Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об евразийстве




Большой вклад в российскую геополитическую традицию внесли «евразийцы» – представители геополитической школы 20–30-х годов XX века. К ним относятся эмигранты П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, П. Карсавин, Г.В. Флоровский и др. вслед за идеологами «русской идеи» они заявили об особом историческом пути России, ее особой миссии. Но в отличие от своих предшественников, евразийцы полагают, что русская национальность не может быть сведена лишь к славянскому этносу, поскольку она формировалась с участием татарских и финно-угорских племен, населявших совместно с восточными славянами Восточную Европу – свое «месторазвитие». В результате образовалась многонародная российская нация – евразийцы, не только с общей территорией, но и с общим национальным сознанием.

В евразийцах произошло соединение, синтез двух историко-культурных начал европейского и азиатского. Российское же государство – слепок двух исторических наследий – монгольского и византийского. Первое (монгольское) более всего воплотилось в формы власти, второе (византийское) – в ее идеологические основы, т.е. православие, православную государственность и культуру.

«Евразийцы» дали свою трактовку российской истории. Они считали, что с Петра 1 начинается вместо мирной и естественной колонизации Востока насильственная имперская политика и Россия превращается в союзника Европы (своего вчерашнего врага) в ее противостоянии Азии.

«Евразийцы» оправдывали монгольское нашествие тем, что «монголы первыми решили историческую задачу Евразии, создав огромное евразийское государство». Наследница его – Московская Русь. В этом смысле без «татарщины» не было бы России. Отсюда – основателями Российского государства были не киевские князья, а московские цари, превратившие Московское княжество, т.е. Джучиев улус, в Российское государство. Чудо же превращения татарской среды в русскую государственность, по мнению «евразийцев», произошло благодаря напряженному горению религиозного чувства, охватившему Русь в эпоху татарского ига.

Исход к Востоку предопределен – считали они, не только геополитическим положением России-Евразии, логикой ее исторического развития, но и замыслом Божьим. «Евразийцы» предлагали положить в основу культуры России православие. Но это предложение сразу же вступило в противоречие с многоконфессиональностью России и значительным количеством вообще неверующих.

Примечательно, что, например, Н.Бердяев, увидел основную заслугу «евразийцев» в том, что они заметили, как активно входят народы Азии в поток мировой истории. Это было их своеобразным и довольно точным предсказанием возрастания мировой роли восточных народов. Ведь в то время мало кто мог предположить, что, например, Азиатско-Тихоокеанский регион уже через столетие будет иметь ведущие позиции во всем мире.

Взгляды «евразийцев» по-прежнему вызывают интерес, особенно в России пореформенного периода, затронувшего все сферы и основы общественной жизни и пока не давшего окончательного ответа о национально-государственном пути, об объединяющей идеологии, о взаимоотношениях с народами СНГ, долгое время разделявшими с Россией единую историческую судьбу. К ним периодически обращаются как ученые, так и политики, например, для подкрепления идей создания «Евразийского Союза» (инициатор – президент Казахстана Н. Назарбаев), «Соединенных Штатов Евразии» и других образований.

 

Меркулов В.И. Россия – АТР: узел интересов. – М.: Академический Проект, 2005. – С.112–114.

 

Вопросы и задания

1. Как объясняет В.И. Меркулов то, что немало ученых, политиков и в наше время обращаются к идеям евразийцев?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.