Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марксистская социология




Многие социологические теории 19 -20 вв. исходили и исходят из того, что человеческое общество развивается при определяющем влиянии некоего духовного начала: мирового разума, Бога, сознания самих людей, что иногда характеризуется как реализация воли космического разума. Это положение базировалось на очевидном для всех факте: общество составляют люди, наделенные сознанием и руководствующиеся в своей деятельности вполне определенными целями. А значит, и основными субъектами исторического процесса являются отдельные индивиды, которые действуют исходя из своего понимания окружающего мира, своих целей и способностей к той или иной деятельности. Отсюда формула: сознание определяет бытие людей, их культуру и образ жизни (миром управляют идеи). Такие походы в философии называют субъективным идеализмом. Противоположный, материалистический подход – основа марксистской социологии. С точки зрения Карла Маркса (1818 – 1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895) исторический процесс – это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся между собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов образует то или иное общество. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других социальных институтов именно общество в решающей степени определяет содержание и направление деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека.

Признавая существенную роль духовной сферы в развитии общества, не отрицая роли сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности, Маркс и Энгельс считали, что намерения и цели людей, вся система их внутренней мотивации в области экономической, политической и иной деятельности обусловлена объективными факторами исторического процесса. Исходным моментом и движущей силой исторического процесса является производство материальных условий жизни людей. Чтобы иметь возможность творить историю, заниматься наукой, философией, политикой, религией, человеку необходимо есть, пить, иметь жилище, иметь хотя бы минимум средств существования. Значит само существование, а также устройство и развитие общества зависит от практической деятельности, обеспечивающей людей пищей, одеждой, жильем и другими благами. Отсюда значение труда, который Маркс определяет как сущностную функцию человека. Именно в процессе труда, т.е. целесообразной деятельности по преобразованию внешней материальной среды в средство для жизни, человек сохраняет и развивает свою сущность как разумного, деятельного и социального существа. Таким образом, труд – это не просто работа, способ добыть средства к существованию, это еще и социальное отношение.

Совокупный труд людей – это общественное производство. Процесс создания материальных благ одновременно является процессом создания и поддержания системы социальных отношений, возникающих в процессе производства – производственных отношений. Ядро производственных отношений – это отношения собственности, на которой базируется классовая структура общества. Социальный класс- это совокупность устойчивых признаков, позиций (статусов), занимаемых большой группой людей в отношениях с другими группами в системе материального производства. Классовую структуру общества образуют класс собственников средств производства, осуществляющих организацию производства и контроль над распределением его результатов и класс людей, лишенных собственности, но существующих за счет труда на этих средствах производства. Экономическое господство класса собственников на средства производства приводит к превращению всех форм социальных отношений в отношения неравенства, господства и эксплуатации, что наиболее ярко проявляется в безвозмездном присвоении господствующим классом части продукта труда - прибавочной стоимости.

В целом К.Маркс смотрел на возможности капитализма более пессимистично, чем, например, О.Конт, поэтому выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и еще одного классика ранней социологии Э.Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым, Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась как стремление средствами теории опровергнуть марксизм. В самом деле, Маркс выступал за р еволюционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский.

В отличие от Конта и Дюркгейма, Маркс придавал аномалиям, т.е. негативным сторонам капитализма (эксплуатации, обнищанию, росту преступности) не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм – непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логического завершения. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, её можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Заметный вклад в развитие социологии Маркс внес своей теорией формации. Трактуя общество как систему отношений, характер которых определяется способом производства материальных условий жизни людей, К.Маркс под способом производства понимал взаимодействие (соединение) производительных сил = 1)рабочая сила (человеческий фактор – работник, обладающий необходимыми для производства умениями и навыками) + 2)средства производства (вещественный фактор, включающий предметы труда (сырье), +3) средства труда (инструменты и орудия) + 4)технология (способ соединения работника со средствами производства, приведение в гармонию человеческого и вещественного факторов) и производственных отношений, в основе которых лежат отношения собственности. Структура экономических отношений составляет «базис», над которым возвышается «надстройка» в виде системы политических, правовых, идеологических и др. отношений и их институтов – государства, права, семьи и т.д. Совокупность общественных отношений, в которой структуры базиса и надстройки образуют единую системуназывается у К.Маркса общественно-экономической формацией.

Выдвинутые марксизмом положения

– о примате общественного бытия по отношению к общественному сознанию;

- о решающей роли материального производства в жизни общества;

- о необходимости соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил;

- об определяющем воздействии экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений;

- о неизбежности перехода от одной формации к другой представлены и обоснованы как законы общественного развития, действующие, подобно законам природы, объективно и непреложно. Именно поэтому марксизм называет развитие общества естественно-историческим процессом.

 

КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ.

В некоторых работах, посвященных истории социальной мысли, «классической» называют всю социологию 19 – начала 20вв. Другие авторы классической считают социологию рубежа веков, подчеркивая, что основатели социологии – О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс и менее известные авторы, анализировали общество начальной стадии капитализма и их рецепты преобразования общества отдавали романтизмом, были в большой степени абстрактны и утопичны. Социологи конца 19 и начала 20 вв. жили в условиях другого уровня индустриального общества, использовали и сами создавали чисто социологические методы, а не приспосабливали для социологического анализа только общенаучные методы. Их теории стали в гораздо большей степени основой современной социологии и поэтому в большей степени заслуживают звания «классических». Первым из них заслуженно стал

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – пионер практической социологии. При нем капитализм превратился в мировую систему, охватившую все континенты. Крупные банки, предприятия и офисы, машинная индустрия, пароходы, автомобили и аэропланы определяли лицо европейского общества 20 века. Э.Дюркгейм разработал методологию функционального анализа, которая применяется в настоящее время, предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Социальные факты – это коллективные привычки, традиции, обычаи, обряды, другие правила поведения. Считать их фактами, достойными научного изучения, наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом.

Но Э.Дюркгейм был уверен, что они существуют независимо от индивида наподобие природных фактов. Его исследование проблемы суицида, не только глубокое исследование важной социальной проблемы, но и классический пример, образец социологического исследования вообще. Суицид – социальный факт, т.е. результат не климатических, психологических факторов, или не только их, а продукт тех ожиданий, соглашений, которые возникают в результате общения людей. Как социальный факт суицид объясним с помощью социальных факторов. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у селян, во время войны меньше, чем в мирное время и т.д. Почему? Чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты больше разобщены и индивидуалистичны, чем селяне и католики. В итоге индивиды, слабо связанные с жизнью группы, чаще склонны к совершению самоубийств, чем те, у кого эти связи сильны. Т.е., ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция служит типичной социальной причиной самоубийств в современном обществе.

Таким образом, одни социальные факты (самоубийства) он объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам, например, расстройству памяти. По существу, Э.Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.

Главное в человеческом обществе – социальная солидарность, которая цементирует и сплачивает его. Сила, создающая общественное целое – разделение труда, т.е. специализация и распределение людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на надорганической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже степень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

Заметным вкладом Э.Дюркгейма в социологическую теорию являются его исследования посвященные девиациям - отклоняющемуся поведению. Анализируя причины девиаций, Э.Дюркгейм выдвинул теорию аномии (греч.nomos – норма, закон + а частица обозначающая отрицание) – состояние полной дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.

Э.Дюркгейм считает девиации столь же естественными, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало, которое заключается в том, что девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. Кроме того, девиация способствует социальным изменениям, раскрывает альтернативу существующему порядку, ведет к совершенствованию социальных норм.

Георг Зиммель (1858 – 1918) считается основоположником «формальной социологии», в которой выводы делаются на основе выявления логических связей, вычленения и исследования форм социальной жизни.

Г.Зиммель внес заметный вклад в социологию групп. Он подчеркивал значение численности группы, от чего зависит выработка правил, организационных форм и других характеристик, т.е. только при определенном размере группы структурируются и образуют органы, основанные на разделении труда. Группа – это образование, которое обладает самостоятельной реальностью, существует по собственным законам и независимо от индивидуальных носителей. Она всегда стремится к самосохранению и продолжает существовать, даже если её покидают отдельные члены. Распадается группа чаще всего под внешним влиянием, например из-за властных действий, которые не отвечают групповым интересам.

Интересуясь проблемами культуры, Г.Зиммель анализирует её через влияние денег на стиль жизни, отмечает перевес интеллекта над чувствами, рост культуры вещей при отставании культуры личностей. Денежное хозяйство обусловило специфическое разделение труда, которое стало причиной расхождения субъективной и объективной культуры, увеличения дистанции между людьми.

Особенно значителен вклад Г.Зиммеля в систематику социологии. Он одним из первых определял предмет социологии как учение об обществе, которое познает все то, что в обществе действительно является общественным. Г.Зиммель исследовал такие социальные формы, как «господство и подчинение», «конфликты», много внимания уделял социальной типологии. Он классифицировал социальные процессы, социальные типы и модели социального развития. Хотя эти разработки во многом носили формальный характер, они оказали заметное влияние на концепции современной социологии многих авторов.

Макс Вебер ( 1864 -1920) в отличие от К.Маркса, который считал главным для прогресса экономические факторы и верил в историческую миссию пролетариата, превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие. «Класс», «государство», «общество» - понятия собирательные. Мы говорим о «капиталисте», «банкире», «рабочем», как о среднестатистическом представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего «вообще» не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать «идеальными типами».

Социология, по Веберу, должна быть «понимающей», поскольку действия индивида, субъекта социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия, отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий.Само общество, по Веберу, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, по ассоциации с другими, обеспечивая значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой. Задачи понимающей социологии, по Веберу, понять и объяснить,

1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления,

2) в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось

3) какие последствия имели их стремления для осмысленного поведения других людей.

Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это только первый шаг, Второй, и более важный – поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений.

Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм – взаимодополняющие части социологического исследования. Это ядро научного метода.

Но как выяснить мотивы? Ученый должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступает одинаково. Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив четыре его типа:

- целерациональное – высокая степень осознания своих целей и средств их достижения, использование ожидаемого поведения других людей для достижения своих целей;

- ценностно-рациональное действие совершается через понимание поведения, веру в моральную, религиозную, эстетическую ценность определенного поведения;

- аффективное – особенно эмоциональное, чувственное;

- традиционное – основанное на силе привычки, общепринятой нормы. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

Среди ключевых мыслей М.Вебера – идея всеохватывающей рациональности, т.е. разумно организованной,целесообразной жизни: а) рациональное, предельно эффективное хозяйствование

б) рациональную бюрократию, т.е. хорошо отлаженное управление обществом; в) рациональное право, т.е четкие и действенные нормы и правила, регулирующие отношения между людьми; г) рациональную религию (протестантизм), воспитывающую в людях трудолюбие, бережливость, скромность, честность, аккуратность и т.д.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ.

1. В чем суть теории общественного договора?

1.Назовите основные положения социологической теории О.Конта.

2. В чем заключается сущность органической теории общества по Г.Спенсеру?

3. Сравните решение проблем равновесия, гармонии и стабильности в обществе, а также проблемы распада общества в социологии О.Конта и Г.Спенсера.

4. В чем сущность материалистического понимания истории в марксистской социологии?

5. Как взаимодействуют, по Марксу, общественное бытие и общественное сознание?

6. Как объясняет марксизм роль способа производства в развитии общества?

7. Что нового в понимание общественного труда внес марксизм?

8. В чем сущность марксистского учения о развитии общества как объективного и закономерного процесса?

9. Почему марксистский вариант социологии называют «критической социологией»?

10. Раскройте суть теории социального реализма Э.Дюркгейма, его учения о социальных фактах и коллективном сознании.

11. Охарактеризуйте методологические принципы Э.Дюркгейма – натурализм и социологизм.

12. Какую роль в становлении общественных отношений, согласно Г.Зиммелю, играли деньги?

13. Охарактеризуйте суть понимающей социологии М.Вебера, его учение об идеальных типах и типах социального действия.

14. Изложите сущность социологической теории капитализма М.Вебера.

15. Как М.Вебер понимал идею всеохватывающей рациональности?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.