Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие речи и фонематического слуха




Внутренняя речь

Внутренней речью называют речь про себя и для себя. Специальные исследования показывают, что слова внутренней речи строятся на основе движения периферических органов громкой речи. Все виды сознательной деятельности связаны с речью. Мышление, память, восприятие тесно связаны с внутренней речью. Важнейшее значение также имеет внутренняя речь в самосознании, в регуляции поведения. Значение и смысл во внутренней речи определяются речевым опытом человека в общении с другими людьми. Структура слова и фразы во внутренней речи отличается от структуры их в громкой речи. В основном это различие определяется различием задач громкой речи и внутренней речи. Внутренняя речь не служит общению, она не должна быть понятна другим людям. Она является значительно свернутой, сокращенной и при ней больше используются чувственные представления.

Речь и мысль относятся друг к другу как форма и содержание.

Речь у ребенка формируется к концу первого года жизни на основе развития фонематического слуха и голосового аппарата. К этому же времени быстро растет словарный запас и происходит овладение грамматическим строем родного языка, расширяются восприятия и представления у детей об окружающем их мире.

Ребенок часто ставит вопросы: «Что это?'», «Как называется?», «Почему так?» и т. д. По мнению Б. Г. Ананьева, первая реальность речи — это предметная соотнесенность слов с предметом. Чем выше чувственный опыт детей с нарушениями зрения, тем богаче словарный и смысловой состав их речи, многообразнее соотношение слова с понятийным содержанием предметного мира. Согласно взглядам Л. С. Выготского, как зрячий, так и слепой сам должен активно добывать знания из реального предметного мира, отходя от голой словесности, которая пустила глубокие корни в тифлопедагогике. Эта правильная мысль ценна и необходима и в настоящее время.

Ребенок усваивает язык в процессе общения с взрослыми и учится пользоваться им в речи. Правильное восприятие звуков, речи, фонематического состава слов возникает не сразу, это результат постепенного развития. На самом раннем этапе развития речи ребенок воспринимает слова как единый, нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием способности различать фонемы, входящие в состав слов. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов. У ребенка формируются тонкие, дифференцированные акустические и артикуляционные образы и отдельные звуки.


Развитый фонематический слух — важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов. Иногда развитие фонематического слуха у детей задерживается. Это приводит к специфическим недостаткам произношения, свидетельствующим о том, что усвоение звуковой стороны языка не закончено и вызывает трудности в овладении письмом и чтением.

По данным М. Е. Хватцева, у слепорожденных недостаток в произношении отмечается в 16%, а у детей, ослепших до 5— 7 лет,— только в 6% случаев.. Согласно этому автору, речевые нарушения сказываются на письменной речи. Недостатки звуковой речи отрицательно влияют на общение детей с глубокими нарушениями зрения, что ведет к появлению у них замкнутости, негативизма, аутизма и других отрицательных черт личности.

На развитие речи оказывает влияние состояние зрения, что проявляется в скорости и правильности чтения и письма. Так,по основному контингенту учеников школ слабовидящих, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2, лучший уровень навыков в отношении скорости и правильности чтения и письма выявился почти без исключения у учеников с лучшим зрением. Это проявилось как у младших (1—4 классы), так и у старших учеников (5—9 классы) и объясняется выявленной рядом автором экспериментальным путем замедленностью зрительного восприятия и расстройствами двигательной системы при более значительных расстройствах зрения.

Отступления от указанного в группе учеников школы слабовидящих с более высокой остротой зрения — выше 0,2 в основном объясняются составом этой группы. Многие из этих учеников перешли недавно из массовой школы вследствие плохой успеваемости и затруднений при зрительных восприятиях. Кроме того, у большой части учеников этой группы были заболевания зрительно-нервного аппарата глаз, сопровождающиеся сужением границ поля зрения, нарушением свето- и цветоощущения. Таким образом, развитие речи и фонематического слуха происходит в процессе освоения словарного запаса, грамматического строя родного языка и приобретения сенсорного опыта. Смысловое значение речи формируется на основе фонематического слуха и речедвигательного анализатора, в частности голосового аппарата, и зависит от зрения и слуха (Л. С. Волкова, Н. С. Костючек, Н. А. Крылова).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.