Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массивы. Изучение структурированных типов начните с наиболее традиционного — массива




 

Изучение структурированных типов начните с наиболее традиционного — массива. Подчеркните его групповые свойства: упорядоченная однородная статическая структура прямого доступа; приведите обоснование этих свойств.

Способ, который принят для выделения элементов массива, — индексация — заслуживает отдельного разговора. Индексация не является единственно возможным способом выделения элементов структурированной величины и неразрывно связана с указанными свойствами. Неочевидно для учащихся, что границы изменения индексов назначаются произвольно, что тип индексов — интервальный — не обязательно базируется на типе integer (хотя чаще всего это так). Наконец, полезно соотнести представление о линейном (одномерном) массиве с цепочкой ячеек памяти ЭВМ, в которых хранятся элементы массива.

Трактовка многомерного массива как одномерного массива, элементами которого являются массивы, верна и полезна для понимания возможности своего рода суперпозиции структур данных. Впоследствии этот взгляд обогатится рассмотрением массива записей и т.п. Однако при описании двумерных массивов (а именно ими практически данный курс в этой части ограничится) следует остановиться на более простом способе. Например:

 

Var A: array [1980..2000,1.. 15] of real

 

вместо альтернативного, явно отражающего фразу «массив массивов»:

 

Var A: array [1980.. 2000] of array [1.. 15] of real

 

Далее, на первом этапе изучения языка вносит путаницу наличие еще одной альтернативы — описание массива, сочетая type и var. На том же примере это выглядит так:

Туре В = array [1980.. 2000,1.. 15] of real

Var А:В

 

Подобная многовариантность украшает язык, но методически на первых порах неприемлема.

Особо следует остановиться на том, что в Паскале массив не может быть динамической структурой. Учащиеся часто встают в тупик при необходимости, скажем, удалить элемент из массива. То, что между понятиями «удалить» и «вставить нуль» большая разница, понять легко. Удаление элемента со сдвигом остальных влево — операция технически несложная, но тогда получается «дырка» на правом конце массива. Убрать ее «на ходу» невозможно по самой природе массива, и если это действительно необходимо, то надо пользоваться иной структурой.

Навыки использования массивов закрепляются с помощью решения типовых задач. К ним относятся: организация поэлементного ввода и вывод линейного массива (простой цикл), подсчет числа положительных элементов линейного числового массива, нахождение наибольшего элемента линейного числового массива (цикл с вложенной развилкой) и т.д. Затем переходят к задачам посложнее, требующим организации структур типа «цикл в цикле», и более сложным: упорядочить линейный числовой массив по возрастанию или по убыванию, найти наибольший элемент в двумерном массиве и т.д.

Не следует ограничиваться задачами, в которых массивы имеют числовую природу. Примером задачи на использование символьного массива может служить следующая: на схеме кинозала звездочками помечены места, на которые билеты на сеанс показа проданы, черточками — не проданы. Подсчитать число проданных билетов.

Примером более сложной задачи, решать которую целесообразно в классе с помощью учителя, служит известная задача о нахождении простых чисел при заданной верхней границе поиска — алгоритм Эрастофена. Ее можно решить несколькими способами. Весьма изящное решение связано с организацией булевского массива, который изначально заполнен элементами true, а по ходу чисел, не являющихся простыми, элементы с соответствующими номерами заменяются на false. Это решение можно найти в ряде пособий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.