Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная социальная политика как важнейший механизм повышения качества жизни и обеспечения социальной безопасности граждан 1 страница




Многообразные социальные процессы по управлению качеством жизни и обеспечением социальной безопасности населения, связанные с региональными особенностями, регулируются региональной социальной политикой, которая осуществляется посредством управляющего воздействия на социальную сферу.

Объектом социальной политики в регионе выступает все население региона, отдельные индивиды, социальные общности, действующие на соответствующей территории. Субъектом социальной политики в регионе являются государственные органы, организации, учреждения и объединения (социальные, профессиональные, политические, религиозные, благотворительные), оказывающие воздействие на социальную сферу региона.

Региональная социальная политика выступает как деятельность субъекта социальной политики в лице федеральных органов власти, политических и общественных организаций, направленная на достижение сравнительно равных социальных условий жизнедеятельности в различных регионах, развитие социальной структуры и инфраструктуры регионов.

Целью региональной социальной политики является:

- регулирование демографических процессов в регионе (рождаемости, смертности, миграции, продолжительности жизни, естественного прироста населения и др.);

- обеспечение социальных стандартов уровня жизни и социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

- предотвращение обнищания населения, сдерживание процесса расслоения населения на наиболее бедных и богатых, поддержание достойного уровня жизни населения, особенно в слаборазвитых регионах;

- сокращение безработицы и минимизация ее последствий, сохранение стабильности в сфере занятости;

- развитие и совершенствование системы образования и подготовки кадров на региональном уровне;

- сохранение уникального многообразия культур различных народов, художественно-эстетическое образование и обслуживание, развитие духовности населения;

- обеспечение участия органов местного самоуправления в развитии муниципальной социальной сферы.

Деятельность региональных и местных органов власти охватывает социальный, институциональный и воспроизводственный аспект функционирования региона как социально-территориальной общности. Это значит, что региональная социальная политика направлена на воспроизводство и взаимодействие ресурсов на территории и на институциональное обеспечение преимуществ региона в сфере предпринимательского климата.

Жизнедеятельность региона — постоянный фактор, она не может быть прекращена. Региональное хозяйство (в т.ч. все отрасли социального обслуживания населения) в отличие, например, от отдельного предприятия или отрасли производства не может быть механически ликвидировано.

Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является нарушение пропорций социального воспроизводства, демографических процессов и т.п., что превращает регион в депрессивную социальную структуру. Поэтому региональная политика направлена, прежде всего, на реализацию интересов и потребностей населения региона.

В последние годы все отчетливее обозначается актуальность еще одного направления региональной социальной политики, связанной с качеством жизни населения. Усиливается внимание к необходимости отслеживать ситуацию по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения в регионе и местном сообществе. Это связано с возрастанием частоты природных катаклизмов и техногенных катастроф, усилением деятельности международных террористических организаций, обострением криминогенной обстановки, а также социальных конфликтов, приводящих к локальным нарушениям электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, другим негативным явлениям, что создает угрозу жизни и здоровью людей, нарушает нормальное функционирование производственной, транспортной и бытовой инфраструктуры.

Анализ показывает, что на всех уровнях реализация государственной социальной политики по повышению качества жизни и обеспечению социальной безопасности осуществляется посредством создания необходимого правового пространства и управляющего воздействия на социальные процессы со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Субъектами управления социальными процессами выступают также партии, общественные объединения и организации. Они находятся во взаимодействии между собой, а каждый из них - в определенной, свойственной ему зависимости и субординации к другим субъектам, составляя вместе определенную систему. Государство в лице федеральных и региональных органов власти оптимизирует взаимосвязи между субъектами управления, объединяет их усилия в управлении социальными процессами. Государственные органы власти, кроме того, формируют нормативную базу, согласно которой оцениваются социальные показатели и индикаторы управления качеством жизни населения регионов.

Практика осуществления социальных реформ в переходный период показала, что рыночный механизм не только не исключает, но и увеличивает необходимость участия государства в управлении социальными процессами. Необходимость целенаправленных воздействий на социальную сферу обусловлена тем, что рыночная система не имеет механизма ее полной саморегуляции. Неустойчивое социально-экономическое развитие страны в целом и ее регионов, усиливает эту необходимость.

Управление качеством жизни, как осознанное воздействие субъекта управления на реально существующие общественные отношения и процессы, является важным средством реализации социальной политики. Однако в настоящее время федеральным органам власти не удалось создать функционирующие социальные системы, способные влиять на общественные отношения и социальные процессы, протекающие в стране. Государство сможет реально управлять качеством жизни лишь в том случае, когда возьмет на себя функции главного координатора действия других социальных институтов, являющихся субъектами полисубъектной социальной политики.

Государственные органы, реализуя полисубъектную социальную политику в регионах, должны систематически определять региональный вектор воздействия на качество жизни со стороны каждого субъекта региональной социальной политики. Создание институциональных и неинституциональных социально-экономических предпосылок вовлечения граждан, различных социальных групп и слоев в процесс частичной самореализации своих потребностей и интересов является важным инструментом реализации социальной политики в регионе.

Однако даже частичное самоудовлетворение основных материальных и духовных потребностей гражданами должно сопровождаться привлечением их к процессу принятия ответственных решений на региональном уровне. Таким своеобразным инструментом является привлечение граждан к выборам в органы власти, к выработке важных решений по результатам проведенных референдумов и массовых опросов. Привлечение большого числа людей к процессу принятия государственных решений является в то же время средством контроля населения над региональной властью и обеспечения между ними обратной связи в системе управления обществом.

Воздействие на социальную сферу региона как объект управления вызывает количественные и качественные изменения в ней и составляющих ее компонентах. Эти последовательные изменения, в конечном счете, и представляют собой социальное развитие региона.

Сегодня, в условиях мирового финансового и экономического кризиса, в различных регионах страны проявляется негативная тенденция ухудшения качества жизни населения по сравнению с его предыдущим состоянием и средним по России уровнем. Генезис таких явлений определяется достаточно сложно. Именно поэтому важно, чтобы факторы, вызывающие нарастание негативных характеристик, были обнаружены вовремя. Это создаст возможности для преодоления, или, по крайней мере, смягчения препятствий на путях прогрессивного социального развития региона.

Методика управления качеством жизни населения региона во многом основывается на общей методике управления. Процесс управления включает в себя такие признаки, как наличие системы, причинную связь элементов в системе, существование управляющей и управляемой подсистем, динамический характер и адаптивность системы, наличие механизма управления, хранение, передачу и преобразование информации, обратную связь, направленность управления.

Функции управления качеством жизни населения региона реализуются при помощи органов управления, системы коммуникации, техники, методов управления. Сам процесс управления качеством жизни населения региона включает разработку целей и задач управления, их реализацию на основе применения оптимальной системы, принципов и методов управления. Данный процесс, как на региональном, так и на муниципальном уровне проходит этапы прогнозирования, планирования, текущего руководства, учета, контроля и оценки на основе обеспечения обратной связи.

Разработка и осуществление технологии управления качеством жизни населения региона требует системного подхода к этому сложнейшему процессу, вызывает необходимость глубоких научных исследований структур управления, механизма их функционирования, внедрения в практику экономического и правового механизма управления территориальными общностями федерального, регионального и местного значения. Многие федеральные социальные инфраструктурные образования, расположенные на территории того или иного региона, теряя финансирование из Центра, начинают иметь явно выраженную региональную специфику и практически теряют смысл существования вне регионального образования. Элементы социальной инфраструктуры регионального подчинения составляют основу для социального развития региона.

Технология управление качеством жизни населения региона требует прогнозирования социальной политики в нем. Различные показатели, характеризующие направление и темпы социального развития региона, являются исходными данными для формирования социальной политики в субъекте Федерации.

В основу перспективных планов социально-экономического развития региона кладутся прогнозные оценки, базирующиеся на программно-целевом подходе и инвариантности решения региональных проблем. Однако прогнозирование в социальной сфере (медицинской, образовательной, культурно-эстетической и др.) наталкивается на проблему невозможности безусловных предсказаний параметров компонентов сферы. Разработка показателей социальной сферы региона на различных этапах ее развития позволит частично решить эту проблему.

Формирование различных разделов программ управления качеством жизни населения региона должно осуществляться на основе информации, полученной путем сбора и обработки статистических данных. Проводимые региональными комитетами статистики регулярные целевые обследования состояния различных отраслей социальной сферы, включая условия жизнедеятельности населения, позволяют получать дополнительные данные, характеризующие динамику протекающих социальных процессов, что создает предпосылки для формирования активной региональной социальной политики.

Одни из ее показателей являются общими как для общероссийского, так и для регионального уровня, а другие используются лишь для измерения социальных явлений или процессов, происходящих лишь в части территории страны. Типичные региональные показатели, с одной стороны, позволяют отображать региональные особенности развития, с другой - сравнивать их с аналогичными показателями сопоставимых регионов.

Система региональных социальных показателей является хорошим инструментом, позволяющим обеспечить потребности региональных органов управления в информации, характеризующей различные стороны социальных явлений. Однако проблема формирования системы социальных показателей обостряется в связи с тем, что многие органы управления не получают информации о состоянии и развитии этих явлений и процессов в необходимых количествах и сроках.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует система общепринятых социальных показателей, влияющих на качество жизни населения региона. Учитывая, что эта категория напрямую связана с социальной сферой и имеет социальную направленность, представляется целесообразным выделение таких социальных показателей и индикаторов, выражающих, наряду с данными статистики, реальные характеристики социальных изменений, происходящих в регионе.

Социальные показатели позволяют, во-первых, оценить степень возможности решения поставленных задач, во-вторых, получить информацию о социальных процессах побочного действия, то есть социальных изменениях, не предусмотренных управленческим решением, в-третьих, соотнести полученную итоговую информацию с данной социальной целью. В этих условиях перед социальным управлением региона встают принципиально иные задачи.

Анализ качества жизни в социальной сфере региона позволяет обобщить и выделить социальные показатели и индикаторы эффективности осуществляемой на региональном уровне социальной политики по следующим основным направлениям.

Социальная дифференциация регионального сообщества. Наиболее важными показателями являются: поляризация в доходах основных групп населения, положение социальных групп и слоев населения, социальная декомпозиция (различия в социальных статусах людей), степень открытости социальной стратификации и мобильности общества, уровень социальной напряженности в обществе (задолжности в выплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, число совершенных преступлений, количество и формы акций протеста) и др.

Важнейшим показателем уровня реализации социальной политики выступает индикатор концентрации доходов населения, характеризующий степень поляризации общества по доходам. Этот показатель, так называемый коэффициент Джини, имеет особую актуальность для определения уровня регионального развития. В последние годы на глазах у народа произведено резкое перераспределение государственной собственности, ее денационализация. При этом данный процесс в различных регионах протекал в разных формах и имел множественные отрицательные последствия. В среднем, разрыв между доходами 10% самых богатых в России и 10% самых бедных составляет 17 раз, что значительно больше, чем в ведущих странах мира.

Безусловно, высокая степень поляризации российского общества, значительная дифференциация уровня доходов населения регионов негативно сказываются на политической стабильности страны, ставят под вопрос формирование среднего класса, мешают экономическому оздоровлению и являются источником постоянной социальной напряженности в регионах.

Особую группу показателей составляет группа, фиксирующая изменение социальных качеств населения: ценностных ориентаций, мотивации, уровня профессионализма, ответственности, дисциплинированности, установки на самообразование, совершенствования знаний и навыков, повышения производительности труда на предприятиях государственного и частного сектора и т. д. Отсюда следует обозначить выход на проблему социальной адаптации к новым условиям. Вместе с тем, важным аспектом проблемы социальных свойств населения является уровень его готовности к освоению новых технологий и режимов работы (без чего проблема интенсивного, устойчивого развития не может быть успешно решена).

В системе социальных показателей следует выделить показатели социальной конфликтности. С их помощью определяются конфликтогенные факторы в социальных отношениях, описываются предконфликтные и конфликтные ситуации, перерастание проблемных ситуаций в конфликтные. Особое значение приобретают показатели социальных антагонизмов, социального недовольства и напряженности. Проявление в тех или иных формах социальных антагонизмов прямо связано с начавшимся процессом возрождения социально-классовой структуры, свойственной обществу с многоукладной экономикой, базирующейся на разных формах собственности, включая частную.

Социально-демографическая ситуация в обществе. К числу важнейших показателей такой ситуации в регионе относятся: средняя продолжительность жизни населения (лет); ожидаемая продолжительность жизни людей (лет); общая смертность населения (человек на 1000 населения); младенческая смертность (человек на 1000 родившихся); естественный прирост (убыль) населения (человек на 1000 населения); состояние миграционных процессов; сальдо миграции.

Так, например, анализ демографической ситуации в Санкт-Петербурге показывает некоторое улучшение состояния семейно-брачных отношений, рождаемости и смертности населения города. В тоже время, динамические ухудшения последних лет, а также наличие ярко выраженных факторов отрицательного воздействия на демографическую ситуацию, настоятельно требуют целостной стратегии и программы действий в области демографического развития, в том числе и в направлении изменения количественных и качественных параметров населения в настоящем и будущем.

Браки и разводы в Санкт-Петербурге

Год Браки Разводы
     
     
     
     

Анализа показывает, что заключение брака стало снова модным. Растет не только число свадеб, но и средний возраст матерей. Петербурженки предпочитаю сегодня рожать в 25-29 лет. Вторых и третьих детей женщины рожают в 30-34 года. Смертность в Санкт-Петербурге продолжает доминировать над рождаемостью. В 2011 году родилось 57538 детей и умерло 62014 человек[94].

Необходимо создание предпосылок для плавного протекания рождаемости, смертности, брачности, миграции, которые в настоящее время имеют либо слабо выраженный характер, либо скачкообразную динамику. Последнее, в свою очередь, отражается на перепадах в численности отдельных поколений и создает тем самым проблемы в области здравоохранения, образования, занятости, социально-бытовом обслуживании населения.

Известно, что сущность демографической политики заключается в формировании в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения. Это подразумевает сохранение или изменение тенденций в области динамики и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Поэтому в анализе демографической ситуации важно определить, насколько основные направления региональной демографической политики связаны с регулированием отдельных демографических процессов и воздействием на жизнедеятельность различных социально-демографических групп. Это позволит создать благоприятные условия для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снизить заболеваемость и смертность населения, увеличить продолжительность жизни людей, регулировать миграционные процессы.

Мероприятия демографической политики осуществляются на государственном, региональном и местном уровнях. Стратегическая и, прежде всего, законотворческая деятельность государства должна дополняться системой мероприятий региональных и местных органов самоуправления. Поэтому еще одним аспектом анализа является оценка того, насколько политика по регулированию населения проводится с учетом местных особенностей социально-экономической, экологической и демографической обстановки в прошлом и настоящем.

Ориентация на будущие изменения в развитии населения подразумевает как минимум две различные цели демографической политики: поддержание численности и структуры населения в существующих пропорциях, либо их изменение в определенном направлении. Поэтому необходима оценка значений параметров будущего населения и определение требований к проведению мер социально-экономической политики, которая приведет к желательным изменениям в демографической ситуации.

Такие изменения могут произойти в результате трансформаций в демографическом поведении, как всего населения, так и его отдельных социально-демографических групп. Следствием принятия и исполнения комплекса мер демографической политики могут явиться перемены в репродуктивном, самосохранительном и миграционном поведении людей. Они касаются принятия решений супругов о рождении детей, либо откладывании этого рождения, отказа от него; аспектов сознательного поддержания населением своего здоровья и государственной помощи в сохранении здоровья граждан; принятия решений о перенаселении, процесса перемены места жительства и адаптации к условиям жизни в месте вселения и т.д.

Особенность демографической политики заключается в опосредованном воздействии на демографические процессы. Поэтому при анализе региональной и местной демографической политики должны учитываться те принципы ее формирования и реализации, в которых были бы учтены интересы, как государства, так и отдельных групп населения и граждан.

В отечественной практике еще нет устоявшейся и общепринятой системы принципов демографической политики. Наиболее продвинутые разработки затрагивают часть вопросов демографического регулирования. Они содержатся, например, в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации и в Федеральной миграционной программе.

Представляется, что наиболее универсальной в современной демографической проблематике является следующая система принципов демографической политики:

· суверенитет семьи: минимизация чьего бы то ни было вмешательства в интересы семьи;

· суверенитет личности: недопустимость мер, искусственно-консервирующих отжившие или отживающие стереотипы поведения;

· опора на собственные силы (одна из целей политики – как можно меньшая зависимость от общественной благотворительности и государственных дотаций как можно большего числа людей или групп населения);

· социальная защищенность: защита отдельных категорий семей (неполные, многодетные, семьи с инвалидами и т.п.), групп населения в определенной неблагоприятной ситуации (стихийное или социальное бедствие, отсутствие работы и т.п.), семей на определенных этапах жизненного цикла (например, при рождении детей и пр.);

· расширение свободы выбора, т.е. предложение как можно большего числа альтернатив решения одной проблемы;

· дифференцированность политики: различие в мерах политики для разных групп и слоев населения с учетом региональных различий.

К числу прикладных задач анализа относится необходимость учета факторов сложившейся демографической обстановки. Тщательный анализ структуры населения, течения отдельных демографических процессов - рождаемости, смертности, брачности, миграции - должен основываться на достоверной и полной статистической информации. Только такой подход позволит разработать и реализовать систему мер, направленных на смягчение сложившейся демографической ситуации и предотвращение нежелательных тенденций в развитии населения.

Доступность материалов государственной статистики, наличие открытых публикаций о населении, преемственность в работе квалифицированных статистических кадров в регионе и на местах позволяет широко привлекать данные о населении и в практику местного самоуправления.

Основная сложность анализа заключается в интерпретации значений показателей развития населения региона и входящих в его состав муниципальных образований. Так, в теории и практике анализа, тенденции и генеральные направления демографического развития России должны учитываться при определении региональных особенностей формирования населения. Такой подход позволяет определить степень отклонения компонент демографического развития региона от общероссийских показателей. При этом возникает возможность качественной оценки степени благоприятности или неблагоприятности этих отклонений, позволяющих выявить степень актуальности решения местных проблем населения в контексте общероссийского демографического развития.

Применительно к оценке действий региональных органов управления и органов местного самоуправления в области социально-демографического развития следует говорить не о жестких стандартах, а об ограничениях и требованиях. Их соблюдение поможет максимально учесть специфику социально-демографического развития как в повседневной административно-хозяйственной деятельности, так и при определении развития того или иного территориального образования.

Очень важно четко представлять систему демографических последствий влияния социально-экономических процессов на процессы рождаемости, смертности, миграции. Механизм и сроки этого влияния могут значительно скорректировать усилия местных органов по регулированию демографического развития. Так, при оценке механизма влияния сложных современных экономических процессов на демографическое развитие, необходимо учитывать, что сейчас у большинства населения страны существует устойчивая ориентация на низкую изначально ограничиваемую рождаемость, и современные трудности лишь усиливают эти тенденции, а не противоречат им. В связи с этим серьезной задачей в области анализа демографической ситуации и перспектив ее развития является предвидение возможных демографических последствий социально-экономических решений, принимаемых на государственном, региональном и местном уровнях.

Состояние и охрана здоровья населения региона. Состояние здоровья населения региона включает следующие основные показатели: общая заболеваемость населения; детская заболеваемость; заболеваемость острыми и хроническими заболеваниями; гигиенические нормативы (предельно допустимые уровни шума, вибрации и других физиологических факторов; ПДК токсичных веществ и загрязнителей в пищевых продуктах и питьевой воде; соответствие нормам обеспечения населения лечебно-профилактической помощью (количество больничных коек на 1000 населения, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на одного жителя); соответствие нормам нагрузки медицинского персонала, прежде всего врачей (число больных на 1 час амбулаторного приема); соответствие нормативу фондовооруженности коечного фонда по типам стационарных медицинских учреждений.

Главной целью здравоохранения, включенного в число приоритетных национальных проектов, является удовлетворение потребности населения в услугах сферы здравоохранения, на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов, выполнение которых законодательно гарантируется государством.

Наряду с главной целью в конкретных условиях финансирования системы здравоохранения в целом или ее отдельных элементов могут формироваться локальные цели управления муниципальным здравоохранением. Они выражаются, например, в удовлетворении потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности, в соблюдении гарантий предоставления объемов медицинских услуг и качестве лечения в соответствии со складывающимся спросом населения на лечебно-профилактические, оздоровительные, медико-диагностические и другие виды услуг в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

В настоящее время, в условиях острого дефицита бюджетных средств, обеспечение гарантированных прав населения в области здравоохранения требует оптимального использования предназначенных для этого ресурсов. Это, в свою очередь, предполагает, прежде всего, выбор правильных ориентиров развития здравоохранения, определения и финансирования наиболее эффективных форм медицинской помощи. В частности, следует в большей степени акцентировать внимание на профилактическом направлении охраны здоровья граждан с соответствующим перераспределением финансовых средств из стационарного в амбулаторно-поликлинический сектор. Последние решения правительства РФ по совершенствованию системы здравоохранения направлены, на наш взгляд, именно на решение данной задачи.

Анализ состояния здоровья населения как важнейшей составляющей качества жизни предполагает возможность количественной оценки величины здоровья. Существует два основных способа ее измерения. Первый заключается в непосредственном измерении значимых показателей структуры, функций и адаптационных резервов человека, сравнении их с нормативами. Второй способ оценки величины здоровья состоит в использовании конечных социально значимых показателей, к которым относятся: средняя продолжительность жизни, характеристика воспроизводства населения (репродукция) и морально-психологический комфорт или самочувствие. В этих компонентах интегрируются изменения многочисленных показателей структуры, функции и адаптационных возможностей человека.

Индикаторы, характеризующие в обобщенном виде состояние здоровья населения, включают: демографические индикаторы, индикаторы заболеваемости и характер самооценки здоровья населением.

При разработке показателей состояния здоровья населения в первую очередь следует ориентироваться на демографические индикаторы, такие как средняя продолжительность жизни при рождении (всего, в том числе по демографическим группам), коэффициенты общей, повозрастной, в том числе младенческой смертности, показатели смертности, ее причины (всего, и по половозрастным группам).

В своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» В.В.Путин отмечает, что «в 2011 году была создана принципиально новая правовая база развития российского здравоохранения. С ее помощью четче и справедливее будут распределяться средства на финансирование медицины, а пациенты получат широкие возможности выбирать врача и лечебное учреждение. На полную реализацию возможностей, которую создает правовая база, уйдет несколько лет. В это время необходимо решить еще целый ряд проблем отечественного здравоохранения»[95]. Подчеркивается необходимость решения целого ряда проблем отечественного здравоохранения: удовлетворенности качеством медицинских услуг, улучшения организации медицинского обслуживания, создания продуманной дорожной карты развития лекарственного обеспечения, необходимости повышения ответственности каждого человека за состояние своего здоровья, формирования здорового образа жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.