Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об общенаучных методах и их месте в процессе научного познания




 

Общенаучные методы, в отличие от философских охватывают, лишь определенные аспекты научно-познавательной деятельности, являясь одним из средств решения исследовательских задач.

К общенаучным методам относятся:

– общие приемы (обобщение, анализ, синтез, абстракция, сравнение, моделирование, индукция, дедукция и др.);

– методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент);

– методы теоретического исследования (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, аксиоматический, методы восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, исторический, логический и др.).

Развитие научного познания привело к появлению новых общенаучных методов. К их числу относятся системно-структурный анализ, функциональный анализ, информационно-энтропийный метод, алгоритмизация и др.

В познавательной деятельности все эти методы находятся в диалектическом единстве, взаимосвязи, дополняют один другого, что позволяет обеспечивать объективность и истинность познавательного процесса.

Роль, которую общенаучные методы играют в процессе познания, различна. Это во многом определяется характером их функционирования. Некоторые методы применимы как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях исследования, и их можно рассматривать как конкретные средства реализации задач в познавательном процессе. Действие же других (исторический и логический методы, восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот) возможно только в процессе теоретического познания общественных явлений, что обусловливает их ведущую роль в этом процессе.

… Специально-исторические методы исследования представляют собой различное сочетание общенаучных методов, адаптированных к особенностям исследуемых исторических объектов. Их можно подразделить на две большие группы: традиционные и нетрадиционные.

К числу традиционных специально-исторических методов историки относят метод классового анализа, широко используемый в СССР, историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, диахронического анализа. Некоторые исследователи включают сюда и ретроспективный метод… Г. Риккерт в качестве главного о метода истории выделил идеографический (описательный) метод.

… Значительную роль в историческом исследовании играют психологические мотивы, проявляющиеся в двух ипостасях: с одной стороны, субъект исследования (историк), который неизбежно вступает в эмоциональные отношения со своим объектом, с другой – действующие лица истории со своими чувствами, эмоциями, страстями, которые участвуют в экономических, социальных, политических, религиозных и других отношениях, подчиняясь определенным психологическим законам. Поэтому совершенно естественным оказалось возникновение целого направления в историографии, рассматривающего психологические аспекты исторического процесса и использующего психологические методы для исторического объяснения.

… Характерной чертой современного этапа развития науки является интенсификация и взаимопроникновение научных дисциплин. В результате этого на стыке наук проявляются новые научные направления. Важнейшая составляющая этого процесса – применение математических методов в различных областях науки, в т.ч. в общественных науках.

 

Методология истории: Учебное пособие для студентов вузов // Под ред. А.Н. Алпеева и др. – Мн.: НТООО «Тетра Системс, 1996. С.160, 169, 185, 194.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.