Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оперативный контроль Стратегический контроль




 

Рис. 1.1. Схема стратегического планирования

 

 
 

 

 


Рис. 1.2. Схема долгосрочного планирования

В среднесрочных планах формулируются основные задачи на пятилетний период:

- производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента);

- стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие; степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки; проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта);

- кадровая политика (состав и структура штатов, их подготовка и использование);

- определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм МТС с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства;

- финансовая стратегия (объемы и направления капитальных вложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг, потоки реальных денег от инвестиционной и производственной деятельности).

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов.

Текущее планирование осуществляется сроком на один год с разбивкой по кварталам. В текущих планах увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год.

Текущее планирование имеет некоторые особенности в условиях рыночной экономики. Во-первых, текущее планирование должно рассматриваться как этап реализации стратегии предприятия и долгосрочных программ. Во-вторых, если раньше отправной точкой текущих планов был план производства, то теперь это место занимает прогноз продаж на текущий год.

Текущие планы имеют детальный характер и разрабатываются по функциональным подразделениям в виде смет. Совокупность смет находит отражение в едином годовом бюджете или финансовом плане предприятия, где планируются денежные потоки, прибыли, убытки и состояние баланса.

Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства. На основе прогноза продаж составляются текущие планы производства, маркетинга, снабжения, развития персонала, научных исследований и разработок, инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и служит средством координации работы всех подразделений фирмы.

Краткосрочный и текущий планы экономического и социального развития состоят из следующих разделов:

1. Основные технико-экономические показатели.

2. План маркетинга.

3. Плановые нормы и нормативы.

4. План инновационной и научно-технической деятельности.

5. План повышения эффективности производства

6. План производства и реализации продукции.

7. План капитального строительства и капитальных вложений.

8. План материально-технического обеспечения.

9. План персонала и оплаты труда.

10. План себестоимости продукции.

11. План прибыли и рентабельности.

12. План социального развития трудового коллектива.

13. План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

14. Финансовый план.

Процесс организации внутрифирменного планирования на предприятии, разработанный Виханским О.С. и Наумовым А.И. [21], представлен в табл. 1.1.

Оперативное планирование сроком на одну смену, сутки, декаду, месяц – детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия. Эти планы имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов.

Целью оперативного планирования является ежедневное обеспечение согласованных действий всех производственных подразделений предприятия, связанных между собой взаимной кооперацией труда и последовательностью выполнения технологических процессов с целью организации ритмичного выполнения плана производства и реализации продукции.

Таблица 1.1 – Организация процесса внутрифирменного планирования

 

Месяцы предпланового года Порядок действий при планировании
Март – июнь Отдел планирования изучает рынок и конкурентную среду, делает оценки деловой активности, уточняет стратегию в отношении рынков, продукции, финансов и т.п., в июне предпланового года – плановые цели. Показатели и приоритеты устанавливаются и утверждаются высшим руководством
Июль Проводится конференция по планированию для актива руководящих работников организации. Высшее руководство организации представляет участникам свои планы и стратегию. Участники решают, что необходимо сделать в подразделениях предприятия
Август Участники конференции (руководители подразделений, главные специалисты и т.п.) возвращаются на места, интерпретируют предлагаемые плановые задачи применительно к своим участкам работы. Разрабатывается график оперативного планирования
Сентябрь Предварительные плановые задачи последовательно доводятся до всех уровней организации вплоть до самого нижнего – рабочей группы. На их основе каждое подразделение и участок готовят свои встречные предложения по каждому разделу плана организации. Данные передаются наверх, где проводится их оценка и определяется возможность достижения поставленных высшим руководством целей
Октябрь Руководители подразделений проводят еще одну итерацию плановых предложений с руководством организации, вносят в планы необходимые изменения
Ноябрь Высшее руководство организации утверждает окончательный вариант плана организации
Декабрь Централизованные функциональные службы проверяют готовность частей и подразделений организации к выполнению плана следующего года (например, заключены ли договора с поставщиками, достаточен ли уровень квалификации рабочей силы и т.п.).

Процесс планирования в крупной производственной организации в условиях рыночной экономики представлен на рис. 1.3.

Система планов предприятия представлена на рис. 1.4.

Взаимосвязь этих планов на предприятии представлена на рисунке 1.5.

 

Рис. 1.3. Процесс планирования в крупной производственной организации в условиях рыночной экономики

 

Рис. 1.4. Система планов предприятия

 

 


Рис. 1.5. Состав среднесрочного и текущего плана социального

и экономического развития

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.