Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Собственность, собственность в юридическом смысле, собственность в экономическом смысле, право собственности




Собственность, собственность в юридическом смысле, собственность в экономическом смысле, право собственности, субъекты собственности, объекты собственности, типы собственности: частная собственность, общая долевая собственность, общая совместная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, общая семейная собственность, национализация, разгосударствление, приватизация, государственный сектор экономики.


Раздел 2. Микроэкономика

Тема 4. Рыночная система. Взаимодействие спроса и предложения 1 Рынок: определение, функции, механизм, инфраструктура

2 Спрос

3 Предложение

4 Равновесие спроса и предложения

 

1 Рынок: определение, функции, механизм, инфраструктура

Эволюция общественных форм производства привела к возникновению современной рыночной системы, в основе которой лежит функционирование товарного производства и рынка.

Условия возникновения товарного производства:

А. Общественное разделение труда, при котором каждый производитель специализируется на производстве какого - либо продукта и для удовлетворения своих многообразных потребностей ему необходимо обменивать продукты своего труда на продукты других производителей.

Б. Хозяйственное обособление товаропроизводителей, т. е. наличие собственности на средства производства и результаты труда.

Характерные черты товарного производства, как одной из форм общественного хозяйства, представлены на рисунке 4-1.

 
 


Рис. 4-1. Формы общественного хозяйства

 

Рынок – это система отношений между продавцами и покупателями. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, защитой прав собственности, заключением контракта и т. д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен, которые передают информацию, служащую стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. В развитом обществе рынок представляет собой механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.

 

Функции рынка:

· связующая - связь производства и потребления, связь экономики в единое целое, а на международном уровне - в единое мировое хозяйство;

· санирующая - реализуется через банкротства;

· информационная - информирует о спросе через цены, о перспективах эффективности вложения средств в ту или иную отрасль;

· регулирующая - приводит к равновесию, регулирует пропорции, движение ресурсов, развитие отраслей, формирование конкурентной среды;

· оценочная - через цены определяет эффективно работающие отрасли, фирмы;

· стимулирующая - обеспечивает восприимчивость к техническому прогрессу, стимулирует эффективное распределение ограниченных ресурсов на основе колебания цен, стимулирует снижение затрат, улучшение качества через конкуренцию и цену;

· контролирующая - контролирует через конкуренцию эффективное использование ресурсов.

 

На рис. 4-2 представлен механизм функционирования рынка.


 

 

 

 


 

Под инфраструктурой рынка понимают всю совокупность предприятий, организаций, служб, обеспечивающую нормальное и бесперебойное функционирование конкретных рынков в частности, а благодаря этому и рынка в целом.

В инфраструктуру рынка потребительских товаров входит сеть складов, оптовых баз, холодильников, торговая сеть (включая магазины, рынки, ярмарки) и т.д.

Система бирж обслуживает разные рынки.

Биржи труда функционируют на рынке рабочей силы.

Фондовые рынки обслуживают рынки ценных бумаг.

Товарно-сырьевые биржи действуют на рынках потребительских товаров и рынках товаров производственного назначения.

Биржи валютные обслуживают рынок валют.

Финансовый рынок функционирует благодаря деятельности банковской системы, различных финансовых, страховых организаций и фондов.

Инфраструктура также включает юридическую, рекламную, информационную и другие организации обслуживания функционирования рынка.

В зависимости от критерия классификации выделяют типы рынков, представленные в табл. 4–1.

Таблица 4–1

Классификация рынков по различным критериям

Критерии классификации Типы рынка
1. Степень развития Развитой, формирующийся
2. По территории Мировой, региональный, национальный, местный
3. По объектам продаж Потребительский, технологий, информационный, рабочей силы, финансовый, фондовый, услуг, средств производства и т.д.
4. По соответствию законодательству Легальный, нелегальный («серый», «чёрный» рынки или теневая экономика)
5. По насыщению товарами Равновесный (насыщенный), дефицитный (ненасыщенный), избыточный (перенасыщенный)
6. По уровню регулирования Свободный, регулируемый
7. По конкурентной среде Чистая конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция

2 Спрос

Спрос (Demand, D) - это форма выражения потребности, представленной на рынке и подкрепленной денежными средствами.

Величина спроса ( или объем спроса) - количество товара Q1, которое готовы купить при некоторой цене Р1.

Связь между ценой и количеством товара, которое потребитель готов купить, может быть представлена в виде таблицы (см. табл. 4-2), графика (см. рисунок 4-3) и аналитической функции (4-1).

Таблица 4-2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.