Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы населения, их виды, источники формирования и способы распределения




Содержание, функции и основные направления социальной политики.

Социальная политика является одним из наиболее важных направлений деятельности государства по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на обеспечение условий для повышения благосостояния (уровня жизни) членов общества, на создание социальных гарантий и на формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором отсутствуют резкие социальные контрасты, достигнут социально приемлемый уровень жизни, имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.

В качестве основных функций социальной политики выделяют стимулирующую и стабилизирующую. Реализация первой функции предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к эффективному труду. Реализация второй функции осуществляется на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты, как в рамках отдельных социальных групп, так и населения в целом.

Социальная политика изначально сформировалась для регулирования социальных отношений в условиях капиталистической системы для поддержки членов общества, не способных самостоятельно обеспечить себе источник приемлемого существования.

На современном этапе происходят серьезные изменения, как в содержании социальной политики, так и в расширении спектров её влияния. Её действия уже не ограничиваются отдельными категориями населения. В качестве прямого объекта влияния социальной политики начинают выступать жизненные условия почти всех социальных категорий. Важное место в социальной политике занимает не только перераспределение доходов, но и реализация новых направлений обеспечения населения социальными услугами, регулирование занятости, заработной платы и т.д.

Основными компонентами современной социальной политики являются:

- поддержка и защита социально уязвимых групп населения (инвалидов, престарелых, семей с высокой иждивенческой нагрузкой);

- политика в сфере социально-трудовых отношений (в области оплаты труда, занятности, защиты трудовых прав граждан и т.д.);

- развитие отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, науки, искусства и культуры, жилищной сферы);

- демографическая и миграционная политика.

 

 

Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения. Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Чрезмерная неравномерность распределения доходов чревата многими отрицательными последствиями для стабильного и устойчивого роста экономики, правопорядка, морального здоровья и т.п. Поэтому в современной экономике распределение доходов осуществляется как с помощью рыночного механизма, так и на основе государственного регулирования доходов путем их перераспределения. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает, с одной стороны, создание государством благоприятных условий для получения и увеличения доходов за счет собственной экономической деятельности, с другой стороны – государство должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности. Поэтому государство перераспределяет доходы через бюджет.

Различают два вида доходов: номинальный и реальный. Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода. Реальный доход – это номинальный, скорректированный с учетом изменения уровня цен. Кроме того, выделяют располагаемый доход – это номинальный личный доход, скорректированный с учетом индивидуальных налогов.

Номинальные доходы с учетом источников их получения подразделяются на следующие виды:

- факторные доходы, то есть доходы, полученные в результате владения определенными факторами производства, которые используются для создания общественного продукта (к ним относятся заработная плата, рента, процент, прибыль);

- доходы, полученные по каналам государственных социальных трансфертных платежей (к ним относятся пособия по безработице, пенсии по старости и инвалидности, стипендии, различного рода пособия на детей и т.д.);

- прочие доходы (в качестве прочих доходов можно выделить выигрыши в лотерею, наследство и дарение и т.п.).

Функциональное распределение доходов – это распределение их между владельцами различных факторов производства. В результате функционального распределения доходов формируются первичные доходы (зарплата, процент, рента и прибыль), причем получение факторных доходов является главным направлением распределения доходов в рыночной экономике.

Поскольку в современных условиях в системе факторов производства главное место занимают труд и капитал, то для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности. Вместе с тем из такого распределения доходов не следует, что владельцы собственности не имеют трудовых доходов, а те, кто живет на доходы от продажи своей рабочей силы, не получают процентов и дивидендов на вложенный капитал. В развитых рыночных экономиках многие обладатели акций и облигаций являются ещё и наемными работниками, точно также как многие пенсионеры получают доход по корпоративным и государственным ценным бумагам, владельцами которых являются пенсионные фонды. Это говорит о размывании социального статуса, выражающемся в том, что наемные работники одновременно являются собственниками капитала, владея различными видами ценных бумаг, недвижимостью, организуя частный бизнес. Если 90% населения развитых стран учитывается национальным счетоводством как лица наемного труда, то доля собственников среди них составляет примерно 50%. То есть налицо диверсификация социального статуса, который если не снимает, то значительно сглаживает проблему классового противостояния.

Функциональное распределение доходов не отражает доходы семей и частных лиц, которые могут владеть разными производственными факторами и получать доходы из нескольких источников. Персональное распределение доходов измеряет распределение доходов между семьями. При этом предполагается, что семья может состоять и из одного человека.

Персональное распределение доходов характеризуется значительной неравномерностью, причем степень неравенства может быть различной в разных странах.

Для измерения степени неравенства доходов в экономической теории используется ряд показателей:

- кривая Лоренца;

- коэффициент Джинни;

- децильный коэффициент.

Одним из наиболее известных способов измерения неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американского экономиста Макса Лоренца (рис.1).

 

 

Рис 1. Кривая Лоренца

 

«Доля семей» располагается на оси абсцисс (все население страны делится на пять частей (квинтелей)), а «доля дохода» на оси ординат (рис. 1). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой. Она указывает на то, что каждая группа семей получает доход, соответствующий её удельному весу: 20% семей получают 20% дохода, 40% семей - 40% дохода и т.д.

Фактическое распределение доходов характеризуется кривой L (кривая Лоренца). Заштрихованная область М, расположенная между линией абсолютного равенства и кривой фактического распределения, отражает уровень неравенства в распределении дохода. Чем больше эта область, тем выше неравенство.

Количественно степень неравенства можно выразить с помощью коэффициента Джинни Кдж. Он показывает индекс концентрации доходов и измеряется от 0 до 1, то есть по сути характеризует переход от полного равенства (0) до положения, когда все доходы достаются одному человеку (1).

Коэффициент Джинни определяется как отношение площади М к площади N:

площадь М

Кдж =

площадь N

 

Как правило, коэффициент Джинни колеблется от 0,2 до 0,5. Чем больше этот показатель, тем выше степень неравенства в распределении доходов.

Ещё одним показателем, используемым в экономической науке для определения степени дифференциации доходов, является децильный коэффициент. Все население разбивается на 10 групп по 10% и сравниваются доходы 10% высшей группы (наиболее обеспеченных граждан) с доходами 10% населения из низшей группы (наименьшее обеспеченных граждан).

Обобщение фактических данных на базе описанных методологий используется для оценки степени неравенства распределения доходов в различные периоды времени, между различными странами и группами населения.

Из множества причин и факторов, влияющих на дифференциацию доходов, можно выделить следующие:

- различия в интеллектуальных и физических способностях;

- различия в образовательном уровне и квалификации;

- владение собственностью;

- различия в составе семьи;

- связи, удача, неожиданный выигрыш и т.д.

Факторы, определяющие неравенство доходов, можно условно разделить на зависящие и независящие от личных усилий доходополучателей. Граница между этими группами факторов может быть более или менее подвижной: врожденные способности и талант могут не привести к росту дохода и не найти применения, в то время как скромные способности могут быть развиты в результате образования и сильной трудовой мотивации; владение собственностью по наследству может привести как к её приумножению, так и к утрате объектов собственности и доходов от неё.

Все факторы дифференциации доходов, независящие от личных усилий, выполняют роль своеобразных барьеров на пути повышения доходного статуса. Государственное перераспределение доходов и социальная политика в целом призваны ликвидировать последствия одних барьеров и нейтрализовать или ослабить действия других.

Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов. Неравенство доходов – обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию.

Какова же оптимальная степень неравенства? Общепринятого ответа на этот вопрос нет.

В высокоразвитых странах в последние годы значительно выросла социальная нагрузка на госбюджет, что способствует росту дефицита. С другой стороны, развитая система социальной помощи в странах с рыночной экономикой все чаще делала невыгодным поиск работы для малоимущих.

В связи с этим возникла так называемая дилемма эффективности и справедливости, сущность которой заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности.

Максимально допустимая граница перераспределения доходов, через которую государству не следует переступать при любой модели рыночной экономики, определяется следующими положениями:

- размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов производства; чрезмерное налогообложение снижает эффективность экономики; возможны глубокие деформации механизма рынка, способные обернуться замедлением экономического роста и ускорением инфляции, что нанесет ущерб всем, включая тех, ради кого затевалось перераспределение доходов;

- размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства; если социальные выплаты становятся одним из факторов бюджетного дефицита и инфляции, то перераспределение заменяется инфляционным повышением номинальных доходов;

- при определении объемов и сроков социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом; объемы и сроки социальной помощи безработным не должны ослаблять у них стремления к поиску работы, в противном случае возможно снижение предложения рабочей силы, а рост безработицы, в свою очередь, приведет к сокращению поступлений подоходных налогов, усилению инфляции.

Таким образом, существенная дифференциация подрывает стабильность общества, нивелирование же доходов подрывает эффективность, а также стимулы к труду и предпринимательству. Соответственно, необходимы такие формы и способы перераспределения, которые минимизировали бы отрицательное влияние перераспределительных процессов на эффективность, одновременно максимизировав позитивный результат через сокращение бедности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.