Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура. Одним из главных достижений перестройки в духовной сфере являлась свобода слова, получившая название политики гласности




Одним из главных достижений перестройки в духовной сфере являлась свобода слова, получившая название политики гласности. Первой ласточкой гласности стал фильм Т.Е.Абуладзе “Покаяние”, вышедший на экраны страны в конце 1986 г. В аллегорической форме фильм рассказывал о злодеяниях сталинского режима.

В январе 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС Горбачев призвал к расширению и углублению процесса гласности, и на этот призыв сразу же откликнулись представители творческой интеллигенции. Во всех областях культурной жизни зазвучало то, что прежде обсуждалось тайком на кухне, стало доступным для широкого круга читателей и зрителей то, что составляло культурный “авангард”, “андеграунд” 1970-х гг. с множеством эстетических течений, идей и форм.

Одним из главных направлений политики гласности была критика Сталина и наследия сталинской эпохи. На страницах периодической печати регулярно появлялись острые публикации о преступлениях сталинизма. Особенно много таких материалов появлялось в газете “Московские новости” (главный редактор – Е.В.Яковлев) и в журнале “Огонек” (главный редактор – В.А.Коротич). Но, наглядно подтверждая горбачевский тезис о плюрализме мнений, демократическим изданиям оппонировали журналы “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “Москва”.

Критиковался не только сталинизм, но и эпоха застоя. Однако вначале неприкосновенной какое-то время оставалась тема В.И. Ленина. Но уже с 1988 г. критика Ленина перестала быть запретной темой. В журнале “Октябрь” была опубликована повесть В.С.Гроссмана “Все течет”, антиленинская направленность которой была очевидна. Антиленинский заряд несли в себе книги А.И.Солженицына “Архипелаг Гулаг” и “Красное колесо”, впервые напечатанные в нашей стране в 1988-1989 гг. В 1989 г. журнал “Наука и жизнь” опубликовал работу философа А.С.Ципко “Истоки сталинизма”, в которой автор позиционировал Сталина как верного ученика и последовательного продолжателя дела Маркса и Ленина. Таким образом, набиравшая обороты политика гласности пошла значительно дальше критики сталинизма и стала исследовать генезис и основания социалистической системы, что объективно угрожало самой перестройке, идущей в рамках этой системы.

Политика гласности способствовала возвращению к читателям произведений эмигрантов и репрессированных писателей: Д.С.Мережковского, В.В.Набокова, В.Ф.Ходасевича, А.П.Платонова, Б.А.Пильняка, В.Т.Шаламова и др. В литературных журналах были опубликованы произведения, которые раньше не пропускала цензура: “По праву памяти” А.Т.Твардовского, “Реквием” А.А.Ахматовой, “Доктор Живаго” Б.Л.Пастернака, “Белые одежды” В.Д.Дудинцева, “Дети Арбата” А.Н.Рыбакова, “Мы” Е.И.Замятина и др.

Кульминационной точкой процесса освобождения слова можно считать снятие запрета с творчества представителей “третьей волны” русской эмиграции: И.А.Бродского, В.П.Аксенова, С.Д.Довлатова, В.Е.Максимова, В.В.Войновича и др. Многие из представителей литературы русского зарубежья стали приезжать на Родину. В конце 1988 г. советские читатели узнали о присуждении Нобелевской премии в области литературы Бродскому. Он стал пятым по счету отечественным нобелевским лауреатом после И.А.Бунина, Б.Л.Пастернака, А.И.Солженицына, М.А.Шолохова.

Появились в литературе и новые имена. Проза Ю.Полякова, С.Каледина, Л.Петрушевской, В.Пьецуха, В.Попова отличалась критическим взглядом на современную действительность и эстетическим своеобразием, не укладываясь в рамки социалистического реализма. В целом, доминировавшее в советской литературе течение социалистического реализма осталось в прошлом. Классовый подход, существовавший ранее и в искусстве, сменился признанием общечеловеческих ценностей.

Были напечатаны мемуары политических деятелей, ранее изъятые и никогда не публиковавшиеся в СССР. Это работы как деятелей партии, противников Сталина – Н.И.Бухарина, Л.Д.Троцкого, Ф.Раскольникова и др., так и лидеров Белого движения А.И.Деникина, П.Н.Врангеля, представителей либеральной интеллигенции П.Н.Милюкова, П.Б.Струве, Н.А.Бердяева.

В режиме идейных дискуссий развивалась публицистика. С 1989 г. стала издаваться серия публицистических сборников “Перестройка: гласность, демократия, социализм”. Первая из книг серии “Иного не дано” имела Ошеломляющий успех. Достаточно широкое признание получили и другие издания этой серии. Острые статьи Н.П.Шмелева, Г.Х.Попова, В.И.Селюнина, О.Р.Лациса, А.М.Миграняна, Т.И.Заславской и других экономистов, философов, политологов, выступавших в публицистическом жанре, будили мысль и формировали активную жизненную позицию у миллионов читателей.

Кинематограф тоже испытал влияние политики гласности. Кроме уже упоминавшегося “Покаяния” Т.Е.Абуладзе, яркими событиями в искусстве стали фильмы Э.А.Рязанова “Забытая мелодия для флейты”, В.А.Пичула “Маленькая Вера”, М.А.Захарова “Убить дракона”, экранизация повести М.А.Булгакова “Собачье сердце”, созданная режиссером В.А.Бортко.

В творческих поисках находилось и телевидение. Огромной популярностью у зрителей пользовались информационно-публицистические программы “Взгляд”, “Пятое колесо”, возрожденный после многолетнего перерыва “КВН”.

Однако в эпоху перестройки культура уже начала испытывать влияние рынка. В страну хлынул поток западной массовой культуры, особенно американской. Во множестве видеосалонов демонстрировались эротические, а подчас и порнографические иностранные фильмы. Погоня за прибылью заставляла и отечественных издателей печатать то, что пользуется спросом у широкой публики. Прилавки книжных магазинов заполнились детективами, фантастикой, эротической литературой достаточно низкого эстетического уровня. На телевидении огромные рейтинги имели передачи с участием экстрасенсов А. Кашпировского и А. Чумака. Эти негативные тенденции связаны с тем, что перестройка вызвала крах ценностных ориентиров и социальных мифов “реального социализма”, а взамен предложила достаточно размытый набор абстрактных общечеловеческих ценностей, к восприятию которых общество оказалось не готово.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.