Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросительные предложения




Вопросительное предложение образуется с помощью вопросительной частицы ĉu, её используют также, если хотят выразить сомнение или косвенный вопрос.

 

Ĉu vi estas preta? – Вы готовы?

Ĉu vi loĝas en Vladivostoko? – Вы живёте во Владивостоке?

Ĉu Arsenjev estas konata verkisto? – Арсеньев – известный писатель?

Mi ne scias, ĉu li lernas en la Teknika Universitato. – Я не знаю, учится ли он в техническом университете.

Вопросительные предложения образуются также с помощью вопросительных слов, таких как kiu – кто, kio – что, kial - почему, о которых речь пойдёт в следующем уроке.

 

Упражнение 4Ekzerco 4

Прочитайте и переведите. Разберите текст по частям речи.

 

Aleksandr kaj Andrej estas fizikistoj. Ni vidas sur afiŝoj diversajn reklamojn. Liaj lekcioj estas en la centro de niaj interesoj. La studentoj havas ekzamenojn en Januaro kaj Junio. Li kritikas la programon de sia kolego.

La studentino telefonas hejmen. La grupo de programistoj sidas en la aŭditorio. La elektristo akurate kontrolas elektrajn lampojn en la koridoro. Ĉu vi konsentas?

Упражнение 5Ekzerco 5

Переведите на эсперанто.

 

Студент изучает информатику. Информатика – очень интересная наука. Дальневосточный государственный технический университет – самое крупное учебное заведение на Дальнем Востоке. В ДВГТУ тринадцать институтов. Один из самых больших – Институт радиоэлектроники, информатики и электротехники.

З А П О М Н И Т Е!!!

Gratulon! – Поздравляю!

Bonan vojaĝon! – Хорошего (приятного) путешествия!

Bonan sanon! – Доброго здоровья!

Fartu bone! – Будьте здоровы!

Ĝis (la) revido! – До свидания!

Ĝis la vespero! – До вечера!

Ĝis baldaŭ! –До скорого!

Ĝis morgaŭ! – До завтра!

У Р О К 4Leciono 4

Местоимения – Pronomoj

Личные местоимения уже были описаны в уроке 2.

Притяжательные же местоимения образуются путем прибавления к личным местоимениям прилагательного –а:

 

mi a – мой; ni a – наш;

vi a – твой, ваш; vi a – ваш;

li a – его, ŝi a – её, ĝi a – его, её (неодушевленное); ili a – их.

 

Притяжательные местоимения согласуются с существительными подобно прилагательным и меняются по лицам, например:

 

Mi faras mian taskon – Я выполняю свое задание.

Vi faras vian taskon – Ты выполняешь свое задание.

Li faras sian taskon – Он выполняет свое задание.

Ŝi faras sian taskon – Она выполняет свое задание.

Ni faras niajn taskojn – Мы выполняем свои задания.

Vi faras viajn taskojn – Вы выполняете свои задания.

Ili faras siajn taskojn – Они выполняют свои задания.

 

В эсперанто местоимение sia – свой относится только к третьему лицу, поэтому:

Li faras lian taskon – Он выполняет его (чужое) задание.

Li faras sian taskon – Он выполняет свое задание.

 

Перед притяжательным местоимением ставится артикль только в том случае, когда при нем подразумевается пропущенное существительное.

Н а п р и м ер:

Ŝi faras sian taskon, li faras la lian. – Она выполняет свое задание, он – его.

 

Схема и таблица соотносительных (коррелятивных) слов

В отличие от иностранных языков, при изучении которых запоминание множества местоимений и наречий представляет собой нелегкую задачу и требует больших затрат времени, в эсперанто следует твердо запомнить значение лишь десяти соотносительных слов, чтобы знать все 50 слов из этого списка. Соотносительные слова представлены нижеследующей схемой, стержнем которой является буква I.

 

 

неопределенные u – лицо, объект из ряда

о – предмет, явление

вопросительные К а – качество

es – принадлежность

указательные Т om – количество

e – место

 

собирательные Ĉ en – направление

el – образ действия

отрицательные Nen al – причина

am – время

Рис. 1 Схема соотносительных слов

Все это можно представить в виде таблицы, которая в наглядном виде демонстрирует простоту и логику этой схемы.

 

Cоотносительные слова Таблица 1.

Окон-чания Значения Неопре-деленные Вопро-сительные Указа-тель-ные Собира-тельные Отри-цатель-ные Части речи
U Лицо, объект ряда неско- льких iu Kiu tiu ĉiu neniu Прилагательное и место- имение
O Предмет, явление io Kio tio ĉio nenio Место-имение
A Качество ia Kia tia ĉia nenia Прилага-тельное
ES Принадлеж-ность ies Kies ties ĉies nenies Место-имение
OM Количество iom Kiom tiom ĉiom neniom Наречие
E Место ie Kie tie ĉie nenie Наречие
EN Направление ien Кien tien ĉien nenien Наречие
EL Образ действия iel Кiel tiel ĉiel neniel Наречие
AL Причина ial Kial tial ĉial nenial Наречие
AM Время iam Kiam tiam ĉiam neniam Наречие

 

Н а п р и м е р: kiu – кто, который; kiam – когда; iu – кто-нибудь; neniam – никогда; ĉiu – каждый; ĉiam – всегда.

Слова в сочетании с частицой ĉi приобретают значение приближения:

tiu – тот, ĉi tiu, tiu ĉi – этот

tiе – там, ĉi tiе, tiе ĉ i – здесь

С неопределенными и вопросительными местоимениями употребляется частица ajn- «бы ни», «угодно», придавая им идею произвольности:

iu ajn, kiu ajn – кто бы ни, кто угодно;

io ajn, kio ajn – что бы ни, что угодно;

ia ajn, kia ajn – каким бы ни, каким угодно.

 

Ni solvu iu ajn problemon! – Давай решим хоть какую-нибудь проблему!

Слова группы (k, t, ĉ, nen) iu и (k, t, ĉ, nen) ia имеют форму множественного числа и могут присоединять окончания j. Слова группы (k, t, ĉ, nen) никогда.

Н а п р и м е р:

Ki aj estas viaj interes oj? – Каковы ваши интересы? (высокие, прямые)

Ki o estas viaj interes oj? – Что собой представляют ваши интересы?

 

Слова группы (k, t, ĉ, nen) i ( u, o, e, a, ) могут присоединять окончания винительного падежа N.

Н а п р и м е р:

Ĉu vi ŝatas tiu n junulino n? – Вам нравится эта девушка?

Kio n vi havas еn via retkesto? – Что в вашем электронном ящике?

Kia n programo n vi kreis? – Какую программу (сложную, простую) Вы создали?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.