Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просветительские мероприятия по учебе населения по месту жительства




Учебно-практические и просветительские мероприятия по учебе населения по месту работы на предприятиях, в учреждениях, организациях и проживание

Подготовка студентов и учебно-воспитательная работа с детьми и ученической молодежью

Межотраслевая система повышения квалификации (функциональной учебы) руководящих, управленческих кадров и специалистов для потребностей центральных и местных органов власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций

Согласно нормативным требованиям функциональная учеба в сфере ЦЗ проводится с отрывом от производства и сохранением заработной платы. Управление системой функциональной учебы на государственном уровне осуществляет Кабинет Министров Украины, на региональном уровне - областные государственные администрации, которые ежегодно утверждают своими распоряжениями планы комплектования слушателями соответствующих учебных заведений.

Прохождение такой учебы является необходимым условием аттестации, перемещения по службе, присвоение квалификационных категорий, званий и тому подобное лиц руководящего состава ЦЗ и других управленческих кадров и специалистов, которые входят в перечень, определенный Кабинетом Министров Украины.

В основу государственных требований к содержанию функциональной учебы относятся требования Законов Украины "О правовых принципах гражданской защиты", "Об обороне Украины", "О мобилизационной подготовке и мобилизации", "О гражданской обороне Украины", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера", "Об объектах повышенной опасности", "Об аварийно-спасательных службах", "О борьбе с терроризмом" и других законодательных актах, которые в той или другой мере регулируют вопрос безопасности населения и территорий.

Центральным элементом функциональной учебы определяется повышение квалификации по целевому назначению государственных служащих и руководящих кадров, к компетенции которых в соответствии с занимаемой должностью в органах власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях прямо или опосредствовано входят вопросы организации выполнения законов и нормативов в сфере ЦЗ.

По содержанию определенных законодательством полномочий в сфере ЦЗ для органов власти, предприятий, учреждений и организаций к перечню унифицированных знаний, которыми должны владеть все категории слушателей по результатам функциональной учебы отнесены,: государственная стандартизация по вопросам безопасности в НС; основы управления функциональными и территориальными подсистемами ЦЗ; комплекс специальных мероприятий относительно ограждения населения и территорий; порядок подготовки населения и создания финансовых и материальных резервов для его защиты и ликвидации НС и их последствий.

Определенная система знаний трансформируется в модель учебы, которая оформляется как функциональная программа учебы. Программой предусматривается раскрытие ее содержания, выходя из конкретной должности слушателя относительно организации действий за режимами деятельности государственной системы. Для руководящего состава ЦЗ все вопросы изучаются с учетом требований поддержания мобилизационной готовности сил и средств в режимах повседневной, повышенной деятельности, военной угрозы и полной готовности системы в особенный период. Для должностных лиц органов исполнительной власти с учетом требований относительно планирования и обеспечения готовности функциональных и территориальных подсистем за режимами функционирования повседневной, повышенной готовности, в чрезвычайной ситуации и в чрезвычайном положении.

Программное содержание знаний слушателей в сфере ЦЗ возводится в несколько интегральных блоков заданий (модулей), за которыми и осуществляется функциональная учеба, а именно:

предотвращение НС - анализ и управление риском естественно-техногенно-социальных угроз и государственное регулирование относительно их устранения и минимизации, заблаговременное реагирование на опасность на основании проведения мониторинга, экспертизы, исследований, прогнозов, оценки постоянства функционирования объектов отрасли и надежности защиты персонала, выполнения комплекса инженерно-технических, технологических мероприятий с целью недопущения перерастания угрозы в НС;

защита населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций - комплекс заблаговременно осуществляемых организационных, инженерных, противорадиационных и противохимических, медико-биологических и эвакуационных мероприятий, направленных на предотвращение и уменьшение угрозы жизни и здоровью населения от поражающих факторов или действия источников опасности;

немедленное реагирование на НС - действия органов управления относительно немедленного получения информации, своевременного сообщения населения, заинтересованных структур, анализ обстановки, принятия решений и организация мероприятий относительно ликвидации чрезвычайной ситуации;

ликвидация или минимизация последствий НС - организация и проведение в зоне НС и прилегающих районах всех видов спасательных и других неотложных работ, а также мероприятий из жизнеобеспечения потерпевшего населения.

Учеба по функциональной программе заканчивается складыванием зачета или выполнением специального учебного упражнения. Уровень знаний и умений, полученных за функциональной учебой, удостоверяется удостоверением об учебе установленного Кабинетом Министров Украины образца.

Для обеспечения непрерывности учебы лиц руководящего состава и других управленческих кадров и специалистов в сфере ЦЗ в межкурсовой период, за планами начальников функциональных и территориальных подсистем ЄДС ЦЗ организуются и проводятся учебно-методические собрания.

Учебно-методические собрания на предприятиях, в учреждениях, организациях проводятся ежегодно длительностью один день во время учредительных сборов руководящего состава гражданской защиты с подбивания итогов за прошлый год и определение заданий на следующий год под руководством соответствующих руководителей, начальников специализированных служб ЦЗ, председателей эвакуационных органов и уполномоченных руководителей из ликвидации НС.

Тематика занятий, которая отрабатывается во время собраний, определяется руководителем собраний, выходя из специфики производства, экологической и техногенной обстановки региона, опыта труда за прошлый год и заданий из гражданской защиты на следующий год и соглашается с руководителем соответствующего территориального органа управления, к компетенции которого отнесенные вопросы ЦЗ.

Руководители органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности несут персональную ответственность за работу, связанную с функциональной учебой лиц руководящего состава гражданской защиты и других управленческих кадров и специалистов.

Кадровыми органами предприятий, учреждений, организаций ведется постоянный учет прохождения руководителями и специалистами, на которых распространяется действие законодательства Украины в сфере ЦЗ, функциональной учебы в соответствии с установленной периодичностью.

При разработке государственных стандартов образования из каждого образовательного и образовательно-квалификационного уровня обязательно предусматривается минимум содержанию вопросов с подготовки населения до действий при возникновении НС.

С целью стандартизации, научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, изучения и распространения опыта преподавателей заведений образования всех уровней относительно вопросов гражданской защиты и безопасности в чрезвычайных ситуациях при территориальных курсах учебно-методических центрах организуют свою деятельность областные научно-методические советы из гражданской защиты и безопасности жизнедеятельности население, которое работает на общественных началах на основании соответствующего положения о них, утвержденного МОП, по согласованию из МЧС Украины.,

Подготовка студентов высших учебных заведений образования I - IV уровней аккредитации осуществляется за специальными программами нормативных учебных дисциплин "Гражданская оборона" и "Безопасность жизнедеятельности".

Количество часов, предвиденных для изучения отмеченных дисциплин, не может уменьшаться при разработке и пересмотре образовательно-профессиональных программ без согласования из МЧС Украины.

Для закрепления знаний и умений, в соответствии с профессиональными направлениями подготовки студентов, вопроса гражданской защиты включаются в дипломные проекты отдельным разделом.

С целью совершенствования методического, научного, нормативного, организационного обеспечения учебного процесса, относительно особенностей содержания учебы из гражданской защиты, исходя из региона размещения высших учебных заведений и их профессионального устремления, МОП по предложению МЧС определяются отраслевые базовые кафедры по вопросам безопасности жизнедеятельности и гражданской защиты.

Исходя из основных принципов образования, непрерывность, единство и следующее, стандартизация и ввод практических мероприятий по проблемам безопасности жизнедеятельности и гражданской защиты проводится и в системах профессионально-технического, общего среднего, дошкольного и внешкольного образования.

Характеристика образовательной программы "Здоровье и физическая культура" для старшей школы "Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования" предусматривает получение учениками знаний относительно личной безопасности, способов и средств индивидуальной и коллективной защиты населения от НС, алгоритму собственных действий в случае их возникновения. В школе ученик получает знание относительно нормальных условий жизнедеятельности и допустимых норм загрязнения естественной среды. Общеобразовательная школа обеспечивает знание действий основных опасных факторов, которые инициируют возникновение НС.

Подготовка учеников профессионально-технических заведений образования осуществляется за направлением изучения основ ЦЗ согласно одобренной Указом Президента Украины Концепцией допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи.

Изучение учениками вопросов из основ ЦЗ и действий в НС ежегодно завершается подготовкой и проведением в учебных заведениях общего среднего и профессионально-технического образования "Дня гражданской обороны", учет выполнения мероприятий которого включается в педагогическую нагрузку работников учебных заведений.

Для организации методической работы с педагогическими работниками из основ гражданской защиты в каждом районе, городе определены опорные школы из безопасности жизнедеятельности, на базе которых работают соответствующие межшкольные методические объединения.

Внешкольное образование из решения проблем личной и коллективной безопасности, воспитания у детей и подростков гражданской ответственности, приобретения ими навыков и опыта из самозащиты и спасания, взаимодействия с аварийно-спасательными службами, осуществляется через проведение олимпиад, соревнований, обзоров-конкурсов, установленных форм работы в летних лагерях отдыха и оздоровления, проведения полевых учебных практикумов, экспедиций, тематических детских акций.

Реалізуючи задания из военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, и, прежде всего, в части ее гуманитарной составляющей - гражданской защиты, а также удовлетворения потребностей молодого поколения в профессиональном самоопределении и подготовки его к труду в государственных профессиональных аварийно-спасательных и специализированных формированиях МЧС, проводятся собрания, соревнование за программами оборонно-массовой и спасательно-прикладной направленности, в частности, Всеукраинской программой "Школа безопасности".

Учебно-воспитательная работа в дошкольных учебных заведениях по вопросам обеспечения минимально необходимого уровня компетенции ребенка для безопасного пребывания в окружающей среде и становления у детей элементарных, доступных возраста норм поведения в чрезвычайных ситуациях, проводится по программе "Недели безопасности ребенка", итогом которой является проведение городских, районных и областных обзоров-конкурсов среди дошкольных заведений на лучшее состояние организационной, практической, учебно-воспитательной работы по вопросам защиты жизни и здоровья детей от чрезвычайных ситуаций.

Необходимость постоянного повышения уровня знаний производственного персонала, и особенно тех, кто работает на объектах повышенной опасности, заложенная в новую идеологию противодействия чрезвычайным ситуациям, стержнем которой определено неформальное образование и внедрение в сознание населения идеи систематической учебы правилам поведения и защиты своей жизни в экстремальной обстановке.

Неформальное образование - это получение знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных личностных потребностей, не регламентированное местом получение, сроком и формой учебы, мероприятиями государственной аттестации.

В соответствии с Законом Украины "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера" граждане Украины обязательстве изучать основные способы защиты за порядком, которая определяется МЧС.

Производственная учеба населения способам защиты и действий в НС.

Для определения содержания и основных обязательных средств из производственной учебы МЧС утверждает специальную и общую программы учебы населения по вопросам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях. Программы рассчитаны на трех годовой срок учебы. Изучение программного содержания предусматривается по интегрированному принципу с системой профессионального обучения кадров на производстве и за оптимальным использованием установленных видов инструктажей по вопросам охраны труда. Финансирование мероприятий по учебе производственного персонала осуществляется за счет средств предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

Учеба осуществляется за двумя основными категориями производственного персонала:

работники предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, которые вошли в состав невоенизированных формирований особенного периода (гражданской обороны) и объектовых аварийно-спасательных служб;

работники предприятий, учреждений и организаций, которые не вошли в состав невоенизированных формирований и объектовых аварийно-спасательных служб.

Для обеспечения надлежащего проведения занятий на предприятиях, в учреждениях и организациях приказом руководителя все работники распределяются на учебные группы, которые образуются в структурных подразделениях предприятий, учреждений, организаций и созданных ими невоенизированных формированиях, службах. Руководители учебных групп из числа инженерно-технических рабочих и других подготовленных лиц предприятий, учреждений, организаций назначаются этим же приказом руководителя и проходят обязательную предыдущую учебу и приобретают методические навыки в проведении занятий, консультаций в сети территориальных курсов.

При проведении занятий учитывается вид деятельности и ответственность каждого работника в соответствии с планами реагирования на чрезвычайные ситуации, локализации и ликвидации аварий (катастроф).

Учеба в группах работников, которые вошли в состав невоенизированных формирований, определяется программой специальной подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях. Занятия проводятся руководителями групп - командирами невоенизированных формирований под руководством штатных работников по вопросам гражданской защиты и начальников специализированных служб гражданской защиты (гражданской обороны) непосредственно на предприятии, объекте в составе учебных групп. До проведения занятий по предоставлении первой медицинской помощи привлекаются медицинские работники.

По своему содержанию программы специальной подготовки, кроме вопросов общей составляющей, обеспечивают формирование знаний и навыков относительно назначения и основных заданий формирования, его организационной структуры, табеля оснастки, порядка оповещения и выдачи личному составу табельного имущества, приведению в готовность формирования и прибытия его в район проведения работ, порядка управления формированиями в период проведения спасательных работ, а также организации комендантской службы.

Начальственный состав и специалисты невоенизированных формирований, которые привлекаются для проведения работ из дегазации, дезактивации территорий и организуют и проводят химико-дозиметрический контроль, дополнительно проходят обязательную учебу на территориальных курсах.

На объектах повышенной опасности, администрация которых не заключила договор на обслуживание предприятия, учреждения, организации с профессиональными аварийно-спасательными службами, в установленном порядке создаются внештатные объектовые аварийно-спасательные службы, специализированные формирования.

Учеба работников предприятий, учреждений и организаций, которые вошли в состав таких внештатных служб, формирований осуществляется по программе, которая утверждается руководителем предприятия, учреждения, организации по согласованию с руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы, которая обслуживает соответствующую территорию. Программы подготовки разрабатываются с учетом конкретных условий производства и соответствующим им действующим нормативным актам в сфере охраны труда, ЦЗ на основании производственных заданий и содержательных модулей из предыдущей подготовки спасателей для профессиональных аварийно-спасательных служб.

Подготовка работников внештатных служб, формирований за общей составляющей осуществляется путем курсовой учебы по целевому назначению сроком один раз на Из годы в сети территориальных курсов.

Подготовка за профильной составляющей проводится по соглашению на учебно-тренировочной базе профессиональных аварийно-спасательных служб, которые обслуживают соответствующие территории. До проведения занятий обязательно привлекаются сертифицированные спасатели соответствующих профессиональных аварийно-спасательных служб.

Учеба других работников на производстве проводится по общей программе подготовки населения, которое предусматривает изучение основных способов защиты населения (сельскохозяйственных животных и растений) и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом специфики рабочих мест, приобретения практических умений относительно использования средств индивидуальной защиты и содействия проведению спасательных и других неотложных работ во время ликвидации аварийной ситуации на объекте, овладения сведениями, предвиденными планами реагирования (ЦО), локализации и ликвидации аварий (катастроф) относительно правил поведения и действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации на предприятии, в учреждении и организации, навыками из предоставления первой помощи потерпевшим.

Изучение тематики программы осуществляется в учебных группах или индивидуально под руководством руководителя группы непосредственно на учебно-производственной базе (выделенных субъектом ведения хозяйства для профессиональной учебы и оснащенных необходимым инвентарем и учебно-наглядными пособиями помещениях). До проведения занятий по отдельных темах программы привлекаются штатные работники по вопросам гражданской защиты, члены объектовых комиссий по эвакуации, чрезвычайным ситуациям, начальники специализированных служб гражданской защиты (гражданской обороны) и по соглашению мастера производственной учебы территориальных курсов.

При индивидуальной учебе работник изучает тематику программы самостоятельно и путем консультаций у руководителей учебных групп. Индивидуальная учеба обязательно предусматривает наличие у достаточного количества специальной учебной литературы за тематикой общей подготовки населения к действиям в НС, которая имеет соответствующий гриф МЧС.

При проведении занятий по всех темах программы обязательно уделяется внимание формированию у людей психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, уверенности в надежности мероприятий и приемов защиты от их последствий.

С целью планирования, учета и контроля за учебой персонала на предприятиях, учреждениях, организациях ведутся:

при организации теоретической учебы в учебных группах - расписание занятий по отработке содержания программ, журналы теоретической учебы установленной формы;

при организации теоретической учебы за индивидуальной формой - график консультаций, карточка учета теоретической учебы для индивидуальных консультаций.

Учеба в форме инструктажей по вопросам охраны труда предусматривает периодическое изучение работниками правил поведения и действий при возникновении аварийных ситуаций, пожаров и стихийного бедствия, предвиденных планами реагирования, локализации и ликвидации аварий (катастроф), предоставления первой помощи потерпевшим. Порядок и периодичность проведения инструктажей устанавливается в соответствии с Типичным положением об учебе по вопросам охраны труда.

На предприятиях, в учреждениях и организациях для предоставления помощи персоналу объектов ведения хозяйства в получении сведений относительно конкретных действий в чрезвычайных ситуациях и использования коллективных и индивидуальных средств защиты, исходя из конкретных условий и особенностей производственной деятельности, в обязательном порядке оборудуются информационно-справочные уголки.

Достижение цели программ специальной и общей подготовки работников предприятий, учреждений и организаций не ограничивается лишь изучением теоретического курса программ - их цель обязательно реализуется путем практической отработки действий за планами подготовки и проведения специальных комплексных объектовых учеб, тренировок из реагирования на чрезвычайные ситуации, локализации и ликвидации аварий (катастроф).

На потенциально опасных объектах в течение каждого года дополнительно проводятся учебно-тренировочные занятия со всем работающим персоналом из практической отработки действий во взаимодействии с оперативным составом аварийно-спасательных служб в возможных ситуациях, что предвиденные планами локализации и ликвидации аварий (катастроф).

7.3.1. Учебно-практические мероприятия по учебе населения по месту работы и проживание

Комплексные объектовые учебы и тренировки являются высшей коллективной формой учебы и основным методом проверки готовности к действиям производственного и управленческого персонала, заключительным этапом подготовки в целом предприятия, учреждения, организации к решению заданий из гражданской защиты.

Комплексные объектовые учебы, тренировки проводятся с целью достижения слаженности в работе координирующих, постоянных органов управления, специализированных служб гражданской защиты (гражданской обороны), персонала диспетчерских служб и штабов из ликвидации чрезвычайной ситуации, командно-начальственного состава невоенизированных формирований особенного периода и внештатных аварийно-спасательных служб.

Каждый участник исполняет обязанности, которые ему определены, согласно плану реагирования на НС, локализации, ликвидации аварийных ситуаций (катастроф) в зависимости от конкретной обстановки, по плану проведения комплексной учебы, тренировки. Весь производственный персонал привлекается к тренировкам в действиях за сигналами, сообщениями об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, участвует в проведении практических мероприятий по эвакуации, укрытию в защитных сооружениях, радиационно-химической защите и возобновлению жизнедеятельности предприятия, учреждения, организации.

Комплексные учебы, тренировки проводятся один раз на три года на учебно-материальной базе, которая включает территорию предприятия, учреждения, организации с производственными зданиями, сооружениями, разного рода коммуникациями, а также специально созданы учебные места.

Комплексные объектовые учебы длительностью до двух суток проводятся на всех предприятиях, в учреждениях, организациях, которые имеют одну из категорий из гражданской обороны, или входят в перечень объектов повышенной опасности (потенциально опасных объектов), а также на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности, с численностью работающих 300 и больше и в медицинских лечебно-профилактических учреждениях с численностью 600 кроватей и больше. Руководство комплексным учебам осуществляет руководитель предприятия, учреждения, организации. При руководителю образуется группа управления (штаб руководства) комплексной учебой.

На больших промышленных объектах комплексные учебы проводятся в-цехах, группах цехов, производствах под руководством специально назначенных руководителями учебы должностных лиц. Отдельные вопросы, если предприятие, учреждение, организация имеет свой жилищный сектор, отрабатываются с привлечением жилищно-эксплуатационных органов и населения, которое проживает на соответствующей территории.

Комплексные объектовые тренировки проводятся на всех других предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и численности работающих, а также в заведениях высшего образования (длительностью до одних суток). В заведениях профессионально-технического, среднего и дошкольного образования комплексные тренировки проводятся ежегодно во время проведения "Дня гражданской обороны" и "Недели безопасности ребенка". Руководство комплексным тренировкам осуществляет руководитель предприятия, учреждения, организации, учебного заведения. При проведении комплексных тренировок на предприятиях, в учреждениях, организациях с небольшим составом тех, кто учится, руководитель, как правило, учит подчиненных лично.

Комплексные объектовые учебы, тренировки за своим назначением делящиеся на плану, показу и опытные. При организации опытной комплексной учебы, тренировки к плану проведения вместе с учебными вопросами, включаются мероприятия по моделированию и изучению стабильности работы предприятия, учреждения, организации в условиях чрезвычайных ситуаций, а также из проверки новых теоретических взглядов и положений относительно организации действий сил при ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф.

При отработке вопросов из ликвидации аварий, которые имеют влияние на условия жизнедеятельности населения, решением руководителя комплексной учебы, тренировки назначается специальная информационная группа с доведения до жителей порядка оповещения и действий в случае угрозы или возникновения аварии на производстве.

При практической отработке вопросов эвакуации за указаниями старшего начальника территориальной подсистемы гражданской защиты к учебе могут привлекаться эвакуационные органы тех населенных пунктов и районов, в которых предвидено размещение производственного персонала и эвакуированных членов их семей.

Штабные объектовые тренировки являются формой практической подготовки персонала предприятий, учреждений, организаций, которые за планами локализации и ликвидации аварий (катастроф) входят в состав штабов из ликвидации чрезвычайной ситуации и возглавляют объектовые невоенизированные формирования и внештатные аварийно-спасательные службы.

Штабные объектовые тренировки могут включать у себя комплексные или специальные (предметные) тренировочные занятия. Во время штабных объектовых тренировок совершенствуется подготовка персонала штабов к действиям за их должностями и отрабатываются вопросы залагодження штаба в целом относительно обеспечения постоянного управления действиями в НС.

Отработка учебных вопросов штабной тренировки дает возможность персоналу самостоятельно или в составе штаба выполнять с помощью методик, инструкций, наставлений и другой документации типичные действия по обобщению и анализу данных об обстановке, разработки предложений для принятия решений, своевременного доведения заданий к исполнителям и осуществлению контроля за их выполнением.

Руководители объектовых невоенизированных формирований и внештатных аварийно-спасательных служб во время штабных объектовых тренировок отрабатывают вопрос звязку, организации управления и взаимодействия с другими силами, которые привлекаются для выполнения спасательных и других неотложных работ в зонах НС.

Штабные объектовые тренировки, кроме лет, когда на предприятиях, в учреждениях, организациях проводятся комплексные объектовые учебы, тренировки, проводятся ежегодно. Руководителем тренировки назначен в соответствии с утвержденным руководителем предприятием, учреждением, организации распределения обязанностей уполномоченный руководитель из ликвидации чрезвычайной ситуации.

В зависимости от цели тренировки и ее масштабов, для отработки взаимодействия за планами реагирования на чрезвычайные ситуации местного органа исполнительной власти, по решению соответствующего уполномоченного руководителя из ликвидации чрезвычайной ситуации, к штабным объектовым тренировкам могут привлекаться оперативные группы городских, районных специализированных служб гражданской защиты (гражданской обороны), эвакуационные органы и руководящий состав коммунальных и общественных аварийно-спасательных служб, которые обслуживают объект.

Штабные объектовые тренировки также могут проводиться за единственным планом в составе групп предприятий, учреждений, организаций по территориально-производственному принципу под руководством уполномоченного руководителя из ликвидации чрезвычайной ситуации высшего звена.

Тактико-специальные учебы с невоєнізоваиими формированиями особенного периода и внештатными специализированными формированиями радиационного и химического наблюдения организуются и проводятся длительностью до 8 часов один раз на три года во время проведения комплексных объектовых учеб, тренировок. Руководителем тренировки является лицо, которое возглавляет формирование, или соответствующий руководитель специализированной службы гражданской защиты (гражданской обороны). При проведенные тактико-специальных учеб предусматривается участие посреднического состава под руководством специально назначенной на предприятии, в учреждении, организации лица по вопросам гражданской защиты. До проведения тренировка привлекается весь личный состав, техника и имущество формирования согласно организационно-штатной структуре и табелю оснастки.

При проведенные тактико-специальной учебы изучаются организационно-штатная структура формирований, сроки приведения в готовность по назначению, комплекс мероприятий, направленных на прекращение действия опасных факторов, спасания жизни и локализацию зон чрезвычайных ситуаций. Личный состав формирований овладевает принципами применения штатной техники, использования приборов и механизмов при проведении аварийно-спасательных работ и работ, направленных на обеспечение минимальных потребностей жизнеобеспечения населения. Во время проведения учебы особенное внимание уделяется слаживанию формирования для самостоятельного выполнения заданий в зонах чрезвычайных ситуаций, а также при взаимодействии с другими силами, которые привлекаются для выполнения соответствующих работ.

Основным методом подготовки личного состава формирований при проведенные учебы есть практическое выполнение работ по назначению и отработка тактико-специальных нормативов.

Положения (наставления) об организации и проведении комплексных объектовых учеб, тренировок, штабных объектовых тренировок и тактико-специальных учеб утверждаются Министерством Украины по вопросам НС. По заявлению руководителя предприятия, учреждения, организации для предоставления методической помощи по вопросам подготовки учебы, тренировки и осуществления во время его проведения посреднических функций при группе управления учебой, тренировкой решением начальника территориальных курсов за предприятием, учреждением, организацией закрепляются педагогические работники.

Должностные лица, которые планируются на назначение руководителями групп управления учебой, тренировкой проходят предыдущую подготовку на территориальных курсах.

Кроме учебно-практических мероприятий по коллективным формам объектовой подготовки, которые непосредственно организуются руководством предприятий, учреждений, организаций на собственной базе, руководящий состав объектовой подсистемы гражданской защиты может привлекаться к участию в общегосударственных, региональных и местных учебах и тренировках территориальных и функциональных подсистем Единой государственной системы ЦЗ.

Высшей формой учебы органов управления и сил ЄДС ЦЗ государственного, регионального и местного уровня, важнейшим средством повышения их готовности к выполнению заданий по назначению являются командно-штабные (КШН) и штабные учебы органов управления (ШН ОУ):

общегосударственные КШН ЦЗ Украины;

КШН ЦЗ АРК, областей, мм Киева, Севастополя;

КШН ЦЗ мост;

КШН ЦЗ ГУ МЧС АРК, областей, мм Киева, Севастополя;

ШН ОУ ЦЗ Украины;

ШН ОУ ЦЗ АРК, областей, мм Киева, Севастополя;

ШН ОУ ЦЗ мост.

Общегосударственные и региональные учебы проводятся один раз на 5 лет под руководством начальника гражданской защиты Украины. Учебы министерств и других центральных органов исполнительной власти проводятся один раз на S лет под руководством Министра Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций - заместителя начальника ЦЗ Украины. Районные и городские учебы проводятся один раз на S лет руководителем соответствующего регионального органа управления гражданской защитой.

Общегосударственные и региональные штабные учебы проводятся с органами управления гражданской защиты и могут быть общими или раздельными, один, дво- или триступеневими. К тренировкам привлекаются, в соответствии с замыслом, оперативные группы от органов управления функциональными и территориальными подсистемами ЦЗ.

Поиск путей решения проблем из повышения уровня сознания и общей культуры населения в вопросах безопасности жизнедеятельности, а также нормативно определенная потребность относительно создания для граждан Украины со стороны государства условий для изучения ими основных способов защиты и действий в чрезвычайных ситуациях, сформировали основные методологические подходы из просветительско-информационной работы среди населения в сфере гражданской защиты.

Просветительско-информационная работа с населением по месту жительства осуществляется методом самостоятельного изучения разработанных по содержанию общей программы (раздел обязательного минимума) пособий, достопримечательностей в сочетании с возможностью получения по месту жительства необходимых консультаций и информации в сети учебно-консультационных пунктов при жилищно-эксплуатационных органах и сельских советах.

Непосредственная ответственность за организацию проведения консультаций а для населения по месту жительства возлагается: в городах - на руководителей жилищно-эксплуатационных органов; в сельских районах - на начальников территориальных подсистем гражданской защиты, которые возглавляют сельские Советы народных депутатов.

Консультации проводятся назначенными инструкторами учебно-консультационных пунктов, которые прошли предыдущую подготовку на территориальных курсах, и за содействием и контролю со стороны специально назначенных лиц по вопросам гражданской защиты.

Учебно-консультационные пункты содержат минимально достаточные сведения о состоянии безопасности по месту жительства с учетом риска возникновения техногенных угроз и стихийного бедствия, мероприятия относительно устранения и минимизации их последствий, способы информирования и оповещения населения, порядок укрытия его в защитных сооружениях гражданской обороны, обеспечения средствами индивидуальной защиты и действий во время проведения эвакуации.

Оборудование учебно-консультационных пунктов позволяет жителям усвоить элементарные навыки из использования (изготовление) средств индивидуальной защиты (самых простых средств защиты) и предоставления первой медицинской сам- но взаимопомощи.

Методическое руководство работой учебно-консультационных пунктов осуществляют территориальные курсы гражданской обороны.

Согласно действующему законодательству, информацию относительно сведений, необходимых для выполнения правил поведения и действий при авариях на объектах повышенной опасности, населения получает через средства массовой информации от территориальных органов МЧС и через локальные системы оповещения потенциально опасных объектов от соответствующих администраций предприятий, учреждений, организаций.

Пропаганда знаний из ЦЗ среди населения организуется непосредственно начальниками территориальных подсистем ЦЗ всех уровней за содействием профсоюзных, общественных организаций, обществ, средств массовой информации через проведение представительских мероприятий (Дня спасителя, выставок, соревнований, обзоров-конкурсов и тому подобное), распространением для самостоятельного изучения населением печатных материалов и созданием видео- и электронной программной продукции.

На страницах журнала "Чрезвычайная ситуация" постоянно печатаются рекомендации относительно действий населения в НС, что позволяет внедрить систему адресной методической помощи населению и руководителям ответственным за пропаганду знаний из защиты населения и территорий от НС.

Таким образом, выработанный и внедрен в практическую деятельность Единой государственной системой гражданской защиты Порядок осуществления подготовки населения к действиям в НС, позволил создать в государстве системный подход из информирования и учебы населения в разных возрастных группах, социальных и профессиональных кругах.

Порядком, в зависимости от уровня (государственного, регионального, местного, объектового), предвидено использование определенного спектра доступных форм и методов учебы, в частности: формальное и неформальное образование в учебных заведениях, учебно-методических учреждениях и непосредственно на производстве; коллективная и индивидуальная формы подготовки; просветительско-информационная работа с населением.

Вместе с тем, как будь которая другая система, ЄДС ЦЗ доминантой в решенные проблемы человеческого фактора ставит подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных кадров. В результате законодательного распределения полномочий и ответственности между профессиональными кадрами и руководящими кадрами и специалистами органов власти и административного управления, которые задействованы в функциональных и территориальных подсистемах гражданской защиты, ЄДС ЦЗ вынуждена реализовывать две образовательных составляющей: ведомственную - для потребностей МЧС и межотраслевую - для удовлетворения потребностей центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.

Сформирована Кабинетом Министров Украины межотраслевая система функционального обучения в сфере гражданской защиты обеспечивает на государственном, региональном и местном уровнях получение лицами, которые занимают государственные и управленческие должности, дополнительного образования в системе повышения квалификации в сфере гражданской защиты.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.