Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как функциональная система




 

Чтобы существовать общество должно выполнять определенный набор функций. Основные функции, без которых нет ни общества, ни человека:

1 – производство материальных благ,

2 – воспроизводство и социализация человека,

3 – духовное производство,

4 – распределение продуктов труда (обмен видами деятельности),

5 – регламентация и управление деятельностью и поведением людей.

Для реализации этих функций создаются соответствующие структуры (организации, институты) и отношения. Объем функций, количество и формы структур определяются в разных странах по-разному в зависимости от комплекса социально-природных факторов.

Одной из сущностных характеристик общества, отражающей его повседневную жизнь, является его определение как системы, обеспечивающей процесс производства и потребления. Задача общества – обеспечить потребление в необходимых размерах. Объём и качество потребления определяется потребностями человека в определенных обстоятельствах и на разных этапах развития общества и человека, с учетом не только материального, но и духовного фактора. У потребления есть три градации: минимум – нижняя граница, за которой начинаются серьезные нарушения системы и её гибель; максимум – верхняя граница, за пределами которой тоже наступают необратимые изменения; оптимум – некая средняя норма, при которой система функционирует устойчиво. Отклонение от оптимума – это или недопотребление, т.е. неудовлетворенная потребность, или сверхпотребление, т.е. роскошь и бесполезная с точки зрения общества трата общих ресурсов. Таким образом, потребности, как личные, так и общественные и их удовлетворение, являются одной из главных движущих сил развития производства. Поэтому знание характера потребностей, их «набор» позволяет в значительной степени прогнозировать общественное развитие, а изучение потребностей – необходимо для изучения и знания самого общества. Сравнительно легко изучаются потребности материальные, значительно труднее – духовные.

Материальные потребности общества определяются простыми подсчетами

необходимого для нормального функционирования объема потребления ресурсов, сырья, энергии. Материальные индивидуальные потребности (питание, одежда, жильё и т.д.) определяются научными рациональными нормами потребления с учетом демографических, национальных и традиционных форм потребления. Различие между необходимым и реальным объемом потребления дает реальную потребность населения страны, региона в предметах и материальных условиях их жизни.

Сложнее с анализом культурно-духовных и психологических потребностей.

Если чуть проще решаются проблемы с потребностями инфраструктуры культуры количество общеобразовательных и специальных школ, учреждений культуры (музеи, театры, библиотеки и т.д.), специальная техника и оборудование, то труднее с чисто духовными потребностями (идеи, эмоции, общение). В первом случае можно по среднестатистическим данным в целом и в пересчете на душу населения, с учетом посещаемости и использования подсчитать и определить количественные показатели.

А как быть с самими духовными потребностями? Что представляет в глазах общества ценность, как они ранжируются между собой? Например, сколько и каких книг требуется? В среднем, по статистике человек в развитых странах проводит 5-6 часов в день у телевизора – это много или мало? И есть ли в этом потребность? Если да, то сколько нужно произвести телевизоров, вырубить лесов, чтобы произвести нужное количество бумаги для школ и типографий? Социология предлагает пути изучения и этих потребностей. Это наблюдения и различного рода опросы групп населения, о том, что они потребляют и осваивают, что хотели бы иметь в качестве предмета духовного освоения. При использовании научных процедур эти подходы дают возможность достаточно точно определить уровни духовных потребностей и средства их удовлетворения – инфраструктуру. А это, в свою очередь, позволяет выстраивать государственную социальную и культурную политику.

1. Итак, первая социальная функция общества – производство материальных благ. Социальный смысл производства материальных благ состоит в создании материальных средств как условия существования человека.

Основные элементы производства – производительные силы (орудия труда, средства труда, люди, а также способ соединения работников и орудий труда, что называется технологией) и производственные отношения – взаимодействие людей в производственных процессах.

В процессе производства создаются соответствующие функциональные группы, осуществляющие управление, производство, обмен и потребление произведенных благ. Это группы, различающиеся по профессиям, формам собственности, месту в системе производства – коллективы производственных предприятий, цеховые, отраслевые, корпоративные, управленческие и др.

2. Функция воспроизводства человека. В этой функции следует различать два аспекта:

а) биологическое производство человека и воспроизводство его сил;

б) производство социальное, т.е. превращение индивида в социального субъекта. Роль общества велика не только в очевидной второй части функции («б»), но и в части «а», ибо именно общество задает и, по мере возможности,

контролирует реализацию демографической программы. В одних странах общество стимулирует рождаемость, а в других ее ограничивает.

3. Функция духовного производства – создание духовных ценностей, социальная роль которых состоит регулировании поведения и деятельности людей. Духовные ценности выражаются в различных формах, которые в совокупности со спецификой содержания дают «искусство», «религию», «философию», «науки», «нормы нравственности». В искусстве высшая ценность называется прекрасным, в религии – святостью, в философии – справедливостью, в науке – истиной, в морали – добром.

Система ценностей играет огромную роль в поведении и деятельности человека, поскольку служит ориентиром, исходя из которого каждый

воспринимает своё окружение. Производство духовных ценностей имеет не только практическую цель регулирования поведения индивидов, но и служит

более полному раскрытию и развитию сознания человека, а также удовлетворению сформировавшихся духовных потребностей. Оно может также служить и средством отвлечения, развлечения и отдыха. Таким образом, эта функция, как и многие социальные явления, не однолинейна, а многопланова.

4. Функция обмена видами деятельности. Поскольку общество это система взаимосвязей и отношений, люди обмениваются не только материальными благами и духовными ценностями, но и разного рода услугами. Основной путь осуществления этой функции – экономический обмен на основе товарной и потребительской стоимости. Проблема обмена и распределения - одна из наиболее дискутируемых тем в политической экономии, социологии и в социально-политических доктринах.

Как известно, необходимость обмена и распределения возникла с формированием общества и основана на разделении труда. Существовали различные способы распределения, которые в разное время считались справедливыми. Когда-то таким принципом справедливости считался принцип затраты сил – охотник получал больше, чем не охотник. Затем, по мере социального развития, стал внедряться принцип владения - деньгами,

средствами производства, умениями и навыками. В настоящее время

наиболее распространенный способ распределения – оплата за труд по критериям количества и качества произведенного продукта или оказанной услуги.

Реализация обмена породила рынок, как совокупность условий производства, обмена и потребления через механизм предложения товара и существующего спроса. Рынок – это широкая социальная система, охватывающая все сферы социальной жизни. К обмену предлагается рабочая сила, способности и деятельность, материальные и духовные продукты труда и услуги.

Одним из важнейших условий современного рынка, как считают многие западные экономисты и социологи, является не право распоряжения средствами производства, а право распоряжаться продуктами своего труда,

т.е. приоритет отдают не собственности на средства производства, а собственности на продукт труда. Этот принцип весьма решительно проводится в деятельности мощных корпораций США, Японии, Германии и других стран.

5. Функция регламентации поведения и деятельности, управления страной.

Под регламентацией, в данном случае, понимается установление правил и норм поведения и деятельности с угрозой насильственного принуждения к их исполнению.

Процесс регламентации осуществляется во всех сферах жизни общества и выступает как интегрирующая функция, объединяющая все структуры в пределах страны, но главную роль играет регламентация политической сферы.Существует две причины необходимости регламентации. Первая состоит в том, что отдельные индивиды, случайно или преднамеренно, могут нарушать социальное, функциональное взаимодействие, т.е. тем или иным способом ухудшать условия жизни других людей. Вторая причина – борьба различных групп людей за свои социальные интересы. Нерегламентируемая борьба за групповые интересы может приводить к кризисному состоянию общества, нарушению производства и потребления, стабильности общества.

Функциональные структуры взаимодействуют и зависят друг от друга. Уровень материального производства, его номенклатура влияет на политику, на духовные структуры, на сферу услуг. Характер и состояние духовной культуры весьма значительно влияет на уровень производственной культуры, на политику и т.д. Более того, каждая функциональная структура испытывает определенную потребность взаимодействия с другими структурами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 5836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.