Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональное обучение в системе общества слепых, высших и средних специальных учебных заведениях




Слепые и слабовидящие в сфере сельскохозяйственного производства

В сельской местности живет и работает значительное число инвалидов по зрению. Лица с остаточным зрением работают лесоустроителями, пчеловодами, садоводами, агрономами. Их трудовая деятельность в сельском хозяйстве сопряжена с большими трудностями (сложностью ориентировки в большом пространстве, отсутствием специально организованных рабочих мест и др.). Однако это не исключает ознакомления учащихся с профессиями биономического характера.

В большинстве сельских школ-интернатов для слабовидящих детей ведется, обучение различным видам сельскохозяйственного труда. Школы имеют учебно-опытные участки и подсобные хозяйства (сады, теплицы, фермы и др.). Учащиеся привлекаются, к составлению агротехпланов, выполнению практических заданий, познают связь науки с сельским хозяйством. Это формирует интерес к профессиям сельскохозяйственного производства, получению соответствующего образования в средних и высших специальных заведениях. Обычно 30—35% учащихся старших классов сельских школ-интернатов для слабовидящих детей стремятся поступить в сельскохозяйственные вузы и техникумы (Б. Г. Корякин, 1975). Это стремление учащихся следует поддерживать и оказывать им помощь в приобретении профессии в сфере сельского хозяйства.

Предприятия общества слепых имеются во всех городах страны, где может получить рабочую специальность каждый выпускник школы -для слепых и слабовидящих. Обучение профессии производится индивидуально-бригадным методом. Сроки обучения зависят от сложности профессии. В процессе обучения выпускник школы получает теоретическую подготовку и овладевает рабочими умениями и навыками. После окончания обучения присваивается квалификационный разряд и поручается самостоятельная работа.

Подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих граждан (инвалидов I и II групп по зрению) ведется в библиотечных техникумах, музыкальных училищах и училищах


культпросветработы, а также в специальном медицинском училище, выпускающем массажистов широкого профиля. По определенным профессиям слабовидящие могут быть приняты на обучение в ПТУ,

В высших учебных заведениях подготовка специалистов из числа лиц с нарушением зрения I и II групп инвалидности осуществляется по специальностям: правоведение, родной язык и литература, история, обществоведение, философия, политическая экономия, математика, прикладная математика, народные инструменты, пение, фортепиано, композиция, музыковедение и др.

ЛИТЕРАТУРА

Ермаков В. П., Куличева Н, И. Профориентация слепых школьников.— М., 1982.

Ермаков В. П. Основы трудового обучения и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих школьников. М., 1987.

Содержание и формы работы по профориентации и организации профессионального обучения в специальных школах для слабовидящих детей/Сост.: Б. В. Белявский, Л. К. Ермилова, В. П. Жохов и др.—М., 1987.

Ермаков В. П., Жохов В. П., Сагдуллаев А. А. К вопросу о профориентации и трудовом устройстве слабовидящих школьников//Дефектология,— 1987.—№ 2,— С, 46—50,


Словарь специальных терминов и понятий

Агнозия — нарушение процессов узнавания, наступающее нередко при поражении высших отделов коры головного мозга.

Адаптация — приспособление организма к условиям существования; изменение чувствительности анализаторов в результате приспособления к действующим на них раздражителям.

Адаптация глаза — приспособление глаза к различным условиям освещения.

Адаптация социальная — процесс активного приспособления, индивида к условиям новой социальной среды; результат этого процесса.

Азбука для слепых — рельефно-точечный шрифт по системе Брайля, принятый для письма и чтения слепых.

Аккомодация — приспособляемость глаза, позволяющая ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от него.

Активация — состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности.

Актуализация—действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной и кратковременной памяти.

Альбинизм — врожденная аномалия, характеризующаяся отсутствием пигмента в коже, волосах, оболочках глаза.

Амблиопия — понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения.

Анизометрия — неодинаковая по виду и по степени рефракция обоих глаз.

Аномалии рефракции — отклонения в преломляющей способности глаза.

Аномальное развитие (в дефектологии) —нарушение нормального хода психического развития у детей с дефектом анализатора или интеллектуальным дефектом. Аномальное развитие рассматривается как своеобразное, а не как дефектное развитие,

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и нуждающиеся в специальном обучении.

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности, а также от его интересов, привычек, внимания и т. п.

Ассоциация — связь между отдельными психическими процессами и явлениями (представлениями, мыслями, чувствами), благодаря которой появление одного процесса вызывает другой, с ним связанный.

Астения—нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости.

Астенопия — зрительный дискомфорт, возникающий во время работы, особенно на близком расстоянии.

Астигматизм — сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракции или разных степеней одной и той же рефракции.

Атрофия зрительного нерва — заболевание, при котором имеет место отек, воспаление, сдавливание, повреждение, дегенерация волокон зрительного нерва или сосудов, питающих его.


Афакия — отсутствие в глазу хрусталика.

Аффективные нарушения — расстройства эмоционально-волевой сферы.

Афферентные нервные волокна — отростки. нервных клеток, по которым возбуждение передается от нервируемых тканей к центральной нервной системе.

Ахромазия — тяжелая форма расстройства цветового зрения, которая характеризуется полной потерей способности.различать цвета.

Бельмо — стойкое, интенсивное, обширное помутнение роговицы.

Бинокулярное зрение — объединенное зрение двумя глазами, при котором отдельные изображения, получаемые в каждом глазу, сливаются в одно, единое.

Болевая чувствительность — чувствительность к сверхсильным и разрушительным раздражителям.

Буфтальм (бычий глаз) — поздняя стадия врожденной глаукомы (глаукома— см. ниже).

Вербализм в обучении — недостаток обучения, выражающийся в оторванном от жизни, догматическом преподавании и усвоении учебного материала.

Взаимодействие анализаторов — одно из проявлений единства сенсорной
сферы. -

Внимание — направленность психической деятельности на одни предметы или явления действительности при одновременном отвлечении от других.

Возбудимость — свойство некоторых клеток организма отвечать на действие раздражителей специфической реакцией—возбуждением.

Воспаление симпатическое—тяжелый воспалительный процесс в здоровом глазу вследствие ранения другого глаза.

Восстановительное лечение глаз — лечение, проводимое с целью восстановления зрительных функций и ликвидации патологических процессов и их последствий.

Врачебно-трудовая экспертиза — практическая система общественной и государственной деятельности по определению трудоспособности лиц с хроническими заболеваниями, последствиями травм или врожденными дефектами.

Временная связь — механизм взаимодействия различных корковых и подкорковых областей, лежащий в основе формирования условных рефлексов.

Время рефлекса — интервал от момента раздражения рецептора до появления ответной реакции.

Вспомогательные школы {классы) для слепых и слабовидящих детей — школы (классы), в- которые помещаются дети, имеющие помимо зрительной патологии нарушения интеллектуального развития.

Вторичные дефекты у слепых и слабовидящих — дефекты, обусловленные нарушениями зрения и препятствующие, развитию личности ребенка.

Выносливость — физическое, • или двигательное, качество, характеризующее способность организма при мышечной деятельности длительное время сохранять высокую работоспособность и повышать сопротивляемость утомлению.

Высшая нервная деятельность — функция нервной системы; образование, взаимодействие и торможение различных условных рефлексов; обеспечивает тонкую взаимосвязь организма с внешней средой.

Гемералопия. («куриная слепота») — расстройства сумеречного зрения.

Гемианопсия — выпадение половины поля зрения в каждом глазу; наблюдается при органических заболеваниях (опухоль мозга, кровоизлияние в головной мозг и др.).

Генерализация — распространение какого-либо процесса из первоначально ограниченного очага.

Гетерофория — скрытое косоглазие (нарушение мышечного равновесия).

Гидрофтальм—врожденная глаукома ^глаукома— см. ниже).

212.


Гидроцефалия—водянка мозга, вызываемая избыточным накоплением _ спинно-мозговой жидкости в полости черепа.

Гиперметропия (дальнозоркость) — вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, соединяются за сетчаткой.

Гиподинамия — снижение двигательной активности.

Глазомер — способность глаз без непосредственных измерений определять и сравнивать пространственные величины, воспринимать форму, удаленность, размеры и движение предметов.

Глаукома — хроническое заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления, снижением зрительных функций, особой формой атрофии зрительного нерва.

Головной мозг — главный отдел центральной нервной системы, расположенный в полости черепа. Головной мозг принято делить на передний, промежуточный, средний и задний.

Дефект развития — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития.

Динамический стереотип — уравновешенная и зафиксированная система условных и безусловных рефлексов, которая лежит в основе навыков, при-. вычек.

Диоптрия — единица измерения оптической силы линз.

Дихромазия—частичная цветовая слепота преимущественно на один из трех цветов: красный, зеленый, синий.

Закаливание организма — повышение его устойчивости к действию холода, тепла, пониженного атмосферного давления или других климатических факторов,

Защитные рефлексы — реакции, возникающие при воздействии на организм раздражителей, существенно нарушающих его нормальную деятельность.

Зрение — функция зрительной системы, заключающаяся в преобразовании энергии света, излученного или отраженного различными объектами.

Зрительная работоспособность — способность человека выполнять зрительную работу с допустимым числом негрубых ошибок в4 течение определенного периода времени.

Зрительные функции — заключаются в способности воспринимать свет,. цвет, форму и пространственные отношения предметов. Различают центральное зрение, периферическое зрение, светоощущение, цветоощущение,. бинокулярное зрение.

Инвалидность — состояние организма, вызванное болезнью или увечьем со.стойкими функциональными нарушениями, приводящими к полной или частичной нетрудоспособности в данной профессии, к снижению квалификации,

Инвалид по зрению — человек, полностью или частично утративший трудоспособность вследствие дефекта зрения.

Иннервация — наличие в органах и тканях нервов. Различают центростремительные (или афферентные) нервы, по которым раздражение поступает в центральную нервную систему, и центробежные (или эфферентные) нервы, по которым передаются импульсы, идущие к периферии.

Интерорецепторы —обширная группа рецепторов, рассеянных в различных внутренних органах — сердце, кровеносных и лимфатических сосудах, дыхательном аппарате, пищеварительном тракте и т. д.

Интерорецепция — процесс возникновения, проведения и восприятия центральной нервной системой импульсов, образующихся вследствие возбуждения интерорецепторов.

Иррадиация — 1) распространение процесса возбуждения (или торможения) в центральной нервной системе; 2) распространение болевого ощущения за пределы непосредственно поражённого участка или органа.

Катаракта — помутнение хрусталика,


Колобома — дефект радужки или сосудистой оболочки.

Конвергенция — сведение зрительных осей глаз до их пересечения при рассматривании близких предметов.

Книги для слабовидящих — книги, напечатанные крупным шрифтом с доступными для зрительного восприятия иллюстрациями.

Книги для слепых — книги, напечатанные рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля с доступными для осязательного восприятия иллюстрациями.

Компенсаторные приспособления — физиологические процессы и механизмы, обеспечивающие поддержание жизнедеятельности поврежденных систем, органов и тканей и развертывающиеся за счет активизации как пораженной, так и смежных физиологических систем.

Комплектование школ для слепых и слабовидящих — отбор детей в школы, который производится на основе объективных данных о развитии ребенка, состоянии остроты и поля зрения.

Коррекционное обучение •— особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретной недостаточности ученика, обусловленной дефектом зрения.

Коррекционно-воспитательная работа—система педагогических мероприятий, направленных на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития детей с нарушением зрения.

Коррекция — исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий.

Коррекция зрения — исправление аномалий рефракции глаза оптическими линзами.

Косоглазие — заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместимой точки фиксации.

Лабильность — функциональная подвижность, скорость элементарных процессов, лежащих в основе реакций возбуждения в различных тканях и органах..

Люкс — единица освещенности.

Макрокорнеа — увеличение размеров роговицы.

Медико-педагогическая консультация — специальное учреждение, проводящее комплексное медико-психолого-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-во*спитательные и оздоровительные учреждения. Дает родителям и педагогам медицинские и педагогические рекомендации для работы с аномальными детьми.

Методика специальная — система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием, направленных на преодоление аномалий развития.

Механорецепторы — рецепторы, воспринимающие прикосновение, растяжение, давление, звуковые колебания, ускорения.

Микрокорнеа — роговица, уменьшенная в размере.

Микрофтальм — значительное уменьшение в размере глазного яблока.

Миопия (близорукость) —вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются перед сетчаткой.

Монокулярное зрение — процесс видения одним глазом.

Моторика детей — совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Множественные дефекты — два или несколько физических или психических недостатков, которыми страдает одно и то же лицо,

Моторные зоны коры больших полушарий — зоны, где расположены нервные клетки, аксоны которых идут к нижележащим отделам центральной нервной системы и обеспечивают различные двигательные акты.


Мышцы аккомодационные — гладкие мышечные волокна ресничного, тела, обеспечивающие натяжение или ослабление цианновых связок и вследствие этого — изменение кривизны хрусталика глаза.

Нервные окончания — особым образом организованные концевые разветвления отростков нервных клеток. Все нервные окончания в зависимости от выполняемой функции разделяются на три группы: чувствительные, синаптические и двигательные.

Нервы — проводники, которые связывают центральную нервную систему с другими системами органов и с кожным покровом тела и обеспечивают проведение нервного возбуждения в центробежном или центростремительном направлении.

Нистагм глазной — ритмическое подергивание глазных яблок в ту или иную сторону. Различают два компонента: медленное отведение глазных яблок в сторону и быстрое приведение их к исходному положению. Направление нистагма определяют по быстрому компоненту: направление может быть горизонтальным, вертикальным и ротаторным. Наиболее отчетливо нистагм бывает выражен при взгляде в сторону.

Общество слепых — общественная организация, занимающаяся политико-воспитательной, культурно-массовой, общеобразовательной работой среди слепых и их трудовым устройством.

Органы чувств — нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изменениях в окружающей субъекта среде (экстерорецепция) и в его организме (интерорецепция).

Ориентировочная реакция — рефлекторная реакция организма на изменение окружающей среды, способствующая настройке анализаторов для наилучшего восприятия и анализа действующего раздражителя и ответа на него.

Осанка у детей — привычное положение тела ребенка при сидении, стоянии, ходьбе, приобретаемое под влиянием условий воспитания.

Освещение в школе — гигиеническая организация освещения внутренних помещений школ и школьного участка, обеспечивающая благоприятные условия для проведения занятий.

Ослепший ребенок — ребенок, потерявший зрение после рождения вследствие какого-либо заболевания или травмы.

Остаточное зрение —• зрение, характеризующееся остротой зрения от свето-ощущения до 0,04 при использовании оптической коррекции.

Отдых — покой либо специально организованная деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности.

Офтальмотонус — внутриглазное давление.

Охрана материнства и детства — совокупность правовых норм и мероприятий социалистического государства, направленных на обеспечение интересов -и защиту прав матери и ребенка.

Охрана труда несовершеннолетних — совокупность норм, регулирующих продолжительность рабочего дня, время отдыха и правила техники безопасности и санитарии труда подростков.

Очки — простейший прибор, применяемый при понижении зрения, обусловленном нарушениями клинической рефракции глаза.

Ощущение — состояние сознания, вызываемое действием раздражителя на орган чувств и связанное с деятельностью высших корковых механизмов. Ощущение, согласно ленинской теории отражения, есть субъективный образ объективного мира.

Патогенез — происхождение и развитие болезни или болезненного процесса; внутренний механизм возникновения и развития патологических процессов, определяющих клиническую картину заболевания.

Первичные дефекты — дефекты, возникающие главным образом под болезнетворным влиянием или под влиянием факторов наследственности, которые влекут за собой органические и функциональные повреждения органов чувств или центральной нервной системы.


Периферическое зрение — зрение, осуществляемое посредством периферических частей сетчатки глаза. На периферии сетчатки преобладают особые высоко светочувствительные клетки, т. е. палочки, действующие по преимуществу в условиях малой освещенности и не дающие цветовых ощущений.

Письмо слепых — написание букв, слов, цифр путем выдавливания грифелем рельефно-точечных знаков по системе Брайля на специальном приборе.

Плеоптическое лечение — лечение, включающее методы и средства по развитию зрения при амблиопии.

Плоскостопие—деформация стопы, характеризующаяся стойким уплощением, т. е. понижением свода стопы вплоть до его полного исчезновения в резко выраженных случаях.

Подвижность нервных процессов — одно из основных функциональных.свойств нервной системы, характеризующееся быстротой, с которой процессы возбуждения и торможения сменяют друг друга.

Поле зрения — пространство, все точки которого одновременно видны при неподвижном взгляде. В зависимости от того, участвуют в зрении один или оба глаза, различают монокулярное и бинокулярное поля зрения.

Подражание— форма поведения, представляющая собой произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих-либо движений, действий, манер, поступков и т, п.

Познавательный интерес — стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлекс.

Поле взора — пространство, которое может воспринимать глаз при своем движении и фиксированном положении головы.

Понимание — процесс осмысления явлений или предметов путем установления связей между ними.

Порог раздражения — минимальная сила раздражителя, которая вызывает возбуждение.

Прибор для письма слепых — специальный прибор для письма рельефно-точечным шрифтом. Предложен Луи Брайлем.

Проводящие пути — нервные волокна в центральной нервной системе, объединяемые общностью морфологического строения и функций и тесно расположенные одно возле другого.

Произвольные движения — сознательные движения рефлекторной природы, в основе которых лежат условно-рефлекторные временные связи, формирующиеся в процессе индивидуальной жизни человека между подкорковыми клетками двигательного анализатора и клетками других анализаторов.

Проприорецепторы — специализированные нервные окончания, расположенные в тканях мышечно-суставного аппарата (мышцах, сухожилиях, фасциях, суставных сумках).

Психические функции — различные формы отражательной деятельности мозга: ощущение, восприятие, память, мышление и т. д.

Психическое развитие — формирование и совершенствование познавательной деятельности и черт личности человека на различных этапах его жизни.

Психическое развитие слепых и слабовидящих детей — своеобразие развития психики ребенка в условиях зрительной депривации. Ограничения непосредственного восприятия окружающего мира у слепых и слабовидящих детей вызывают диспропорции в формировании предметных и пространственных представлений, нарушение двигательной ориентировки в пространстве и др. При слепоте и слабовидении возникают и развиваются процессы компенсации, обусловленные перестройкой, замещением и восстановлением нарушенных функций.

Раздражение — любое воздействие на биологическую систему, вызывающее изменение ее исходного состояния.

Раздражители — факторы внешней и внутренней среды, действие которых


на организм или отдельные его части вызывает процесс ощущаемого и неощущаемого возбуждения.

Различение цветов — способность воспринимать или узнавать сходство я различие между цветами,.оттенками и другими свойствами одного и того же цвета, определять • конкретные • цвета, узнавать гармонирующие и конкретные цветосочетания, точно подбирая цвета.

Реабилитация — возвращение больного 'к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей.

Ребенок с нарушениями зрения — термин, охватывающий как слепых, так
и слабовидящих детей..

Рельефный, шрифт — специальный выпуклый шрифт, созданный для чтения и письма слепых.

Ретинобластома —злокачественная опухоль сетчатки, поражающая детей в первые годы жизни.

Рефлексы — ответные реакции организма на раздражение рецепторов, осуществляемые при участии центральной нервной системы.

Рефракция — преломляющая способность глаза.

Рецепторы — концевые, периферические аппараты анализаторов, выполняющие роль приемников и трансформаторов (преобразователей) энергии раздражителей. По месту расположения и характеру воспринимаемых раздражений делятся на экстерорецепторы, проприорецепторы и интерорецепторы.

Самодисциплина—дисциплина в собственном поведении, умение владеть своим поведением.

Самоконтроль — контроль над самим собой, над своими действиями.

Самообладание — способность владеть собой, сдерживать себя, выдержка.

Самосовершенствование — сознательное развитие в себе положительных (преимущественно нравственных) качеств, способностей, умений.

Самосознание — осознание человеком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков и действий, их мотивов и целей,, своего отношения к внешнему миру, другим людям и самому себе.

Санитарный режим в, школе — система мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных для учащихся гигиенических условий и повышение санитарной культуры.

Сенсибилизация — процесс, в результате которого повышается чувствительность организма или отдельных органов его (например, органов чувств) к воздействию каких-либо раздражителей.

Сенсорное воспитание — совокупность педагогических приемов, направленных на развитие органов чувств, совершенствование зрительных, слуховых, осязательных и других ощущений и восприятий.

Сигнальные системы — условно-рефлекторный механизм отражения действительности.

Синдром — совокупность симптомов, объединенных общим патогенезом и характеризующих определенное патологическое состояние организма.

Сколиоз — боковое искривление позвоночника.

Скотома — очаговый дефект поля зрения, не сливающийся полностью с его периферическими границами.

Слабовидение— значительное снижение зрения, при котором острота зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) находится в пределах от 0,05 до 0,2, или меньшее снижение остроты зрения при значительном нарушении других зрительных функций (чаще всего сужении границ поля зрения).

Слабовидящие дети — дети, острота зрения у которых находится в пределах от 0,05 до 0,2 при применении коррекции обычными очками.

Слепое пятно—проекция в пространстве диска зрительного нерва.

Слепота — наиболее резко выраженная степень аномалий развития и нарушений органа зрения, при которой становится невозможным или весьма -


ограниченным зрительное восприятие действительности вследствие глубокого нарушения остроты центрального зрения (от 0 до 0,04) или сужения поля зрения (до 10—15°) при более высокой остроте зрения.

Слепые дети — дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется лишь незначительная доля светоощущения (максимальная острота зрения — 0,04).

Слух — способность организма воспринимать и различать звуковые колебания, осуществляемая посредством органа слуха.

Социально-трудовая реабилитация слепых и слабовидящих — система социально-экономических, правовых, производственных, медицинских, психолого-педагогических мероприятий, способствующих преодолению отрицательных последствий слепоты и слабовидения и включению больных в активную общественно полезную деятельность.

Специальная методика — методика обучения, учитывающая особенности развития детей с отклонениями в развитии.

Специальная педагогика — наука о воспитании и обучении аномальных детей. Отрасль дефектологии делится на тифлопедагогику, сурдопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.

Специальное обучение — компенсация и коррекция дефектов психического и физического развитая аномальных детей в процессе обучения. Формирование у учащихся специальных школ таких же знаний, умений и навыков, как и у детей, обучающихся в массовой школе, а также специальных знаний, умений, навыков.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Стимул — побуждение к действию, толчок, побудительная причина.

Тактильный рецептор — рецептор прикосновения и давления на поверхности кожи, некоторых слизистых оболочек.

Терморецепторы — нервные окончания, специфически чувствительные к колебаниям температуры окружающей их среды.

Тифлопедагог — педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание, политехническую и трудовую подготовку слепых и слабовидящих детей и подростков с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации' нарушенных (недоразвитых) функций.

Тифлопсихология — раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы его коррекций при обучении и воспитании.

Увеит — воспаление сосудистого (увеального) тракта глаза.

Узнавание — сложная, в ряде случаев весьма развернутая, многоступенчатая познавательная деятельность, возникающая при восприятии предметов и явлений окружающей действительности.

Умения — подготовленность к быстрому, точному, сознательному выполнению каких-либо действий на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Умственное воспитание — формирование основ материалистического мировоззрения, знаний, познавательных способностей, развитие и коррекция чувственного познания и мышления учащихся специальных школ.

Утомление зрения (астенопия) — проявляется в субъективных жалобах на чувство утомления, тяжести, боли в глазах и голове, расплывание контуров, двоение (диплопию) изображений. Выражается в снижении работоспособности светоощущающего, нервного и двигательного аппаратов органа зрения.

Фоторецепторы—специализированные клетки, реагирующие на -свет -возбуждением.

Фотоэлектрические сигнализаторы — электронные приборы, преобразующие световые сигналы в звуковые или тактильные, доступные для восприятия слепыми.


Хеморецепторы — воспринимающие окончания нервов, возбуждаемые химическими раздражениями. К хеморецепторам относятся вкусовые, обонятельные рецепторы и огромная масса интерорецепторов кровеносных сосудов, органов и тканей.

Хориопдит (задний увеит) — воспаление собственно сосудистой оболочки.

Хориоретинит — воспаление сосудистой оболочки и сетчатки.

Центральная нервная система — основная часть нервной системы животных и человека; состоит из спинного и головного мозга. Ее "главной, специфической функцией является осуществление рефлексов.

Элементарная реабилитация — первоначальная подготовка слепых и слабовидящих к самостоятельной жизни и труду.

Экзофтальм-—выпячивание глазного яблока.

Эмметропия — соразмерная, нормальная' рефракция, при которой параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, собираются на сетчатке.

Экстерорецепторы — специализированные рецепторные образования, которые воспринимают раздражения, поступающие из внешнего мира, и трансформируют энергию внешних раздражений в нервное возбуждение, что является составным элементом анализаторной деятельности.

Этиология—учение о причинах. В медицине этиологией называют учение о причинах возникновения болезней.

Эффектор — орган, деятельность которого изменяется в результате управляющего воздействия центральной нервной системы.


ПРЕДИСЛОВИЕ.. 1

ОТ АВТОРОВ.. 3

РАЗДЕЛ I. АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИЗАТОРОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ ЗРЕНИИ.. 4

Глава 1. ПОНЯТИЕ ОБ АНАЛИЗАТОРАХ.. 4

Глава 2. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР Строение глаза. 7

Глазодвигательные механизмы зрения и их нарушения. 13

Оптические механизмы зрения и их нарушения. 19

Фотохимические характеристики зрения. 22

Разрешающая способность зрения. 24

Гигиена и охрана зрения, организация лечебно-восстановительной и санитарно-просветительной работы 31

Глава 3. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР. 33

Анатомические и физиологические механизмы слуха. 33

Влияние различных факторов на слух. 37

Слуховые ощущения. 39

Профилактика, гигиена и охрана слуха. 40

Глава 4. КОЖНЫЙ АНАЛИЗАТОР. 41

Анатомия и физиология кожи. 41

Возрастные особенности кожи и причины ее поражения. 43

Кожные ощущения. 43

Глава 5. ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР. 47

Анатомия и физиология двигательного анализатора. 47

Статические и кинестетические ощущения. 48

Глава 6. ВКУСОВОЙ АНАЛИЗАТОР. 51

Анатомия и физиология органа вкуса. 51

Вкусовые ощущения. 54

Пороги вкусовых ощущений. 55

Адаптация вкуса. 56

Глава 7. ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР. 56

Анатомия и физиология органа обоняния. 56

Обонятельные ощущения. 58

РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 60

Глава 1. ВОСПРИЯТИЕ.. 60

Предметность восприятия, его структура. 60

Зрительное восприятие. 61

Слуховое восприятие. 65

Осязательное восприятие. 66

Глава 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Понятие о представлениях. 70

Физиологические основы представлений. 70

Зрительные представления. 71

Слуховые представления. 72

Осязательные представления. 73

Вкусовые представления. 74

Обонятельные представления. 75

Формирование представлений. 76

Узнавание как контроль за формированием представлений. 76

Глава 3. ВНИМАНИЕ.. 77

Понятие о внимании. 77

Непроизвольное внимание. 78

Произвольное внимание. 78

Постпроизвольное внимание. 79

Нейрофизиологический механизм внимания. 80

Нарушение внимания. 81

Внимание в игровом и учебном процессе. 81

Глава 4. ПАМЯТЬ.. 83

Понятие о памяти. 83

Физиологический механизм памяти. 83

Виды и основные процессы памяти. 84

Развитие памяти. 86

Глава 5. МЫШЛЕНИЕ.. 87

Понятие о мышлении. 87

Формы и виды мышления. 88

Мыслительные операции. 89

Формирование мышления у слепых и слабовидящих. 90

Глава 6. ВООБРАЖЕНИЕ.. 91

Понятие о воображении. 91

Физиологические процессы и воображение. 92

Виды воображения. 92

Роль воображения в игре и творчестве. 93

Воображение и личность. 94

Глава 7. РЕЧЬ И ЯЗЫК.. 95

Понятие о языке и речи. 95

Физиологические механизмы речи. 95

Устная речь. 96

Письменная речь. 97

Внутренняя речь. 98

Развитие речи и фонематического слуха. 98

Компенсаторное значение речи. 99

Глава 8. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.. 101

Понятие об эмоциях и чувствах. 101

Формы переживания чувств. 102

Физиологические основы эмоций и чувств. 103

Особенности эмоций слепых и слабовидящих. 103

Глаза 9. ВОЛЯ.. 104

Понятие о воле. 104

Деятельность иволя. 104

Глава 10. ПСИХОГИГИЕНА.. 106

Понятие о психогигиене. 106

Возрастная психогигиена. 106

Психогигиена семьи и быта. 107

Психогигиена в обучении. 107

РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 109

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ, ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.. 109

Предмет и задачи тифлопедагогики. 109

Основы деятельности дошкольных учреждений. 111

Основы деятельности школ. 112

Глава 2. КОРРЕЩИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА.. 115

Общие положения. 115

Коррекция познавательной деятельности. 117

Коррекция качеств личности. 129

Коррекция отклонений в физическом развитии. 130

Глаза 3. ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИДАКТИКИ.. 131

Понятие о специальной дидактике, принципы обучения. 131

Содержание и методы обучения. 141

Глава 4. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.. 147

Общие положения. 147

Эстетическое воспитание. 148

Физическое воспитание. 151

Глава 5, ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРАФИКЕ Общее понятие о специальной графике 155

Познавательная функция графики. 156

Воспитательная функция графики. 157

Информационная и коммуникативная функции графики. 159

Коррекционно-развивающая функция графики. 160

Профессиональная функция графики. 161

Гедонистическая функция графики. 161

Принципы построения изображений. 161

Задачи и методика обучения специальной графике. 163

Глава 6. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ.. 165

Общие положения. 165

Трудовое обучение в I—IV классах. 167

Трудовое обучение в V—VII классах. 169

Глава 7. СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОРРЕЩИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ.. 176

Общие положения. 176

Ритмика. 177

Лечебная физкультура. 178

Коррекция нарушений речи. 181

Социально-бытовая ориентировка. 182

Ориентировка в пространстве. 183

Развитие зрительного восприятия. 184

Глава 8. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.. 186

Предмет и задачи тифлотехники. 186

Принципы разработки тифлотехники. 187

Характеристика тифлотехнических устройств. 187

Глава 9. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ.. 193

Общие положения. 193

Слепые и слабовидящее в мире техники. 196

Слепые и слабовидящие в мире науки. 198

Слепые программисты ЭВМ... 200

Слепые и слабовидящие в мире литературы и искусства. 202

Слепые и слабовидящие общественные деятели, организаторы производства, педагоги 205

Слепые и слабовидящие в сфере сельскохозяйственного производства. 206

Профессиональное обучение в системе общества слепых, высших и средних специальных учебных заведениях 206

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.282 сек.