Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории стоимости. Тема 5. Стоимость. Теории поведения потребителя на рынке




Тема 5. Стоимость. Теории поведения потребителя на рынке

Основные понятия

Натуральное хозяйство, товарное производство, рынок, функции рынка, механизм функционирования рынка, рыночная инфраструктура, спрос, величина спроса, кривая спроса, закон спроса, индивидуальный спрос, рыночный спрос, функция спроса, детерминанты спроса, эластичность спроса, перекрестная эластичность, предложение, величина предложения, кривая предложения, детерминанты предложения, функция предложения, эластичность предложения, равновесие спроса и предложения, неравновесныецены, излишек (выигрыш) потребителя, излишек (выигрыш) производителя.


1 Теории стоимости

2 Максимизация выгоды потребителя: теория потребительского поведения

3 Эффект дохода и эффект замещения

 

Свойствами товара являются: потребительная стоимость – это полезность вещи, её способность удовлетворить те или иные потребности людей, и меновая стоимость - это количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. В основе обмена лежит общее свойство - стоимость. Как стоимости – товары могут соизмеряться и обмениваться в определённых пропорциях.

Чем определяется стоимость товара? На этот вопрос в различных теориях отвечают по-разному.

Наиболее известны: трудовая теория стоимости, теория факторов, теория предельной полезности и современная теориянеоклассического синтеза.

Согласно трудовой теории стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) стоимость товара определяется количеством затраченного труда.

В теории факторов (Ж-Б. Сэй, Л.О. Кэлсоу и др.) стоимость товара определяется затратами факторов производства и равна издержкам на эти факторы.

И трудовая теория стоимости, и теория факторов демонстрируют затратный подход к стоимости. Чем выше затраты, тем выше стоимость и цена товара.

Цена является денежным выражением стоимости.

Согласно теории предельной полезности (К. Менгер, Л. Вальрас, В. Джевонс и др.) ценность (стоимость) товара определяется не затратами факторов производства, а зависит от полезности U (Utility), пользы, которую приносит данному человеку это благо. Она устанавливается субъективно каждым потребителем и зависит от следующих условий:

1) от степени редкости данного блага;

2) от степени насыщения потребности в нём;

3) от величины его запаса.

Общая полезность TU (Total Utility) – это полезность всего запаса блага.

Величина ценности экономического блага определяется предельной полезностью. Предельная полезность MU (Marginal Utility) - это добавочная полезность, которую приносит каждая последующая (дополнительная) единица потребляемого блага. Предельная полезность, по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определённого блага, убывает. Это явление получило название: закон убывания предельной полезности (law of diminishing marginal utility). Убывание предельной полезности по мере насыщения блага можно изобразить графически (см. рисунок 5-1),

где MU - предельная полезность товара; Q (Quantity) – количество товара.


 

 

 


Все рассмотренные теории стоимости односторонне объясняют содержание стоимости. Эту односторонность преодолел английский экономист А. Маршалл. Он синтезировал эти подходы, признав участие в формировании рыночной цены как издержек производства, определяющих предложение, так и предельной полезности, определяющей спрос. Этот подход получил название неоклассический синтез. Таким образом, стоимость является результатом взаимодействия на рынке продавцов и покупателей, предложения и спроса.

 

2 Максимизация выгоды потребителя: теория потребительского поведения

В теории потребительского поведения исследуется, как потребитель делает свой выбор; на основе чего определяет, какой товар, в каком количестве и по какой цене покупать. Имеются два разных подхода к решению данной проблемы: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

Кардиналистский подход предполагает теоретическую возможность измерения полезности. Кардиналисты предлагают количественно измерять полезность в специальных единицах – ютилях. Предельную полезность блага они определяют как абсолютную, а не относительную величину.

Согласно кардиналистам, индивид максимизирует полезность от набора благ в потребительской корзине, исходя из закона о предельной полезности. Очень высокая предельная полезность свидетельствует о недопотреблении данного блага (его слишком мало в потребительской корзине). Напротив, слишком низкая предельная полезность блага свидетельствует о его избытке. Таким образом, для максимизации общей полезности потребительской корзины индивид будет увеличивать приобретение более полезных благ и, наоборот, уменьшать потребление благ с меньшей полезностью, получаемой на единицу затрат.

Условие равновесия потребителя: взвешенные предельные полезности благ в наборе потребителя должны быть равны:

MUA /PA = MUB /PB …= MUN /PN.

Под взвешенной предельной полезностью понимается отношение предельной полезности последней единицы купленного блага к его цене MU /P.

В ординалистском подходе отрицается возможность измерить величину предельной полезности, но признается, что индивид измеряет не полезность блага, а только порядок его предпочтения, ранжируя уровни полезности, получаемой от потребления различного количества или набора благ. То есть, в отличие от кардиналистов, ординалисты используют относительную, а не абсолютную величину полезности. Для анализа положения потребителя ординалисты используют два важных инструмента – бюджетное ограничение и кривую безразличия.

На рисунке 5-2 бюджетное ограничение изображено бюджетной линией BL (Budget Line), каждая точка которой представляет комбинацию товаров, доступную потребителю с некоторым бюджетом. Наклон бюджетной линии - отношение цен двух благ. Там же изображена кривая безразличия (Indifference Curves), которая показывает разные комбинации двух благ, приносящие потребителю совершенно одинаковый уровень удовлетворенности, т.е. одинаковую полезность.

Серия кривых безразличия, расположенных в порядке увеличения уровня полезности, называется картой безразличия. На ней кривая, соответствующая большей полезности, расположена дальше от начала координат, следовательно, является более предпочтительной для потребителя.

Количество товара A, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения потребления товара B на единицу, называется предельной нормой замещения MRS (Marginal Rate of Substitution) товара A товаром B:

MRS = - ∆Q A /∆ QB.

 
 

 

 


На каком уровне полезности захочет остановиться максимизирующий свою полезность покупатель – зависит от того, каким количеством денежных средств он располагает, т.е. от бюджетной линии.

Положение бюджетной линии может меняться в зависимости от дохода потребителя I(Income) и цен товаров: I= PA×QA + PB× QB. Если доход потребителя вырастет, то бюджетная линия сдвинется параллельно вверх-вправо, так как потребитель сможет купить большие количества товаров. Если же цена одного из товаров изменилась, то изменяется только количество покупаемого этого товара и изменится наклон бюджетной линии.

Итак, потребитель может купить любые количества товаров, удовлетворяющие данному уравнению, но возникает вопрос, какое количество он реально выберет.

Его цель - обеспечить себе максимальное удовлетворение, не выходя за пределы своего ограниченного бюджета. Его предпочтения выражаются на кривых безразличия, а возможность купить - на бюджетной линии.

Точка касания бюджетной линии и одной из кривых безразличия является оптимальной, набор товаров QA1 и QB1 обеспечивает максимальную полезность при заданном бюджете. Такое состояние называется равновесием потребителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.