Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономики. Структура и инфраструктура рынка




Основные субъекты и объекты рыночной

В экономической системе любой страны рыночная деятельность и рыночные отношения не охватывают всех хозяйствующих субъектов. Часть хозяйственной деятельности ведется на основах натурального хозяйства, а часть субъектов получают экономические блага на безвозмездной основе. Однако рыночные отношения сегодня занимают преобладающие позиции в системе экономических отношений в большинстве стран мира.

В рыночные связи вступают многочисленные субъекты, одни из которых выступают в роли продавца экономических благ (субъекта предложения), другие - в роли покупателя (субъекта спроса).

Рыночные агенты характеризуются следующими чертами:

- вступают в рыночные отношения, преследуя свой особый экономический интерес; стремятся к получению выгоды для себя;

- ведут свою деятельность на условиях общественного разделения труда;

- лично свободны и самостоятельны в принятии хозяйственных решений;

- несут ответственность за принимаемые хозяйственные решения.

В качестве рыночных агентов выступают представители населения и различного рода бизнес-структуры.

Население вступает в рыночные отношения ради удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах потребительского назначения. На рынке этот субъект выступает в роли покупателя (субъекта спроса) товаров народного потребления. Однако, чтобы выступать в данной роли, население должно на другом сегменте рынка выступать в роли субъекта предложения. Население не может выступать в качестве продавца созданных товаров (в противном случае этот субъект относился бы к категории бизнеса), а потому предстает в роли субъекта предложения тех или иных факторов производства, прежде всего, своей рабочей силы или временно свободных денежных средств.

Бизнес на рынке представлен в виде различных организационно-правовых форм предприятий или фирм (акционерных обществ, товариществ, частных предприятий и т.д.), а также представлен субъектами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью. Бизнес вступает в рыночные отношения в конечном итоге ради получения и приумножения прибыли. Эта цель и отличает его от населения. Бизнес выступает в роли покупателя на рынке факторов производства, ибо для ведения хозяйственной деятельности ему необходимы земля, средства производства, рабочая сила и заемные средства. В свою очередь, бизнес выступает в роли продавца либо на рынке факторов производства, либо на рынке потребительских благ. Это определяется спецификой его отраслевой направленности и местом в системе общественного разделения труда. Например, машиностроительная фирма производит промышленные работы и, следовательно, будет являться продавцом на рынке факторов производства, а кондитерская фирма как представитель бизнеса - продавцом на рынке потребительских благ.

Государство в современных условиях, прежде всего, выступает в роли регулятора функционирования рыночной экономики, в роли того субъекта, который обеспечивает правовые основы функционирования рыночных отношений. Оно использует комплекс инструментов (рычагов), с помощью которых стимулирует рыночных агентов на осуществление таких действий, которые выгодны с точки зрения общенациональных интересов.

Объектом рыночных отношений будет являться все то, по поводу чего субъекты вступают в отношения купли-продажи. Это могут быть блага потребительского характера, факторы производства, ценные бумаги, валюта.

Структура рынка может быть рассмотрена с различных точек зрения.

С точки зрения специфики объектов, по поводу которых субъекты вступают в рыночные отношения, выделяют: рынок факторов производства и рынок потребительских благ и услуг. Это наиболее емкая сегментация рынка. В свою очередь каждый из вышеуказанных сегментов может быть подвержен дальнейшей сегментации, а именно, рынок факторов производства подразделяется на следующие сегменты:рынок земельных ресурсов, рынок машин и оборудования, рынок топливно-энергетических ресурсов, рынок сырьевых ресурсов, рынок трудовых ресурсов, финансовый рынок (рынок ценных бумаг, межбанковских кредитов, валютный рынок) и т.д.

Рынок потребительских благ и услуг подразделяется на два сегмента: рынок материальных благ потребительского назначения (легковые автомобили, продукты питания, обувь и т.д.) и рынок потребительских услуг (общественное питание, туризм, ремонт автомобилей и т.д.).

На каждом из сегментов рынка функционируют свои особые субъекты, действуют как общие, так и специфические факторы, влияющие на формирование рыночной цены, и имеют место те или иные формы и методы конкуренции.

По степени развития конкурентной среды выделяют рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции (последний в свою очередь подразделяется на рынок монополии, монопсонии, олигополии и рынок монополистической конкуренции). По территориальному признаку выделяют: местный рынок, региональный рынок, национальный рынок и мировой рынок. По характеру продаж различают оптовый рынок и розничный рынок. По степени насыщенности рассматривают дефицитный рынок, равновесный рынок и избыточный рынок.

В функционировании современной рыночной экономики важную роль играет рыночная инфраструктура. Инфраструктура рынка представляет собой комплекс элементов, являющихся посредниками между конечными потребителями и производителями, которые призваны быстрее и с меньшими издержками связать этих экономических субъектов между собой. В рамках рыночной инфраструктуры выделяют э кономическую инфраструктуру, которую образуют различного рода кредитно-банковские учреждения, страховые общества, товарные, фондовые и валютные биржи и т.д. В свою очередь, правовая инфраструктура представлена системой правовых актов и договоров, которые фиксируют и обеспечивают надлежащее осуществление рыночных связей между экономическими агентами. Она предполагает функционирование специфических субъектов, в том числе нотариусов, адвокатов, судей и т.д. Информационная инфраструктура представляет собой совокупность средств поиска и передачи рыночной информации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.