежит забота о всеобщем благе, обеспечении социальной защищенности личности, создании возможностей для ее реализации. Так, об этом говорит конституционное закрепление ряда демократических положений о том, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Смысл данной обязанности государства основывается на весьма простом, но ко многому обязывающем положении: каждый человек вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволит ему не только существовать, но и проявлять себя как личность.

Деятельность высших органов государственной власти по формированию и реализации социальной политики является социальным процессом создания и поддержания ими условий для устойчивого и функционального развития социальной сферы в соответствии с имманентно присущими ей закономерностями. К данным органам относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Их деятельность включает систему мероприятий по развитию общественных отношений и предотвращению угроз основным субъектам социального взаимодействия:

Во-первых, личности как одной из основных единиц социальной жизни, ее правам и свободам, понимаемым как институциональные нормы ее жизнедеятельности;

Во-вторых, обществу - его материальным и духовным ценностям, социальной стабильности и процессам бесконфликтного развития;

В-третьих, государству как социальному институту управления и обеспечения упорядоченности социальных связей.

Основным содержанием деятельности государства как субъекта социальной политики является: создание условий для предотвращения острых форм социальной конфронтации; обеспечение устойчивой социальной структуры при нормальной вертикальной и горизонтальной социальной мобильности; поддержание адекватной целям гармонизации социальных отношений и социально-политического развития системы ценностных ориентации и, соответственно, культуры социального поведения.

Государство не может исключить социальное расслоение, которое неизбежно в силу естественных различий между людьми. Однако оно может и должно корректировать стихийные процессы поляризации богатства, имея главной целью борьбу с бедностью, а не с богатством, как это уже было в отечественной истории.

 

Реализация органами государственного управления социальных проблем населения осуществляется как непосредственно (защита интересов людей от негативных последствий рынка с помощью социальных программ помощи и поддержки), так и опосредованно (развитие новых отраслей производства, открытие заводов и фабрик и, соответственно, новых рабочих мест, обучение новым специальностям, развитие социальной инфраструктуры и т.д.). В то же время государство следит и за сохранением в обществе нравственных норм и правовых отношений, претерпевающих в условиях рынка значительные деформации.

Государство с помощью своего аппарата имеет значительные возможности для регулирования рыночных отношений в обществе. В то же время характер и уровень такого влияния проверяется и контролируется с помощью социальных институтов гражданского общества, не позволяя государству перейти определенную черту, когда бюрократический аппарат превращает государство во “всеобщего надсмотрщика и душителя всего нового, прогрессивного”. Только в таких условиях социальная политика государства, гражданского общества и личности реализуется в полной мере.

Качественные оценки эффективности деятельности органов государственного управления в социальной сфере, свидетельствуют о недостаточности условий, создаваемых для саморегулирования социальных процессов в обществе, обеспечения гомеостаза российского общества. Органы социального управления не смогли преодолеть тенденцию к сильнейшей поляризации социальной структуры российского общества, сформулировать привлекательные для большинства населения ценности и нормы жизнедеятельности, системы солидарной поддержки безопасности.

Место России в международном рейтинге (среди 146 стран мира)

№ п/п Показатели      
1. Уровень экономического развития     10-20
2. Индекс социального развития     10-20
3. Реальные доходы населения     10-20
4. Средняя продолжительность жизни     10-20
5. Здравоохранение     10-20
6. Образование     5-10
7. Жилищная обеспеченность     10-20

 

В этих условиях значительно возрастает роль государственных органов управления в проведении курса экономических реформ, преодолении допущенных ошибок и перекосов, создании и проведении научно обоснованной социальной политики, направленной на защиту и поддержку социально незащищенных слоев населения, помощь в становлении и развитии среднего класса. Именно государство в условиях длительного переходного периода может предоставить населению социальные гарантии безопасности при помощи и поддержки гражданского общества.

Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной сферы с помощью правовых, финансовых и административных рычагов. В ряде случаев в этой сфере не допускается приватизация или коммерциализация и государство покрывает необходимые расходы по содержанию объектов в интересах гарантирования конституционных прав граждан. Полномочия в области управления отраслями социальной сферы разделены между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Большинство вопросов развития отраслей социальной сферы решается местными органами. Федеральные органы обосновывают направления государственной политики в конкретных отраслях, устанавливают порядок лицензирования деятельности по социальному обслуживанию и защите населения, решают крупномасштабные и острые социальные проблемы по обеспечению социальной безопасности страны.

Учитывая, что в ситуации переходного периода все процессы, связанные с формированием рыночных отношений, не только специфичны, но и деформированы, обеспечение социальной безопасности гражданского общества становится возможным при создании и реализации социальной политики. В переходный период происходит интенсивная структурная перестройка, ломка старых механизмов саморегуляции общества. Поэтому социальная политика является наиболее значимой детерминантой самодвижения социальной безопасности, поскольку возникает необходимость целенаправленного воздействия на социальную сферу, чтобы избежать огромных социальных издержек, характерных для периодов экономических и политических реформ. Социальная политика становится возможной на базе социально-политического единства общества при одновременной ориентации на минимизацию в нем социального напряжения и на стимулирование общественного развития.

Это означает, что современная социальная политика должна строиться с учетом приоритетности проблем социальной защищенности населения в условиях вхождения в рынок, повышения роли личного трудового вклада в удовлетворении материальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения, ликвидации на этой основе иждивенчества, формирования нового механизма обоснования и реализации социальной политики (в том числе финансирования социальной сферы), предполагающего поэтапный переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

В целом, приоритетными направлениями в деятельности государства по реализации социальной политики являются:

· Признание ответственности государства за социальное положение своих граждан, ликвидация социальных антагонизмов и диспропорций и формирование гармоничной социальной структуры общества;

· Обеспечение приоритетности идей гуманизма, человеколюбия, утверждение прав, свобод и неприкосновенности личности, ее чести и достоинства;

· Реализация принципов социальной справедливости, социальной защиты малоимущих, престарелых, инвалидов, сирот, многодетных семей, беженцев и вынужденных переселенцев, студенческой и учащейся молодежи;

· Приведение минимальной заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в соответствие с реальным прожиточным минимумом, гарантирование ее полной и своевременной выплаты;

· Недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;

· Гарантирование общедоступного, качественного медицинского обслуживания, осуществление эффективных мер по поддержке семьи, охране материнства и детства, сокращению младенческой смертности и увеличению продолжительности жизни людей;

· Предоставление всему населению равного права на получение общего и высшего образования, свободу выбора профессии в соответствии с полученной подготовкой;

· Создание условий для развития всех видов творчества, раскрытия талантов и способностей людей, защита интеллектуальной собственности, недопущение “утечки умов” из России;

· Утверждение в стране гражданского, общественного согласия между различными социальными слоями и группами населения.

Таким образом, основным субъектом реализации социальной политики выступает государство. Оно предотвращает, нейтрализует и устраняет социальные опасности и угрозы, поддерживает и защищает социальные интересы граждан своей страны, вырабатывает и определяет с помощью реализации социальной политики основные приоритеты в обеспечении безопасности населения России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.