Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в философию 25 страница




В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм.

По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.

15. 3. _Общественное и индивидуальное сознание и их

_диалектическая взаимосвязь.

Анализ сущности и структуры общественного сознания начнем с рассмотрения индивидуального сознания и его диалектической взаимосвязи с общественным.

Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.

Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания - это диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию.

Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества.

Вместе с тем индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями. Д. Уатт и Н. Ползунов почти одновременно создали паровые машины. Но в Англии идеи Уатта были востребованы обществом и получили развитие, а в отсталой России не было общественной потребности в паровых двигателях и использование их затормозилось. С другой стороны, говоря о взаимосвязи индивидуального и общественного сознания, следует подчеркнуть, что индивидуальное сознание несет на себе печать общественного, так как оно всегда есть и будет продуктом общества. Любой индивид есть носитель общественных взглядов, привычек, традиций, берущих свое начало из глубины веков. В свою очередь, все люди в определенной степени несут в своем сознании современные идеи, взгляды и т. п. Человек не может быть изолированным от общества и общественных идей. Трансформируясь через бытие отдельных людей, их общественное сознание формирует индивидуальное сознание. Ньютон совершил свои гениальные открытия потому, что он, по его словам, стоял на плечах таких гигантов мысли, как Галилей, Кеплер и многие другие. Общество - сложное материальное образование, состоящее из множества различных социальных групп. Такими группами являются классы, сословия, интегральные (работники умственного и физического труда, жители города и деревни), этнографические, демографические и профессиональные группы. Каждая группа является субъектом определенного сознания, и в этом смысле можно говорить о групповом сознании. Групповое сознание диалектически связано с общественным сознанием и индивидуальным как особенное. Оно складывается на основе индивидуального, но, как и общественное сознание, не представляет собой простой суммы индивидуального, хотя и отражает бытие социально-экономических и политических условий жизни каждой группы людей. В то же время групповое сознание опосредуется общественным сознанием и выступает как элемент или подсистема общественного сознания, входя в него частью своих элементов.

15. 4. _Общественная психология и идеология,

_массовое сознание.

Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. по мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием.

Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.

Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание - это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом.

Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.

Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию.

Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия способствует более кардинальным его изменениям на основе использования научных данных.

Между общественной психологией и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитии исторических процессов.

У нас сложилось ограниченное и неверное представление о массовом сознании, трактовавшемся как низкопробная, примитивная часть обыденного сознания определенной части трудящихся и прежде всего молодежи. Но массовое сознание есть более сложный феномен. По подсчетам социологов, каждый человек является членом как минимум 5-6 только малых и не менее 10-15 больших и "средних" формальных и неформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной общностью, объединяется каким-то действительным (пусть хотя бы кратковременным) социальным процессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует совместное поведение. Более того, сам феномен массы не возникает, если подобная общая, совместная деятельность или подобное поведение отсутствуют. Массовое сознание - это сознание массы, сознание различных типов и видов масс.

С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представляет его частный случай. Общественное мнение выражает отношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем или иным событиям действительности. Оно определяет поведение отдельных личностей, социальных групп, масс и государств.

Общественное мнение может отражать истину или быть ложным. Оно может возникать стихийно, а может формироваться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями, средствами информации. Например, в 30-е годы средствами пропаганды в нашей стране было сформировано массовое сознание нетерпимости к инакомыслящим. И общественное мнение требовало смерти всем, кто по своим убеждениям не вписывался в рамки массового сознания.

Правильное представление об общественном сознании нельзя составить, не анализируя специфических форм, посредством которых реально осуществляется отражение общественного бытия и обратное воздействие общественного сознания на жизнь общества.

15. 5. _Формы общественного сознания.

Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественно-научного сознания.

Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Различные формы сознания отражают отношения между классами, нациями, социальными общностями и группами, государствами и служат основой политических программ. В науке познаются конкретные законы природы. Искусство отражает мир в художественных образах и т. д. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ.

Но богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает тогда, когда простое эмпирическое накопление знания становится недостаточным для развития общественного производства. Политические и правовые взгляды и идеи возникли вместе с классовым расслоением общества.

а) _Политическое сознание.

Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания и занимает среди них особое место, потому что в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает значительное воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. Политическому сознанию принадлежит ведущая роль, так как оно ближе стоит к экономическому базису и выражает материальные и политические интересы субъектов. Экономика первична по отношению к политике, но и политика способна оказывать влияние на экономику, на решение ее задач, т. к. она есть концентрированное выражение экономики. А потому политическое сознание в целом играет большую роль в системе общественного сознания.

Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания. Конечно, эта роль очень сложна, так как и политическое сознание может испытывать воздействие со стороны, например, религии, права или науки, но ведущее влияние сохраняется за политическим сознанием.

Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни, т. е. с возникновением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти, а также отношений между нациями и государствами, основой для единства этих связей являются экономические отношения общества.

Политическое сознание - это система знаний и оценок, благодаря которым происходит сознание области политики субъектами, выступающими в виде индивидов, групп, классов, общностей. Оно является необходимым элементом функционирования и развития политической системы в целом. Политическое сознание призвано выполнять в обществе прогностическую функцию, оценочную, регулятивную и познавательную.

Политическое сознание в классовом обществе носит классовый характер. Оно не может быть однородным, ибо оно охватывает сферу отношений всех классов и слоев к государству и правительству, сферу взаимоотношений между различными субъектами. Политическая оценка действительности зависит от того положения, которое занимает субъект, носитель этой оценки в данном обществе. В государстве происходит столкновение политических интересов в борьбе за власть, и главной проблемой политического мышления является устройство государственной власти. Политическая борьба за определение государственного устройства может проходить в различных формах: парламентские дискуссии и экономические требования, главное обсуждение социальных проблем, насильственные государственные перевороты, социальные революции.

Политические интересы объективны и затрагивают в конечном счете каждого человека. Жизнь общества пронизана политическими интересами, концентрирующими в себе социальные противоречия и являющиеся основой общественно-активных объединений и социальных столкновений. В процессе борьбы вовлекаются в сферу политических дискуссий и другие формы общественного сознания: религия, наука, философия, право, искусство. Таким образом, в зависимости от политических интересов находится не только социально-экономическая, но и духовная жизнь общества.

Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический.

Обыденно-теоретическое политическое сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Здесь взаимосвязано эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. В то же время оно во многом статично, ибо стереотипы мешают гибкости мышления. В этом сознании нет прогнозов, теоретических обобщений. Благодаря прямой зависимости обыденного сознания от объективной экономической реальности в нем содержится начало теоретической политической идеологии класса. Не следует думать, что обыденное сознание заключает в себе только заблуждение и иллюзии. Несмотря на стихийность формирования обыденного сознания, в нем являются ценными и реалистичность суждений, здравый смысл и проверенные временем аксиомы народной мудрости. Обыденное сознание противоречиво. С одной стороны, в нем содержится здравый смысл, а с другой, его выводы не всегда бывают справедливыми, т. е. его возможности ограничены.

Носителями обыденного сознания являются все члены общества, и оно выполняет масштабную роль, отражаясь в массовых политических настроениях.

Способом выражения обыденного сознания является общественная психология, в структуру которой включаются такие элементы, как потребности, интересы, ценности, традиции, обычаи, эмоции, чувства, настроение, подражение, внушаемость. Обыденное сознание корректируется, шлифуется и проверяется практической жизнью. В нем отражается отношение субъектов к государственной власти, и оно определяется уровнем экономической и социальной жизни. Обыденное политическое сознание ценно тем, что оно характеризуется целостностью жизнепонимания и, подвергаясь творческой обработке, является основой для теоретического политического сознания.

Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику. Идеология нацелена активно воздействовать на общественное сознание. В теоретическом политическом сознании конкретные политические взгляды и интересы класса или социальной группы должны быть представлены достаточно стройной и убедительной теорией и для современного функционирования общества, и на его перспективное развитие. Прогрессивная идеология способна ускорить социальное и экономическое развитие общества так же, как реакционная может тормозить его. При этом следует отметить, что роль идеологии в обществе не должна быть преувеличенной, т. е. политическая идеология не может идти впереди экономики.

Выработкой идеологии занимаются не все члены общества, а специалисты (идеологи), посвятившие себя политическому творчеству и занимающиеся осмыслением законов общественной жизни. При этом следует отметить, что на выработку теоретического политического сознания оказывают значительное воздействие личностные качества самих авторов.

Политическая идеология может оказывать большое влияние на общественное сознание в целом, потому что она является не только системой взглядов, но и имеет государственную силу, свою систему пропаганды, используя при этом науку, право, искусство, религию, все средства массовой информации. Однако в современных условиях развития демократии и гласности неограниченное и неконтролируемое влияние господствующей идеологии снижается.

Теоретическое политическое сознание выступает в качестве способа отражения политики и имеет определенную структуру, включающую следующие элементы:

1) система научных знаний о политической жизни, т. е. политические теории;

2) концепции политического развития, опирающиеся на реальную политическую практику;

3) политические идеи, являющиеся основой для новых политических теорий;

4) конкретные политические программы.

Теоретическое политическое сознание призвано опираться на общественное бытие, хотя та связь имеет сложный и противоречивый характер. Сознание влияет на социальную практику, двигает ее, проверяя истинность политических взглядов. Именно политическая практика является критерием истинности идеологии.

Политическое сознание призвано закреплять и совершенствовать достигнутый уровень политической практики. И эффективность воздействия его на общество является показателем уровня развития теоретического политического сознания;

б) _Правовое сознание.

Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономически е интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни.

Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами). Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции.

Правосознание - это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки принятых в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия.

Правосознание имеет конкретно-исторический характер, оно изменяется в связи с изменениями экономических и политических условий жизни общества, но в то же время следует отметить в нем и существенную преемственность между прошлым и настоящим.

Правовое сознание тесно связано со всеми формами общественного сознания, но более всего оно взаимодействует с политическим сознанием и нравственным, занимает как бы промежуточное положение между ними.

Правосознание является тем средством, которое гарантирует выполнение задач и правил, выделенных политическим сознанием, оно оказывает на него обратное воздействие. Правосознание общества способствует поддержке идеи регламентированных отношений между личностью и государством, оно необходимо для установления законопорядка, для защиты общества от произвола и анархии. Но если политическое сознание формируется в зависимости от социально-экономических интересов, то правовое сознание помимо этого опирается на рациональные и нравственные оценки.

Правовое сознание возникает с появлением политической организации общества, права, с делением общества на классы. Оно возникло как социальный заказ на необходимость регламентации общественных отношений и служило средством политической стабильности общества. Правосознание появилось как необходимость иметь четкие знания о праве, об оценке его различными социальными группами и классами.

Правосознание связано с правом. Эта связь объясняется общими причинами их возникновения, функционирования и изменения. Правосознание и право в то же время не тождественны.

Право - это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. С помощью права общественные силы, имеющие в своих руках государственную власть, регулируют поведение людей, коллективов, классов, закрепляют в качестве обязательных определенные общественные отношения. Выполнение права обязательно, оно обеспечивается государственной властью.

Нормами права регулируются общественные отношения, участники которых являются носителями прав и обязанностей. Правовые отношения - это отношения между отдельными людьми, организациями, государственными органами, связанными друг с другом обязанностями и правами, они гарантируются законом и отражают меру возможного и должного поведения. Правовые нормы не допускают отклонений от предписаний права. За правонарушение законом предусмотрена гражданская, административная, дисциплинарная, уголовная ответственность.

В праве сформулированы права человека, например, право на сохранение и продолжение жизни, в то же время в праве отражены нравственные обязательства индивида. В антагонистическом обществе в правовых нормах записано все то, что необходимо господствующему классу, а существующие в нем правовые воззрения выражают волю господствующего класса, возведенную в Закон. Характеризуя буржуазное право, К. Маркс и Ф. Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии" писали: "Ваше право есть лишь возведенная в Закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса". (См. Маркс, К., Энгельс Ф. Соч., т. 4., с. 443).

Следует отметить, что в научной литературе есть и другие определения права и существует разнообразие мнений о его сущности. Современные ученые, представляющие демократические взгляды о правовых общественных отношениях и правосознания, придерживаются того мнения, что сущность права в том, что оно является мерой свободы. Следует отметить, что право, во-первых, отражает существующие общественные отношения, а во-вторых, оно воздействует на их развитие благодаря специфическому механизму их регулирования. Право противостоит произволу и беззаконию. Для него характерны системность, нормативность, определенность, динамизм и обеспеченность государственным принуждением.

Рассматривая категорию права, следует отметить, что в последней трети ХХ века во многих странах мира сложилось государство с отличительными признаками, которые в целом характеризуют его как правовое государство, в котором на первом месте стоит право, а на втором - государство. В социально-политическом плане это означает ведущую роль права во всех сферах жизни общества, ибо это основополагающий принцип правового государства, закрепленный в конституции (Основном законе) страны и распространяющийся на прочие законы и нормативные акты. Верховенство права в обществе, как главный принцип правового государства, предопределяет и другие его принципы, такие, как подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц, и граждан.

Правовое государство отличается от неправового содержанием и качеством законов, они должны быть более справедливыми, гуманными, закрепляющими права каждого человека. Этими правами человек обладает от природы. Во Всеобщей декларации прав человека записано: "Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность". Но свобода имеет определенную меру, т. е. предполагает ограничение. В обществе эта мера свободы выражена в форме права и должна быть равной для всех.

В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: политической, экономической, культурной, личной. Чем шире права, чем они больше гарантированы, тем свободнее развивается личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, теряет способность к творчеству, тем самым сдерживая собственное развитие и развитие общества.

Правовое государство конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов, их охрана и гарантированность являются принципами правового государства. В свою очередь, личность так же обязуется подчиняться общим установлениям государства. В правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности личности и государства.

В отличие от неправового государства правовое осуществляет управление обществом в нормативном порядке, т. е. через законы, основой которых является гражданское общество.

Конечно, современные правовые государства мирового сообщества не идеальны, они по-разному складывались, имеют свои недостатки и свою специфику. Но все-таки в процессе их создания отмечается характерная черта - это стремление человечества к свободе, защита права, чести и достоинства личности.

В создании правового государства большую роль призвано сыграть правовое сознание.

Правовое сознание появилось и развивалось как необходимость иметь представления о праве, о его оценке различными индивидами, группами и классами. Правосознание является наиболее подвижной частью юридической надстройки, в то время как право - это более устойчивая ее часть. В правовом сознании отражаются те изменения, которые происходят в сфере и материального, и духовного производства, в сфере права.

Правосознание включает в себя взгляды, представления о правомерном и неправомерном, законном и незаконном, справедливом и несправедливом, а так же чувства и эмоции.

В структуру правосознания входят такие элементы, как правовая идеология и правовая психология.

Правовая идеология призвана достаточно глубоко отразить правовую и связанную с ней политическую реальность, она характеризуется системностью, логичностью, способностью к прогнозированию. Правовая идеология включает в себя теорию государства и права, систему знаний о правовой основе, теорию правового развития на основе анализа объективной действительности. Правовая идеология, как и всякая другая идеология вырабатывается специалистами-идеологами, правоведами, занимающимися осмыслением законов социальной жизни, при этом личностные особенности идеологов, как всегда оказывают влияние на создание правовых теорий. В правовой идеологии отражены те задачи, которые стоят перед обществом в отношении правового регулирования. При этом следует отметить, что на формирование правовой идеологии значительное воздействие оказывает экономический базис общества.

В структуре правосознания важным элементом является правовая психология, как специфическая форма его проявления, включающая чувства, настроения, традиции, обычаи, общественное мнение, социальные привычки и формирующаяся под непосредственным воздействием самых различных социальных явлений. Например, эмоциональные моменты в представлении людей о законном и незаконном являются значительными регуляторами поведения в обществе.

В структуре правового сознания по субъективному признаку можно выделить индивидуальное, групповое и массовое (например, классовое) сознание.

Если выделить такой критерий, как уровни отражения действительности, то следует развести следующие понятия: обыденное, профессиональное и научное правосознание. Обыденное правосознание формируется стихийно в повседневной практике людей, как эмпирическое отражение правовой и взаимосвязанными с ней нравственной и политической сторонами жизни общества. Профессиональное и теоретическое правосознание являются отражением существенных связей и закономерностей действительности и находя свое выражение в юридической науке и других формах сознания (например, политическом и нравственном). На практике обыденное, профессиональное и теоретическое сознание очень тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, тем не менее для философского осмысления их необходимо выделить и представить в специфическом виде. Названные уровни правосознания не могут заменить друг друга, но они очень активно взаимодействуют. Например, на обыденном уровне правосознания существующие в обществе законы рассматриваются и оцениваются с позиций их соответствия нравственным нормам, в то время как профессиональное и научное правовое мышление исследует право с позиций его политического содержания и соответствия принципам рационального государственного устройства.

Правовое сознание имеет исторический характер, поскольку исторически-конкретным является и само законодательное право. Но наряду с изменяющимися моментами в правосознании в нем сохраняется и устойчивая постоянная характеристика - это идея общества, основанная на конкретных правовых отношениях. Правосознание призвано поддерживать эту идею, регламентирующую отношения между классами, социальными группами, личностью и государством. В то же время специфика правосознания заключается в том, что оно не только отражает существующее право, но может и критически оценивать действующую юридическую систему, может выдвинуть свой нравственно-правовой идеал как символ справедливости;

в) _Нравственное сознание.

Нравственное сознание - одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.

Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.