Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись 3 страница




Художественное послание предков

 

Мифы(греч. mthos— сказание) — это устные предания о богах, духах, геро­ях. Миф повествовал о происхождении Вселенной и человека, о зарождении жиз­ни и смерти, выполнял функции религии, идеологии, философии, истории, науки.

Произведения декоративно-прикладного искусства с древних времен рассказывают о представлениях людей о строении мира и своем месте в нем. Тогда в сознании че­ловека соединялись миф — изображение — ритуал,т. е. слово — изображение — дейс­твие.Создание и использование изображе­ния представляли собой действие, которое объединяло в себе миф и ритуал. При этом большую роль играло повторение элементов, которое позже проявилось в традиционном искусстве всех народов мира.

Мир человека замыкался внутри окружаю­щего его земного пространства и насущных жизненных проблем. Сложные понятия, свя­занные с охотой, в эпоху палеолита обознача­лись простыми знаками-символами. Так древ­нейшие люди выражали свое видение карти­ны мира, сложившейся в их сознании.

Обряды позволяли древним людям в иг­ровой форме проживать ситуации, с ко­торыми любой из них мог столкнуться в действительности. Это своего рода образцы поведения, выраженные в художественной форме. Участники обряда, ритуала, осваивая различные роли, учились творчески воспри­нимать мир.

Музыкальное искусство имеет несколько источников.

Фольклор — буквально «народная муд­рость» — образная модель мира, отража­ющая богатство духовной жизни народа. Самые ранние обрядовые песни рождались из действия, ритма движений, из возгласов, интонаций речи. Инструментальные формы возникали из музицирования, основанного на свойствах самого инструмента, в сочета­нии с характерными для народа песенными интонациями.

Церковное искусствохристиан, напевы, на которых строился круг церковных обря­дов, были сочинены как «Богом внушенное пение», а иконы, фрески, сама служба, не мыслимая вне храмового синтеза искусств, создавала определенную дистанцию между земным и небесным: привычным, обыден­ным, чувственным и идеальным, высоким, духовным. Все дальнейшее развитие искусства в Европе в течение второго тысячелетия шло как сближение духовного и светского, профессионального и народного. В результате этого взаимодействия воз­никло богатейшее классическое ис­кусство, которое не только не исчер­пало себя, но и научилось отражать действительность во всем ее много­образии. Искусство — накопленный человечеством духовный опыт поко­лений — людьми XXI в. воспринима­ется как часть жизни. Вот почему в произведениях разных искусств так много цитат, перекличек, подража­ний созданному ранее. Идет живой диалог современного искусства с тем, которое уже стало общечеловеческой ценностью.

Ритуал— действия, совершаемые жре­цом, знахарями, представителями цер­кви, хозяином или хозяйкой дома, в частности: ритуал посвящения в воины, похоронный ритуал, религиозные риту­алы причащения, освящения жилища, магические ритуалы. Все ритуалы стро­го сохраняют порядок произношения текста и порядок действий.

Обряд— развернутое символическое действие, в отличие от ритуала, имеет более сложный сценарий, например об­ряд крещения. В основном обряды пос­вящаются временам года, хозяйственной деятельности

В народном обряде нет ничего офици­ального: в нем все идет от игрового тра­диционного действия, то есть от самой жизни. Обряд может сопровождаться песнями, хороводами, переодеванием, гаданием, театрализацией.

• Рассмотрите изображения Снегурочки на репродукциях с картин И. Билибина, В. Васнецова и др. Послушайте, как воплощен образ Снегурочки в музыке Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. Какие черты этого образа заимствованы из языческих верований и обрядов?

Художественно-творческое задание

Разработайте сценарий одного из народных праздников: осенины, Рождество Христово, Масленица и др. Перечислите те знаки-символы, которые будут раскрывать смысл, содержание каждого из них.

 

 

Разговор с современником

 

Художник, композитор, писатель создают свои про­изведения в надежде на то, что они будут интересны людям. История искусств знает много примеров об­ращения художника к современникам и потомкам со страстным призывом к благоразумию, добру, справед­ливости.

Великий русский иконописец Андрей Рублев (около 1340/1350 — 1430) оставил людям замечательную ико­ну «Троица», слава о которой гремит по всему миру.

Эта икона была написана Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры в память о ее ве­ликом основателе Сергии Радонежском и в похва­лу своему учителю. Именно признательность этому святому, удивительно цельному и преданному сво­им идеалам человеку, заставила художника продол­жить в искусстве дело жизни преподобного Сергия — борьбу за единение Руси, которую подвижник вел мирным средством — убеждением. В то жестокое вре­мя Сергий Радонежский с помощью слова, иносказа­ния, притчи затрагивал самые сокровенные чувства людей, примирял враждующих между собой князей, объединял их, предрекал победу над общим врагом. Его любили и почитали в народе.

На иконе изображены три ангела, пришедшие, со­гласно ветхозаветному преданию, к старцу Аврааму и его жене Сарре сообщить им о том, что у них родит­ся долгожданный сын. Авраам гостеприимно усадил юношей за стол под знаменитым Мамврийским дубом и приготовил им угощение — тельца, голова которого символически лежит в чаше посредине стола, напоми­нающего своей формой древний жертвенник.

В центре композиции — Бог Сын, печальнобла­гословляющий чашу и глядящий так, словно видит в ней, как в зеркале, свое отражение. Бог Отец и Бог Дух Святой тихо и сосредоточенно наблюдают эту сцену. Круговая композиция объединяет фигуры. И это гово­рит о том, что, как ни тяжела жертва, которую должен принести Иисус Христос, они идут на нее ради вели­кой цели — спасения людей. Так Андрей Рублев с по­мощью иносказания призывает князей объединиться ради великой цели — свободы Родины.

Религиозный праздник Святой Троицы — праздник торжества победы Бога над злом — обращен к будуще­му. Бог указывал человеку свой замысел о нем, о его пути.

Весна, лето, вечный природный круг соединились в этом празднике как знак и символ не только природы, но и духовной судьбы самого человечества и запове­данного ему совершенствования.

 

1.
Какое символическое значение имеет композиция иконы, ее колорит, ритмическое построе­ние, характер линий? Какой знак дает понять, что эти ангелы — странники?

2.
Какое историческое событие могло послужить поводом для создания Андреем Рублевым ико­ны «Троица»?

3.
В чем заключается историческая миссия Дмитрия Донского и Сергия Радонежского?

4.
Какие музыкальные произведения созвучны образному строю иконы Андрея Рублева?

5.
Какие знаки-символы раскрывают смысл праздника Троицы?

6.
Посмотрите фрагменты кинофильма «Андрей Рублев». Как трактует режиссер А. Тарковский символы слияния металла и огня, небесного и земного?


Как вы понимаете смысл высказывания режиссера А. Тарковского: «Предчувствие перемен выразил в своем творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи. В этом и заклю­чается высшее предназначение художника».

 

Символы в жизни и в искусстве

 

Центральные символы-образы лю­бой культуры — солнце, дерево, доро­га. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Солнце дает свет и тепло и являет­ся символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскре­сает. Поэтому, в соответствии с древ­ними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной.

Для русского человека особое зна­чение имеет образ-символ дороги. Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый. Народные обряды, отмечавшие основ­ные вехи жизни человека — от рож­дения, крещения, свадьбы, вплоть до смерти, — отражали его представле­ния о ценностях бытия и одновремен­но воспитывали и обучали, формируя культуру восприятия пространства и времени. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлени­ями, заманчивыми переменами.

Образ дороги получил широкое распространение в искусстве, и пре­жде всего в фольклоре. Многие сюже­ты народных сказок связаны с про­хождением пути-дороги в прямом и переносном смысле. Отечественное искусство знает немало музыкальных, живописных, графических произведе­ний, которые посвящены образу до­роги. Достаточно назвать имена ком­позиторов: М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридо­ва; художников: И. Билибина, В. Васне­цова, И. Левитана, Н. Рериха; поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и многих, многих других.

Образ Руси, бешено несущейся по неизведанной дороге, не так опти­мистично безмятежен, как может по­казаться с первого взгляда. В таких народных песнях, как «Не одна-то ли во поле дороженька», «Ах, ты поле мое» и др., дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Как правило, песни подобного рода отличаются распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой. Интонации этих песен пере­плетаются с поэзией народной речи. Создается чрезвычайно красочный и выразительный, прямо-таки зримый образ, ко­торый захватывает человека целиком.

Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие, бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и ссылки, в которых образ дороги переплетался с граждански­ми, протестными мотивами и ассоциировался со свободой, волей. Примером могут служить песни «Ах ты, степь широ­кая», «Степь да степь кругом», «Колодники», «Ямщик, не гони лошадей» и др. Здесь нашли преломление творческие устрем­ления различных кругов общества: и городского населения, и интеллигенции, и студенческой молодежи.

Исконная русская тема бесконечной и безрадостной до­роги — не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символа страдания и слез — отражена в кар­тине И. Левитана «Владимирка». Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь. Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просве­та, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ланд­шафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамени­ем одинокий странник. Есть музыкальные сочинения, непосредственно переда­ющие переживания от пути, дороги, быстрой езды, напри­мер: «Попутная песня» М. Глинки, «На тройке» П. Чайковского (из цикла «Времена года») или «Тройка» и «Зимняя доро­га» Г. Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»), Есть и такие, в которых образ дороги раскрывается в философском, религиозном ключе, напри­мер, у С. Рахманинова (Прелюдия) или в кантате С. Танеева РИоанн Дамаскин».

Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен, многие из которых стали народными, например: «Мой кос­тер», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Выхожу один я на дорогу» и др.

Тема дороги была подхвачена и в творчестве композито­ров-песенников XX в. Пожалуй, символом этого направления стала написанная уже после Великой Отечественной войны (1946) Ан. Новиковым на слова Л. Ошанина песня «Эх, доро­ги». В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору. Недаром, по свидетельству современников, эта песня- воспоминание стала любимой песней маршала Г. Жукова. Подобно тому как «Священная война» А. Александрова стала символом своего времени и одновременно положила начало целому пласту песен военных лет, песня «Эх, дороги» подвела итог тем страшным и победным годам войны. Можно сказать, что, продолжая тради­ции прошлого, эта песня выросла из них и стала художественным симво­лом своей эпохи.

Во второй половине XX в. образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой гео­логов, строительством новых городов, гидростанций и пр. Показательна в этом отношении песня А. Пахмутовой «Геологи». Часто использовалась тема дороги в получившей широкое распро­странение в 60—70-х гг. прошлого века авторской песне, звучавшей на турис­тических слетах, у походных костров.

 

1.
Вспомните знакомые вам песни, сказки, литературные произведения, в которых воплощены образы-символы солнца, дороги, дерева.

2.
Найдите отрывки из литературных произведений (поэзия, проза), в которых воплощен образ дороги, и запишите в творческую тетрадь свое понимание их художественной идеи, нравственно- эстетического смысла.

3.
Послушайте «Тройку» (1-я часть) из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Обратите внимание на стилевые особенности музыки Г. Свиридова. Почему его твор­чество сравнивают с песнью о России?

4.
Как композитор в инструментальную пьесу вводит «вокальное» начало? Какое значение при­дается смене «вокальных» интонаций «инструментальными»?

5.
С какой музыкальной формой можно сравнить композицию «Тройки»?

6.
Посмотрите фрагмент кинофильма «Метель». Какую роль играет в нем музыка Г. Свиридова? Какими средствами композитору удалось осуществить ритмизацию действия?


^ Художественно-творческое задание

Создайте компьютерную презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зару­бежных художников».

 

Музыкально-поэтическая символика огня

 

В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915) — выдающийся русский компо­зитор, пианист, педагог — создает оригиналь­ное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использова­ние цветного света во время исполнения музы­ки. Это было ново и необычно.

В основе поэмы лежит древнегреческий миф о Прометее, который похитил огонь у богов и подарил его людям.

По-гречески слово «прометей» означает «прови­дец», «смотрящий вперед». Образ Прометея — одна из вечных тем искусства. С мифом о Прометее связывали Симфонию №5 Л. Бетховена, а финал Симфонии №3 («Героической») вырос непос­редственно из музыки, которая первоначально была задумана как музыка балета «Прометей».

А. Скрябина вдохновляли две идеи: выражение энергии, движения, жизни, творчества и стрем­ление «пропеть гимн дерзновенной воле чело­века». Композитор так определял содержание поэмы: «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это — активная энергия Вселенной, творческий при­нцип, это — огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». Не случайно музыкальные темы поэмы получили образные характеристики: «тема твор­ческих устремлений», «тема воли», «тема разума», «тема наслаждения» и др.

Во вступлении (интродукции) таинственное повествование символизирует темный, сине-ли­лово-серый хаос. На фоне «прометеевской гар­монии» вступает мелодия — символ дерзновен­ной мечты самого Прометея. «Живое дыхание» космической стихии прорезывает соло трубы. Главная тема экспозиции обозначена ком­позитором в световой строке как ярко-синяя. Психологически насыщенная разработка ассоци­ировалась у Скрябина с красным цветом. В реп­ризе — кульминация поэмы с ее органными и ко­локольными звучностями. Здесь Скрябин предпо­лагал «озарение» всего зала ослепительными луча­ми белого света. Неожиданно резкое завершение поэмы производит впечатление внезапно угасше­го пламени грандиозного, космического пожара. Героический симфонизм «Прометея» явился вест­ником социальных бурь начала XXв. При жизни Скрябина не удалось ре­ализовать световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движу­щиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архи­тектуру». Однако идея зримой музы­ки оказалась чрезвычайно созвучной художникам русского авангарда, дала толчок опытам с движущейся абстрак­тной живописью и интереснейшим изобретениям. Появились цветосвето- вые установки, аппарат «Цветомузы­ка», оптический синтезатор звука, ко­торый был назван в честь Александра Николаевича Скрябина — АНС. Все эти направления позднее воплотились в современной электронной музыке (Э. Артемьев, А. Рыбников, Ж.-М. Жарр и др.).

 

1.
Послушайте симфоническую поэму Скрябина «Прометей», нарисуйте свою цветовую компо­зицию этого сочинения.

2.
Какую роль играет включение в репризе хора, который исполняет «тему творческих стрем­лений», а в кульминации — «тему Прометея»?

3.
Представьте себя в роли дирижера и передайте выразительными жестами смену музыкальных образов в репризе поэмы.

4.
Какие жанры музыкального искусства помогли композитору создать образ Прометея (вы­берите из предложенных и аргументируйте свое мнение): программная симфония, концерт для фортепиано с оркестром, кантата?

5.
Сравните высказывания двух композиторов. Что их объединяет?


Бетховен:«Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству ни­когда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворен­ности».

Скрябин:«Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом... нужно испытать отчаяние и победить его».

Художественно-творческое задание

► Выполните самостоятельную работу на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке» (К. Бальмонт, Н. Рерих, К. Юон, И. Стравинский, М. де Фалья, Н. Паганини и др.).

 

Красота в искусстве и жизни

 

Что есть красота?

 

Каждый из вас хоть раз в жизни испытал восхищение от красоты зим­него леса, цветущего сада, восхода солнца над морем, чарующих слух народных напевов, нестареющих ме­лодий классических сочинений, зажи­гательных ритмов современной музы­ки. Почему мы понимаем, что все это красиво? Ответить на этот вопрос и легко и сложно. Можно не задумыва­ясь сказать: «Я вижу, что это красиво», или «Я чувствую, что все это красиво». Но вот что же такое красота, точно не ответит никто. Ведь понимание красо­ты распространяется и на предметы, явления, и на внешний вид человека, и на его внутреннюю, нравственную сущность. Когда мы говорим «краси­вый человек», что мы имеем в виду? Правильные черты лица, стройную фигуру? Или его душевную красоту, доброту, благородство? А может быть, и то и другое вместе? Что важнее и в жизни, и в искусстве — форма или со­держание?

...что есть красота,

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде

Н. Заболоцкий

Во все времена человек стремился запечатлеть свое отношение к жизни в разных видах искусства. Все жиз­ненные впечатления преломляются через внутренний мир художника и обращены к опыту каждого зрителя, читателя, слушателя. Чувства, вопло­щенные в искусстве, не тождествен­ны жизненным. Они всегда опосре­дованы художественным идеалом, системой ценностных представлений. Художественные эмоции не слепок сиюминутных переживаний, а резуль­тат обдумывания, жизненного опыта.

Воспринимая произведение искус­ства, человек может испытывать вос­торг, радость, восхищение, потрясение, гнев, скорбь, боль и др. Но чудо искус­ства — в катарсисе — в преодолении обыкновенного чувства, просветлении, очищении, возвышении души челове­ка. И страх, и боль, и волнение, когда они вызываются искусством, заключа­ют в себе нечто сверх того, что в них содержится. Психолог Л. Выготский писал: «Искусство побуждает искать и находить главное, думать, снова и снова переживать за судьбы героев, соотнося их с собственной жизнью».

 

1.
Какие чувства вызывают у вас пейзажи, запечатленные на полотнах художников, в работах фотографов?

2.
Вспомните музыкальные и литературные сочинения, которые созвучны этим пейзажам.

3.
Всмотритесь в живописные портреты разных людей. Какое отношение к своим персонажам выразили художники в этих произведениях?

4.
Почему именно с искусством мы связываем понимание красоты? Разве искусство представ­ляет только красивые образы?

5.
Как вы объясните фразу: «Искусство пробуждает в людях художников»?


Послушайте несколько музыкальных произведений. Какие чувства вы испытываете под воз­действием этой музыки и какие жизненные ассоциации у вас возникают?

 

Откровенье вечной красоты

 

Человеческая культура основана на единст­ве истины, добра и красоты. Принято счи­тать, что истина — удел науки, добро — рели­гии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо.

В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте.

Через века дошли до нас прекрасные жен­ские образы: Нефертити, жены египетско­го фараона, и Афродиты, греческой богини любви; исполненное скорби, одухотворенное лицо Богоматери и таинственно улыбающей­ся Джоконды. Все они разные. Но каждый из них представляет собой образ-символ красо­ты на все времена.

CXI в. известна молитва «Аве, Мария». Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего — Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь.

«Аве, Мария» (лат. Ave, Maria), «Радуйся, Мария» — католическая молитва к Богородице. Эту молитву называют также ангельским при­ветствием или angelicosalutatio, так как ее первая фраза представляет собой приветс­твие архангела Гавриила, обращенное им к Пресвятой Деве в момент Благовещения.

На текст молитвы написано много музы­кальных произведений. Среди авторов му­зыки: Палестрина, И.-С. Баха - Дж. Каччини, Ш. Гуно, А. Дворжак, Дж. Верди. Широко из­вестно произведение «Аве, Мария» Ф. Шуберта на слова В. Скотта.

В православии молитве «Ave, Maria» соот­ветствует Песнь Пресвятой Богородице.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

 

1.
Рассмотрите репродукции, прочитайте молитвы, послушайте и исполните старинные песно­пения, романсы, в которых воплощен образ Девы Марии.

2.
Послушайте и сравните григорианский хорал (молитву) «Ave, Maria» с музыкой разных ком­позиторов. Что их объединяет? Каковы особенности воплощения этой молитвы в музыке каждого из композиторов?

3.
Послушайте молитву Песнь Пресвятой Богородице. Как она звучит во «Всенощной» П. Чайковского и С. Рахманинова?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.