Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товаров




Условий производства и при среднем уровне умелости труда

в) рабочее время, которое необходимо, с точки зрения общества, для

производства тех или иных потребительных стоимостей

г) верны ответы а) и б)

д) все ответы верны

 

11. Стоимость товара, по мнению К. Маркса, – это:

а) все издержки производства товара

б) затраты производителя на производство и сбыт товаров

в) воплощенный в товаре труд товаропроизводителей

г) его цена

д) все ответы верны

 

 

12. Конкретный труд, по К. Марксу, – это:

а) труд, затраченный на производство продукта

б) труд, товаропроизводителей в определённой полезной форме

в) труд, взятый вне его конкретной формы

г) труд наёмных рабочих

д) труд капиталистов

 

13. К функциям закона стоимости не относятся:

а) расслоение мелких товаропроизводителей

б) регулирование товарного производства

в) воздействие на развитие производительных сил

г) регулирование денежного обращения

д) все ответы верны

 

14. Укажите определение денег по учению К.Маркса. Деньги – это:

а) благородные металлы, которые являются деньгами в силу природных

свойств

б ) особый товар, который используется для приобретения других

в) бумажные банкноты, выпущенные государством

г) металлические монеты различного достоинства

д) все ответы верны

 

15. Какие из перечисленных благ обладают абсолютной ликвидностью:

а) акции

б) недвижимость

в) облигации

г) деньги

д) товары первой необходимости

 

16. Деньги выполняют:

а) три функции

б) четыре функции

в) пять функций

г) шесть функций

д) семь функций

 

17. Если номинальная стоимость денег не изменится, а цена на товары и услуги возрастут в 2 раза, то покупательная способность денег:

а) возрастет в 2 раза

б) упадет в 2 раза

в) упадет в 4 раза

г) не изменится

д) возрастет в 1,5 раза

 

18. В 2002 г. сумма цен произведенных товаров составила 200 млрд. тенге. Из них было реализовано товаров на 150 млрд. тенге. В этом же году сумма цен товаров и услуг, проданных ранее, срок оплаты которых истек в 2002 г., составляет 30 млрд. тенге. Сумма взаимопогашающихся платежей составила 10 млрд. Среднее число оборотов 1 денежной единицы составляет 3. Определите количество денег, которое необходимо для обращения.

а) 72 млрд. тенге

б) 73,3 млрд. тенге

в) 56,8 млрд. тенге

г) 73,5 млрд. тенге

д) 54 млрд. тенге

 

19. Приводит ли к росту цен увеличение денег в обращении, если выпуск товаров и услуг увеличивается в равной или большей степени (да, нет)?

 

20. Связана ли современная эмиссия бумажных денег с золотом (да, нет)?

 

21. Зависит ли реальная стоимость денег (их покупательная способность) при фиксированной номинальной стоимости от цен на товары и услуги (да, нет)?

 

22. Справедливо ли мнение, что сохранение богатства в виде денег приводит к росту издержек, упущенных возможностей (да, нет)?

 

Тема 6. Общая характеристика рыночной
экономики

 

6.1 Вопросы по теме

 

1. Теории рынка в экономических исследованиях. Определение рынка.

2. Структура и функции рынка.

3. Преимущества и недостатки рыночной экономики.

 

6.2 Методические советы

 

В данной теме изучается общая характеристика рыночного хозяйства, выясняется структура и функции рынка, недостатки и преимущества рыночной экономики.

При подготовке первого вопроса темы, прежде всего, следует уяснить сущность рынка как составной части рыночной экономики. Опираясь на рекомендованную литературу, проанализируйте различные трактовки рынка, покажите отличия «рынка» от «рыночной экономики». На данном этапе важно понять роль рынка в процессе воспроизводства, его необходимость в рыночной экономике. Выясните суть самого понятия «рынок» в широком и узком смысле.

Рассматривая рынок как сложную систему, уясните классификацию рынка по различным критериям: по организационным признакам, по уровню и характеру, по уровню пропорциональности, по отраслевому характеру, по назначению товаров, по соответствию с законодательством, по степени зрелости и субъектам рынка.

Изучив признаки рынка, рекомендуется подготовить реферат на СРСП, опираясь на организационные признаки классификации рынка и используя фактические материалы по Республике Казахстан.

Второй вопрос предполагает выяснение структуры и функций рынка. Переходя к более подробному анализу, рассмотрите структуру рынка и обратите внимание на критерии их классификаций. Изучая программу перехода Казахстана к рынку, рассмотрите историю возникновения видов рынка. При изучении отдельных видов рынка выясните их роль в формировании рыночных отношений. Здесь важно понять, какие экономические отношения выражает каждый из них, какие секторы экономики они обслуживают, какое место каждый из них занимает в рыночной экономике. Используя статистические материалы по Республике Казахстан, проанализируйте состояние рынка в производственной, финансовой и духовной сферах. По данному вопросу рекомендуется подготовить реферат на СРСП.

Далее необходимо понять функции рынка как регулятора обеспечения непрерывности процесса воспроизводства, изменяющего объёмы и структуры предложения, приспосабливающего их к платёжеспособному спросу и в сфере обращения выступающего как связующее звено между экономически обособленными товаропроизводителями и потребителями, и как источника объективной информации о состоянии экономики. Продумайте, каким образом рынок стимулирует развитие производительных сил, обуславливает дифференциацию товаропроизводителей и как в определённых экономических условиях ведёт к оздоровлению (санации) и очищению экономики от неэффективных хозяйствующих единиц.

При изучении третьего вопроса, прежде всего, обратите внимание на достоинства и недостатки рынка. Рассмотрите обоснования, которые помогут понять, почему рынок не гарантирует людям право на труд и доход, порождает экономическое и социальное неравенство, не обеспечивает экономического механизма защиты окружающей среды, не охватывает фундаментальных исследований в науке и ориентирован только на денежный доход. Продумайте, почему в условиях рыночной экономики без вмешательства государства не разрешаются социально-экономические вопросы и какими административно-экономическими методами государство воздействует на рынок. Особое внимание обратите на причины и последствия социального кризиса и экологического кризиса. Используйте статистические материалы по Республике Казахстан.

В заключение отметьте достоинства рынка. Используйте периодические издания и статистические данные, подготовьте реферат на СРСП о социально-экономических достижениях Республики Казахстан в условиях рыночной экономики.

 

6.3 Термины и понятия, которые необходимо усвоить

 

Рынок. Классификация рынков. Структура рынка. Теневой рынок. Рыночная инфраструктура. Функции рынка. Достоинства и недостатки рынка.

 

6.4 Структурно-логические схемы и графики

 

Условия возникновения рынка

Общественное разделение труда   Самостоятельность производителя, свобода экономического манёвра   Экономическое обособление производителей рамками частной собственности

 

 


Модель взаимодействия субъектов рыночной экономики

 

 

Государство – правительственные учреждения, осуществляющие юридическую и политическую власть

налоги налоги


услуги услуги

Домохозяйства покупают и потребляют товары и услуги, владеют факторами производства и продают свою собственность фирмам и государству   Фирмы производят и продают товары и услуги, привлекают и используют факторы производства

товары и услуги

 
 


оплата товаров и услуг

 

Функции рынка


Классификация структуры рынка

 

По экономическому назначению объектов рыночных отношений Рынок товаров и услуг Рынок факторов производства Финансовый рынок Информационный рынок

 

По территориальному положению Местный рынок Региональный рынок Внутренний рынок Мировой рынок

 

По степени ограничения конкуренции Рынок совершенной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции Рынок монополистической конкуренции Олигополия Чистая монополия

 

По отраслям   Внутриотраслевой Отраслевой Межотраслевой

 

По характеру продаж Оптовый рынок Розничный рынок Продовольственный рынок Непродовольственный рынок

 

По соответствию законодательным нормам Официальный рынок «Теневой рынок»

 

По уровню пропорциональности   Сбаласированный Несбалансированный

 

 

       
   
 
 

 


РЫНОК

 

 

6.5 Тесты

 

1. Рынок – это:

а) взаимодействие спроса и предложения

б) взаимоотношения между продавцами и покупателями

в) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве

товара

г) система экономических отношений между людьми, охватывающих

процессы производства, распределения, обмена и потребления

д) все ответы верны

2. Тождественны ли понятия: «обмен», «обращение», «рынок» (да /

нет)?

 

3. Определите объект рынка:

а) предприниматель Васильев

б) акционер Петров

в) слесарь Иванов

г) домохозяйка Федорова

д) банк «ТуранАлем»

 

4. Решая вопросы: что, как и для кого производить, рынок:

а) всегда функционирует как гибкая, саморегулирующаяся система (да /

нет)

б) ориентирован на производство социально-необходимых товаров (да/

нет)

в) часто не может успешно функционировать без вмешательства

государства (да / нет)

г) гарантирует всем участникам равные права на труд и доход (да/ нет)

д) способствует удовлетворению потребностей всех членов (да/ нет)

е) ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто может

оплатить товары или услуги (д а/ нет)

ж) способствует внедрению достижений НТП да

 

5. К рынку по экономическому назначению относятся:

а) национальный и мировой рынок

б) совершенный и несовершенный рынок

в) розничный и оптовый рынок

г) финансовый и информационный рынок

д) сбалансированный и несбалансированный рынок

 

6. К рынку по степени ограничения конкуренции относятся:

а) официальный и «теневой рынок»

б) местный и региональный рынок

в) рынок товаров и услуг

г) рынок продавцов и покупателей

д) олигополия и чистая монополия

 

7. Что включается в инфраструктуру рынка:

а) банки

б) ярмарки

в) валютные биржи

г) биржи труда

д) все ответы верны

8. К функциям рынка не относится следующая функция:

а) информационная г) посредническая

б) стабилизирующая д) ценообразующая

в) санирующая

 

9. К производственной сфере рынка относятся:

а) рынок информации

б) ссудный рынок

в) рынок научно-технических продукций

г) рынок труда

д) рынок ценных бумаг

 

10. Сущность санации это:

а) объективная информация о состоянии экономики

б) оздоровление и очищение экономики от неэффективных единиц

в) выявление и признание общественной значимости труда и товара

г) экономическое стимулирование товаропроизводителей снижения производственных затрат

д) экономическое принуждение товаропроизводителей к высококачественному и высокопроизводительному труду

 

11. Фондовая биржа – это:

а) рынок, где продаются и покупаются оптом товары

б ) рынок, где продаются и покупаются ценные бумаги

в) рынок, где заключаются сделки по кредитам

г) рынок, где осуществляется наем рабочей силы

д) все ответы верны

 

 

Тема 7. Рыночный механизм регулирования

экономики

 

7.1 Вопросы по теме

 

1. Основные модели рынка.

2. Конкуренция и монополия.

3. Ценовой механизм рынка: спрос и предложение.

 

7.2 Методические советы

 

При подготовке первого вопроса необходимо выявить главные черты основных моделей рынка по характеру конкуренции. Проанализируйте отличия совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии по характерным чертам конкуренции: а) количеству товаропроизводителей; б) характеру произведённой продукции; в) по отраслям экономики, где, главным образом, они встречаются; г) по степени контроля за ценами со стороны товаропроизводителей.

Изучение второго вопроса следует начать с определения конкуренции: это позволит понять, что противоположное по интересам соперничество или состязание между субъектами рыночного хозяйства за лучшие условия доступа к факторам производства и реализации товаров в целях получения дополнительной прибыли является двигателем экономики в условиях рынка.

Рассматривая методы конкурентной борьбы, раскройте значения ценовой, неценовой и внерыночной формЫ. борьбы за получение дополнительной прибыли. При выяснении форм конкуренции обратите внимание на то, что конкуренция бывает совершенной и несовершенной (монополия, олигополия и монополистическая конкуренция).

Разберитесь в двух видах конкуренции, определите их роль в определении величины стоимости и в процессе превращения стоимости товара в цену производства. Выясните, почему цена производства является превращённой формой стоимости. Определиться в этом поможет правильное понимание того, что продажа товаров по ценам производства не противоречит закону стоимости.

При выяснении сущности монополии как крупнейшего предприятия или объединённого предприятия, сосредотачивающего значительную долю производства продукции и, благодаря этому, имеющего возможность устанавливать монопольно высокие цены и получать монопольную прибыль, следует выяснить главную причину возникновения монополии. Здесь надо иметь в виду, что монополия – результат исторического развития экономиКи и концентрации производства: горизонтальной и вертикальной интеграции, а также диверсификации.

При исследовании видов монополии следует различать их по степени охвата (естественная, искусственная и случайная) и по организационным формам (картель, трест, синдикат, концерн и конгломерат). Выявите пути максимизации прибыли монополией, возникающие в результате остановки объёма выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам. При этом необходимо выяснить другие методы контроля над ценами: лидерство в ценах, тайный сговор, ценовая дискриминация и их социально-экономические последствия.

Определите особенности монополии в условиях Казахстана, причины образования монополии и сделайте вывод о её социально-экономических последствиях на стадии становления рыночной экономики, используя статистические данные.

При подготовке третьего вопроса, прежде всего, следует определить содержание законов спроса и предложения и подумать, в связи с этим, как под влиянием данных законов определяется ценовой механизм рынка. Рассматривая факторы, влияющие на величину спроса, используйте формулу: Q da = f (P a, P b z, K, L, M, N, T),

где Q da функция спроса на товар;

P a – цена товара;

P b z –цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих;

К – денежные доходы покупателей;

L – вкусы и предпочтения людей;

М – потребительские ожидания;

N – общее число покупателей;

Т – накопленное имущество людей.

 

Графическое изображение зависимости между ценой и величиной спроса носит название кривой спроса:

 
 

 

 

Как и любой экономический закон, закон спроса не носит абсолютного характера, поэтому выясните различные ситуации, используя законы «Товара Гиффена» и «Эффекта Веблена». При этом важно определить, каким образом денежный доход влияет на спрос.

 

Выявите особенности действия закона предложения и уточните факторы, влияющие на величину предложения, используя формулу:

Q sa = f (P a, P b…z, C,K,R,N),

где Q sa – функция предложения товара;

P a – цена товара,

P bz – цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих,

С – наличие производственных ресурсов,

К – применяемая технология (время),

R – налоги и дотации у производителей,

N – число продавцов.

 
 

Зависимость величины предложения от цены демонстрирует кривая

предложения.

 

 

Выявите общую основу спроса и предложения, анализируя ситуацию рыночного равновесия.

 

7.3 Термины и понятия, которые необходимо усвоить

 

Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Монополия. Естественная монополия. Искусственная монополия. Случайная монополия. Концентрация. Вертикальная и горизонтальная интеграция.

Монопсония. Картель. Трест. Синдикат. Концерн. Конгломерат. Спрос. Зона спроса. Функция спроса. Товары Гиффена. Эффект Веблена. Предложение. Закон предложения. Функция предложения. Кривая равновесия.

7.4 Структурно-логические графики и схемы

 

     
   
 
 

 

 


Характерные черты конкуренции Модели рынка по характеру конкуренции
Совершенная (Свободная или чистая) конкуренция Несовершенная (несвободная) конкуренция
Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество товаро- производителей Много товаро- производи-телей, каждый может выйти и войти в рынок Относительно много товаро- производи-телей, деятельность которых связана с особым условием и характером производства Число товаропроизводи-телей невелико, есть один или два десятка крупных производителей Единственный товаро- производитель
Характер продукции Товары унифициро-ваны для производи-телей Разнородная продукция Дифференциро-ванные товары по качествам Однородный продукт, не имеющий близких заменителей
Степень контроля за ценами со стороны товаро-производителей Никто не может повлиять на цены Средняя, неценовая конкуренция соседствует с ценовой Средняя, цены устанавливаются на основе принципа лидерства В принципе значительная, но контролируется государством
Барьеры для вхождения в отрасль Отсутствуют Относительно отсутствуют Значительные Вхождение блокировано
Отрасль экономики, где главным образом встречается: Сельское хозяйство: производство зерна, овощей и свежих фруктов и т.п. Различная торговля: производство одежды, обуви, продуктов питания, бензина и т.д. Промышленность: а) алюминиевая, сталелитейная, химическая; б) автомобили, сельхоз-инвентарь, компьютеры, бытовые приборы Местные предприятия общественного пользования: телефонная сеть, электрогазо-снабжение и т.п.

 

 

 
 

 

 
 


 
 

 




 

 

       
 
 
   

 


Рис. 3 - Графическое изображение

функции зависимости спроса

 

повышение

 

 

сокращение

 

       
   
 
 

 

       
   
 
 

 


S 1

Рис. 4 - Графическое изображение

S функции зависимости

S 2 предложения

 
 

 


уменьшение


увеличение

 

 

     
 
 
   


 

 
 

 

 


7.5 Тесты

 

1. В условиях монополистической конкуренции количество производителей:

а) единственный

б) много

в) относительно много

г) немного

д) очень много

 

2. Характер производимой продукции в условиях свободной конкуренции:

а) унифицированный

б) разнородный

в) идентичный

г) дифференцированный

д) однородный

 

3. Отрасль экономики, где главным образом встречается олигополия - это:

а) оптовая торговля

б) розничная торговля

в) сельское хозяйство

г) промышленность

д) местные предприятия

 

4. Конкуренция – это:

а) экономическая борьба между хозяйственными субъектами за выгодное приложение капитала и реализацию товаров

б) финансовые махинации, спекуляция ценными бумагами и т. д.

в) крупнейшие предприятия, имеющие возможность устанавливать высокие цены и получать высокую прибыль

г) система норм и правил, определяющая поведение функционирующих экономических субъектов

д) все ответы верны

.

5. Конкуренция способствует:

а) производству необходимых обществу товаров, эффективному использованию ресурсов (да/ нет)

б) экологическая ситуация в стране улучшается именно в процессе конкурентной борьбы (да/ нет)

в) конкуренция создает условия для снижения издержек производства (да/ нет)

г) конкуренция препятствует появлению в обществе богатых и бедных, так как предполагает равные права для производителей и потребителей и исключает преследование чьих-либо эгоистических интересов (да/ нет)

 

 

6. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

а) в отрасли действует большое число производителей товаров, выпускающих неоднородную продукцию

б) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы

в) имеется только один покупатель данной продукции

г) отсутствуют входные барьеры на рынок

д) информация продавцов и покупателей о рынке существенно ограничена

 

7. Распространение сведений, ложных или порочащих товары конкурента, это элемент:

а) свободной (совершенной) конкуренции

б) несовершенной конкуренции

в ) недобросовестной конкуренции

г) неценовой конкуренции

д) ценовой конкуренции

 

8. Какая рыночная структура представляется наиболее уродливой и менее всего подверженной контролю и регулированию:

а) монополистическая конкуренция

б) билатеральная (двухсторонняя) монополия

в) олигополия

г) чистая монополия

д) совершенная конкуренция

 

9. Продажа одинаковой продукции разным покупателям по разным ценам – это:

а) научно-техническое соперничество

б) ценовая дискриминация

в) неценовая дискриминация

г) промышленно-производственное соперничество

д) все ответы верны

 

10. Монополия – это:

а) экономическая борьба между хозяйствующими субъектами за выгодное

приложение капитала и реализацию товаров

б) финансовые махинации, спекуляция ценными бумагами и т. д.

в ) крупнейшие предприятия, имеющие возможность устанавливать высокие




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.199 сек.