Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая эволюция инженерной культуры




Специфика инженерной деятельности

Отношение общества к науке

Социокультурные ориентиры науки

Периодизация развития науки

Наука как отрасль общественного труда

· Учреждения и организации – институты, лаборатории, академии…

· Система научных коммуникаций – научные издания, журналы, патентная служба, конференции…

· Дифференциация профессий и специальностей.

· Наука как рынок. Продажа знаний. Конкуренция.

1. I тыс. до н.э. – XVI в. н.э. – период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе

2. XVI – XVII в. – эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон.

3. XVIII – XIX в. – классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса.

4. XX в. – постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX-XX в. потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2-й пол. ХХ в. – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения.

· Истина и польза. Ученому нужна истина, обществу нужна польза.

· Автономия и социальный контроль. Автономия науки – для свободы выбора тем, методов, целей исследования – условие ее развития. Но социальный контроль – чтобы исследования не наносили вреда обществу.

· Нейтрализм и социальная ответственность. В прошлом идеологическая нейтральность ученых в вопросах религии, этики, политики спасала науку от внешнего давления. Ныне необходима социальная ответственность ученых за последствия их деятельности.

· До Нового времени наука в общественном мнении – занятие чудаковатое и непонятное.

· В Новое время – рост авторитета науки

· В современности: реальная сила, движущая развитие современной цивилизации, – рационализм, техницизм, сайентизм. Иррационализм и мистика, технофобия и антисайентизм – реакция на эту силу.

Инженерия

· Практическая деятельность – знание применяется для изменения реальной действительности

· Связана с решением технических задач

· Требует научных знаний

Инженерия = соединение науки и практики.

· Праинженерия. Проектирование и изобретательство примитивной техники В роли когнитивной основы – мифы (выполнявшие ту же функцию, что и наука).

· Инженерия развивается в союзе с искусством, ремеслом, древней наукой как technica ars – искусство изобретать созидать новое.

· Эпоха Возрождения – развитие инженерного дела (архитектура, горное дело, военное дело, создание оружия), использование научных достижений. Появление инженерных профессий. На смену ремесленно-художественной – рационально-научная инженерия.

· В Новое время – рост потребности в инженерах; подготовка инженеров в специальных учебных заведениях; высокий статус инженерной профессии

· ХХ в.: инженерия – одна из самых массовых профессий; повышение уровня технологической культуры и снижение престижа профессии

Стадии развития инженерного дела:

1. Преобладание рецептурного аспекта: инженер знает, как проводить работы; недостаточное понимание сути процессов (почему так, а не иначе)

2. Преобладание предметного аспекта: для обоснования методик: нужно знать, что собой представляет технический объект, какие процессы в нем происходят; повышение роли науки

3. Повышение значимости человеческого аспекта: учет особенностей взаимодействия техники с людьми




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.