Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способности к управленческой деятельности, их понятие в психологии




Вопросы для повторения и обсуждения

 

1. Охарактеризуйте понятия «лидер» и «руководитель»?

2. Что такое лидерство?

3. Что общего между лидером и руководителем? Приведите конкретные примеры.

4. Какие факторы делают личность лидером?

5. Каковы основные личностные качества лидера?

6. Какие типы лидерства выделяются в психологии?

7. Какие психологические качества необходимы для успешного руководства?

8. Какие существуют приемы для развития активного мышления?

9. Какими качествами должен обладать руководитель в условиях рынка?

10. Какие управленческие роли выполняет руководитель в своей профессиональной деятельности?

ГЛАВА 9. СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Управленческая деятельность может выполняться более или менее эффективно. И это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от личностных и профессиональных качеств руководителя. Иными словами, главным фактором эффективной управленческой деятельности выступают управленческие способности. В изучении управленческих способностей есть ряд трудностей. В психологии сложилась определенная характеристика способностей.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Выделяют обычно три основных признака, отличающие способности от всех других психических явлений:

a) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

b) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких видов деятельности;

c) способности не сводятся только к знаниям, умениям, и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

Различают обычно общие умственные способности и специальные способности.

Общие умственные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-нибудь одной, а многих видов деятельности. Эти способности отвечают требованиям, которые предъявляет не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относятся, например, такие качества ума, как критичность, гибкость, систематичность, быстрота реакции, активность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, а также такие качества, как сосредоточенное внимание, хорошая память, некоторые эмоционально-волевые особенности.

Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности – математической, музыкальной, литературной, художественно-изобразительной, конструктивно-технической, управленческой и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

Способности характеризуются качественными и количественными аспектами. Качественные способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающих успешность деятельности, как своеобразный их симптомокомплекс, структура. Количественная характеристика способностей предполагает определенные меры их выраженности, развития уровня способностей. В структуре способностей принято выделять общие и специальные. Общие определяют успешность выполнения не одной, а многих видов деятельности, (например, интеллект). Специальные являются деятельно-специфическими и определяют эффективность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. Способности формируются и развиваются в деятельности на основе задатков. Задатки выступают как особенности нервной системы и организма в целом, которые выступают в качестве природных – биологически обусловленных, врожденных предпосылок для развития способностей.

Способности рассматриваются на трех уровнях:

· собственно способности,

· одаренность (талант),

· гениальность.

Выше уже приводилась характеристика способностей, одаренность же представляет собой качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Одаренность часто рассматривают как врожденную особенность, являющиеся предпосылкой развития способностей.

Талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающее возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность. Талант может проявляться в любой деятельности, а не только в области науки и искусства. Поэтому талантливым может быть врач, учитель, менеджер, квалифицированный рабочий. Талантливость близка к гениальности, но меньше по значимости.

Гениальность – высшая степень одаренности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не только и не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает целое новационное направление в своей деятельности. Поэтому гениальность – явление не столько психологическое, сколько социологическое.

Как видим, в теории способностей важную роль играет наследуемость, врожденная способность, талант, задатки, хотя способности развиваются в процессе деятельности. Однако для успеха в управленческой деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к ровным, надежным, значительным достижениям. Поэтому развитие способностей неотделимо от развития личности в целом. Они, влияя на характер формирования личностных качеств и личности в целом, сами испытывают на себе воздействие как со стороны среды, так и со стороны формирующейся личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.