Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный стиль речи




Устная и письменная речь

Устная и письменная речь рассчитаны на разное восприятие, различаются лексическим составом, использованием синтаксических конструкций. Устная речь характеризуется быстротой передачи информации, скоростью восприятия содержания. Рассчитана, прежде всего, на слуховое восприятие. Используется преимущественно разговорно-бытовая, просторечная, иногда диалектная лексика и фразеология. Синтаксису свойственно употребление простых и неполных предложений, не всегда обычный прямой порядок слов. Из сложных предложений наиболее употребительны - сложносочиненные (ССП). Причастные и деепричастные обороты редко встречаются. Характерны диалоги, полилоги. Активно используются невербальные средства общения: мимика, жестикуляция, интонация, паузы, повторы.

Письменная речь использует сложную систему графики. Для лексики и грамматики характерно строгое соблюдение литературных норм языка. Ведется особый отбор лексики и фразеологии, используется обработанный синтаксис. Широко употребляется книжная лексика: официально-деловая, научная, общественно-публицистическая и т. п. Синтаксису свойственны сложные, осложненные предложения, прямой порядок слов, строгая последовательность, стройность в изложении мыслей. Письменная речь предполагает предварительное обдумывание, редакторскую обработку текста, точность, правильность употребления слов.

Используется в науке как форма общественного сознания, отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно-логической форме, которой свойственны следующие черты: объективность, отвлечение от конкретного и случайного, логическая доказательность, последовательность изложения. Цель научного изложения – сообщение нового знания о действительности и доказательство его истинности. В письменной форме представлен в монографиях (научных исследованиях, посвященных изучению одной темы), научных статьях, диссертациях, аннотациях (кратком содержании книги или статьи), рецензиях, учебниках, учебно-методических пособиях, рефератах, отзывах, в контрольных и курсовых работах, рефератах, дипломных проектах. В устной форме – в дискуссиях по научным проблемам, лекциях, семинарах, докладах, сообщениях, ответах на экзамене, зачете.

Языковые особенности:

І. Лексика.. Используется абстрактная лексика, специальные слова (обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, каждый, всякий), используются повторы (лексические, синонимические, местоименные), например: Характерной чертой этого момента является определенность. Эта определенность дает о себе знать.

В научной речи много терминов, профессиональных слов и выражений. Часто их невозможно заменить синонимами. Поэтому плеоназм и тавтология возможны.

ІІ. Грамматика:

2.1. Морфология. Используются глаголы широкой семантики (существовать, обнаруживать, иметь, проявляться и т. д.), настоящее время глагола в значении вневременности, например: Вода кипит при 100°С. Характерны формы глагола с ослабленным неопределенным и обобщенным значением лица, например: Мы можем заключить, мы имеем – можно заключить, имеется и т. д. Употребляется больше имен, чем глаголов. Употребляются чаще формы единственного числа существительных: дуб – в значении порода деревьев, ухо – анализатор слуха. Наиболее популярны существительные среднего рода. Встречается очень много абстрактных лексем, например: свойство, значение, влияние, равновесие, явление и т. п. В научной речи не используются местоимения 1 лица единственного числа я, ты. Вместо них – мы, безличные, неопределенно-личные глаголы. Таковы законы стиля.

2.2. Синтаксис. Используются обобщенно-личные, безличные предложения. Преобладают составные сказуемые: составные глагольные и составные именные с глаголом-связкой. Характерны полные конструкции, преобладает союзная связь над бессоюзной, т. к. союзы вносят дополнительные оттенки значений, передают логическую последовательность. Больше СПП (сложноподчиненных), чем ССП (сложносочиненных) предложений. Могут быть и простые предложения со связью – управления, но очень длинные. Используются специальные вводные слова и словосочетания, выражающие порядок следования мыслей, доказательств, например: во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом, например и т. д. Для научного стиля речи характерны специальные обороты связи: в заключение отметим, приведем примеры, необходимо отметить, подведем итоги, остановимся на… и т. д. Порядок слов в текстах научного стиля – прямой.

ІІІ. Форма речи. Научная речь – это монолог, предполагающий диалогичность мышления (учитывается адресат), в котором могут быть использованы следующие приемы диалога:

- вопросно-ответные комплексы,

- вопросительные предложения,

- чужая речь передается в форме прямой цитации,

- используется императив как обращение к читателям, слушателям, например: обратим внимание, определим суть и т. д.

ІY. Композиция. Деление на соразмерные части, главы, §, зачины (вступления), концовки (заключение). Если выдвигается гипотеза, то она анализируется, приводится стройная система доказательств, в заключение формулируется вывод, закон. Научной речи свойственна стереотипность (использование готовых форм). Непосредственный контакт с адресатом, как правило, отсутствует.

 

В пределах научного стиля выделяется научно-популярный подстиль, стилистико-речевая разновидность научного функционального стиля: «перевод» специальной научной информации на язык неспециального знания (популяризация научных знаний). Отличительные черты: доступность, наглядность. Отличие научно-популярного стиля от собственно научного состоит в донесении в доступной форме достоверных научных знаний.

Формы популяризации: общеобразовательная, интранаучная (удовлетворяет запросы специалистов, выходящих за пределы специализации в рамках своей науки), интернаучная (междисциплинарные интересы ученых).

Научно-популярный стиль ориентирован на определенный тип читателя. Используется общенаучная лексика и термины, опускается большая часть аргументации. Встречается много дефиниций (краткая расшифровка значения слова в скобках, в сноске). Предполагается потенциальная обратная связь, используются средства словесной образности, предтекст, заголовочный комплекс, эпиграф, вопросно-ответные комплексы, парцеллированные конструкции, риторические вопросы, которые реализуют диалогические отношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.