Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурализм как направление современной философской мысли




В 1960-е гг. во Франции большое распространение получи­ло такое направление современной философской мысли, как структурализм. Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, ми­фология, мода, реклама и т.д.) состоит из ряда элементов, на­ходящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения. Французский культуролог и философ Клод Леви-Строс, считающийся «отцом структурализма», сравнивал различные культуры и мифологические системы. Например, исследуя мифы индейцев Северной и Южной Аме­рики, он реконструировал мышление первобытных людей, внеся важный вклад в изучение истории формирования чело­веческого сознания.

 

 

  1. От конца идеологии к реидеологизации

Концепция «конца идеологии»

В1960—1970-е гг. в странах Запада стала популярной концеп­ция «конца идеологии», выдвинутая учеными-социологами аме­риканцами Даниелом Беллом и Сеймуром Липсетом, французом Раймоном Ароном и другими. Они полагали, что точное научное знание об экономических и социальных процессах, техноло­гиях управления и методиках разрешения кризисов сводит к минимуму влияние на общественную жизнь культуры, лично­сти человека и духовной сферы. Например, в предвыборных кампаниях главное внимание уделялось так называемому пиа­ру, скандальным разоблачениям, популистским обещаниям для избирателей. Однако уже конец 1970-х — начало 1980-х гг. в развитых странах стали периодом реидеологизации. У власти оказались лидеры (Р. Рейган в США, М. Тэтчер в Великобритании), опиравшиеся на традиционные духовные ценности ли­беральной демократии.

Действительно, несмотря на рост научных знаний, вопрос о том, как люди воспринимают окружающую реальность, что они считают оправданным и справедливым, приобрел в конце XX в. неоспоримую важность.

Социологи и политологи часто обращали внимание на то, что поведение многих политических лидеров и отдельного че­ловека порой не находит рационального объяснения. Иррацио­нализм, проявляющийся в поведении людей, пытались объяс­нить философы-постструктуралисты — Жак Деррида, Жан Бодрияр и другие. Они отрицали способность человека постичь действительность с помощью интеллекта. По их мнению, ре­альный (материальный) мир и его восприятие нашим сознани­ем (через понятия, символы и образы) не тождественны.

Любые символы, включая написанные слова и тексты, не­сут на себе отпечаток той культуры, к которой принадлежит исследователь (автор), а также его социальной среды и жиз­ненного опыта. На вопрос о том, можно ли найти универсаль­ные символы для описания реальности, правильно ли поймут автора люди иной культуры, постструктуралисты дают отрица­тельный ответ.

Идеология, особенно политическая, в значительной мере основана на символике. В условиях демократии, получающей все большее распространение, поддержка избирателями поли­тических партий в конкурентной борьбе на выборах не обеспе­чивается научными аргументами. Они, как правило, непонят­ны рядовому гражданину. Для него важен общий имидж политических партий и их лидеров, общее предста вление о Ценностях и идеях, которые они отстаивают.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.