Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика художественной гимнастики




СОЕДИНЕНИЙ

БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ

ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И ХИМИИ

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

 

Подписано в печать..2007. Формат 60 ´ 84 1/16.

Усл. печ. л. 4. Тираж 300 экз. Заказ. С-18.

 

 

ГОУВПО «Воронежская государственная технологическая академия» (ГОУВПО «ВГТА»)

Отдел полиграфии ГОУВПО «ВГТА»

Адрес академии и отдела полиграфии:

 
394000, Воронеж, пр. Революции, 19

 

 

К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика и спортивная аэробика.

Художественная гимнастика — сугубо женский вид спорта. Основными средствами ее являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов.

В настоящее время художественная гимнастика - это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку. В художественной гимнастике воспитываются моральные и волевые качества, вкус и музыкальность, формируются понятия о красоте тела.

Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.

 

 

Рисунок 1 Классификация спортивной гимнастики

Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся. Средства художественной гимнастики соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женского организма. Они доступны при любом возрасте и конституции тела.

Художественная гимнастика подразделяется на основную, прикладную и художественную гимнастику со спортивной направленностью.

Основная художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметами) используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях [24].

Прикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства - элементы танцев, упражнения на расслабление, волны, взмахи, прыжки, повороты и др.

Большой популярностью в нашей стране и за рубежом пользуется художественная гимнастика со спортивной направленностью.

Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами, лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются её основным содержанием.

Художественная гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения.

Трудность - это суммарная техническая ценность комбинаций, определяемая сложностью элементов, соединений и их количеством.

Композиция - порядок размещения элементов в комбинации во времени и пространстве.

Исполнение - реализация первого и второго компонентов в оригинальной гимнастической форме.

В процессе развития спортивного мастерства гимнасток требования к отдельным компонентам были не равнозначны. Большое внимание уделялось то одному, то другому компоненту. И зависело это зачастую от требований основного управляющего документа в разных олимпийских циклах - правил соревнований. Однако в художественной гимнастике должна присутствовать гармония между трудностью, композицией и исполнением.

Важное требование, предъявляемое к гимнастке при исполнении композиции - это создание эмоционально двигательного образа на основе личного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении технически сложных композиций.

Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. Данное обстоятельство в значительной степени определяет и структуру физических качеств, как необходимых для занятия художественной гимнастикой, так и развиваемых ею. Очевидно, что в художественной гимнастике не может быть ярко выраженной проблемы развития и совершенствования таких двигательных качеств, как, например, статическая сила или скоростная сила мышц плечевого пояса, силовая выносливость и т. д.

Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах). Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.

Упражнения художественной гимнастики предъявляют значительные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма занимающихся. Об этом свидетельствуют повышение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений классификационной программы до околопредельной, значительные размеры кислородного долга и кислородного запроса. Тренировочные занятия проходят с высокой интенсивностью (в течение тренировки частота пульса в среднем составляет 148 уд/мин). В связи с этим высококвалифицированные гимнастки характеризуются высоким функциональным уровнем систем вегетативного обслуживания.

Сложность структуры двигательных действий гимнасток обусловливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения.

Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости.

Художественная гимнастика - многоборье. Гимнастки младших разрядов соревнуются в упражнениях с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) и в упражнении без предмета.

Гимнастки старших разрядов упражнение без предмета не выполняют.

Гимнастки младших разрядов соревнуются только по обязательной программе, старших - по обязательной и произвольной. Кроме того, программой предусматриваются парное и групповое (6 спортсменок) упражнения с одним или двумя разными предметами. Гимнастки могут участвовать в личном первенстве (по многоборью, в отдельных видах многоборья), в групповых упражнениях и в командном первенстве.

Многолетняя подготовка гимнасток делится на 4 этапа:

I этап предварительной подготовки: группы начальной подготовки, возраст занимающихся 6-7 лет;

II этап начальной спортивной специализации: учебно-тренировочные группы первого-четвёртого годов обучения, возраст занимающихся 8-11 лет;

III этап углублённой подготовки: учебно-тренировочные группы пятого года обучения и группы спортивного совершенствования первого года обучения, возраст занимающихся 12-13 лет;

IV этап высшего спортивного мастерства: группы спортивного совершенствования второго-третьего годов обучения и группы высшего спортивного мастерства первого-четвертого годов обучения, возраст занимающихся 14 лет и старше.

В настоящее время достаточно четко обозначились три значительно различающихся уровня современной художественной гимнастики:

Высший уровень - элитно-олимпийская художественная гимнастика, функционирующая в центрах олимпийской подготовки;

Средний уровень - спортивно-образовательная художественная гимнастика, осуществляемая в рамках ДЮСШ, ДСО и ВУЗов;

Массовый уровень - оздоровительно-развивающая художественная гимнастика, предлагаемая спортивно-оздоровительным клубам и школьным секциям [25].

 

 

1.5 РОЛЬ ГИБКОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

 

 

Одним из важнейших физических качеств в художественной гимнастике является гибкость - способность выполнять упражнения с большой амплитудой движений. Без этого качества невозможно воспитывать выразительность движения, пластичность и совершенствовать их технику, поскольку при недостаточной подвижности в суставах движения ограничены и скованы [26].

Гибкость необходима для выполнения волнообразных движений, акробатических упражнений, входящих в программу художественной гимнастики, для принятия позы в полете при исполнении прыжков [27].

По своей биомеханической сущности подавляющее большинство гимнастических упражнений требуют хорошей подвижности в суставах, а некоторые вообще полностью зависят от уровня развития этого качества.

При высоком уровне подвижности возникают предпосылки для экономичного движения в суставе, так как если оказывается большей исходная длина мышц, это позволяет проявить большую силу, сочленения становятся более податливыми, значит, для осуществления движения в суставе требуется меньшая сила [28].

Недостаточная подвижность в суставах - следствие плохой эластичности мышц и связок, окружающих эти суставы, а также плохого развития мышц-антагонистов. Недостаточно высоко поднять ногу, а затем стремительно опустить ее вниз. Надо уметь держать ногу в высоко поднятом положении. Недостаточно сделать резкий наклон назад на одной ноге и, подняв другую в заднее равновесие, коснуться рукой пола, надо еще уметь после этого поднять туловище, не опуская ногу. Таким образом, в тесной связи с развитием гибкости необходимо развивать силу мышц-антагонистов.

Гибкость проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движениях. Соответственно ее показатели измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах) [1, 115].

Под амплитудой понимается степень развития качеств гимнастики, амплитуда движений и масштабность упражнений с предметами. Амплитуда зависит в первую очередь от физических качеств спортсменки и степени ее развития. Одним из ведущих качеств, когда речь идет об амплитуде, является гибкость, благодаря которой облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений - наклонов, равновесий, прыжков, волн. Гибкость придает спортсменке пластичность, мягкость, изящество. Современная художественная гимнастика уделяет специальное внимание этому качеству, поэтому оно имеет решающее значение в упражнениях с предметами.

Особое значение придается развитию гибкости позвоночного столба не только в поясничном отделе, но и в грудном, шейном отделах, что важно для освоения волн, взмахов, движений кольцом.

Техника гимнастических упражнений требует большой амплитуды движений в тазобедренном суставе, выворотности, высокой подвижности голеностопного сустава. Не менее важное значение, в частности для освоения техники владения предметами, имеет подвижность в плечевых, локтевых, лучезапястных суставах во всех плоскостях.

Можно отметить следующие особенности активной и пассивной, касающиеся гимнастики:

Величина активной гибкости всегда меньше пассивной. Так, при отведении ноги амплитуда движения в тазобедренном суставе меньше, чем при том же движении, выполненном с помощью или махом [29].

2. Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Именно в художественной гимнастике большое значение имеет активная гибкость, обеспечивающая необходимую свободу движений, а также позволяющая овладевать рациональной спортивной техникой. Однако достичь оптимальной подвижности в суставах можно лишь при одновременном развитии активной и пассивной гибкости.

1.6 ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ

 

1.6.1 Анатомические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста

 

Период 7-10 лет характеризуется ускоренными процессами психического развития и формированием целенаправленного поведения на фоне продолжающихся морфофункциональных перестроек организма [31].

Рост и телосложение

М.М. Безруких отмечает, что после завершения полуростового скачка и до начала пубертатного скачка отмечаются самые низкие темпы роста длины и массы тела. Увеличение длины и массы тела происходит таким образом, что ребенок «вытягивается», продолжает снижаться относительное содержание подкожного жира. Отчетливо начинают проявляться индивидуально-типологические конституциональные особенности телосложения [31].

Д.А. Фарбер также утверждает, что для детей 7-10 лет характерно уменьшение скорости роста тела в длину по сравнению с дошкольным возрастом и составляет 2-3 см в год. При этом рост тела и его частей происходит равномерно, в основном за счет туловища, так что пропорции тела сохраняются практически неизменными, с характерным для младшего школьника соотношением частей тела [32].

Опорно-двигательный аппарат

Как отмечает Н.А.Фомин, наибольшей подвижностью обладает позвоночник у детей до 8-9-летнего возраста, хотя у детей младшего и среднего возраста он также достаточно подвижен, вследствие чего подвержен деформации. Это необходимо учитывать при занятиях детей физическими упражнениями [33].

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах [35].

По мере развития организма гибкость также изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет.

Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных. В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет. В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к 13 – 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь – с увеличением в результате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах.

У девочек в 8-9 лет начинает расширятся таз и округляются бедра. При этом сращение костей таза происходит в более старшем возрасте. Н.А.Фомин обращает внимание на то, что резкие толчки при приземлениях, а также неравномерная нагрузка на левую и правую ноги могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание.

Окостенение скелета происходит неравномерно. Раньше всего, к 9-11 годам, заканчивается окостенение фаланг пальцев руки, несколько позднее, к 10-13 годам, – запястья и пястья.

Скелетные мышцы ребенка существенно меняются, обеспечивая очень высокую подвижность и неутомляемость (при условии смены режимов мышечной деятельности). По мнению Д.А.Фарбер, у детей 7-10 лет, основная масса скелетных мышц состоит из волокон I типа, для которых характерно преобладание аэробной энергетики, связанной с процессами окисления в митохондриях.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

Н.А. Фомин утверждает, что показатели функциональной зрелости нервно-мышечного аппарата (возбудимость и лабильность) уже к 8-10 годам приближаются к уровню взрослых людей. А величина хронаксии (минимальное время возбуждения мышцы) отдельных мышечных групп у детей 8-10 лет может быть даже меньше, чем у взрослых.

Развитие двигательной функции, работоспособности и выносливости

К 7-8 годам дети приобретают основные навыки письма, выполняют несложные действия с мелкими предметами. Как следствие этого в данном возрасте наблюдается интенсивное развитие мышц кисти. Разница в силе мышц правой и левой руки постепенно выравнивается.

B возрастных изменениях двигательной функции ведущее место принадлежит центральной нервной системе, и прежде всего – коре больших полушарий головного мозга [35, 36].

Н.А. Фомин отмечает, что в возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. У мальчиков 7-9 лет отмечается более прогрессивное его увеличение, чем у девочек.

Что касается точности движений то, по мнению Н.А. Фомина у 8-11-летних детей она развита слабо. Ошибки при воспроизведении заданных параметров движений составляют 45-50%.

Н.И. Обреимова высказывает обратное утверждение, что наиболее высокий темп динамики точности наблюдается с 7 до 10 лет, что связано с двигательной активностью, интенсивным созреванием кинестетического анализатора, формированием систем корково-подкорковых и внутрикортикальных проводящих путей и функциональных связей между двигательными и ассоциативными областями коры больших полушарий головного мозга.

У детей младшего школьного возраста совершенствуется пространственная ориентировка, что связано, по мнению Н.А.Фомина, с развитием проприоцептивной чувствительности. Она достигает в данном возрасте такого уровня развития, который создает возможность разучивания сложных движений. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные технически сложные, упражнения для них оказываются более доступными, чем для взрослых людей.

Возраст 7— 10 лет, как считает М.М.Безруких, является оптимальным для формирования произвольных движений. На этом этапе возрастного развития существуют особенно благоприятные психофизиологические предпосылки для быстрого освоения и совершенствования сложных произвольных движений. К 7 годам заметно расширяются связи двигательной области головного мозга с одним из важных центров регуляции движений — мозжечком и подкорковыми образованиями, в частности с красным ядром. К этому возрасту морфологические признаки коркового отдела двигательного анализатора ребенка близки к таковым взрослого человека. Достигает значительной зрелости и рецепторный аппарат двигательной системы. Морфологическое дозревание двигательной коры мозга завершается в период от 7 до 12—14 лет. К этому же возрасту полностью развиваются чувствительные и двигательные окончания мышечного аппарата.

Возраст 7—10 лет является новым этапом в формировании акта ходьбы. Показатели структуры шага и ходьбы близки к показателям взрослых. Темп ходьбы равномерный, длина шага стабильна, ускорение темпа связано с удлинением шага. Лишь к возрасту 9— 10 лет иннервационная структура двигательной координации становится устойчивой к влиянию дополнительных нагрузок и различных «шумов», мешающих реализации движения. Качественная реализация моторной программы при выполнении движений (особенно на начальных этапах формирования навыков) требует напряженного зрительного контроля, так как именно зрительный контроль выступает в качестве ведущего механизма обратной связи и в процессе онтогенетического развития, и в процессе формирования произвольных движений. По мере совершенствования навыка более значимой в регуляции движений становится проприоцептивная информация. При этом допускается, что зрительная и проприоцептивная системы при управлении движениями функционально не дублируют одна другую, а решают разные задачи.

К 7 годам корковый отдел двигательного анализатора обретает морфологические признаки, свойственные взрослым. Достигает значительной зрелости и рецепторный аппарат двигательной системы, а значит, становится возможной более тонкая регуляция мышечной активности, мышечных напряжений. Таким образом, только к 10 годам реализация движения (ходьба) обеспечивается включенностью и взаимодействием всех звеньев системы регуляции движения.

Созревание центральных управленческих звеньев наглядно проявляется в особенностях построения движений. С одной стороны, дети 7-10 лет еще далеко не достигают максимальных показателей быстроты (частоты повторений) в простейших движениях, их абсолютная и относительная сила сравнительно невелика. С другой стороны, у них завершается определенный этап формирования такого двигательного качества, как ловкость, которая основывается на тонкой координации движений за счет сбалансированного управления мышцами-антагонистами, т.е. мышцами, выполняющими противоположные по направлению движения (мышцы-сгибатели и разгибатели).

По утверждению Д.А.Фабер и М.М.Безруких, степень созревания нервных окончаний значительно увеличивается к 7—8 годам; при этом появляются более быстрые и разнообразные движения. Однако и в данном возрасте еще не достигается степень развития движений, наблюдаемая у взрослых.

Как отмечают Н.И. Обреимова и Д.А. Фарбер, у детей в возрасте 8—10 лет наиболее интенсивна игровая активность, сочетающаяся с повышенной двигательной активностью. Во всех органах и системах происходят морфофункциональные преобразования, создающие благоприятные условия для осуществления больших объемов мышечной работы за счет функционирования аэробного источника энергии. Важно подчеркнуть, что только к этому возрасту морфофункциональное развитие ребенка достигает такого уровня, который способствует длительному поддержанию работоспособности.

Д.А.Фарбер, М.М.Безруких утверждают, что динамика работоспособности в младшем школьном возрасте отражает возрастающую надежность функционирования организма ребенка. При циклической работе ногами, в зоне большой мощности (при пульсе 160—170 уд/мин) объем выполняемой работы у детей в период от 7 до 10 лет возрастает в 4 раза и составляет в 10—11-летнем возрасте примерно 40 кДж. Однако это еще далеко не соответствует возможностям.

Н.И. Обреимова также подтверждает, что дети в возрасте 7—10 лет в состоянии длительно, устойчиво (стационарно) поддерживать функциональную активность. У 6-летних детей такая способность возникает только в результате соответствующих тренировок, т.е. постоянного упражнения тех или иных физиологических систем в разумных для данного возраста пределах. Естественный механизм, помогающий развитию этих возможностей, — спонтанная игровая деятельность. В ней создаются определенные условия для формирования мотивов целенаправленного поведения.

Д.А.Фарбер подчеркивает, что младший школьный возраст сенситивен для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности — как умственной, так и физической, а также для развития выносливости в циклических упражнениях. Быстрое развитие выносливости и способности поддерживать стационарные состояния вообще связано в первую очередь с расширением резервных возможностей большинства функций.

Физиологические механизмы, обеспечивающие в младшем школьном возрасте быстрое развитие выносливости и способности поддерживать стационарные состояния вообще, заключаются в первую очередь в расширении резервных возможностей большинства функций. Снижение интенсивности обменных процессов, частоты сокращений сердца и дыхания в покое (возрастная закономерность) определяет, с одной стороны, более экономный режим функционирования, а с другой – расширение функционального диапазона, в котором может поддерживаться активность тех или иных функций.

Дети младшего школьного возраста, как утверждает Н.А.Фомин, обладают малой устойчивостью к утомлению при мышечной работе, и перегрузка физическими упражнениями в 7-10 лет может привести к деформации суставов нижних конечностей в связи с изменением их кострно-хрящевой структуры. Автор обращает внимание на то, что занятия спортом и физической культурой с детьми данного возраста следует строить так, чтобы кратковременные скоростные нагрузки чередовались с достаточными паузами отдыха, менялся характер работы отдельных мышечных групп.

Развитие сердечно-сосудистой системы

Как отмечает Н.А. Фомин возрастные изменения сердечно - сосудистого аппарата в период 7-11 лет отличаются равномерностью и относительно более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Просвет крупных сосудов, а также прекапиллярного и капиллярного русла у детей в этом возрасте относительно больше, чем у взрослых. Это является одной из существенных причин относительно низкого артериального давления в 7-11-летнем возрасте. Указанные особенности обуславливают значительную напряженность в деятельности сердечно-сосудистой системы детей при мышечной работе.

Н.И. Обреимова, Д.А. Фарбер и М.М. Безруких подчеркивают, что немалую роль в младшем школьном возрасте играет увеличение ударного объема сердца и резервных объемов дыхания. Все это приводит к тому, что максимальный уровень активности функций практически не снижается. Так, максимальная ЧСС у детей всех возрастных групп достигает 200-210 уд/мин. В то же время в покое у мальчиков 7 лет она составляет 91,2 уд/мин., а к 10 годам снижается до 78,7 уд/мин. Максимальное потребление кислорода, развиваемое при мышечной работе большой мощности, уже в 7-летнем возрасте при расчете на единицу массы тела достигает величин, близких к таковым у взрослых. Если учесть, что масса скелетных мышц у детей рассматриваемого возраста еще сравнительно невелика, то оказывается, что уровень развиваемого ими максимального потребления кислорода очень высок. Отношение максимального потребления кислорода к массе мышц самое большое в возрасте 9-10 лет – почти в 2 раза превышает подобное отношение у взрослых.

У детей при физической нагрузке больше, чем у взрослых, усиливается работа сердца и ткани организма обеспечиваются кислородом в достаточной мере. Иначе говоря, механизмы обеспечения кислородом организма детей и подростков при мышечной деятельности менее эффективны и менее экономичны, нежели у взрослых [37].

Н.И. Обреимова указывает, что к 7 годам сердце приобретает основные морфологические черты сердца взрослого, отличаясь от него лишь размерами. В 6-12 лет появляются половые различия: у девочек с этого возраста частота сердцебиений становится больше, чем у мальчиков (Таблица 2). К 8 годам минутный объем крови увеличивается и составляет 2800 мл. Средняя же интенсивность кровотока через ткани (минутный объем крови на 1 кг массы тела) продолжает уменьшаться, что соответствует снижению интенсивности обменных процессов в организме детей. Однако данный показатель остается более высоким, чем у взрослых (в 5 лет — 100 мл/кг, в 10 лет — 83 мл/кг, в 13-16 лет — 80 — 90 мл/кг, у взрослых — 60—70 мл/кг). В этом заключается большой биологический смысл: благодаря высокому относительному минутному объему крови удовлетворяется высокая потребность тканей растущего организма в кислороде и питательных веществах.

 

Таблица 2

Показатели частоты сердечных сокращений у детей младшего школьного возраста

 

Возраст, лет ЧСС в покое
  у мальчиков у девочек
     

 

Несмотря на то, что многие физиологические функции в период 7-10 лет интенсивно развиваются и по некоторым показателям эффективности в чем-то уравниваются даже с аналогичными возможностями взрослых, они еще во многом отличаются от дефинитивного (взрослого) уровня и имеют ряд свойственных именно этому возрасту особенностей.

В наиболее общем виде основную характеристику возрастных изменений морфофункциональных организаций можно определить как принцип увеличения надежности физиологических функций.

Количественной мерой возрастных изменений надежности во многих случаях может быть объем выполняемых нагрузок. Так, возрастные изменения двигательных возможностей, определяющих работоспособность, можно оценить по объему выполняемой работы до появления признаков утомления. Среди факторов, обеспечивающих резкое увеличение с возрастом надежности физиологических систем, важную роль играет энергетика. У детей очень высоки необходимые, ежедневные энерготраты. Это связано и с повышенной двигательной активностью, и с меньшей экономичностью многих физиологических процессов.

Более интенсивный энергетический обмен у детей препятствует накоплению в их тканях значительных запасов энергетических субстратов, т.е. резервные энергетические возможности сравнительно невелики. Это само по себе делает менее надежными все функции детского организма. Незрелость регулирующих систем организма (нервной и эндокринной) также является важным фактором меньшей надежности организма детей. В связи с этим, а также из-за нехватки резервов любая физиологическая реакция вовлекает в активную деятельность не только те ткани и органы, которые непосредственно необходимы для ее реализации, но также и другие, способные оказать помощь в достижении конечной цели. Такой генерализованный тип реакции крайне неэкономичен, расточителен и у взрослых не наблюдается. У детей же любое напряжение организма всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий в детском возрасте особенно велика.

 

1.6.2 Особенности высшей нервной деятельности младших школьников

 

В период 6-10 лет существенные изменения претерпевают структура и функции мозга. Как утверждает Н.И. Обреимова, к 7—8 годам масса мозга становится равной массе мозга взрослого человека и больше не увеличивается. мозг ребенка в этом возрасте примерно в 2 раза интенсивнее потребляет кислород, чем мозг взрослого, и это обеспечивается соответствующим кровообращением

Совершенствуется нейронная организация коры больших полушарий, продолжается дальнейшее формирование ансамблей нервных клеток, с которыми связано осуществление интегративных процессов. Ритмическая организация коры полушарий становится сходной с таковой у взрослого. Это свидетельствует о высокой степени сформированности состояния покоя как оптимального фона для приема и переработки внешней информации. В корково-подкорковом взаимодействии главенствует кора, что способствует нарастанию сдержанности в проявлении эмоций, контролируемости и осмысленности поведения. В течение младшего школьного возраста усиливается вовлечение в процесс восприятия лобных отделов коры больших полушарий, создаются предпосылки для более совершенного опознания зрительных стимулов, меньшую роль начинают играть эмоциональные характеристики стимула и большую его информационная значимость. У детей этого возраста формируется наиболее экономичная организация мозговых систем. Созревание лобных областей приводит к значительным изменениям в организации механизмов внимания [38].

Активационные процессы в 9-10-летнем возрасте приобретают четкую направленность, создавая условия для избирательного вовлечения определенных областей коры в конкретную деятельность. Так формируются нейрофизиологические механизмы произвольного внимания, обеспечивающие отбор наиболее существенной информации. У первоклассников в связи с незрелостью механизмов внимания невелик его объем. Слабо развито в этом возрасте и распределение внимания, что затрудняет восприятие речи учителя, если ребенок сам в это время что-то делает.

К 9-10 годам значительно возрастает объем внимания, его устойчивость. Совершенствование механизмов произвольного внимания способствует осуществлению контроля за одновременно происходящими действиями – прогрессирует распределение внимания. Созревание функций мозга только создает основу для развития внимания, а развивается оно в процессе учебной деятельности.

В 9-10 лет в сравнении с 7-8 годами увеличивается объем кратковременной памяти. К этому же возрасту значительной зрелости достигает произвольная регуляция двигательной функции, совершенствуются точностные движения, их коррекция, приведение в соответствие с предъявляемым эталоном.

В этом возрасте важно привить ребенку умение произвольно концентрировать внимание, сосредоточиваться на существенном, организовывать конкретную деятельность. Одновременно нужно приучить ребенка к самостоятельному творческому действию.

У 9-10-летних детей высоко развито восприятие, они легко овладевают навыками и знаниями, совершенствуются их функциональные и адаптационные возможности мозга.

В этом возрасте основные нервные процессы (возбуждение и торможение) обладают значительной силой, подвижностью, уравновешенностью и приближаются к таковым взрослого человека. Все виды внутреннего торможения достаточно развиты. Данная возрастная группа характеризуется быстрым упрочением условных рефлексов и условного (внутреннего) торможения, их устойчивостью к внешним воздействиям, более быстрой концентрацией нервных процессов. При образовании рефлексов на комплекс последовательно действующих раздражителей условная реакция вырабатывается сразу на весь комплекс.

Н.А.Фомин подчеркивает, что в возрасте 7-8 лет высшая нервная система достигает высокой степени развития. К этому времени заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток. Именно поэтому младшие школьники легко могут овладевать технически сложными формами движений.

Сила нервных процессов у детей младшего школьного возраста относительно невелика. Резко выражено запредельное торможение при действии сверхсильных или монотонных, длительных раздражителей. Внутреннее торможение еще не устойчиво, поэтому дети начинают выполнять упражнение, не успев выслушать объяснение учителя.

7-9-летние дети отличаются слабой устойчивостью к воздействию посторонних раздражителей, вызывающих внешнее торможение. Возбудительные и тормозные процессы в этом возрасте легко иррадиируют, вот почему выполнение движений отличается неточностью. При обучении физическим упражнениям лучше использовать целостный метод, облегчая выполнение основного задания системой подводящих и подготовительных упражнений.

Таким образом, у младших школьников имеются все предпосылки к приобретению гибкости:

- преобладание в костной ткани органических элементов и воды, которые делают скелет гибким и эластичным;

- сочленение костей подвижно;

- постепенное замещение костной ткани хрящевой;

- усиление темпов роста позвоночника и формирование естественных физиологических изгибов (шейной и грудной кривизны);

- слабое развитие мышц и связок позвоночника, значительная толщина хрящевых прослоек позвоночника;

- кости скелета отличаются большой податливостью к внешним воздействиям;

- недостаточно развитые мышцы, крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие, объем мышечной ткани 27%.

Анатомические особенности опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста создают благоприятные предпосылки для развития гибкости. При этом необходимо учитывать, что правую и левую стороны тела необходимо развивать в одинаковой мере, и наряду с гибкостью необходимо также развивать силу (в особенности мышц туловища) для профилактики искривления позвоночника.

Также нужно учитывать, что организм детей не готов к интенсивным, длительным и монотонным нагрузкам. Недопустимы длительные динамические усилия. Сердечно-сосудистая система детей работает не экономично, интенсивная мышечная работа создает чрезмерную нагрузку на сердце.

В течение тренировки следует периодически менять характер мышечной работы, поскольку организм детей не может длительно противостоять утомлению. Утомление, в свою очередь, возникает и при малоинтенсивной, но скучной, монотонной работе.

В работу следует иногда включать элемент игры, чтобы повысить интерес занимающихся к работе, внести эмоциональность и разнообразие.

При обучении движениям следует использовать целостный метод, применяя также наглядный и словесный методы, не перегружая речь специальными терминами.

Необходимо также учитывать особенности внимания детей 7-10 лет. Дети этого возраста легко отвлекаются от работы, их внимание не устойчиво, поэтому учащихся следует обучать концентрации внимания, усидчивости, внимательности.

Важно и то, что психофизиологические особенности детей 7-10 лет позволяют в младшем школьном возрасте овладевать технически сложными видами спортивных движений.

Таким образом, в 1 главе по исследуемой теме нам были рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся физиолого-педагогических основ гибкости, средства и методы развития гибкости, методы измерения гибкости, в том числе педагогические тесты для оценки подвижности различных суставов.. Далее мы перешли к характеристике художественной гимнастики с точки зрения теории и методики спорта. Гибкость как ценное физическое качество детально рассмотрено в рамках художественной гимнастики, а именно упражнений. После этого мы узко подошли к нашему объекту исследования- девочкам 6 – 8 лет, занимающимся художественной гимнастикой. С этой целью мы рассмотрели возрастные аспекты воспитания гибкости, а именно анатомические и физиологические особенности, особенности высшейнервнойдеятельности детей младшего школьноговозраста.


2 ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

2.1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Цель работы: выявление эффективности использования комплекса физических упражнений для развития гибкости у девочек 6-8 лет.

В работе были определены следующие задачи:

1) определить исходные показатели гибкости у девочек 6-8 лет;

2) разработать комплекс специальных упражнений для развития гибкости у гимнасток 6-8 лет;

3) выявить эффективность применения комплексов специальных упражнений для развития гибкости у гимнасток 6-8 лет;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

- теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

- тестирование;

- педагогический эксперимент;

- математическая обработка данных.

Анализ научно-методической литературы проводился с целью более подробного изучения проблемы особенностей развития гибкости у гимнасток 7-8 лет. Кроме специальной литературы по физической культуре и гимнастике, были проанализированы материалы по данной теме с точки зрения теории и методики физической культуры, психологии и физиологии.

Для определения первичной и контрольной оценки показателей гибкости нами были использованы следующие тесты:

Тест 1. Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке.

Наклон производится на устойчивой гимнастической скамейке. Выполняется наклон вперед - вниз, стараясь дотянуться руками до пола. Результат измеряется по расстоянию от плоскости скамейки до конца третьего пальца руки. Учитывается зафиксированный результат в сантиметрах.

Тест 2. Разгибание в коленных суставах.

Выполняется упор сидя сзади. Необходимо максимально выпрямить колени, стопы согнуть (взять на себя). Держать 3 секунды. Измеряется расстояние от пола до пяток в сантиметрах.

Тест 3. Перевод палки.

Перевод гимнастической палки с сантиметровой разметкой спереди назад и обратно. Измеряется расстояние в сантиметрах между кистями рук при выкруте палки прямыми руками.

Тест 4. Прогибание назад в упоре лежа на бедрах.

Испытуемый лежа на животе прогибается назад в упоре на руки. Максимально приблизить затылок к ягодицам. Удерживать 3 секунды. Оценивается расстояние от головы до пола. Измеряется в сантиметрах (см).

Тест 5. Мост.

Исходное положение: стойка ноги врозь, руки вверх. Испытуемый выполняет мост с максимальным прогибанием. Измеряется расстояние от пяток до конца третьего пальца рук. Измеряется в сантиметрах (см).

Тест 6. Поперечный шпагат

Выполняется поперечный шпагат. Измеряется расстояние в сантиметрах от пола до симфиза.

Результаты эксперимента были подведены с помощью математической обработки (вычисление средней арифметической величины) [40].

 

 

2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

В педагогическом эксперименте принимало участие 2 группы: экспериментальная и контрольная. Обе группы состояли из десяти девочек в возрасте 6-8 лет. Исследование было организовано на базе СДЮСШОР №1 города Астана, в период с октября 2013 года по апрель 2014 года, в три этапа.

Первый этап проводился с октября 2013 года по ноябрь 2014 года и заключался в анализе состояния проблемы по данной теме и выдвижения гипотезы исследования, в отборе тестов для определения уровня развития гибкости у девочек 6-8 лет.

Второй этап исследования проводился с декабря 2013 года по март 2014 года. Для определения уровня развития гибкости проводилось первичное тестирование девочек 6-8 лет.

В течение этого периода - 4 месяцев, с группой испытуемых экспериментальной группы осуществлялся педагогический эксперимент с использованием комплекса специальных упражнений для развития гибкости у девочек 6-8 лет.

Контрольная группа занималась по программе СДЮСШОР №1. Экспериментальная группа занималась по разработанному нами комплексу специальных упражнений, направленных на развитие гибкости. Занятия проводились 3 раза в неделю по 1,5 часа.

После проведенной работы с разработанной нами методикой, было проведено контрольное тестирование гибкости (в конце марта 2014 года).

На третьем этапе (апрель 2014 год) были подведены результаты исследования и их математическая обработка.

Описание методики. На основе анализа специальной литературы были разработаны два комплекса упражнений, которые не менялись в течение четырех месяцев. Первый комплекс специальных упражнений выполнялся в конце подготовительной части тренировки, второй комплекс выполнялся в начале основной части.

Над каждым комплексом девочки работали 20-25 минут. При смене упражнения применялись упражнения на расслабление, встряхивание конечностей, упражнение на дыхание.

В конце подготовительной части использовался комплекс упражнений № 1.

После выполнения программы СДЮСШОР №1 девочки занимались по специально разработанному комплексу упражнений №2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 11787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.