Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные утопии




 

Важным, и неизбежным, этапом в становлении и развитии социальной мысли было создание утопических теорий.

Первой утопической теорией можно назвать учение Платона об устройстве идеального государства. Почти массовым стало обращение к утопическим идеям в эпоху Возрождения и Новое время: «Утопия» Т.Мора, «Город солнца» Т.Кампанеллы, «Закон свободы» Дж.Уинстенли, «Завещание» Ж.Мелье, «Икария» Э.Кабэ, «Кодекс природы» Морелли, «О правах и обязанностях гражданина» Г.Мабли, «Заговор во имя равенства» Г.Бабёфа – только часть, только наиболее известные литературные памятники утопической социальной мысли.

Исходным моментом ранних социальных утопий были легенды о Золотом веке, уравнительные реформы в Спарте, платоновская утопия кастового рабовладельческого государства, идеи братства и практика общности имущества в раннехристианских общинах.

Главная идея более поздних утопий – критика частной собственности, начиная с первой целостной литературной утопии Т.Мора в которой описан социальный строй, базирующийся на коллективной собственности на средства производства, при подчинении индивида коллективу, уравнительность, аскетизм – практически идеал тоталитарного государства. Век спустя идеи Т.Мора получили дальнейшее развитие в книге Т.Кампанеллы. В идеальном городе-государстве все занимаются производительным трудом, обеспечивая изобилие и возможность распределения продуктов по потребности. Нет ни собственности, ни семьи – всем от рождения и воспитания, до производства и организации удовлетворения потребностей руководит и управляет государство. Во всем – торжество идеологии грубого, примитивного коммунизма, с его мелочной опекой и регламентацией.

Дж.Уинстенли считал, что идеальное общество – это не мечта, а общественный строй, который может быть практически осуществлен. Уинстенли не мечтатель, а реформатор, предлагающий конституцию «общества равных». В отличие от предшественников он выводит идею нового строя не из абстрактного учения, а как следствие существующих экономических, социальных и политических процессов, которыми можно управлять. Утопизм же в том, что нет еще науки управления и тех, кто будет грамотно и в интересах народа управлять.

Критические утописты Х1Х в. А. Сен-Симон и Ш.Фурье выдвигают идеал общества, где не будет разделения на трудящихся и эксплуататоров, владеющих всеми богатствами страны. «Наиболее важный вопрос, подлежащий разрешению – это вопрос о том, как должна быть организована собственность для наибольшего блага всего общества в отношении свободы и в отношении богатства.» (А.Сен-Симон. Избр.соч.Т.1.с.355.)

Ш.Фурье первому принадлежит высказывание, что в каждом обществе степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эмансипации. Р.Оуэн подвел экономическое обоснование под социальный идеал. Происходящие при капитализме изменения в производственной сфере – это необходимые подготовительные ступени ведущие к социальной революции, которая осуществима мирными, ненасильственными методами.

Основной особенностью утопизма русских социалистов – революционных демократов (В.Белинского, А.Герцена, Н.Чернышевского и др.) является попытка навести мосты между идеалом и реальностью, между настоящим и будущим, что привело к возникновению своеобразной разновидности утопического социализма – общинного, крестьянского, народного социализма. «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, - и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука» - говорил А.И.Герцен. (Утопический социализм. М.1982, с.414.)

Эта попытка русских революционных демократов выводить теорию из жизни, а не наоборот, и тем более не навязывать ту или иную доктрину живой жизни, втискивать её в свою амбициозную схему – одно из самых замечательных достижений русской общественной мысли. Однако общая характерная черта всего утопического направления в развитии мировой общественной мысли состоит в том, что исходя, казалось бы, из реальных фактов жизни, они игнорировали действительность, отрывались от неё, создавали искусственные схемы будущего. В сущности это было фактическое стремление уйти от действительности или возвыситься над ней.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ЗАДАНИЯ.

 

1.Назовите этапы развития социального знания.

2.Дайте общую характеристику развития донаучного этапа

социальной мысли.

3.Почему всем другим подходам предшествовала религиозная традиция? Какова главная идея этого этапа?

4.В чем особенности идей Древнего Востока?

5.В чем заключается вклад Платона и Аристотеля в развитие социальной мысли?

6.Как понимали «справедливость» античные мыслители?

7.Дайте краткую характеристику вклада идеологов эпохи Просвещения в развитие социальной мысли.

8.В чем заключается содержание теории общества и государства Н.Макиавелли?

9.Почему теория общественного договора может рассматриваться как основа современного учения о гражданском обществе?

10.О чем гласит принцип разделения властей Ш.Монтескье?

11.Почему он считается основателем географической школы в социологии?

12.Почему социальное знание в ранний период выступало символом веры

и инструментом социальных реформ?

13.С какими именами связаны утопические теории?

14. В чем особенность утопизма русских революционных демократов?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.