Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: социальная стратификация




Вопросы для семинара.

1. Что такое культура? Можно ли назвать культурой всё, что имеет неприродное происхождение?

2. Каким образом связаны культура и творчество, культура и развитие личности?

3. Какие методы подходят для анализа культуры- обобщающие или индивидуализированные?

4. В чём заключается различие культуры и цивилизации?

5. Чего больше приносит взаимодействие культур- пользы или проблем? Свой ответ обоснуйте.

6. Работа в бригадах по определённому заданию: подготовить компьютерные презентации о формах культуры. (элитарной, народной, массовой.)

7. Охарактеризуйте свою собственную культурную принадлежность, используя определения субкультуры, контркультуры., Форм культуры.

8. Какие виды молодёжных субкультур существуют на территории Курганской области.

 

ЗАДАНИЯ:

“3” Соотнесите общественные явления, процессы и институты, указанные в приведенном ниже перечне с каждой из сфер. Заполните таблицу. Отношение собственности Общество как социокультурная система.

 

Партия, избирательная система, научная деятельность, формирование наций, взаимосвязь спроса и предположения, массовая культура, факторы производства, сословная структура общества, федеративное государственное устройство, банковская система, художественное творчество.

 

Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера
         

 

“3” К каким из основных социальных институтов:

- семья;

- производство;

- государство;

- религия;

- образование;

относятся неосновные институты:

- деньги;

- целибат;

- престолонаследие;

- обмен;

- адвакатура;

- банки;

- наставничество;

- цензура;

“4” Какое содержание вкладывают социологи в такие понятия, как:

- толерантность;

- идентификация;

- статусный образ;

- статусный диапазон;

- фамильярность.

“5” Проведенные за рубежом исследования выявили зависимость социального положения и психологического состояния индивида. В частности, опрос Брэдберна и Капловица (1965 г.), показал, что:

- Семейные (мужчины и женщины) считают себя гораздо счастливее холостых (разведенных и вдовых)

- Молодежь более счастлива, чем пожилые.

- Более образованные считают себя счастливее менее образованных.

- Занятые полный рабочий день более счастливы, чем занятые полдня или вовсе не работающие.

А теперь вам предстоит дать самостоятельное объяснение обнаруженным закономерностям.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Изучение неоднородности общества осуществляется с помощью двух базовых харак­теристик - гетерогенности (степень пестроты, разнородности общества: пол, националь­ность, вероисповедание и т.д.) и неравенства (естественное различение состояния членов общества, которое закрепляется с помощью социальных институтов, например, неравенство по доходам. по должностному статусу).

Группы, различающиеся между собой по ранговым параметрам (богатство, власть), назы­ваются статусными группами общества. Различают два вида статусных групп - страты и классы.

Страта - лат. слой. Социальная стратификация - иерархически организованная система социального неравенства. Современное общество внешне напоминает геологические наслое­ния. Отличие стратификации от простого расслоения: а) привилегированное положение верхних слоев; б) по количеству верхние слои меньше нижних. Признаки деления общества на страты: образование, богатство, власть, престиж и т.Д.

Деление общества на классы происходит по признаку отношения людей к собственно­сти (К.Маркс). М.Вебер, в отличие от К.Маркса, выделяет несколько признаков классового деления - богатство, власть, престиж, отношение к собственности и т.д.

В настоящее время существует много моделей классовой структуры общества. Однако самой распространенной моделью следует считать модель У. Уотсона, согласно которой обще­ство делится на шесть основных классов. Особенно четко выделены высшие и средние классы.

 

 

 

 

 

 

Социальная мобильность

Это все перемещения в условиях социальной реальности. Любой переход индивида или со­циального объекта, или ценности от одной социальной позиции к другой. Социологи рассматривают два основных типа мобильности: горизонтальную (переход индивида от одной позиции к другой на одном и том же

уровне, например, из одной семьи в другую) и вертикальную (переход из одного социального слоя в другой, например, служебное повышение, на другой уровень власти).

Существуют также индивидуальная и групповая мобильность, восходящая и нисходя­щая мобильность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.