Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтетические теории социально-исторических изменений




В девятнадцатый веке, благодаря разработкам И.Менделя появляется новая отрасль биологической науки - генетика. Складываются объективные условия для возникновения синтетических теорий. Генетика сыграла особую роль в становлении новых представлений о развитии и составила основу неодарвинизма. Другое общепринятое его название – синтетическая теория, т.е. основанная на данных многих областей естествознания. В гуманитарной сфере также появилось целое направление – социал-дарвинизм. Основу этой теории составили такие понятия как выживание, борьба за существование, социальный отбор, наследственность, социальный антагонизм, нормы права, нормы этики и т.д. Социал-дарвинисты интерпретировали социальную жизнь как непрерывную борьбу между всеми видами сообществ, социальных институтов, движений, культур, системами ценностей и прав и т.д. Интеллектуальной предтечей этого направления невольно явилась теория Мальтуса. Он считал угрожающей разницу в увеличивающейся в геометрической прогрессии численности населения и только в арифметической прогрессии средств существования человечества. Из этого он делал негативные прогнозы относительно социально-экономического будущего человечества.

Общепринятым основателем социал-дарвинизма является английский социолог и философ Герберт Спенсер. Он объединил биологическую теорию с социальной и увидел в социальных конфликтах борьбу за существование, естественный отбор и процветание наиболее приспособленных. Его теория общества базируется как на идее борьбы за существования, так и на идее органического развития в совокупности представляя эволюционный тип развития. Спенсер увидел общие закономерности в алгоритмах существования общества и природы. При этом биология для него играла роль научно-методологического прецедента. В рамках синтетической теории социал-дарвинизма работали такие известные ученые-социологи как Уолтер Бетжгот, Людвиг Гумплович, Уильям Самнер. Общим итогом работы этой школы можно признать следующие, ставшими для социал-дарвинизма классическими положения:

- естественное неравенство людей предопределяет дифференциацию рас с соответствующими генетическими задатками;

- социальный прогресс обусловлен естественным отбором в процессе «борьбы за существование» в обществе.

Эти положения являлись скрытой формой апологетики определенного социального интереса, но с другой стороны акцентировался интерес к малым социальным группам. Препарировались внутригрупповые и межгрупповые отношения - их социальные, правовые, моральные аспекты поведения. Много места уделялось проблеме конкуренции как особому социальному механизму совершенствования, играющему в высшей степени, положительную роль в социальной теории и практике.

В этой же конфликтологической парадигме имеет место другая очень авторитетная теория – марксистская. Ее центральной идеей является утверждение, что главным фактором социальных изменений, прогресса, в частности, является экономическое развитие, точнее – конфликт производительных сил и производственных отношений. К.Маркс и его последователи составляют ту часть синтетических теорий, в которых объединены социальные и экономические аспекты развития общества с доминированием в нем экономики.

Другая группа теорий активирует социально-культурную сферу: мировоззрение, религию, систему ценностей, менталитет. Изменения в этих структурах считаются наиболее фундаментальными и предопределяющими, в конечном счете, изменения в сторону прогресса или регресса. В этой группе теорий самыми известными являются работы Питирима Сорокина. Центральным понятием в творчестве - является «ценность». Социальный прогресс будущего он видел через очищение и воскресение культуры, нравственное возрождение общества на принципах альтруистической любви и этике солидарности.

Последнюю группу синтетических теорий обозначают как «индустриально-технологические». Они интерпретируют социальные изменения как последствия перемен. Технический прогресс – база, фундамент и двигатель общественных перемен. В этой группе – теория «стадий экономического роста» Уолта Ростоу, который является одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Он предложил учитывать такие экономические критерии как технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т.д. В своих поздних работах к известным 5 стадиям экономического роста, совершенно технически детерминированным, он добавил шестую – «поиска качества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Другой представитель этой школы – Р.Арон, идеолог «единого индустриального общества», трактовал технику как воплощение рациональной деятельности человека, его активного отношения к окружающей природной и социальной среде. Понятие «индустриального общества» дало Арону возможность установить связь экономического роста с общественными отношениями и другими видами роста – культурного. цивилизационного, политического. В границах описываемого им общества утрачена острота исторического конфликта между капитализмом и социализмом, поскольку это только разновидности одного и того же типа социума. Но будущее развитие он видел не в конвергенции, а в поглощении социализма капитализмом ввиду более высокой экономической эффективности последнего.

«Постиндустриальному обществу» посвящены еще некоторые синтетические теории, в частности концепция А.Турена. В ней переход к более совершенному открытому обществу побуждает людей, идеи и товары циркулировать с гораздо большей интенсивностью. Постиндустриальные общества используют способность производить новую продукцию, как результат инвестиций в науку и технику, и потенциальные возможности сложных систем информации и коммуникаций. Поэтому они начинают действовать более глобально на управленческом уровне. Новый тип общества более активен, мобилен, более способен к новым моделям управления и культурным нововведениям, но вместе с тем и более волюнтаристичен. В так называемом «программированном обществе» имеет место разнообразие и активность систем социального действия (например, освободительные, феминистские, молодежные, экономические, экологические, региональные, культурные, этнические и т.д. социальные движения.) В последних работах А.Турена особое внимание уделяется проблеме гармонизации отношений программированного общества с экологическими движениями и окружающей природной средой. Будущее общество берет ответственность за все вероятные последствия модификаций, производимых им в природном порядке. Чем больше возможность к самоизменению, тем больше оно руководствуется знаниями о себе и социальном действии, и тем более значимо в нем его интеллектуальное содержание.

Какие бы школы или идеологические векторы в рациональном обществоведении мы не анализировали, исследователи всегда обнаружат в них «биологический» след или проторённую дорогу. Все отрасли гуманитарного знания, в методологических границах своей специфики, нацелены, в конечном счёте, на человека и его сообщества. А человек всегда в истории науки воспринимался как сопряжение биологического, природного и «чего-то ещё», что отличает его от других природных существ. Поэтому профессиональное гуманитарное теоретизирование имманентно нацелено на поиск гармоничного синтеза биологических и социальных изысканий.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Что такое культура?

2. Охарактеризуйте материальную и духовную культуру.

3. Назовите основные теоретические подходы в исследовании культуры.

4. Назовите и дайте характеристику основных элементов культуры.

5. Перечислите основные типы культур.

6. Какие социальные функции выполняет культура?

7. Что такое социальные изменения?

8. Назовите уровни социальных перемен.

9. В чем заслуга Гиппократа перед медициной?

10. Назовите этапы развития биологического знания.

11. Какие теории называются синтетическими?

12. Российское общество имеет общие черты и различия с обществом западным (европейским) и восточным (азиатским). Назовите общие черты российского и европейского общества и, соответственно, российского и восточного.

 

 

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

 

1. Что является первоосновой любой культуры?

а) ценность

б) норма

в) язык

г) материальная база

2. Формами проявления культуры являются:

а) отношение человека к окружающей природе

б) отношение человека к другим людям

в) отношение человека к самому себе

3. Культурная деятельность индивида – это:

а) постоянное самовоспитание

б) самопознание

в) саморазвитие

г) самовыражение

4. Культура – это:

а) средство социального контроля за поведением человека

б) результат социализации

в) один из социальных институтов

г) результат физической и умственной деятельности человека.

5. Какой фактор можно считать главным в определении степени развитости культуры общества?

а) размер доходов населения

б) структура потребления

в) качество жилья и обеспеченность им населения

г) условия труда и отдыха

д) образовательный уровень населения

е) здоровье и продолжительность жизни

6. Элитарная культура – это:

а) фольклор

б) субкультура, которая противостоит доминирующей культуре

в) высокопрофессиональная по исполнению культура, требующая специальной подготовки для её восприятия

г) культура аэропортов, небоскребов, гибридов, университетов и т.д., имеющая мировой размах

7. Субкультура – это:

а) любительская по происхождению и коллективная по исполнению культура

б) совокупность ценностей, верований. Традиций, которыми руководствуется большинство общества

в) часть общей культуры, система ценностей и обычаев, присущих большой социальной группе

г) культура телесериалов, шоу-бизнеса, клипов и рекламы, эстрады и поп-музыки

8. Интегрирующая функция культуры:

а) обеспечивает усвоение социальных норм и ценностей

б) определяет рамки приемлемого поведения

в) обеспечивает целостность общества, сплачивает людей

г) обеспечивает овладение индивидом знаниями, приобретение навыков и опыта самостоятельного творчества

9. Культурный релятивизм – это:

а) сближение культур народов, интернационализация общественной жизни

б) оценка культуры других народов по культурным стандартам своей этнической общности

в) каждая культура имеет собственные ценности и нормы и должна эти ценности защищать

 

Глава 10. СОЦИОЛОГИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

1. Предмет социологии здравоохранения

2. Понятия «здоровье» и «болезнь»

3. Общественное здоровье и здравоохранение

4. Социальные проблемы здравоохранения

 

Основные понятия: здоровье, болезнь, валеология, факторы риска, профилактика, социальная гигиена, общественное здравоохранение, социальная медицина, социология медицины, клиническая эпидемиология, образ жизни, качество жизни, уровень жизни, здоровый образ жизни.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.