Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игры-тренинги. Внешне эти две фигуры примерно одинаковы, однако одному из этих человечков вам надо отдать предпочтение




ТЕСТЫ

1. Тест «Ваш боевой дух»

Внешне эти две фигуры примерно одинаковы, однако одному из этих человечков вам надо отдать предпочтение, сделав его победителем в сражении. Ваша задача — снаб­дить нарисованных людей всем, что им необходимо для битвы, а также создать фон, оправдывающий взаимную неприязнь этих людей. Этот тест показывает, способны ли вы отражать удары противников и сражаться за свои убеждения, а также с боем идти по жизни, не боясь конфликтных ситуаций и грудью пробивая себе дорогу к своей мечте. Все символы просты и легко расшифровываются.

Фигура, которую вы начали разрисовывать первой, — это вы сами, вторая фигура соответственно собирательный образ ваших недругов, жизненных невзгод и превратностей судьбы. Важный момент: если вы увидели себя в фигуре слева, то это говорит о вашей целеустремленности решительности, вы не боитесь будущего и смело смотрите в день завтрашний. Прошлое вас не гнетет, вы умеете анализировать собственные ошибки и делать правильные выводы.

Если же вы — фигура справа, то, скорее всего, настоящее время вы находитесь в состоянии депрессии или полны сомнений и неприятных мыслей о дне завтрашнем. Возможно, какие-то прошлые события не дают вам покоя, вы все время думаете о том, что произошло, снова и снова мучительно переживаете минувшее.

Если в этой битве вы сделали победителем себя, то это очень хорошо. Если при этом вы — фигура слева, то это значит, что вы способны организовать свою жизнь, происки врагов вам не страшны, вы сможете найти выход из любой сложной ситуации и не будете паниковать в тяжелую минуту. Если же ваша фигура стоит справа, то это тоже неплохо: вы справитесь со своими проблемами, разберетесь с теми событиями прошлого, которые не дают вам возможности подвести итог и забыть о случившемся. Победив свое прошлое, вы сможете вздохнуть полной грудью и обратить свой взор в будущее.

Доспехи — это ваше стремление обезопасить себя. Чем больше на вашем человеке доспехов, тем сильнее ваша неуверенность в себе. Доспехи на фигурке вашего врага говорят о том, что вы опасаетесь силы и коварства своего противника. Если на нем очень крепкая броня, то это значит, что вы боитесь не справиться с ним, спасовать перед его мощью. Оружие — это ваша способность к сражению. Вы на­рисовали острое и длинное оружие — вы не боитесь вступать в открытую конфронтацию. Вы нарисовали своему человеку щит — вы предпочитаете защищаться, а не нападать. Оружие вашего врага — ваши мысли о его могуществе.

Фон расскажет вам о том, в каких ситуациях вы до­пускаете возможность возникновения открытого конфликта.

 

2. Тест «Ваша склонность к конфликтам»

1. Представьте, что в общественном транспорте начина­ется спор. Что вы предпринимаете?

а) обычно избегаю вмешиваться;

б) могу встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;

в) всегда вмешиваюсь и отстаиваю свою точку зре­ния.

2. Если ваше руководство допускает ошибки, можете ли вы на общем собрании высказать это?

а) нет;

б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;

в) всегда высказываю свою точку зрения.

3. Ваш непосредственный начальник излагает план ра­боты, который вам кажется нерациональным. Предложи­те ли вы свой план, который кажется вам лучше?

а) если другие меня поддержат, то да;

б) обязательно предложу свой план, покажу все его преимущества;

в) боюсь, что за критику у меня могут быть не­приятности.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят наших отношений;

б) только по принципиальным, важным вопросам;

в) я имею привычку спорить со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваши действия?

а) считая себя не хуже него, тоже пытаюсь обой­ти очередь;

б) возмущаюсь, но про себя;

в) открыто высказываю свое негодование.

6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые предложения, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите?

а) я выскажусь как о положительных, так и об отрицательных сторонах данного проекта;

б) выделю положительные стороны работы и предложу предоставить возможность продолжить ее;

в) стану критиковать ее, ведь для того, чтобы быть новатором, нужно уметь не допускать ошибок.

7. Представьте, что теща (свекровь), которая постоян­но говорит вам о необходимости бережливости, экономии, сама то и дело покупает дорогие вещи. Она интересуется вашим мнением о своей последней покупке. Что вы ей скажете?

а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие;

б) говорю, что эта вещь безвкусная;

в) постоянно ругаюсь и ссорюсь с ней из-за этого.

8. На улице вы видите группу курящих подростков. Ваша реакция?

а) думаю: «Зачем мне портить себе настроение из-за плохо воспитанных чужих озорников?»;

б) делаю замечание;

в) если это происходит в общественном месте, то хорошенько отчитаю их.

9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчи­тал вас:

а) в таком случае я не даю ему чаевых, которые заранее приготовил и отдал бы, если бы он по­ступил честно;

б) попрошу еще раз пересчитать сумму, укажу на ошибку;

в) это будет поводом для скандала.

10. Вы в доме отдыха. Администратор сам развлекает­ся, вместо того чтобы выполнять свои обязанности, не следит за уборкой в комнатах, разнообразием меню. Ваша реакция?

а) мне, конечно, это не нравится, но даже если я и выскажу свое возмущение, от этого вряд ли что-то изменится;

б) я обязательно добьюсь того, чтобы его строго наказали или даже уволили с работы;

б) вымещу свое недовольство на младшем персо­нале — уборщицах, официантках.

11. Представьте, что у вас был конфликт с сыном-под­ростком, а потом вы убедились, что он был прав. При­знаете ли вы свою ошибку?

а) нет;

б) разумеется, признаю;

в) какой же у меня будет авторитет, если я при­знаю, что был не прав?

Ключ к тесту.

За каждый ответ «а» запишите себе 4 очка, «б» – 2, «в» – 0 очков.

От 30 до 44 очков. Вы тактичный, деликатный чело­век, не любите конфликтов, избегаете критических ситуа­ций. Когда же вам приходится вступить в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем служебном по­ложении, отношениях с друзьями. Вам хочется быть при­ятным для окружающих, однако в тех случаях, когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Но ведь таким образом вы теряете уважение к себе в их глазах!

От 15 до 29 очков. Вы человек, который умеет, когда нужно, отстаивать свое мнение, делать это аргументиро­ванно и последовательно, невзирая на то, как это отра­зится на вашем положении. Вас за это уважают, хотя некоторые считают вас конфликтной личностью.

От 10 до 14 очков. Наверное, многие окружающие не без оснований считают вас любителем поскандалить. Еще бы: ведь вы сами ищете поводов для споров, боль­шая часть из которых излишни и мелочны, зачастую вы
просто не в состоянии о чем-либо спокойно договориться, навязываете свое мнение, даже когда не правы. Вы лю­бите покритиковать, но лишь тогда, когда это выгодно вам. Но ведь все это создает только проблемы в вашей
жизни! Искренне ответьте себе на вопрос: не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценно­сти?

 

1. Упражнение ««Уверенность — неуверенность — агрессия»

Цель.

Анализ моделей поведения в конфликтной ситуации.

Задание.

Очень важно научить участников отслеживать свое поведение в конфликтных ситуациях. В этих случаях люди обычно выбирают один из трех вариантов реак­ции: неуверенность, агрессию (как противоположность неуверенности) и уверенное поведение (лучший вари­ант). Решение конфликтов проблематично, потому что многие не умеют общаться спокойно и уверенно. По­пав в зону конфликта, они выбирают вариант реакции спонтанно — и он редко оказывается верным.

Участникам предлагают следующий вариант разви­тия событий: вы приходите в магазин или на фирму с жалобой на некачественный товар или услугу. Или же: в ресторане подали некачественное блюдо, продавец обсчитал или обвесил. Нужно добиться возмещения, вернуть потерянные деньги, не вызвав при этом кон­фликта.

Примеры конфликтных ситуаций:

- Официантка в ресторане подала вам не то блюдо, которое вы выбрали в меню.

- На дороге вашу машину сзади ударил другой авто­мобиль.

- Вы просите мастеров в ЖЭКе починить потек­шую трубу, а вас в ответ просят неделю подо­ждать.

- Ваш сосед по купе курит одну сигарету за другой, а вы не переносите табачного дыма.

- Вы пришли в автосервис, а ваш автомобиль в срок так и не починили.

Сначала все расписывают на листе бумаги вариан­ты своего поведения в конкретной ситуации. Затем группа разбивается на пары. Каждый из участников по очереди старается выступить в трех ролях: аг­рессора, жертвы и спокойного, разумного человека:

• Агрессор занимает жесткую позицию, во всем об­виняет других, ничего слушать не хочет. «Симптомы»: наклон вперед (человек «набычивается»), взгляд испод­лобья и соответствующее выражение лица, примитив­ная речь, твердый контакт глазами, громкий голос («по­вышенные тона»), короткие фразы, желание «давить на страх», вместо того чтобы говорить конструктивно, уси­ленная жестикуляция. Жесты бессвязные, хаотичные. Отсутствие четко сформулированной претензии — чело­век сразу переходит на личности. Употребление слов и фраз-угроз, ругательств, оскорблений: «Ты, козел…», «Что вы себе позволяете?!» и т. п.

• Жертва предпочитает пассивную реакцию, со все­ми возражениями соглашается. «Симптомы»: просящая поза, бегающий взгляд, нежелание вступать в контакт глазами, тихий голос, «жеваная», многословная и пута­ная речь, неспособность четко сформулировать просьбу, постоянное использование междометий, извинений и слов-паразитов. Жесты неуверенные, хаотичные или вообще отсутствуют. Типичные выражения: «Извини­те...», «Не могли бы Вы...», «Как бы...» и т. п.

• Спокойный, но настойчивый клиент ведет себя ра­циональнее всех остальных. «Симптомы»: прямая, но расслабленная поза, контакт глазами, нежелание повы­шать голос, способность четко формулировать свои мысли, объяснять свою позицию и требования, подби­рать ясные аргументы, предлагать разные варианты ре­шения проблемы (гибкость) и сразу требовать от собе­седника встречных мер. Жестов немного, только по делу. Для него характерны вежливость и уважение, но вместе с тем и твердая убежденность в своей правоте, желание искать конкретный выход из тупика.

Обсуждение.

Обсуждение стоит провести в таком направлении:

Позиция «жертвы» провоцирует у оппонента желание «развести лоха» — подавить и запутать жалобщика, ничего ему при этом не обещая. Ведь неуверенных в себе людей легко сбить с толку вопросами вроде: «А чек у вас есть?», «А почему вы рань­ше не обратились?», «А точно в нашем магазине поку­пали?» и т. п.

«Агрессор» добивается успеха — но крайне редко. Как правило, его поведение лишь вызывает ответную агрессию, что отнюдь не способствует быстрому реше­нию проблемы.

 

2. Упражнение «Дилемма узника»

Цель.

Моделирование внутриличностной конфликтной ситуа­ции, основанной на несовпадении потребностей, с целью ана­лиза стилей взаимодействия в такой ситуации.

Описание игры.

Перед началом игры участники объединяются в пары и садятся напротив друг друга в два ряда. Общаться им не разрешается.

«Вас подозревают в совместном преступлении». Вы находитесь в отдельных камерах. У каждого из вас есть возможность сообщить о преступлении другого, надеясь получить меньшее наказание. Если никто не сообщит о совершённом преступлении, оба получите незначительное наказание.

Если один из вас чистосердечно расскажет о содеянном, а другой промолчит, то первый будет выпущен на свободу, а второй получит суровое наказание как единственный виновник совершённого преступления.

Если вы оба сообщите о преступлении, то, естественно, вы получите наказание, и оно будет больше, чем то, которое вы могли бы получить в случае молчания. Вы должны сделать выбор, как действовать.

При решении этого вопроса можно руководствоваться следующей матрицей.

Матрица (в баллах)

Ваш выбор Выбор вашего партнёра
Молчать Рассказать
Молчать 3 3 10 0
Рассказать 0 10 5 5

Вы должны сделать выбор, не общаясь друг с дру­гом. Для этого вы на листке бумаги должны написать только одно слово: или “молчать”, или ‘рассказать”.

Если вы написали слово „молчать", это означает, что вы решили ничего не рассказывать о совершённом преступлении. Если и ваш партнёр решит молчать, то вы получаете по 3 года (см. матрицу). Но если вы написали слово „молчать”, а ваш партнёр решил всё рассказать, то вы получаете 10 лет, а он выйдет на свободу.

Если вы написали слово “рассказать”, это означает, что вы решили рассказать всю правду об этом преступ­лении. Если так же решит действовать и ваш партнёр, то вы оба получите по 5 лет, а если он будет молчать, то вы свободны, а он будет сидеть в тюрьме 10 лет.

Итак, ваше решение. Ещё раз подчеркнём, что при­нимать его нужно сугубо индивидуально, не советуясь и не общаясь друг с другом.

 

3. Упражнение «Поведение в конфликтной ситуации»

Цель.

Актуализация знаний о различных стратегиях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демон­страция на жизненных примерах.

Описание игры.

Участникам предлагаются конфликтные ситуации для анализа и разыгрывания в парах. Результаты демонстрации развития и выхода из конфликтной ситуации обсуждаются в коллективе.

Примеры конфликтных ситуаций.

1. Вас внезапно начинают избегать коллеги. При вашем появлении смолкают разговоры. Главный виновник – так называемая луч­шая подруга, которая выведывает ваши планы и мысли для того, чтобы потом в искажённом виде разболтать их другим. Её цель — утвердиться за ваш счёт.

2. Ваш коллега выводит вас из себя своими язвительными шутками. Содержанием этих шуток является всё: ваша внешность, одеж­да, макияж, причёска, стиль поведения, успехи и неудачи.

3. Вас назначили начальником отдела. Ваша коллега не желает подчиняться вашим распоряжениям. Пока вы были рав­ны, отношения ваши были как нельзя лучше, но как подчинённая она стала настоящей фурией.

4. Обычно с начальницей вы общаетесь очень мирно. Но вы приносите официальное письмо, в котором говорится о необходимости вашей поездки на конференцию, и она взрывается. Без всякого повода она начинает кричать о конце отчетного периода, о том, что штат распустился, никто не ду­мает о работе, на уме только вечеринки и конференции. Вы знаете, что ваша начальница - неуправляемый холерик. Её внезапные вспышки непредсказуемы.

5. Вы находитесь с коллегами на отдыхе. Одна из ваших приятельниц вечно жалуется на недомогание и подкидывает вам работу не только на рабочем месте, но и взваливает на вас бытовые хлопоты: уборка, мытьё посуды и др. На танцах же вечером она может весе­литься в полную силу, а вымыть тарелку после еды нет возможности.

6. У вас есть свежая идея относительно проведения но­вогоднего вечера. Вы неосторожно поделились этой идеей с приятельницей, но полчаса спустя, когда вы с коллегами собираетесь для разработки сценария, вы с удивлением обнару­живаете, что ваш начальник излагает вашу идею, называя автором вашу приятельницу.

Обсуждение.

При обсуждении данного упражнения необходимо остановиться на анализе целесообразности применения различных стилей поведения в конкретных конфликтных ситуациях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.