Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека




Методика использования фигурных таблиц.

Диагностика уровня внимания детей дошкольного возраста

 

1. Методика «Найди и вычеркни».

Эту методику можно использовать для детей 4-летнего возраста (Немов Р. С.).

инструкция ребенку: По сигналу «Начинай» ты будешь искать и зачеркивать елочки и звездочки до тех пор, пока я не скажу «Стоп».

Ребенок работает 2,5 минуты. Каждые 30 секунд делаются остановки, и ребенок показывает взрослому, на каком предмете он остановился.

 

Определяется количество предметов на рисунок просмотренных за 2,5 минуты, а также за каждые 30 секунд.

 

 

8 — показатель продуктивности и устойчивост! внимания.

N — количество предметов, которые просмотре. ребенок.

п — количество ошибок. 1; — время.

8 > 1 — высокий уровень.

0,5 < 8 < 1,0 — средний уровень.

8 < 0,5 — низкий уровень.

 

 

2. Методика «Найди и вычеркни»

для диагностики продуктивности и устойчивости внимания у детей 5—6 лет.

Ребенок работает 2,5 минуты. Каждые 30 секунд делаются остановки.

инструкция ребенку: По сигналу «Начинай» ты будешь зачеркивать кружки и треугольники.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Проводится так же, как в предыдущем задании.


Важным критерием школьной зрелости, т. е. го­товности к школе, является уровень сформированности произвольного внимания.

Методика использования фигурных таблиц для диагностики умственной работоспособности и внима­ния у детей 6—7-летнего возраста была предложена НИИ физиологии детей и подростков.

Работа с этой таблицей продолжается в течение 2 минут.

инструкция ребенку: Просматривай внимательно фигурки, отыскивай среди них три: флажок, треу­гольник и кружок. В треугольнике будешь ставить черточку (—), в кружочке — крестик (+), в флажке — точку (.). Следует спросить ребенка, как он понял задание.

Дается сигнал к началу работы. Через 2 минуты таблицы собираются.

Оценка выполнения задания проводится по коли­честву просмотренных фигур и количеству допущен­ных ошибок.

Например, ребенок просмотрел 60 знаков и сделал 7 ошибок. В пересчете на 100 знаков это составит 11,6.

Помимо этого, рассчитывается коэффициент про­дуктивности умственной работоспособности по следу­ющей формуле:

ур ^ ________ количество просмотренных строк _______

количество просмотренных строк + количество ошибок

 

Второй вариант задания может быть таким: про­сматривайте внимательно фигурки, отыскивайте квадрат, круг и треугольник; в квадрате ставьте крестик (+), в треугольнике — точку (.), в круге — минус (—).

Третий вариант задания: просматривайте внима­тельно фигурки, отыскивайте флажок, звездочку и квадрат. В звездочке ставьте точку (.), в квадрате — минус (—), в флажке — плюс, крестик (+).

 


Заключение к части I «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста»

Предложенные задания, игры, упражнения позво­лят родителям, воспитателям детских садов, учителям начального звена узнать, насколько тот или иной ребенок подготовлен к школе.

Для оценки уровня готовности ребенка к школе используются следующие критерии:

1) степень психосоциальной зрелости (тестовая бе­седа, предложенная С. А. Банковым);

2) уровень школьной зрелости и уровень интел­лекта по тесту Керна-Йирасека;

3) уровень внимания и умственной работоспособ­ности по корректурным пробам (см. в разделе «Диагностика внимания*);

4) исследования уровня восприятия (см. в разделе «Диагностика восприятия»);

5) исследование памяти (см. в разделе «Диагно­стика памяти»);

6) исследование мышления.

 

Вопросы для собеседования:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? через два года?

6. Сейчас утро или вечер? (День или утро?)

7. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь — утром или днем? Что бывает рань­ше — обед или ужин?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает твой отец, мать?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11. Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач или учитель?

15. Звонок или парта в школе нужны зачем?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких ты знаешь птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

21. Что больше 8 или 5, 7 или З? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов:

1. За правильный ответ на все под вопросы одного пункта ребенок получает один балл (за исключе­нием Контрольных).

2. Ребенок может получить по 0,5 балла за пра­вильные, но неполные ответы на подвопросы пун­кта.

3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: «Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха». Неверными считаются ответы: «Мама Таня, папа работает на работе».

4. К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 22. Они оцениваются следующим образом:

№ 5 — если ребенок может вычислить сколько

ему лет — 1 балл, если он называет года с

учетом месяцев — 3 балла;

№8 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный — 1 балл;

№ 15 — за каждое правильно указанное приме­нение школьной атрибутики — 1 балл;

№ 22 — за правильный ответ — 2 балла.

5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Оценка результатов беседы: если ребенок получает 24—29 баллов, он считается школьно-зрелым, средне-зрелыми являются дети, набравшие в результате бесе­ды — 20—24 балла, низкий уровень психосоциальной зрелости имеют дети, набравшие 15—20 баллов.

 

Тест включает в себя три задания: рисование фигуры по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонкодвигательных ко­ординации. Без развития последних невозможно фор­мирование навыков письма, развитие второй сиг­нальной системы и абстрактного мышления и речи.

Инструкция разработана Институтом гигиены де­тей и подростков Минздрава СССР.

Ребенку дается лист бумаги, на лицевой стороне записывается имя и фамилия ребенка.

дается инструкция: «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь».

Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист, на оборотной стороне которого написан образец фразы и конфигурация из десяти точек.

Второе задание формулируется следующим образом:

«Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое».

Третье задание: «Здесь нарисованы точки. Попро­буй сам рядом так же их нарисовать».

Оценка результатов:

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наи­лучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). Критерии оценки по каждому из заданий:

Задание № 1. Рисование мужской фигуры.

1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем должна соединять шея (она не должна быть больше туловища). На голове — волосы (возможна) шапка или шляпа), уши, на лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать признаки мужской одежды.

2 балла — выполнение всех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изобра­жения (т. е. отдельно рисуется голова, туловище, к нему прикрепляются руки, ноги). Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла — у фигуры на рисунке должны быть шея, туловище, конечности (руки и ноги, которые должны быть нарисованы двумя линиями). От­сутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла — примитивный рисунок головы с тулови­щем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

1 балл — высокий уровень интеллектуального раз­вития;

2 балла — средний уровень;

3 балла — ниже среднего;

4 балла — низкий уровень;

5 баллов — очень низкий.

Лучше, если исследование будет проведено заранее где-то за полгода до начала учебных занятий. В этом

случае возможна коррекция школьно-необходимых психических процессов и функций.

Занимаясь с ребенком, родители, воспитатель дет­ского сада смогут повысить уровень его готовности к обучению в школе.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

К игре «белый лист» (с. 13).

 

 



К игре «составь картинку» (с. 13).



К игре «круг, треугольник, квадрат»


 

К игре «запомни картинки»


К игре «запомни картинки» (с. 51).

 

К методике опосредованного запоминания (с. 61).


К методике опосредованного запоминания

К методике опосредованного запоминания (с. 61).


К методике опосредованного запоминания (с. 61).

К методике опосредованного запоминания (с. 61).


К игре «ЗАШИВАЕМ КОВЕР»

 

 

К игре «зашиваем ковер» (с. 16).

5*


К разделу «Память» (с. 54).

а


II. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 4909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.