КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Параметры средства Поиск решения
Таблица 5.1
Задав все параметры, нажать кнопку Выполнить для поиска решения задачи. Если решение найдено, то появляется окно, с соответствующим сообщением (рис. 5.6).
Результаты решения могут быть сохранены в файле задачи в виде сценарии или добавлены в виде отдельных листов Отчет по результатам, Отчет по устойчивости, Отчет по пределам. Для сохранения результатов в виде листов необходимо предварительно в поле Тип отчета выделить требуемые типы отчетов. В этом же окне можно отказаться от полученных решений и восстановить исходные значения переменных.
Отчет по результатам приведен ниже на рис. 5.7. В данном отчете в графах Результат выводятся значения целевой функции и оптимального плана, а также значения исходного опорного плана (графа Исходное значение). Кроме того, указывается, какие ограничения являются связанными, т.е. ограничения с дефицитным ресурсом (т.е его количество ограничивает план производства), а какие — нет (графа Статус), и приведены значения соответствующих дефицитов по всем ограничениям (графа Разница). Отчеты по устойчивости и по пределам позволяют проанализировать модель на устойчивость. Устойчивость модели имеет важную роль на практике. Если значение оптимального решения резко изменяется при небольших отклонениях переменных, то такой моделью сложно пользоваться на практике, где изменения цен и запасов – явление обыденное. Возможности MS Excel анализировать модель на устойчивость в данном пособии не рассматриваются.
Тема 6. Транспортная задача.
Транспортные задачи, являясь подклассом задач линейного программирования, затрагивают, как правило, распределение ресурсов, находящихся у т производителей (поставщиков), по п потребителям этих ресурсов. К числу таких задач относятся: — соответствие пунктов отправления и пунктов назначения; — прикрепление потребителей ресурса к производителям; — взаимная "привязка" грузопотоков прямого и обратного направлений; — отдельные задачи оптимальной загрузки промышленного оборудования; — оптимальное распределение объемов выпуска промышленной продукции между заводами-изготовителями и др. Рассмотрим модель транспортной задачи на примере прикрепления пунктов отправления к пунктам назначения. В т пунктах отправления A1, A2,.,., Ат, которые в дальнейшем будем называть поставщиками, сосредоточено определенное количество единиц некоторого однородного продукта, которое обозначим ai (i = 1, 2,..., т). Данный продукт потребляется в п пунктах В1, В2,..., Вn, которые будем называть потребителями; объем потребления обозначим bj (j = 1, 2,..., п). Известны расходы на перевозку единицы продукта из пункта Аi в пункт Bj, которые равны сij и приведены в матрице транспортных расходов С = (сij).
Требуется составить такой план прикрепления потребителей к поставщикам, т.е. план перевозок, при котором весь продукт вывозится из пунктов Ai в пункты Bj, в соответствии с потребностью и общая величина транспортных издержек будет минимальной. Обозначим количество продукта, перевозимого из пункта Ai в пункт Bj через хij. Совокупность всех переменных хij- для краткости обозначим X, тогда целевая функция задачи будет иметь вид
А ограничения выглядят следующим образом:
Условия (6.2) означают полное удовлетворение спроса во всех пунктах потребления; условия (6.3) определяют полный вывоз продукции от всех поставщиков. Необходимым и достаточным условием разрешимости задачи (6.1)—(6.3) является условие баланса:
vj = ui+сij Первым этапом алгоритма метода потенциалов является составление начального распределения (начального плана перевозок); для реализации этого начального этапа имеется в свою очередь рад методов: северо-западного угла, наименьших стоимостей, аппроксимаций Фогеля и др. Вторым этапом служат построение системы потенциалов на основе равенства (6.4) и проверка начального плана на оптимальность.
Используя ранее принятую интерпретацию, выражение (ui+сij) можно трактовать как сумму цены продукта у поставщика и стоимости перевозки; эта сумма путем вычитания сравнивается с ценой продукта у соответствующего потребителя vj. Очевидно, оценки заполненных клеток равны нулю (цена потребителя покрывает цену поставщика и стоимость перевозок). Таким образом, об оптимальности распределения можно судить по величинам оценок свободных клеток. Если оценка некоторой свободной клетки отрицательна, это можно интерпретировать так: цена, предлагаемая соответствующим потребителем, больше суммы цены поставщика и стоимости перевозки, т.е. если бы эта клетка была занята, то можно было бы получить дополнительный экономический эффект. Следовательно, условием оптимальности распределения служит условие неотрицательности оценок свободных клеток матрицы перевозок. В случае его неоптимальности переходят к третьему этапу, содержание которого заключается в реализации так называемых циклов перераспределения (корректировка плана прикрепления потребителей к поставщикам), после чего переходят опять ко второму этапу. Совокупность процедур третьего и второго этапов образует одну итерацию; эти итерации повторяются, пока план перевозок не окажется оптимальным по критерию (6.1). Рассмотрим этапы реализации метода потенциалов для закрытой транспортной задачи более подробно. Прежде всего следует отметить, что при условии баланса (6.4) ранг системы линейных уравнений (6.2), (6.3) равен т+п— 1; таким образом из общего числа т п неизвестных базисных неизвестных будет т+п— 1. Вследствие этого при любом допустимом базисном распределении в матрице перевозок (таблице поставок), будет занято ровно т + п— 1 клеток, которые будем называть базисными в отличие от остальных, свободных, клеток; занятые клетки будем отмечать диагональной чертой. Таблица 6.1
Если баланс (6.4) не выполняется, то ограничения (6.2) или (6.3) имеют вид неравенств типа «меньше или равно»; транспортная задача в таком случае называется открытой. Для решения открытой транспортной задачи методом потенциалов ее сводят к закрытой задаче путем ввода или фиктивного потребителя, если в неравенства превращаются условия (6.2), или фиктивного поставщика — в случае превращения в неравенства ограничений (6.2). Пример 11. Торговая фирма "Солнце и Луна" включает четыре предприятия и шесть складов в различных регионах страны. Каждый месяц предприятия фирмы производят 60, 100 и 120 ед. продукции. Вся производимая продукция направляется на склады, вместимость которых следующая: 30, 100, 40 и 110 ед. продукции. Издержки транспортировки продукции от предприятий до складов следующие (ден. ед.): Таблица 6.2
Распределите план перевозок из условия минимизации ежемесячных расходов на транспортировку. Решение: Условие баланса (6.4) соблюдается поэтому нет необходимости вводит фиктивного потребителя или поставщика. Этап 1. Первоначальное закрепление потребителей за поставщиками. Рассмотрим два метода получения начального распределения (начального опорного плана): метод северо-западного угла и метод наименьших стоимостей. При каждом из этих методов при заполнении некоторой клетки, кроме последней, вычеркивается или только строка матрицы перевозок, или только столбец; лишь при заполнении последней клетки вычеркиваются и строка, и столбец. Такой подход будет гарантировать, что базисных клеток будет ровно т + п— 1. Если при заполнении некоторой (не последней) клетки одновременно удовлетворяются мощности и поставщика, и потребителя, то вычеркивается, например, только строка, а в соответствующем столбце заполняется незанятая клетка так называемой «нулевой поставкой», после чего вычеркивается и столбец. Для идентификации клетки обычно в скобках указываются номера ее строки и столбца. В методе северо-западного угла всегда в первую очередь заполняется клетка (из числа невычеркнутых), стоящая в верхнем левом (северо-западном) углу матрицы перевозок. Пример составления начального распределения данным методом показан в табл. 6.3: заполняется клетка (1;1) и вычеркивается первый столбец; заполняется клетка (1;2) и вычеркивается первая строка; заполняется клетка (2;2) и вычеркивается второй столбец; заполняется клетка (2;3) и вычеркивается вторая строка; заполняется клетка (3;3) и вычеркивается третий столбец; наконец, заполняется клетка (3,4) и вычеркиваются последние строка и столбец. Число занятых клеток равно т + п —1 = 3 + 4— 1 = 6. Суммарные затраты на реализацию данного плана f( )=4 ·30+5·30+3·70+6·30+7·10+4·110=1170 В примерах далее заполненные клетки будем закрашивать, а не выделять диагональной чертой. Таблица 6.3
Недостатком данного метода является то, что он не учитывает значения элементов cij матрицы транспортных расходов, в результате чего полученное этим методом начальное распределение (начальный опорный план перевозок) может быть достаточно далеко от оптимального. В различных модификациях метода наименьших стоимостей заполнение клеток матрицы перевозок проводится с учетом значений величин cij. Так, в модификации «двойного предпочтения» отмечают клетки с наименьшими стоимостями перевозок сначала по каждой строке, а затем по каждому столбцу. Клетки, имеющие две отметки, заполняют в первую очередь, затем заполняют клетки с одной отметкой, а данные о нераспределенном грузе записывают в неотмеченные клетки с наименьшими стоимостями. При этом из двух клеток с одинаковой стоимостью перевозок предпочтение отдается клетке, через которую осуществляется больший объем перевозок. Вычеркивание строк и столбцов при заполнении клеток проводится по описанным выше правилам. Пример начального распределения методом наименьших стоимостей представлен в табл. 6.4. f( )=1 ·30+2·100+2·40+3·20+2·70+4·20=590 Следовательно, данный план перевозок значительно ближе к оптимальному, чем план, составленный по методу северо-западного угла. Таблица 6.4
Этап 2. Проверка оптимальности полученного плана перевозок. Введем специальные показатели иi, для каждой строки матрицы перевозок (каждого поставщика), где i = 1, 2,..., m, и показатели vj для каждого столбца (каждого потребителя), где j = 1, 2,..., n. Эти показатели называются потенциалами поставщиков и потребителей, их удобно интерпретировать как цены продукта в соответствующих пунктах поставщиков и потребителей. Потенциалы подбираются таким образом, чтобы для заполненной клетки (i; j) выполнялось равенство (6.5). Совокупность уравнений вида (6.5), составленных для всех заполненных клеток (всех базисных неизвестных), образует систему т + п — 1 линейных уравнений с т + п неизвестными иi и vj. Эта система всегда совместна, причем значение одного из неизвестных можно задавать произвольно (например, и1 = 0), тогда значения остальных неизвестных находятся из системы однозначно. Рассмотрим процесс нахождения потенциалов для базисного начального распределения по методу северо-западного угла, представленного в табл. 6.3. Задав и1 = 0 и используя формулу (6.5) для заполненных клеток (1;1) и (1;2), находим v1 = 4 и v2 =5. Зная, v2 по заполненной клетке (2;2) находим и2 = 2, а зная и2 , по заполненной клетке (2;3) находим v3 = 8. Зная v3 по заполненной клетке (3;3) находим и3 = 1, а затем по заполненной клетке (3;4) находим v4 = 5. Результаты представлены в табл. 6.5, где потенциалы поставщиков приведены в последнем столбце, а потенциалы потребителей — в последней строке. Таблица 6.5
Смысл прямоугольного контура, проведенного пунктиром в табл. 6.5, и знаков при его вершинах пояснен далее при описании этапа 3 метода потенциалов. Чтобы оценить оптимальность распределения, для всех клеток (i, j) матрицы перевозок определяются их оценки, которые обозначим через , по формуле (6.6). Оценки клеток удобно представить в виде матрицы оценок. Дляранее рассматриваемого распределения, полученного методом северо-западного угла (см. табл. 6.3), матрица оценок клеток имеет вид:
Таким образом, об оптимальности распределения можно судить по величинам оценок свободных клеток. Если оценка некоторой свободной клетки отрицательна, это можно интерпретировать так: цена, предлагаемая соответствующим потребителем, больше суммы цены поставщика и стоимости перевозки, т.е. если бы эта клетка была занята, то можно было бы получить дополнительный экономический эффект. Следовательно, условием оптимальности распределения служит условие неотрицательности оценок свободных клеток матрицы перевозок. Этап 3. Улучшение неоптимального плана перевозок (циклы перераспределения). Чтобы улучшить неоптимальный план перевозок, выбирается клетка матрицы перевозок с отрицательной оценкой; если таких клеток несколько, то обычно (но необязательно) выбирается клетка с наибольшей по абсолютной величине отрицательной оценкой. Например, для распределения, представленного в табл. 6.5, такой клеткой может служить клетка (1;3) (см. матрицу оценок (6.7)). Для выбранной клетки строится замкнутая линия (контур), начальная вершина которой лежит в выбранной клетке, а все остальные вершины находятся в занятых клетках; при этом направления отдельных отрезков контура могут быть только горизонтальными и вертикальными. Вершиной контура, кроме первой, является занятая клетка, где отрезки контура образуют один прямой угол (нельзя рассматривать как вершины клетки, где горизонтальные и вертикальные отрезки контура пересекаются). Очевидно, число отрезков контура, как и его вершин, будет четным. В вершинах контура расставляются поочередно знаки «+» и «-», начиная со знака «+» в выбранной свободной клетке. Пример простого контура показан пунктиром табл. 3.8, хотя вид контура может быть самым разнообразным (см. рис. 6.1).
рис. 6.1 Величина перераспределяемой поставки определяется как наименьшая из величин поставок в вершинах контура со знаком «-» и на эту величину увеличиваются поставки в вершинах со знаком «+» и уменьшаются поставки в вершинах со знаком «-». Это правило гарантирует, что в вершинах контура не появится отрицательных поставок, начальная выбранная клетка окажется занятой, в то время как одна из занятых клеток при этом обязательно освободится. Если величина перераспределяемой поставки равна поставкам не в одной, а в нескольких вершинах контура со знаком «-» (это как раз имеет место в контуре перераспределения в табл. 6.5), то освобождается только одна клетка, обычно с наибольшей стоимостью перевозки, а все другие такие клетки остаются занятыми с нулевой поставкой. Результат указанных операций для представленного в табл. 6.5 распределения поставок показан в табл. 6.6. Суммарные затраты на перевозки по этому плану составляют: f( )= 4·30+5·0+2·30+3·100+7·10+4·110=990 что меньше предыдущей суммы затрат. Таблица 6.6
Рассчитаем потенциалы строк и столбцов и оценки: Транспортные задачи, в базисном плане перевозок которых имеют место занятые клетки с нулевой поставкой (или в первоначальном распределении, или в процессе итераций), называются вырожденными. Пример такой задачи представлен в табл. 6.6. В случае вырожденной транспортной задачи существует опасность зацикливания, т.е. бесконечного повторения итераций (бесконечного перебора одних и тех же базисных комбинаций занятых клеток). Как правило, в практических задачах транспортного типа зацикливание не встречается; тем не менее следует знать, что существуют специальные правила, позволяющие выйти из цикла, если зацикливание все же произойдет. Следует соответствующие нулевые элементы опорного плана заменить сколь угодно малым положительным числом и решать задачу как невырожденную. В оптимальном плане такой задачи необходимо считать равным нулю. При отсутствии вырождения метод потенциалов конечен и приводит к оптимальному плану перевозок за конечное число шагов.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |