Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии осуществления государственной молодежной политики




 

Переход к рыночной экономике привел к значительным изменениям в социальном положении различных социально-демографических групп населения, в том числе и молодежи. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов проявляется в течение всей жизни человека и влияет на границы молодежного возраста. Нижняя возрастная граница определяется в 14 лет, поскольку именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей, либо устроиться на работу. Верхний порог определяется в 30 лет, когда человек достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи и он занимает определенное положение в обществе.

“Наука о молодежи” в нашей стране прошла длительный и во многом противоречивый путь. Накопленный в Советской России, а затем и СССР опыт имел свои положительные и отрицательные стороны, которые определили впоследствии характер исследований молодежных проблем в современной России на рубеже веков. Первые попытки определения молодежи как общественной группы, изучения ее проблем (труд и быт) и ценностных ориентаций были предприняты в России еще во второй половине 20-х годов ХХ столетия.

К исследованию проблем молодого поколения обратились психологи и педагоги. По их инициативе и при их участии начали проводиться массовые социологические исследования. Так, например, в 1927 г. было опрошено 120 тыс. подростков в возрасте 10-16 лет с целью определения позиций школьников по отношению к Советской власти. Всего за период 20-х – 30-х годов издано около 300 книг и брошюр, в которых подробно освещались результаты конкретных исследований новых социальных процессов и явлений в стране Советов. Затем длительное время, после пика исследовательской активности в 20-х годах и вплоть до середины 50-х годов, молодежь не рассматривалась отечественными учеными как специальный объект исследования, как самостоятельная социально-демографическая группа в структуре советского общества, имеющая свои специфические проблемы.

Ситуация стала меняться в послевоенный период. Во-первых, пока единичных исследованиях 50-х годов акцент делался на изучении ценностных ориентаций и идеалов молодого поколения. Массовые студенческие волнения, прошедшие в 1968 г. в Западной Европе и Америке, подтолкнули отечественных политиков и ученых к более интенсивному изучению проблем молодого поколения. Социологи подняли вопрос об изучении специфических противоречий в среде подрастающего поколения и проблемах в отношениях молодежи, общества и государства. В 60-х годах ХХ века начинают проводиться массовые исследования социальных проблем молодежи. В центре внимания ученых – изучение роли и места молодежи в современном мире, анализ интересов и потребностей, ценностных ориентаций и социальных ожиданий различных категорий молодого поколения в сферах труда, учебы и досуга.

В современном российском обществе в период кризиса, молодежь является одной из самых незащищенных групп, испытывая на себе как позитивные, так и негативные эффекты. Поэтому необходимо изучение образа жизни, моделей поведения молодежи, степень открытости общества для их восходящей мобильности, изменение системы ценностей подрастающего поколения. Для реализации молодежной социальной политики актуальное значение имеет исследование проблем социального расслоения молодежи, содержание молодежных движений, в том числе и протестного характера, влияние на молодежь религиозных доктрин, националистических идеологий, проблем криминализации молодежной среды, профилактики молодежной преступности, положения молодых предпринимателей в бизнесе и др.

За последние годы сформировался ряд тревожных тенденций, характерных для данной социальной группы населения:

· отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами мира;

· расширение поля девиантности, в том числе преступности, наркомании, проституции, алкоголизма, связанных с разрушением традиционных форм социализации;

· увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания или возможности продолжать обучение;

· слабая социальная защищенность молодежи;

· ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей;

· отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны из-за невозможности применения своих сил и способностей.

Следует признать, что трансформационные процессы, происходящие в российском обществе последнее десятилетие, наиболее остро отразились на молодом поколении: численность молодежи России сокращается, общество стареет, возрастает социально-экономическая нагрузка на рабочее место в целях обеспечения жизни всех поколений; каждое новое поколение детей и молодежи менее здорово, чем предыдущее, болезни “переселились” из старости в молодость; под угрозой генофонд нации; снижается интеллектуальный потенциал молодежи, а вместе с этим инновационные возможности общества; резко обострилась проблема занятости молодежи; материально-бытовое положение, доступ к образованию ухудшаются; самосознание молодежи, ее самоидентификация, организованность, роль в общественной жизни, политике, защите своих интересов, субъектная позиция проявления значительно снизились; происходит разрушение духовных и нравственных ценностей значительной части молодежи, молодежь все более криминализируется, нарастают пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция.

Среди общественных проблем, которые более всего тревожат молодых людей сегодня, на первом месте стоит рост преступности, инфляция, рост цен, коррупция во властных структурах, экологическая ситуация, усиление неравенства доходов, разделение на бедных и богатых, пассивность граждан, их безразличие к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья. Но ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно. Доминантными ценностями выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие. Исторически возвышающаяся ценность человеческой жизни выражена, как правило, через стремление молодежи к благополучию и к повышению уровня ее гарантированности. При всей тяжести нынешнего положения, вообще, и молодежи в частности, надо видеть, что молодежь обрела большую меру свободы как необходимое условие для плодотворной деятельности, самоопределения и самоутверждения, экономическую свободу, свободу политических убеждений, гражданские свободы, свободу философских убеждений, свободу вероисповедования. Имея эти предпосылки, новое поколение сегодня уже вступает в практическую жизнь.

Ориентация на последовательную эволюцию и формирование общественных отношений, адекватно отражающих достижения человеческой цивилизации, отказ от потрясений как единственного способа разрешения общественных противоречий требуют обеспечения преемственности поколений, социального мира и социальной защищенности, устойчивости во взаимодействии природы, общества и человека. Решению этой задачи служит сильная государственная политика, составной частью которой является государственная молодежная политика.

Государственная молодежная политика, как это определено федеральными документами, является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.

Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых. Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Ей легче воспринимать переломные эпохи, но именно они не позволяют ей ощутить всю полноту общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциал. Молодежь выступает главным субъектом образования семьи и демографических процессов. Это создает возможности для выбора темпа и направленности вхождения молодежи в государственную и общественную жизнь. Именно это обстоятельство является основой ее инновационной деятельности, ее творческого вклада в развитие общества. Молодое поколение несет ответственность за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодого поколения реализуется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм и реализации их в деятельности, содействующей возрождению России.

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Она формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована по следующим приоритетным направлениям:

· совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, защиты их нравственности;

· вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

· развитие созидательной активности молодежи;

· интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации формируется и реализуется в сложных экономических и социальных условиях. В современный период государственное направление реализации молодежной политики является практически единственным. Политические партии не имеют четкой, разработанной, оформленной молодежной политики, сводя, как правило, свою роль к провозглашению позиций, которые должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодежи. Недостаточную роль играют и молодежные и детские общественные объединения. В силу организационной слабости они не могут в должной мере защищать интересы молодых граждан, организовывать эффективную работу в молодежной среде. В большинстве случаев низка роль профессиональных союзов в решении молодежных проблем, в разработке и осуществлении профессионально ориентированной молодежной политики. Существенное негативное влияние имеет тот факт, что с расширением рыночных отношений трудовые коллективы утратили прежний опыт поддержки молодых тружеников и решения проблем молодежи. Таким образом, роль государства, его структур на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления в реализации политики по отношению к молодому поколению приобретает доминирующее значение.

В условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются два уровня государственной молодежной политики с определенной спецификой ее реализации: федеральный и региональный, дополняемые муниципальной молодежной политикой. При углублении самостоятельности регионов складывается территориальный опыт, сочетающий общее и единичное - всероссийский подход к решению проблем молодежи и особенности, возможности, специфику регионов; создается региональная нормативно-правовая база.

Особого внимания требует организация муниципальной молодежной политики, которая, как показывает складывающийся опыт, выражается в следующем:

· социальная поддержка молодежи, молодой семьи;

· поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи;

· организация занятости молодежи;

· профилактика и противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде;

· гражданское и патриотическое воспитание молодежи;

· организация работы по месту жительства;

· развитие молодежного и детского самоуправления;

· информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики;

· поддержка молодежного предпринимательства.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В тоже время следует учитывать результаты социологических исследований, которые показывают, что молодежь, в целом, остается аполитичной. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18 - 35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

В ходе реализации государственной молодежной политики успешно реализуются технологии информационного обеспечения молодежи, социальное назначение которой определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.

В настоящее время информационно-аналитические центры действуют в подавляющем большинстве регионов Российской Федерации. Работа по формированию единой общероссийской системы информационных центров для молодежи ведется рядом федеральных ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов.

Создаются технологии и механизмы самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов. На федеральном уровне создан Российский центр содействия молодежному предпринимательству, который выполняет координирующие функции и оказывает методическое содействие работе аналогичных структур, созданных в 35 субъектах российской Федерации. Ежегодно проводятся конкурсы региональных программ и проектов по поддержке и развитию молодежного предпринимательства, оказывается данным программам финансовая и материально-техническая поддержка.

Особое внимание оказывается обеспечению занятости молодежи. В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (6,4 процента). В стране успешно работают 95 молодежных бирж труда и служб трудоустройства молодежи, активизировались объединения, продолжающие традиции студенческих строительных отрядов.

Существует множество проблем, связанных с семейно-брачными отношениями молодежи. Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей. Достаточно медленно снижается число разводов и количество неполных семей. В этих условиях необходима комплексная целевая программа, направленная на пропаганду семейных ценностей среди молодежи, формирование технологий поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи, подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи, содействие в обеспечении жильем молодых семей.

Одной из наиболее острых проблем, которая встает перед молодежью и обществом, является жилищное обеспечение. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жилье в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для большинства молодых людей. В целях решения жилищной проблемы предусматривается переход от целевого финансирования незавершенных объектов МЖК к реализации программы предоставления жилищных субсидий и ссуд для молодых семей с использованием организационного опыта, технической базы и площадок МЖК, финансирование жилья для молодежи путем введения в обращение ценных бумаг (векселей, жилищных контрактов, лотерей).

Среди приоритетных задач государственной молодежной политики выделяется работа по формированию системы социальных служб для молодежи. Обобщается и распространяется опыт опорно-экспериментальных центров в регионах, ведется подготовка кадров и консультирование. Усиливается внимание федеральных и региональных органов власти к физическому и духовному развитию молодежи, распространению массовых видов спорта, досугу, поиску и поддержке талантливой молодежи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.