Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководитель и лидер




Вопросы для повторения и обсуждения

 

1. Что такое иерархия?

2. Что входит в понятие власть?

3. Какие факторы влияют на силу власти?

4. Какие существуют типы власти?

5. Какой тип власти наиболее эффективен в нынешних рыночных условиях?

6. Что понимается под стилем руководства?

7. Какой наиболее эффективный стиль управления?

8. Как строятся властные отношения в формальных и неформальных организациях?

9. Какова схема общения руководителя и подчиненных?

10. В чем суть баланса власти руководителя и подчиненного?

Глава 8. руководитель в системе управления

 

Властные отношения составляют важный аспект функционирования социальных организаций. Не случайно бытует мнение о том, что выбор места работы надо начинать с выбора руководителя. Поскольку в любой организации складываются формальные и неформальные отношения, правомерно говорить и о двух типах лидеров: формальном и неформальном. Формальный лидер в литературе и реальной практике называется руководителем. Его роль заранее определена инструкциями и обязанностями, функциями и властными полномочиями.

В системе неформальных отношений рано или поздно также стихийно выделяется неформальный руководитель, обычно называемый лидером. Он выделяется из числа окружающих его людей, в сущности равных или близких по статусу. И если неформальный лидер пытается применить какие-нибудь санкции, то они также носят формальный характер, так как нигде не зафиксированы. И как бы ни стремился человек стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера. Руководитель же часто назначается на свою должность независимо от того, считают его подчиненные достойным этой роли или нет. Следовательно, феномен руководства есть социальный феномен, а феномен лидерствапсихологический.

Вместе с тем между этими феноменами много общего, а именно:

· оба они являются средством координации, упорядочения отношений внутри организации, средством управления ими;

· оба реализуют процессы социального влияния в коллективе;

· обоим присуща известная субординация отношений.

Это сходство функций часто приводит к тому, что лидерство способно переходить в руководство, а руководитель – становиться лидером (формальным и неформальным), что значительно повышает эффективность руководства в целом.

Итак, лидерствоэто естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение группы. З. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой – индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. В психологии выделяются следующие типы лидерства:

1. «Соверен», или «патриархарный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или оттеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.

2. «Вожак». В нем люди видят отражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака – носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.

3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран – доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и ему подчиняются.

4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход во вне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают существующих у него недостатков.

6. «Герой». Жертвует собой ради других, такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста – благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой людей.

7. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, благотворят и идеализируют.

8. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

9. «Козел отпущения». Берет на себя ответственность за различного рода принимаемые решения.

Два последних типа лидеров по существу антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются в группе негативные эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул. Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Лидерство – это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящий от соотношения личностных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа. Существует различие между «формальным» лидерством – когда влияние исходит из официального положения в организации, и «естественным» лидерством – когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера.

Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Поэтому роль лидера заключается в том, чтобы отражать взгляды и мнения людей (группы) в согласованных программах действий. Лидерство понимается как способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направлять усилия на достижение целей организации. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово и т.д.

Определенная личность становится лидером вследствие:

1) наличия определенной ситуации, которая выдвигает определенные требования к действиям людей, объединенных в данную группу, и формирует потребность в определенном типе лидера;

2) определенных ожиданий к потенциальному лидеру со стороны группы;

3) наличия определенных черт личности у потенциального лидера, определенных способностей, характера, воли и т.д.

Концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила) не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает малого роста, небольшой физической силы.

Концепция интеллигентности предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными (словесными) и оценочными способностями личности. Наличие указанных личностных качеств предсказывает управленческий успех.

Личностные качества, присущие лидеру, могут быть следующие:

a) интеллигентность в вербальном и символическом плане;

b) инициативность;

c) уверенность в себе – благоприятная самооценка;

d) привязанность к сотрудникам;

e) решительность: мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);

f) зрелость;

g) мотивационные способности;

h) одаренность, стремление к знаниям;

i) умение мобилизовать и сплотить людей вокруг себя для достижения поставленной цели;

j) умение формулировать четко цели и задачи и т.д.

Можно выделить следующие виды руководителей, опираясь на ряд предыдущих категорий:

1. обаятельный-авторитетный. Обаятельный руководитель пользуется симпатией, даже любовью подчиненных; его природное обаяние вдохновляет окружающих людей. Авторитетный руководитель опирается на свои знания, способности, хладнокровие, спокойствие, проявляя аналитический подход к решению проблем;

2. лидер «с воображением», «душевный» – лидер-контролер, манипулятор. Лидер с воображением, творческой фантазией, дающий реализовать возможности подчиненных, способен вносить инициативы, вдохновлять свою группу, проявляя участие в делах своих подчиненных.

Поскольку руководитель, менеджер, стремится управлять действиями и поведением других людей, он должен знать образ мышления сотрудников его организации, предвидеть их реакцию на свою деятельность. Любому руководителю как лидеру, необходимо знать и уметь осуществлять следующее:

1. Формировать систему под конкретную цель, имеющуюся у лидера.

2. Важным элементом системы является аппарат управления и регулирование потоков информации.

3. Каждый из элементов системы (отделов организации) представлен людьми, и все многообразие отношений в системе определяется взаимодействиями отдельных людей.

4. Все люди разные, ни один человек не лучше другого, вопрос в том, насколько эффективно человеку удается использовать свой потенциал, а лидеру – создать оптимальные условия для реализации задатков неповторимого своеобразия черт каждого человека.

5. Для человека легче подобрать соответствующее место в системе, чем пытаться изменить его личностные особенности путем давления или насилия.

6. Когда соответствующее место в системе для человека найдено, следует регулировать взаимоотношения как по горизонтали (между сотрудниками), так и по вертикали (начальник-подчиненный). До сих пор не открыт способ управления, который нельзя было бы назвать либо «кнутом», либо «пряником», то есть система поощрений и наказаний – единственная система регулирования в руках лидера.

7. Для каждого человека необходимо найти индивидуальный способ поощрения и наказания в соответствии с его индивидуальными психологическими характеристиками.

8. Прежде чем браться за реализацию индивидуального подхода в управлении, лидеру следует изучить собственные личные особенности.

9. Гибкость, мобильность, способность критически относиться к чужим и собственным стереотипам, способность развиваться – основа профессионального успеха, психического и физического здоровья.

На практике существует два вида управления:

1) управление по отклонениям;

2) рефлексное управление.

Первое управление традиционное. Узнав, что где-то произошел сбой, отклонение в технологическом процессе или в функционировании какого-то производственного отдела, или в деятельности и поведении сотрудника, руководитель принимает все необходимые меры, чтобы ликвидировать эти отклонения.

Рефлексивное управление, требующее высокий квалификации руководителя, реализуется тогда, когда руководитель способен заранее предугадать возможные трудности, разработать и осуществить заблаговременно все необходимые мероприятия, чтобы предотвратить сбой в работе системы. Например, в автохозяйстве процветало пьянство, низкая трудовая дисциплина. Попытка закрутить покрепче гайки с дисциплиной вызвала только протест профсоюзной организации и молчаливый протест коллектива. Разумный руководитель нашел другой выход. Он попросил плотника соорудить стенд, а расчетному бухгалтеру напротив каждой фамилии выставлять ежедневную норму выработки и заработок. Сразу же стало ясно, кто и как работает, выявились и «денежные» работы, заниженные нормы выработки и завышенная заработная плата для отдельных работников. На собрании стали выступать за справедливое упорядочение работ и постановку их оплаты в зависимости от количества и качества труда, уровня трудовой дисциплины. Так была решена сложная проблема без существенного трудового конфликта.

Руководство людьми – это большое искусство. Различия в навыках эффективного руководства различными менеджерами можно представить следующим образом:

 

Слабое умение руководить Высокие навыки руководства
не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных; избегает действий, связанных с наказанием; следует устаревшему стилю руководства;   не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей роли; вызывает отрицательное отношение окружающих; не стремится к ясности; оставляет работу подчиненных на самотек; терпит посредственность недостаточно системно подходит к анализу работы; мало делегирует полномочий; обладает излишне негативным стилем;   пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных; часто не справляется с трудными людьми;   не защищает собственную группу. учитывает то, что лежит в основе поведения подчиненных; если, это требуется наводит порядок; приспосабливает стиль руководства к переменам в обществе; понимает, что воздействует на выполнение им своей роли; вызывает добрые отношения с окружающими;   отдает четкие указания; регулярно анализирует работу подчиненных; поощряет наилучшие примеры; системно подходит к анализу работы; квалифицированно передает полномочия; избегает слишком частого применения негативного подкрепления; создает позитивную обратную связь;   устанавливает приемлемые отношения с приемлемыми людьми; защищает свою группу, если возникает угроза.

 

Итак, необходимость выработки определенного стиля руководства – это манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным.

Выделяют следующие роли руководителя в качестве лидера:

I. Первичные функции:

1. Лидер как вдохновитель.

2. Лидер – генератор идей, формирует убеждения для группы.

3. Лидер – организатор (определяет цели, координирует групповые действия).

4. Лидер как «плановик» – планирует, решает, как группе достичь цели.

5. Лидер как политик– защищает интересы, права группы.

6. Лидер как контролер взаимоотношений в группе.

7. Лидер как распределитель благ и привилегий, наград и наказаний.

8. Лидер-умелец (оказывает воздействие на других людей своими умениями, мастерством)

9. Лидер-генератор эмоционального настроя (эмоционального притяжения людей).

II. Дополнительные функции:

1. Как пример для подражания;

2. Как символ группы.

3. Как искупительная жертва (может стать объектом агрессии при разочаровании группы).

В осуществлении своей руководящей деятельности руководитель учитывает одновременно три группы потребностей:

а) индивидуальные потребности;

б) потребности задачи – завершить работу;

в) потребности группы.

Оптимальным считается интегрированный тип лидера, в котором сочетаются особенности трех и более охарактеризованных здесь типов. В руководстве выделяют и определенные стили руководства. Как уже говорилось, существуют авторитарный, либеральный и демократические стили руководства. Часто задается вопрос «А какой же наиболее разумный стиль руководства?» и отвечают – демократический. На самом деле наиболее подходящий стиль руководства – это разумное сочетание демократии с авторитаризмом. Оно зависит от качеств руководителя (образования, квалификации, личностных качеств и т.д.) и от существующих обстоятельств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.