Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВСТУПЛЕНИЕ 2 страница




Реакция выбора — специальное действие, в котором человеку необходимо выбрать один из двух или нескольких объектов по определенным признакам.

Референтная группа — группа людей, значимых и привлекательных для индивида. Р. г.— источник индивидуальных ценностей, норм, правил поведения/суждений и поступков для тех людей, по отношению к которым она является референтной.

Референтная личность — человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания. Р. л. оказывает сильное психологическое влияние на того, по отношению к кому она является референтной. Р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для другого человека.

Рефлекс условный — реакция организма на раздражитель, приобретенная в результате научения — сочетания данного раздражителя с удовлетворением актуальной потребности организма.

Роль социальная — понятие, включающее описание особенностей личности, психологии и поведения человека, занимающего определенное положение в обществе, например роль учителя, руководителя, родителя, ученика и т. п.

Самоактуализация — процесс и результат использования, максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах. С.— это также стремление личности к постоянному самосовершенствованию.

Самооценка — оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков.

Семиотическая функция — свойственная человеку способность создавать и использовать знаковые системы— символы (см.), представляющие или замещающие реальные объекты, и оперировать -ими как с реальными объектами, которые они представляют.

Сензитивный период развития — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Сенсомоторная координация — согласованная работа и взаимодействие органов чувств и движений.

Сенсорный эталон —наглядный образец, с которым сравнивается сенсорный образ при его построении.

Сериация (в теории Ж. Пиаже)—упорядочение предметов по какому-либо признаку, например по длине, высоте, цвету, весу, Объему и т. п.

Символзнак (см.), ассоциированный с определенным объектом, представлением, убеждением, мыслью и чувством, относимыми к той части действительности, которую этот знак представляет.

Синкретизм мышления — характеристика логически неразвитого мышления, выражающаяся в проведении операции классификации Предметов и явлений, определяемых данным понятием, по разнородным, логически непоследовательным признакам.

Словесно-логическое мышление — вид мышления человека, при котором основным средством решения задач являются логические рассуждения, а материалом — понятия и словесные абстракции.

Система — понятие из области общей теории систем (наука, пограничная между математикой и кибернетикой), обозначающее совокупность качественно различных элементов, связанных друг с другом сложными и динамическими отношениями. Системный анализ — подход к изучению объектов и явлений, предполагающий их рассмотрение как развивающихся систем (см.) с выделением структуры (состава элементов и связей между ними), а также законов преобразования и развития системы в целом.

Созревание — естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.

Социализация — процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, т. е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.

Социальная позиция — место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.

Социальная психология — отрасль психологии, содержащая в себе знания об общении, взаимодействии, взаимоотношениях и взаимовлиянии людей, ставящая и решающая соответствующие проблемы.

Социальная ситуация развития — социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека. С. с. р. включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие.

Социальная установка — отношение человека к людям, социальным событиям, фактам и многому другому, что для него значимо. С. у. включает в себя три компонента такого отношения: когнитивный (знания об объекте), эмоциональный (чувства, которые он вызывает) и поведенческий (действия, которые он порождает).

Социально-психологический тренинг — теория и практика группового психокоррекционного (см. психокоррекция) или психотерапевтического (см. психотерапия) воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или улучшение состояния здоровья.

Социометрический тест — распространенное название стандартизированной социометрической методики, предназначенной для выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе (см.).

Социометрический статус — положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста (см.).

Среда — совокупность внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается организм.

Схема (в теории Ж. Пиаже) — типичная и повторяющаяся последовательность действий и операций в способах приспособления организма к условиям окружающей среды. Внутренняя интеллектуальная психологическая структура, управляющая организацией мышления и поведения человека в различных жизненных ситуациях.

Т-группа (группа социально-психологического тренинга) — специальная группа людей, в которой проводится социально-психологический тренинг (см.), преследующий цель развития у его участников умений и навыков межличностного общения, снятия имеющихся у них психологических барьеров, препятствующих эффективному межличностному, личному и деловому общению.

Теоретическое мышление — вид мышления человека, оперирующего с понятиями, содержащими в себе теоретические знания, и в своих выводах порождающего аналогичные знания.

Теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий — разработанная отечественным ученым-психологом П. Я. Гальпериным и развитая его учениками концепция, представляющая собой общие психологические основы формирования знаний, умений и навыков с заранее заданными свойствами на основе определенного плана и программы их поэтапного развития.

Теория поиска смысла жизни —психокоррекционная (см. психокоррекция) и психотерапевтическая (см. психотерапия) теория личности, объясняющая проблемы психологического характера потерей человеком смысла жизни и обосновывающая процедуры психотерапии и психокоррекции необходимостью нахождения утраченного смысла жизни.

Теория ролей — социально-психологическая теория личности и межличностных отношений человека, опирающаяся на понятие роли социальной (см.). Т. р. представляет личность и межличностные отношения в терминах ролевого поведения человека.

Теория самоактуализации — гуманистическая теория психологии личности, утверждающая, что человеку, развивающемуся как личность, свойственно стремление к самоактуализации (см.), которая одновременно является и высшим уровнем личностного самосовершенствования.

Теория социального научения — социально-психологическая теория, объясняющая процесс приобретения человеком жизненного опыта на основе социальных влияний и связанных с ними подкреплений и наказаний.

Теория черт личности — теория личности, в основе которой лежит научно определенное понятие «черта личности». Т. ч. л. рассматривает строение, происхождение, формирование и развитие личности как системы черт (см. черта личности).

Тест —стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами — нормами теста.

Тест Векслера— психологический тест (см.), предназначенный для оценки уровня интеллектуального развития человека определенного возраста и представляющий этот уровень в виде числового показателя, называемого коэффициентом интеллекта.

Тест Кеттелатест (см.) личности, опирающийся на понятие черта личности (см.) и оценивающий степень развитости у человека различных базисных, независимых личностных черт.

Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных или с экзаменационными испытаниями, или с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной причинами иного характера.

Убеждение — процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов, подтверждаемый им самим ссылками на соответствующие факты и аргументы.

Упражнение —систематическое повторение какого-либо действия, движения и т. п. с целью его совершенствования.

Уровень притязаний — достижения в том или ином виде деятельности и в той или иной сфере общения, на которые рассчитывает человек, оценивая свои способности и возможности.

Уровень психологического развития — совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни.

Усвоение — приобретение знаний, умений и навыков.

Условия развития — факторы, от которых зависит развитие человека. В у. р. входят люди, окружающие данного человека с детства, отношения между ними, предметы материальной и духовной культуры, многое другое.

Условнорефлекторное научение — приобретение реакции на новые раздражители по механизму рефлекса условного (см.).

Учебная деятельность — процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых. Учение — собственные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, а также знаний, умений и навыков.

Факторы развития — система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка. Ф. р. включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность учителей и воспитателей, методы и средства обучения и воспитания, многое другое, от чего зависит психологическое развитие ребенка.

Феномены Пиаже — психологические явления, связанные с развитием интеллекта ребенка и впервые обнаруженные Ж. Пиаже у детей среднего дошкольного возраста. Ф. П. проявляются в ошибочных суждениях детей этого возраста об абстрактных характеристиках предметов, связанных с его измеримыми параметрами (количество, объем и другие). Ф. П. объясняются неспособностью детей этого возраста выполнять операции (см.), непониманием законов сохранения количества вещества и числа предметов при изменении их формы или взаимного расположения относительно друг друга.

Функциональная теория психического развития — теория, утверждающая, что развитие той или иной психической функции прямо зависит от частоты и интенсивности ее практического использования в жизни.

Черта личности — прижизненно складывающаяся устойчивая психофизиологическая система, включающая в себя элементы психологии и физиологии человека и определяющая его индивидуальность, характерное для него мышление и поведение.

Эволюционная теория развития — теория, утверждающая, что в процессе психического и поведенческого развития ребенка все или почти все определяется генотипом (см.), что в развитии не появляется ничего такого, что хотя бы в зародыше не имелось бы с самого начала.

Эгоизм — отрицательная черта характера человека, выражающаяся в его стремлении к личному благополучию, не считаясь с благом и интересами других людей.

Эгоцентризм — сосредоточенность внимания и мышления человека исключительно на себе, его отвлеченность от всего, что происходит вокруг.

Эгоцентрическая речь — специфическая, фрагментарная речь ребенка дошкольного возраста, сопровождающая его предметные игры. Э. р. коммуникативна по форме, но индивидуальна по своей функции, она обслуживает наглядно-действенное мышление (см.) и напоминает по своей структуре внутреннюю речь (см.).

Эйдетическая память — вид зрительной памяти человека, связанный со способностью четко, точно и в деталях, без особого труда восстанавливать в памяти зрительные образы виденного.

Эмпатия — способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие    
Часть I. Возрастные особенности детей  
Раздел 1. Психология возрастного развития -
Глава 1. Предмет, проблемы и методы исследования в психологии возрастного развития -
  Предмет возрастной психологии -
  Проблемы психологии возрастного развития  
  Методы исследования в возрастной психологии  
Раздел 2. Познавательные процессы и поведение ребенка  
Глава 2. Теория детского развития -
  Генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка  
  Основные понятия и общие вопросы развития  
  Периодизация возрастного развития  
  Развитие детского мышления  
Глава 3.Психическое развитие ребенка младенческого возраста  
  Врожденные формы психики и поведения  
  Двигательная активность ребенка  
  Восприятие и память у младенцев  
  Речь и мышление младенца  
Глава 4. Познание и поведение в раннем возрасте  
  Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет  
  Развитие речи у детей раннего возраста  
  Появление предметной и игровой деятельности  
  Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста  
Глава 5. Развитие познавательных процессов и деятельность в дошкольном возрасте  
  Предметная деятельность и игра  
  Восприятие, внимание и память дошкольника  
  Воображение, мышление и речь  
  Психологическая характеристика готовности к обучению в школе  
Глава 6. Умственное и поведенческое развитие младшего школьника  
  Психологические особенности начального этапа обучения  
  Познавательное развитие детей младшего школьного возраста  
  Умственное развитие младшего школьника  
  Трудовая и учебная деятельность младшего школьника  
Глава 7.Интеллектуальное развитие в подростковом и юношеском возрасте  
  Общая характеристика ситуации познавательного развития  
  Совершенствование психических процессов  
  Развитие общих и специальных способностей  
  Развитие мышления  
Раздел 3. Формирование личности ребенка  
Глава 8. Общая характеристика условий и теорий личностного развития ребенка  
  Место детства в становлении личности  
  Роль социальных факторов в развитии личности  
  Общение с людьми и его влияние на развитие личности  
  Основные теории и направления развития личности в детстве  
Глава 9. Формирование личности ребенка до трехлетнего возраста  
  Личностные новообразования младенчества  
  Развитие личности в возрасте от одного до трех лет  
  Речь и становление личности  
  Общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рождения до трехлетнего возраста  
Глава 10.Развитие личности в дошкольном возрасте  
  Усвоение нравственных норм  
  Эмоционально-мотивационная регуляция поведения  
  Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника  
  Психологические новообразования дошкольного возраста  
Глава 11. Формирование личности в младшем школьном возрасте  
  Развитие мотивации достижения успехов  
  Становление самостоятельности и трудолюбия  
  Усвоение правил и норм общения  
  Интегральная характеристика психологии ребенка младшего школьного возраста  
Глава 12. Личность подростка  
  Ситуация личностного развития в подростковом возрасте  
  Формирование волевых качеств  
  Развитие деловых качеств личности  
  Достижения психического развития подростков  
Глава 13.Становление личности в ранней юности    
  Формирование и развитие морали  
  Становление мировоззрения  
  Нравственное самоопределение  
  Основные черты психологии старшего школьника  
Глава 14. Возрастное развитие межличностных отношений  
  Взаимоотношение младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми  
  Межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте  
  Взаимоотношения подростков  
  Отношения с людьми в ранней юности  
Часть II. Психологические основы обучения и воспитания  
Глава 15. Предмет, проблемы и методы педагогической психологии  
  Предмет психологии воспитания и обучения  
  Проблемы педагогической психологии  
  Методы педагогической психологии  
Раздел 4. Психология научения  
Глава 16. Теоретическое введение в научение  
  Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие его успешность  
  Теория учебной деятельности  
  Соотношения научения и развития  
  Современные концепции научения  
Глава 17. Научение детей в младенческом и раннем возрасте  
  Начальный этап научения  
  Сочетание разных форм научения  
  Особенности научения детей младенческого возраста  
  Научение в раннем возрасте  
Глава 18. Психологические основы обучения дошкольников  
  Совершенствование восприятия, памяти и мышления  
  Обучение речи, чтению, письму  
  Подготовка к учению в школе  
  Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста  
Глава 19. Обучение в младшем школьном возрасте  
  Организация обучения детей в младших классах школы  
  Обучение младших школьников в домашних условиях  
  Игровая и учебная деятельность у младших школьников  
  Источники умственного развития детей младшего школьного возраста и причины их неуспеваемости  
Глава 20. Учение и научение в средних и старших классах школы  
  Становление теоретического интеллекта  
  Совершенствование практического мышления  
  Профессионализация трудовых умений и навыков  
  Развитие общих и специальных способностей  
Раздел 5. Психология воспитания  
Глава 21. Теоретические вопросы воспитания  
  Цели воспитания  
  Средства и методы воспитания  
  Институты воспитания  
  Теории воспитания  
Глава 22. Социально-психологические аспекты воспитания  
  Общение и воспитание  
  Коллектив и развитие личности  
  Семья и воспитание  
  Формирование и изменение социальных установок  
Глава 23. Воспитание в младенческом и раннем возрасте  
  Первые шаги в воспитании  
  Начало формирования социально важных качеств личности  
  Нравственное воспитание детей в первые годы жизни  
  Физическое и гигиеническое воспитание в ранние годы  
Глава 24. Воспитание в дошкольном и в младшем школьном возрасте  
  Становление характера ребенка  
  Воспитание в домашнем труде  
  Воспитание в играх  
  Воспитание в учении  
Глава 25. Воспитание подростков и юношей  
  Воспитание старшеклассников в школе  
  Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми  
  Воспитание через средства массовой информации и культуры  
  Самовоспитание подростков и юношей  
Глава 26.Психология педагогической оценки  
  Средства стимулирования обучения и воспитания детей  
  Педагогическая оценка как средство стимулирования  
  Условия эффективности педагогической оценки  
  Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка  
Глава 27.Основы психодиагностики  
  Теоретические вопросы практической психодиагностики  
  Особенности применения психодиагностических методик  
  Психодиагностика познавательного развития и способностей детей  
  Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений  
Глава 28. Психологическая служба в системе образования  
  Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования  
  Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога  
  Этический кодекс практического психолога  
Часть III. Психология педагогической деятельности  
Раздел 6. Психология педагога  
Глава 29. Личность педагога  
  Место педагога в современном обществе  
  Психологические требования к личности педагога  
  Общие и специальные способности педагога  
  Индивидуальный стиль деятельности педагога  
Глава 30. Совершенствование педагогической деятельности  
  Организация психологического самообразования педагога  
  Психология педагогической саморегуляции  
  Элементы психокоррекции в деятельности педагога  
  Аутотренинг в работе педагога  
Раздел 7. Педагогическое руководство  
Глава 31. Руководство детскими группами и коллективами  
  Обучение детей общению и взаимодействию с людьми  
  Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах  
  Организация детской групповой деятельности  
  Развитие личности в детских группах и коллективах  
Глава 32. Руководство педагогическим коллективом  
  Стиль и методы руководства коллективом  
  Организация работы коллектива  
  Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива  
  Пути повышения эффективности деятельности педагогического коллектива  
Словарь основных психологических понятий  
     
     
     

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.