Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребительной стоимости при наличии общественно-нормальных 3 страница




14. Малая приватизация в Казахстане проводилась в:

а) 1990-1991 гг.

б) 1991-1992 гг.

в) 1992-1993 гг.

г) 1993-1994 гг

д) 1994-1995 гг

 

15. Объектами малой приватизации являются:

а) предприятия оптовой и розничной торговли

б) предприятия со штатом менее 200 человек

в) предприятия сферы услуг

г) предприятия общественного питания

д) все ответы верны

16. Предприятия стратегических отраслей промышленности приватизируются в рамках:

а) малой приватизации

б) массовой приватизации

в) приватизация по индивидуальным проектам

г) спонтанной приватизации

д) все ответы верны

 


Тема 5. Товарно-денежные отношения
в рыночной экономике

 

5.1 Вопросы по теме

 

1. Товарное производство. Товар и его свойства.

2. Блага, их классификация.

3. Теория трудовой стоимости, ценности и предельной полезности.

4. Деньги, их возникновение. Основные функции денег.

 

5.2 Методические советы

 

Тема посвящена выяснению сущности товарно-денежных отношений, которые, в условиях рыночной экономики, приобретают всеобщий характер.

Приступая к изучению первого вопроса темы, необходимо уяснить сущность товарного производства, его отличия от натурального хозяйства. Продумайте, в каких исторических условиях возникает и существует товарное производство.

Далее необходимо понять сущность товара как экономической формы продукта труда и выявить, что представляют собой товаро-потребительная стоимость и меновая стоимость, почему меновая стоимость является формой выражения стоимости. Обратите внимание на единство двух свойств товара и на противоречия между ними.

При изучении свойств товара выясните, почему товар имеет два свойства. Выяснив природу труда, создающего товар, обратите внимание на исторический процесс развития различных видов конкретного труда, и четко уясните, почему конкретный труд не может быть основой приравнивания товаров при обмене. Выделяя сущность абстрактного труда как создателя стоимости, продумайте, почему он присущ только труду товаропроизводителей, общественный характер которого проявляется в процессе товарного обмена. Уточните взаимосвязь между общественным и частным, абстрактным и конкретным трудом.

При подготовке второго вопроса данной темы уясните, прежде всего, сущность определения «благо». Изучая экономическое благо, покажите его отличия от неэкономического блага. Далее необходимо рассмотреть блага по характеру, в зависимости от их назначения и затрат труда.

Третий вопрос темы посвящён анализу теорий стоимости – «теории трудовой стоимости» и «теории стоимости». Обратите внимание на подход представителей классической политэкономии (здесь важно понять суть трудовой теории стоимости У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса).

Наряду с качественной характеристикой труда, необходимо обратить внимание на его количественную определённость. Главное в этом вопросе – понять содержание общественно-необходимого рабочего времени, определяющего величину стоимости товара. С этой целью надо выяснить, какова сущность индивидуального и общественно-необходимого труда (рабочего времени); какие условия производства в каждый данный момент следует считать общественно-нормальными; что понимается под простым и сложным трудом; каким путём происходит сведение сложного труда к простому.

Далее необходимо выяснить сущность теории «предельной полезности», которая возникла в экономической теории во второй половине XIX века. Проанализируйте особенности теории предельной полезности У. Джевонса, К. Менгера, Е. Бем-Баверка и А. Маршалла. Выясняя сущность таких категорий, как «ценность», «редкость блага», «полезность» и «предельная полезность», найдите отличия данной теории от «трудовой теории стоимости».

При подготовке четвёртого вопроса темы уясните, прежде всего, методологический подход К. Маркса к форме стоимости как объективной категории, возникающей и изменяющейся в ходе исторического развития товарного производства и обмена. Изучая развитие форм стоимости, обратите внимание на характеристику простой или случайной формы стоимости. Выясните, когда она исторически возникла, в чём состоит качественная и количественная определимость относительной формы стоимости, каковы особенности эквивалентной формы стоимости, а также то, как товар в простой форме стоимости выполнял, «в зародыше», роль денег.

Рассматривая полную или развёрнутую, всеобщую и денежную форму стоимости, обратите внимание на то, в чём проявлялось обострение противоречий товарного производства, обусловившее необходимость перехода от одной формы стоимости к другой.

Далее продумайте, почему деньги являются формой разрешения внутреннего противоречия товара, средством стихийного учёта общественного труда товаропроизводителей, выразителем общественных отношений. Поскольку сущность денег наиболее полно проявляется в их функциях, рассмотрите функции денег.

Рассматривая деньги как меру стоимости, нужно усвоить следующий момент: назначение данной функции денег и её особенности.

При рассмотрении функции денег как средства обращения, необходимо выяснить отличие простого обмена товара от товарно-денежного обращения. Далее ответьте на вопрос, почему роль денег в этой функции мимолётна, определите причины функционирования в обращении бумажных денег и неполноценных монет. Изучите общий закон денежного обращения, выражающий количество денег, необходимое для обращения (подход К.Маркса) и выясните, как и с помощью каких агрегатов современные экономисты определяют совокупную денежную массу.

При рассмотрении остальных функций денег, необходимо понять, с чем связано их возникновение, и каково назначение каждой из них. Кроме того, важно четко понимать, что все функции денег выражают их специальную сущность через определённые общественные отношения.

Выясняя сущность таких теорий денег, как количественная, металлическая и монетарная, подготовьте реферат на СРСП.

 

5.3 Термины и понятия, которые необходимо усвоить

 

Товарное производство. Товар. Свойства товара. Индивидуальное и общественно-необходимое рабочее время. Потребительная стоимость. Меновая стоимость. Конкретный труд. Абстрактный труд. Формы стоимости. Деньги. Функции денег. Теории денег.

 

5.4 Структурно-логические схемы и графики

 

 


 

 

 
 


 

       
   
 
 

 

   
 
 
 

 

 


 

 

                   
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
 

 

 


Количество денег, необходимое для товарного

обращения (К) / подход К. Маркса

 

 
 
К = , где К – количество денег, необходимое для товарного обращения Ц – сумма цен реализованных товаров и услуг Кр – сумма цен товаров и услуг, проданных в кредит П – сумма платежей, по которым наступил срок оплаты В – сумма взаимопогашающихся платежей О – среднее число оборотов денег

 

 


Денежные агрегаты (показатели денежной массы)

 

       
   
М1 = наличные деньги и чековые вклады М2 = М1 + не чековые сберегательные вклады и небольшие срочные вклады М3 = М2 + крупные срочные вклады М4 = М3 + депозитные сертификаты + государственные ценные бумаги
 
 

 

 


 

 

 


Скорость обращения денег – быстрота,

с которой деньги переходят из рук в руки

 
 
V = , где V – скорость обращения денег P – уровень цен Y – количество произведённой продукции (реальный ВИП) M – количество денег  

 

 


5.5 Тесты

 

1. Натуральное хозяйство – эта такая форма организации экономики, при которой:

а) продукты труда производятся для обмена на рынке

б) существует замкнутость производителей отдельной отрасли экономики

в) продукты производятся для внутрихозяйственного потребления

г) связь между производством и потреблением прямая, ничем не опосредованная

д) присутствует специализация производителей на производстве какого-либо продукта

 

2. Товар – это:

а) вещь, обладающая потребительной стоимостью или полезностью

б) вещь, являющаяся продуктом человеческого труда

в) вещь, которая удовлетворяет потребности человека

г) благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку

д) продукты труда, произведённые для обмена

 

3. Укажите экономистов, являющихся сторонниками трудовой теории стоимости:

а ) А. Смит, Д. Риккардо

б) К. Менгер, В. Визер

в) Е. Бем-Баверк, Г. Госсен

г) В. Визер, Е. Бем-Баверк

д) Г. Госсен, Д. Рикардо

 

4. Укажите экономистов, являющихся сторонниками теории предельной полезности:

а ) К. Менгер, Е. Бем-Баверк

б) А.Смит, Д. Рикардо

в) Д. Кенэ, У. Петти

г) Т. Мальтус, К. Маркс

д) А. Смит, К. Маркс

 

5. Тождественны ли понятия: полезность, польза (да, нет)?

 

6. Предельная полезность – это:

а) способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека

б) субъективная оценка блага индивидуумом

в) сумма полезности равновеликих частей блага

г) наименее настоятельная потребность, удовлетворяемая последним из потребляемых экземпляров блага данного рода

д) все ответы верны

 

7. С увеличением количества единиц блага, имеющегося в распоряжении потребителя, общая полезность этого блага:

а) уменьшается

б) возрастает

в) остаётся неизменной

г) все ответы неверны

д) все ответы верны

 

8. Какое из нижеприведенных уравнений соответствует простой или

случайной форме стоимости?

а) 40 кг зерна + 20 м холста - 2 топора = 1 овца

б) 1 овца = 40 кг зерна + 20 м холста - 2 топора

в) 1 туша животного = 3 корзины рыбы

г) 1 овца + 40 кг зерна + 20 м холста + 2 топора = 2 г золота

д) 40 кг зерна + 20 м холста = 3 корзины рыбы

 

9. Какое из нижеприведенных уравнений соответствует всеобщей

форме стоимости?

а) 40 кг зерна + 20 м холста + 2 топора = 1 овца

б) 1 овца = 40 кг зерна + 20 м холста - 2 топора

в) 1 туша животного = 3 корзины рыбы

г) 1 овца + 40 кг зерна + 20 м холста + 2 топора = 2 г золота

д) 3 корзины рыбы = 40 кг зерна + 20 м холста

 

10. Общественно-необходимое рабочее время – это:

а) время, которое необходимо отработать, чтобы произвести все нужные

для общества товары

б) рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.