Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, система и источники римского права. Рецепция и значение римского права для современной юриспруденции 2 страница




В начале «Институций» Гая содержится определение права народов, основанное на идее, что общие нормы права действительны для всех людей в соответствии с естественным правом, которое присуще всем народам.

Римляне выделяли еще один вид права – естественное право, которое было присуще, по их мнению, не только всем живущим на земле людям, но и вообще всему живому. Юрист Павл заметил, что «естественное право – это то, что всегда является справедливым и добрым», а Ульпиан добавляет, что «все люди рождаются свободными, а рабами их делает право народов».

Преторское право (ius honorarium) явилось следствием перехода от натурально-патриархального хозяйства к рабовладельческому: появилась необходимость в создании новых процессуальных форм защиты собственника, выработке новых норм права, не предусмотренных цивильным правом. Претор мог издавать эдикты и для отдельных случаев. При вступлении в должность – просматривал эдикты своих преемников и отбирал лучшие из них для своей правоприменительной деятельности. Собрание этих выборок из года в год и называлось «edictum praetorium». Преторское право, согласно Папиниану, «это – то право, которое ввели преторы с целью содействия цивильному праву, для его дополнения или исправления». С течением времени преторское право развивалось, переплеталось с цивильным правом. Оно как бы восполняло и исправляло цивильное право. Появились, отличные от цивильных исков, преторские иски, преторская (бонитарная) собственность, преторские договоры, преторское право наследования и многое другое. В связи с вмешательством претора в формирование права создается правовая система Рима, параллельная цивильной. В конечном итоге цивильное право слилось с преторским, став составной его частью.

Римляне редко отменяли устаревшие, не работающие законы, считая такую отмену пагубной для уважения к праву (устаревшие, либо неудачные нормы права просто не применялись на практике). Известный ученый, специалист в области римского права И. А. Покровский отметил: «Существованием такой своеобразной фигуры, как претор, объясняется необычайное развитие римского гражданского права.

Благодаря существованию претора, римское право имело то преимущество, что для своего развития оно не нуждалось в форме закона. Конечно, такая чрезвычайная власть претора представляла опасность, например, неуверенность в стабильности гражданского оборота. Римляне не могли не видеть этих опасностей, но они без сомнения рассуждали так, что в юридической жизни возможные от такого порядка невыгоды с избытком окупаются его выгодами.

Итак, благодаря такой своеобразной постановке римской системы магистратов, в число которых входили и преторы, в Риме рядом с системой права в собственном смысле (ius civile) выделяется и развивается иная система права (ius honorarium). Это право не отменяет собой системы цивильного права, а лишь может отстранить применение последнего в данном конкретном случае. Вместе с тем система преторского эдикта приобретает мало-помалу характер действительной правовой системы. Фактически преторский эдикт функционировал как нормальный и прочный кодекс, которому нет дела до юридических сущностей и юридических конструкций».

В архаический период самыми древними и практически единственными источниками права были правовые обычаи (такие обычаи являются источником не только римского, но и любого другого национального права). Обычаем называется непосредственное проявление народного правосознания, которое юрист Юлиан определял как «давность применения и молчаливое согласие большинства». Правовой обычай должен был соответствовать следующим требованиям: 1) длительность применения и постоянство воспроизведения, 2) общепризнанность, 3) санкции со стороны государства. К этой группе обычаев, помимо других, относились «добрые нравы» (mores boni), «обычаи местности» (mores loci), «обычаи предков» (mores maiorum), включавшие обычаи человеческого (ius) и божественного (fas) права. Священные обычаи нашли отражение в законах, их зафиксировавших, например, в тех законах, в которых установлено, что если кто-либо что-нибудь против них сделает, то будет предан подземным богам (например, патрон, предавший клиента, лицо, нарушившее неприкосновенность народного трибуна). В случае нарушения этих обычаев «если кто того, кто посвящен подземным богам, убьет, то убийцею не будет».

Законы XII таблиц (451–450 гг. до н. э.), являются древнейшим авторитетнейшим источником римского частного права, который во многом представлял собой систематизированную запись обычаев. Система права этого периода получила название «цивильного (ius civile)», или «квиритского (ius Quiritium)» права. Эта система права представляла собой узконациональную систему, предназначенную только для квиритов, т. е. римских граждан. Национальное право специфично и существует только для данного государства. Например, если вещь приобретал не римлянин, а перегрин (иностранец) или римский гражданин, но вне соблюдения формальной процедуры приобретения, то квиритским собственником вещи все равно продолжал оставаться продавец.

По мере роста развития экономических отношений, торговли, расширения территории Древнего Рима у римлян появилась настоятельная необходимость упорядочить отношения с иностранцами (перегринами), ввести их в определенные правовые рамки. Помимо этого изменившиеся социально-экономические отношения привели к тому, что и самих римлян квиритское право перестало устраивать, так как многие новые формы товарооборота, собственности, обязательств, договоров Законам XII таблиц были неизвестны.

Поэтому в республиканский период, в период классического римского права, появились новые источники права и видоизменились прежние. Прежде всего, для регулирования правоотношений с перегринами был создан специальный магистрат – претор перегринов, который при вступлении в должность излагал в своем эдикте правила, подлежащие применению к перегринам, а также к римским гражданам в случае их правоотношений с иностранцами.

Совокупность таких правил и образовала право народов (ius gentium). Изменившиеся социально-экономические (отход от патриархально-натурального хозяйства, практически мировой товарообмен и оборот) и политические условия (установление республики) привели к тому, что преторы, избиравшиеся на один год, пользуясь данной им властью – imperium, при отсутствии закона или практической его непригодности, применяли новые правовые формы – эдикты.

Причем каждый претор, вступая в должность, мог отменить те нормативные акты, которые принял его предшественник, но, уважая право, претор не отменял принятые ранее постановления – если они непригодны, то действовать не будут, если действуют, то, тем более, нет никакого резона их отменять. Таким образом стал формироваться новый вид права – преторское право (ius honorarium), т. е. «право, созданное магистратом»). В период республики преторское право фактически сменило право Законов XII таблиц. Главной задачей преторской власти было обеспечение гражданского мира, общественного порядка и спокойствия. Для этой цели преторами издавались различные нормативные акты, носившие название эдиктов, интердиктов, декретов.

В этот период основными источниками права следует считать следующие.

Законы –leges (lex, legis – закон), которые в республиканский период принимались на народных собраниях – трибутных, куриатных и центуриатных комициях.

Именно этот термин лежит в основе таких политологических категорий, как «легальность» (законность) и «легитимность» (признанность народом). Публичные законы римского народа принимались на центуриатных и трибутных комициях, в куриатных комициях решались вопросы семейного и наследственного права. Наряду с законами существовали плебисциты, принимаемые вначале плебеями и обязательными только для них, а потом и для всего римского народа (287 г. до н. э.).

Юрист Атей Капитон давал такое определение закону: «Закон есть общее постановление народа или плебса, внесенное магистратом»; Гай определял закон так: «Закон есть то, что римский народ одобрил и постановил» (Гай. 1.3). К примерам таких законов можно отнести закон Петелия (IV в. до н. э.), отменивший убийство неоплатного должника и продажу его в рабство; закон Аквилия (III в. до н. э.), который установил новые правила об ответственности за уничтожение или повреждение чужого имущества.

Преторские эдикты – постановления, которые судебные магистраты провозглашали в начале административного года и которым следовали при отправлении правосудия. Эти эдикты и являлись источниками преторского (оно называлось, иначе, гонорарным – от латинского слова honor – «почесть», так как магистратные должности не оплачивались) права. Гай писал: «Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа; самое важное значение имеют эдикты двух преторов – городского и перегринского» (Гай. 1.6).

В 67 г. до н. э. трибун Корнелий предложил закон, который установил, что эдикт является обязательным для магистрата. Право издавать эдикты имели: городской претор (его обязанность «вершить суд между гражданами»); претор перегринов (его обязанность – «вершить суд между гражданами и чужеземцами»); курульные эдилы, которые отвечали за порядок на рынках, решали возникающие споры в сфере торгового оборота, особенно по поводу качества товаров (предоставляя так называемые эдильские иски); в более поздний период – наместники преторов в провинциях получили право суда над жителями этих провинций. Например, существовал курульный эдикт о защите прав покупателей, в соответствии с которым продавец должен был поставить в известность покупателя о пороках или недостатках продаваемой вещи, в противном случае покупатель имел право вернуть вещь или требовать снижения покупной цены за нее.

Институты Цивильное право Преторское право
Судопроизводство Цивильные иски. Легисакционные в сакраментальной форме (иск о возврате вещи, о подтверждении какого-либо обязательства, о назначении третейского судьи и др.). Преторские иски (прямые иски, иски по аналогии, штрафные, доброй совести, эксцепция и др.).
Собственность Доминиум (dominium); затем proprietas. Цивильная собственность, имевшая ограниченный субъ-ектный и объектный состав. Преторская собственность (бонитарная). Публицианов иск.
Обязательства Obligatio, натуральные обязательства. Цивильные займы. Купля-продажа. Преторские обязательства (о привлечении ответственности по иску). Преторские займы. Сходные с куплей-прода-жей преторские договоры
Право наследования Цивильное наследование. Преторское владение наследственным имуществом.

 

Наконец, нередко в качестве источника права сами римские юристы приводят эквитас (aequitas), т. е. справедливость. Римское понятие «справедливость» иногда определяют как принцип равенства всех перед законом (например, в Законах XII таблиц записано: «Привилегий пусть не испрашивают»). Несомненно, что это соображение входит в понятие «справедливость», но только этим оно не исчерпывалось. Понятие справедливости, как источника права, включало в себя принципы и морали, социальной политики, нравственности и т. д. В материальном смысле этот принцип не являлся источником права, он, скорее, был тем критерием, который обосновывал применение (неприменение) существующей нормы и разработку новой.

Сенатусконсульты. «Сенатусконсульт есть то, что сенат повелевает и устанавливает; он имеет силу закона, хотя это и спорно» (Гай. 1.4). Первоначально Сенат только ратифицировал законы, принятые на комициях, но постепенно, в завершении республиканской эпохи, когда законодательная деятельность комиций практически прекратилась, сенатусконсульты приобрели значимость законов. Принцепс Октавиан Август передал сенату законодательные функции, ранее принадлежавшие исключительно комициям. Ульпиан, в частности, настаивал на том, что «нет сомнения в том, что сенат может творить право» (D. 1.3.9).

Ответы знатоков права – образовывают так называемую римскую юриспруденцию. Знание и применение права находились в Древнем Риме исключительно в руках патрициев, которые принимали участие в государственных делах, в отправлении правосудия и судебной защите своих клиентов. Первый великий понтифик из плебеев Тиберий Корункарий начал первым давать ответы на запросы граждан не в тайной оракульской форме, а публично. С течением времени юрисконсульты постепенно все больше и больше отделялись от адвокатов и вместе с тем теряли свой первоначальный характер. Из простых советников они обратились после издания XII таблиц в толкователей права. Главнейшей их деятельностью стала интерпретация этих законов, но интерпретация не буквальная, а распространительная. Вновь возникавшие жизненные явления они подводили под формы старого «строгого» права. Вследствие этого они еще в республиканский период приобрели значение творцов права. Цезарь Октавиан Август официально признал за ними это значение и, вполне понимая важность их деятельности, с целью больше упорядочить ее постановил, что мнения тех юристов, которые получают от него право высказывать их (ius respondendi), будут иметь для судов силу закона. В случае если бы несколько юристов разошлись во мнениях, суд мог по своему усмотрению выбирать любое из них. Золотым веком права как науки считается время от рождения Цицерона (106 г. до н. э.) до правления Александра Севера (III в. н. э.), после которого деятельность правоведов стала чисто компилятивной.

Знаменитыми юристами были: Марк Порций Катон, Марк Юний Брут, Маний Манилий, Публий Муций Сцевола, которые, по словам другого юриста, жившего позднее, – Помпония, «основали цивильное право». К классическому периоду (ко времени императора Августа) относится и образование двух школ (направлений) в римской юриспруденции – Лабеона и Сабина – прокульянской (Procul, ученик юриста Лабеона) и сабинианской (Sabinus, ученик юриста Капитона) соответственно. Первую школу принято считать прогрессивной, вторую – консервативной, хотя и о той, и о другой известно крайне мало.

Сами римляне определили, что классиками римской юриспруденции являются Гай, Павл, Папиниан, Модестин, Ульпиан. Законодательное признание приоритетной юридической силы высказываний этих юристов подтверждается Законом о цитировании (426 г.), в соответствии с которым претор, в случае разногласий мнений, должен был выбрать мнение большинства из этой пятерки, в случае же разброса мнений предпочтение отдавалось тому решению, которое предлагалось Папинианом.

Римская юриспруденция как практика заключалась в основном в трех видах деятельности:

– respondere – отвечать – советы и ответы частным лицам; толкование действующему праву, варианты собственного решения проблемной ситуации; в период правления Августа к общей функции respondere некоторым из юристов было добавлено право давать письменные ответы по запросам участников спора – юридические решения, властью императора, с приданием, таким образом, этим советам правило обязательности;

– cavere – принимать меры предосторожности или scribere – надписывать – составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами (завещания, договоры и т. д.), так называемая предохранительная юстиция;

– agere – вести дело – советы относительно ведения процесса (римляне не знали института прямого представительства), указание процессуальной формулы.

Еще одной чертой римского права любого этапа его развития было стремление к простоте юридической техники. С завершением классического периода наступили существенные изменения как в развитии римской юриспруденции, так и в формировании других источников римского частного права.

В период усиления власти первых консулов – принцепсовправо издавать властные предписания переходит в ведение сената: возрастает значение постановлений сената – сенатусконсультов.

В установлением принципата законодательная деятельность народных собраний замирает. Теперь законодательными органами становятся император и сенат. Император вносил в сенат свои законопроекты, которые, чтобы стать легитимными, должны были получить утверждение сената, т. е. стать сенатусконсультами. По мере укрепления императорской власти утверждения сенатом законопроектов императора превратилось в пустую формальность.

В поздний периодсуществования римского государстваисключительное право принимать правовые акты, равные по юридической силе законам, некогда принимаемым народным собранием, закрепляется за императорами. Поскольку народ как бы делегировал право принимать законы от своего лица римским императорам, то некоторые юристы стали называть указы императоров императорскими законами. Сборники правовых актов императоров Рима именовались конституциями (constitutio означает буквально «составленное»: образовано от приставки con – «со» и глагола stituere, восходящему к первичному глаголу stare «ставить»), в которых в зависимости от сферы своего применения различались следующие части:

эдикты (распоряжения общего характера, обращенные к народу);

рескрипты (распоряжения частного характера, ответы императоров на юридические вопросы; ответы на индивидуальные ходатайства перед императором);

мандаты (инструкции чиновникам и представителям императорской власти в провинциях);

декреты – решения по поступающим в императорскую инстанцию судебным делам.

Во II в. императором Адрианом в качестве инструкции был издан edictum perpetuum, т. е. «вечный эдикт», результатом которого было прекращение преторского правотворчества.

В соответствии с этим эдиктом, составленным юристом Юлианом, была проведена кодификация преторского права. С этого времени претор, вступая в должность, уже не имел права ни изменять, ни дополнять этот эдикт. Можно даже сказать, что с принятием этого эдикта завершился период дуализма римского права и преторское право окончательно вытеснило цивильное право.

В императорский период источниками права стали так называемые leges imperatoris (императорские конституции), которые по аналогии с древними законами также называли законами (в силу того, что народ делегировал императорам власть принимать законы вместо себя), среди которых первым является Кодекс Феодосия (438 г. н. э.). При издании этого Кодекса Закон о цитировании был дополнен указанием на то, что суды при вынесении решений могут опираться не только на мнения пяти юристов – Папиниана, Павла, Гая, Модестина или Ульпиана (Закон 426 г. н. э.), но также и на мнения других знатоков права, а именно тех, которые цитировались любым из юристов этой «золотой пятерки».

Труды юристов можно систематизировать по различным видам литературных источников, а именно: институции (учебники) по праву; комментарии – истолкование действующего, по преимуществу преторского права; дигесты – комментарии высказываний юристов прошлого; регулы – сборники афоризмов, правил и поговорок юридического характера.

Отличительная черта постклассического права состоит не в закреплении новых юридических конструкций, а в сведении воедино всего того, что явилось достижением классического права. В 528 г. н. э. решением императора Юстиниана была создана специальная комиссия из десяти юристов, под руководством которых осуществлялась систематизация действующего на то время законодательства.

Результатом этой работы явилось издание в 534 г. н. э. одного из наиболее известных мировому праву (и применяемых) источников – Кодекса Юстиниана. Кодекс состоял из 4 частей, включавших 12 книг, разделенных на титулы:

1-я часть – Институции – учебники по римскому праву. Основу этой части Кодекса составили переработанные Институции юриста Гая;

2-я часть – Дигесты (лат.) или Пандекты (греч.) – представляют собой выдержки из произведений выдающихся римских юристов (в 7 частях, 50 книгах, 42 титулах и 9123 цитатах);

3-я часть – собственно Кодекс, объединивший в 12 книгах, разделенных на титулы, все действовавшие императорские законы – конституции – от императора Адриана до императора Юстиниана;

4-я часть – Новеллы, т. е. новые конституции императора Юстиниана, изданные после вступления в законную силу Кодекса, т. е. после 534 г.

В 1583 г. французский ученый Дионисий Готофред (Denis Godefroy) впервые опубликовал Кодекс императора Юстиниана под названием «Свод гражданского права» или Сorpus Iuris Civilis, и это название прижилось в романистике.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современный период развития Российского государства изучение римского частного права необходимо по следующим причинам:

1) на нем базируется современное гражданское право как ев ропейских государств, так и России;

2) на примере римского частного права студенты знакомятся с историко-правовыми аспектами создания и становления основных гражданско-правовых институтов современного мира;

3) в России изучение римского частного права особенно важно, так как государство не прошло воспитательной школы этого права в силу объективных и субъективных причин.

Итак, римское право (принимая во внимание формирование единой Европы) является необходимым связующим элементом европейской общей и правовой культуры. Изучение первоисточников – Институций, Дигест, казусов, споров и правовых принципов римского права является необходимым условием для формирования юридического мышления будущих юристов современной России.

     
 
 
   

2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТУС) ЛИЦ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.