Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассказ




Рассказ как жанр повествования предлагает читателю картины из жизни людей, изображение природы, челове­ческих характеров. В рассказах, включенных в учебники для школ глухих и слабослышащих, упрощен сюжет, ко­личество действующих лиц ограничено, что облегчает вос­приятие произведения.

Осмысление сюжета (пространственно-временная по­следовательность событий, мотивируемая поступками персонажей), характеров литературных героев, выраже­ние авторского и собственного отношения к событиям и людям, прочувствованное восприятие красоты описаний, своеобразия художественной модели (особенностей стиля, языка) — составные эстетического восприятия рассказа.

С учетом тематической вариативности (рассказы мораль­но-этического, общественно-политического направления, рассказы-описания, деловые статьи) каждый вид рассказа

предполагает некоторые отличительные особенности мето­дики его изучения.

Работа с рассказами морально-этического характера предполагает осмысление сюжета, характера персонажей, сопоставление прочитанного с житейскими наблюдения­ми, определение своего эмоционального отношения к про­читанному, к его автору. Например, работу с рассказом М. Зощенко «Калоши и мороженое» можно провести сле­дующим образом: предварительная беседа о хороших и плохих поступках (введение лексики), слово учителя о пи­сателе, чтение рассказа учителем или учениками, беседа об эмоциональных средствах выражения, используемых автором, повторное чтение рассказа учениками, беседа с выборочным чтением со словарно-стилистическими уп­ражнениями, рассматривание иллюстраций, их списыва­ние, сопоставление с рассказом, аналитическая беседа о персонажах, словарно-стилистические упражнения по за­креплению морально-этической лексики, чтение по ро­лям, пересказ от лица детей, родителей Лели и Миньки, дяди Коли и тети Оли, итоговая беседа о поступке детей, перенос к реальным событиям каждого ученика класса.

Работа над рассказом-описанием предполагает умение школьников увидеть и почувствовать картины природы, акцентированные чтением учителя, установить их после­довательность, выразительность и эмоциональность, опре­делить собственное отношение к этим картинам. Полезно проводить сопоставление картин рассказа с личными на­блюдениями учащихся, с известными им произведениями изобразительного искусства. Методика чтения подобных рассказов предполагает многократное обращение к отдель­ным описаниям и рассказу в целом, словесное рисование с опорой на данную педагогом лексику, сопоставление рас­сказа и иллюстрации (нахождение общего и различного), определение выразительности рассказа-описания и иллю­страции. Завершается работа над рассказом детскими уст­ными пересказами фрагментов текста, выяснением того, чем (почему) понравилось авторское описание природы.

 

 

Чтение рассказов общественно-исторического характера требует большой подготовительной работы по расширению и уточнению знаний школьников из истории страны, озна­комления с общественно-политической лексикой. «Введе­ние в эпоху» и ее проблемы может осуществляться в рассказе учителя о том или ином общественном событии (имеющем отношение к читаемому тексту). После чтения и освоения со­держания рассказа выясняется отношение автора к описы­ваемым событиям, определяется позиция читателей.

Деловая статья в книгах для чтения предназначена для ознакомления школьников с признаками, особенностями того или иного природного или общественного явления. Эти статьи расширяют кругозор, совершенствуют знания школьников. Методика чтения деловых статей предпола­гает обозначение конкретного содержания, осмысления того, что нового узнали дети, сопоставление нового мате­риала с ранее усвоенным и увиденным в окружающем мире (личные наблюдения).

Выбор методов изучения рассказа зависит не только от тематической направленности произведения, но и от осо­бенностей композиции рассказа.

В теории литературы выделяют несколько видов сюже­тов рассказа: последовательное повествование, описательно-повествовательное, диалоговое, сказовое и непоследова­тельное повествование. Каждый вид предполагает исполь­зование в работе различных методов и приемов.

Последовательное повествование дает возможность чи­тателю постепенно ознакомиться с событиями, фактами, их деталями. Примером такого композиционного построе­ния являются рассказы «Мильтон и Булька» Л. Толстого, «Слепая лошадь» К. Ушинского, «Ранние гости» Г. Скребицкого и многие другие. В них события раскрываются последовательно, логично, что позволяет с наименьшими трудностями установить связи между фактами и явления­ми, облегчает ученикам составление плана и пересказа.

При изучении рассказов с последовательной компози­цией целесообразно использовать такие методы, как со-

 

ставление плана рассказа, обучение школьников подроб­ному пересказу.

Повествовательно-описательная композиция предпола­гает, что повествование прерывается различными описани­ями (природы, ситуации, портрета и пр.). В книгах для чте­ния представлены: «Осина» И. Тургенева, «Осень» К. Ушинского, «Весна в лесу» И. Соколова-Микитова и др. Рассказы с повествовательно-описательной композицией поддаются как полному, так и выборочному пересказу, а описания — словесному рисованию и иллюстрированию.

Сказовая и диалоговая композиция произведений тре­бует применения иных методов: драматизации, составле­ния сценария воображаемого фильма, чтения в лицах, пе­ресказа с изменением лица.

Непоследовательное повествование в рассказе — самая сложная композиция для осмысления читателя. При та­кой композиции в рассказе имеются отступления, встав­ки, воспоминания о событиях, происходивших в про­шлом. Примером такого построения является рассказ «Ванька» А. Чехова. В работе с таким произведением важ­но помочь ученикам установить последовательность собы­тий, осмыслить мотивы таких отступлений. Для этого ис­пользуется метод составления плана, пересказ эпизодов, составление рассказа о герое или теме повествования. Приведем возможные варианты уроков по изучению рас­сказов во 2-м классе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.