Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И.С. Кон Социальные роли




 

Роль учителя, инженера или отца семейства соци­ологически задана общественным разделением труда и иными объективными процессами, не зависящими от воли отдельного индивида. Хотя требования, предъяв­ляемые к человеку, занимающему эту позицию, далеко не всегда формируются так однозначно, как в воин­ском уставе или должностной инструкции, они тем не менее вполне объективны. Чтобы понять, к примеру, соотношение отцовской и материнской ролей в совре­менной семье, надо учитывать прежде всего макросо-циальное разделение труда между мужчиной и жен­щиной, соотношение их семейных и внесемейных обя­занностей, структуру семьи, способы воспитания детей. Мнения же конкретных мужчин и женщин по этому вопросу, при всей значимости индивидуальных вари­аций, чаще всего лишь отражение стереотипов массового сознания, за которыми в конечном счете стоят закономерности социальной структуры.

Социальная психология в известной мере оставля­ет эти макросоциальные отношения «за скобками», понимая «роль» как структуру непосредственного меж­личностного взаимодействия. Привычные формы по­ведения неизбежно стандартизируются и подкрепля­ются системой взаимных ожиданий. От человека, ко­торый несколько раз проявил остроумие, ждут, что он и в дальнейшем будет развлекать своих товарищей, «роль шутника» как бы приклеивается к нему и так или иначе включается в его «образ Я».

Наконец, при исследовании внутриличностных процессов словом «роль» обозначают определенный аспект, часть, сторону деятельности лица. Внимание здесь акцентируется на том, как сам индивид воспри­нимает, сознает и оценивает ту или иную свою функ­цию, деятельность, принадлежность, какое место зани­мает она в его «образе Я», какой личностный смысл он в нее вкладывает.

Обыденное сознание часто делит жизнедеятель­ность на две части, из которых одна — формальная, застывшая, мертвая— приписывается «безличному» миру социальных ролей, а вторая — «личная», эмоцио­нально окрашенная — представляет то, чем индивид является «сам по себе», безотносительно к социальным условиям. В житейском обиходе сказать про человека, что он «исполняет роль» отца или учителя, все равно что сказать, что он «притворяется», что он «не настоя­щий» отец или учитель. Самому индивиду «ролевой» кажется только такая деятельность, которую он воспри­нимает как нечто более или менее внешнее, периферий­ное или условное, «разыгрываемое» для других, в отли­чие от «подлинного Я», без которого он не может себя представить. Но независимо от того, считает ли инди­вид свою работу ремеслом, призванием или даже мис­сией, что весьма существенно для него самого и для морально-психологической оценки его как личности, социологически он во всех случаях исполняет опреде­ленную профессиональную роль. И если энтузиастов на данный вид работы не находится, а обойтись без него общество не может, оно включает такие вполне объективные механизмы, как материальное стимулирование, государственное распределение специалистов. Любая классификация социальных ролей предполагает точку зрения либо общества (группы), либо индивида, причем учитывается как степень жесткости, структурированно­сти соответствующих отношений («позиционно-статус-ные» или «ситуативные», «структурные» или «межлич­ностные» роли), так и уровень индивидуальных усилий, необходимых для их получения («предписываемые», «приписываемые» или «достигаемые» роли).

Но хотя социальные роли и идентичности — необ­ходимый компонент, отправная точка самокатегориза­ции, ни экзистенциальное, ни рефлексивное «Я» не сводится к ним. Во-первых, разные социальные иден­тичности и роли (скажем, профессиональные и семей­ные) не совпадают и часто противоречат друг другу. Связанные с этим межролевые конфликты создают контекстуальный диссонанс и активизируют работу самосознания, побуждая индивида координировать и иерархизировать разные стороны своей жизнедеятель­ности соответственно какой-то шкале ценностей. Во-вторых, каждая «социальная роль» есть взаимоотноше­ние, которое его участники могут определять и факти­чески определяют по-разному (например, требования, предъявляемые к учителю школьной администрацией, коллегами, родителями и учениками, могут существен­но расходиться). Внутриролевые конфликты также предполагают необходимость самостоятельного, инди­видуального определения собственной роли со всей вытекающей отсюда мерой ответственности.

В-третьих, отношение индивида к выполняемым ролям избирательно: одни функции и виды деятельно­сти воспринимаются как органические, центральные, неотделимые от собственного «Я», другие — как более или менее внешние, периферийные, «искусственные». Любая перестройка ролевой системы личности сопро­вождается соответствующими изменениями в «образе Я»; потеря социально и личностно значимых ролей, не компенсированная получением новых, равноценных или лучших ролей, обычно переживается болезненно. Но самоуважение индивида зависит не только от со­циальной престижности его ролей, но и от того, как он оценивает свою успешность, эффективность в осуще­ствлении главных, личностно-значимых ролей.

Чем объясняется и что выражает идентификация личности с какой-то «ролью» или, наоборот, подчерк­нутое дистанцирование, отдаление от нее, нарушение подразумеваемых ею правил и ожиданий. На первый взгляд, все дело в уровне развития индивидуальнос­ти — более яркая личность более независима и допус­кает больше вариаций в своем поведении. На самом деле тут могут действовать и социальные обстоятель­ства. Например, фотография собственных детей под стеклом служебного письменного стола руководящего работника явно демонстрирует нежелание резко раз­граничивать свою служебную и личную жизнь, косвен­но давая понять посетителю, что хозяин кабинета и в своей служебной деятельности не склонен к формализ­му, готов к «человеческим контактам». Это как бы сим­волизирует определенный стиль управления. Для хи­рурга умение вольно пошутить в напряженный момент операции — часть профессиональной экипировки, средство поднять настроение персонала, т. е. здесь тоже проявляются не просто личные качества, а неко­торый стиль работы.

Подчеркивание «ролевого расстояния» в одном случае выражает отчуждение личности от данной роли, желание подчеркнуть свою автономию от нее, а в дру­гом, наоборот, именно прочная идентификация, слияние с ролью позволяет индивиду относительно свободно варьировать свое поведение, на что не способен нови­чок, строго придерживающийся «предписанных» рамок.

Сокращено по источнику: Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. Гл. 4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.