Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование стереотипа распознавания фактора на будущее




Формирование стереотипов на будущее тоже важный этап. Изучением и анализом прошлых событий занимаются криминалисты, экономисты, политики, медики и т.п. для того чтобы, встретившись с подобным фактором, можно применить уже отработанные ранее решения.

Стереотип в отношении какого-то фактора среды может быть сформирован субъектом управления непосредственно в процессе управленческой деятельности. В этом случае, однажды столкнувшись с явлением, процессом или объектом, его информационными характеристиками, так или иначе, в памяти, оставляет образ (информацию), который может быть использован в дальнейшей деятельности, т.е. складывается стереотип распознавания факторов на будущее. Предсказуемость и управление, в свою очередь, строятся на причинно–следственных обусловленностях, (объективных закономерностях), процессов и явлений. Для этого необходимо освоение всякого навыка, т.е. самостоятельное расширение своей собственной системы стереотипов при формировании и введении в неё ранее не свойственных стереотипов внутреннего и внешнего поведения.

В тоже время стереотип в отношении какого-то фактора среды в процессе управления может быть описан другим субъектом управления. Передача такого опыта возможна в случае, если имеется общность систем кодирования информации, доступных разным субъектам. Таким образом, передача навыка прогноза и управления возможна одним субъектом другому субъекту, если они могут быть интерпретированы в некой общей им обоим системе кодирования информации (т.е. переданы тем или иным «языком», в самом общем смысле этого слова, как развитого в культуре средства передачи информации среди людей). В противном случае всем желающим обрести навык предстоит самостоятельное овладение им. Поэтому необходимость передачи навыков может требовать создания новых систем кодирования информации и соответствующего им понятийного аппарата, но о–свое–ние всего этого, даже созданного другими, – работа, которую может сделать только каждый осваивающий лично.

Социальный стереотип – устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообраз­ных источников информации. Сквозь призму стереотипов воспринимают­ся реальные предметы, отношения, события, действующие лица. Стерео­типы – неотъемлемые компоненты индивидуального и массового созна­ния. Благодаря им, происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании....

Стереотипы – это готовые штампы мышления. Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении – обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Таким образом, стереотипы, как необходи­мый человеку инструмент восприятия и мышления, обладают устойчиво­стью. Но одновременно они могут быть мишенью для манипуляции сознанием и подсознанием. Манипулятор мо­жет применять их как «фильтры», через которые его жертвы видят дейст­вительность. Поэтому один из важных принципов защиты от манипуляции сознанием состоит в «размягчении стереотипных сценариев поведения, расширении диапазона готовых идей и доступных приемов». Понятно, что это требует значительных усилий.

Известный американский журналист Уолтер Липпман выдвинул целую концепцию стереотипизации как основы пропаганды. Он писал: «Из всех средств влияния на человека самым тонким и обладающим исключительной силой внушения являются те, которые создают и поддерживают галерею стереотипов. Нам рассказывают о мире прежде, чем мы его увидим. Мы представляем себе большинство вещей прежде, чем познакомимся с ними на опыте. И эти предварительные представления, если нас не насторожит в этом наше образование, из глубины управляют всем процессом восприятия[9]».

На магической силе стереотипов основана коммерческая реклама и торговые марки. Частое повторение слов и образов создает стереотипное представление о высоком качестве какого–то товара и загоняет это представ­ление в подсознание. При виде торговой марки («мерседес», «адидас» и т.д.) мы, не думая убеждены, что перед нами хорошая вещь. Работает стерео­тип. Возникла даже целая «культура» имитации торговых марок – так чтобы глаз не различал той разницы, которая вносится, во избежание конфликта с патентным правом.

На стереотипном мышлении основаны современные предвыборные технологии. Так, например, среди кандидатов в депутаты появляются «двойники» с одинаковыми фамилиями, один из которых достаточно известный политический или общественный деятель, а второй – «случайный» простой гражданин (иногда только что поменявший свою фамилию). Однако электорат далеко не всегда замечает такую мимикрию и голосует за «фамилию», не различая how is how. Э. Гуссерль ввел термин «седиментация» – «выпадение в осадок» опыта в виде сте­реотипов. Этот процесс экономит манипулятору массу сил и средств.

Таким образом, на основе личного жизненного опыта складывается система стереотипов – устойчивая совокупность представлений – об окружающем мире и процессах управления в нем. Однако система стереотипов может являться источником манипуляции сознания и подсознания людей.

3. Формирование целей. После определения воздействующих факторов необходимо сформировать цели управления по отношению к выявленным факторам.

Например, совершить маневр, чтобы объехать препятствие, увеличить расходы на оборону и т.д.

При этом цели должны быть реальными и учитывать ресурсы, которыми располагает субъект.

4. После того, как мы определились с вектором целей, нужно найти пути или способы достижения каждой частной цели, т.е. решить задачу каким способом и с помощью каких средств мы будем двигаться к цели.

Пример 1. Автомобиль движется из пункта А в пункт В. Чтобы прибыть в пункт В как можно быстрее, можно увеличить скорость или выбрать самый короткий путь. Здесь можно математически связать цель со средством достижения цели: t = S/v

Пример 2. Одна из ваших частных целей – сдать экзамен по конкретному предмету. Сделать это можно разными путями (используя разные концепции): изучить предмет, подготовить шпаргалки и списать на экзамене, заплатить преподавателю, войти в хорошие отношения с деканом и т.п. Вы заранее выбираете концепцию достижения цели и действуете в соответствии с ней. Реально выбор концепции зависит от вашего мировоззрения и нравственности. Так же и формируются концепции управления обществом.

В этом примере не удается формализовать процесс управления, поэтому концепция состоит из утверждений и правил, характеризующих используемые вами средства, методы и ресурсы, с помощью которых достигается цель.

Если мы говорим о векторе целей, то концепции управления по отношению ко всем частным целям образуют совокупную концепцию управления, и дальше речь будет идти именно о совокупной концепции управления.

5. Для реализации концепции необходима структура управления, которая с помощью определенных концепцией методов и средств должна достигнуть поставленных целей управления. Это может быть дополнительная группа специалистов в уже существующей структуре, либо совершенно новый исполнительный орган. Управленческая структура может создаваться по инициативе иерархически высшего управления (структурный способ), или самоорганизоваться под воздействием внешней среды (бесструктурное управление).

6. Для оценки деятельности исполнительной структуры должны быть разработаны инициатором создания структуры соответствующие критерии, с помощью которых можно контролировать эффективность ее функционирования.

7. В случае необходимости структура должна быть ликвидирована или ее работоспособность поддерживают до следующего использования. Для этого необходимо предусмотреть соответствующие законы, положения в уставе или правила, чтобы не получилось как с депутатами, которых, практически, невозможно отозвать раньше положенного срока.

невозможно отозвать раньше положенного срока.

Рассмотрим возможное протекание процесса управления в обществе. При изменении давления среды, т.е. появления некоторого воздействующего на общество фактора, всегда существует вероятностная предопределенность того, что:

- найдутся люди, которые распознают этот фактор;

- распространят информацию о нем;

- найдутся те, кто сформируют вектор целей относительно этого фактора;

- это послужит основой для разработки концепции достижения целей;

- концепция управления будет передана инициатору порождения структуры;

- найдутся необходимые специалисты для вновь создаваемой структуры и т. д., вплоть до того, что в приемлемые сроки процесс управления свершится по полной функции.

Нужно отметить, что люди имеют неодинаковые предрасположенности к выполнению разных этапов полной функции. Одни склонны к аналитической работе, у других лучше память, третьи – хорошие исполнители и т.д. Т.е. в обществе есть своего рода специализация по выполнению этапов полной функции. Трудно, а, скорее всего, невозможно найти личность, которая способна с надлежащим качеством справиться со всеми этапами. Это еще раз подчеркивает то, что взращивание индивидуализма не способствует устойчивому функционированию общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.