Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деловая оценка персонала




Технология выявления навыков руководителя

Деловая оценка персонала(ДОП) – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или РМ.

ДОП производится с целью:

выявления соответствия уровню требований, предъявляемых к исполнителю должностной инструкцией;

разработки путей соответствия заданным критериям оплаты труда и установления ее величины;

удовлетворения потребности сотрудника в оценке собственного труда и его качественных характеристик.

Главными вопросами ДОП являются формирование системы показателей и выбор способов оценки этих показателей.

Система показателей должна раскрывать содержание деятельности исполнителей посредством разделения их на три группы: профессиональное поведение, личностные качества и результаты труда.

Профессиональное поведение охватывает сотрудничество, коллективизм, самостоятельность в решении вопросов, творческий подход, применение прогрессивных методов, квалификационное перемещение, требующее овладения смежными профессиями, глубины их проработки, неординарность принимаемых решений, умение работать в экстремальных условиях с высокой нагрузкой, доведение решаемых вопросов до конца, выработка стратегии поведения в условиях неопределенности при отсутствии руководящих документов, применение инициативных действий без дополнительных указаний и напоминаний начальства.

Личностные качества: уровень интеллектуального развития, искренность, честность, прямота, сознание чувства собственного достоинства, нравственность, чувство ответственности и поглощенности процессом труда, целенаправленное использование времени, инициативность, сопричастность общим целям и интересам, потребность в профессиональном росте, умение держаться ровно и независимо, желание внести свой вклад в общие результаты, самодисциплина, готовность к выполнению новых производственных установок.

Результаты труда - конечные определенные достигнутые технические, технологические, финансовые, профессиональные результаты в пределах функциональных обязанностей, определяемые профессиональными, личностными качествами.

Различают «жесткие» и «мягкие» показатели.

«Жесткие» показатели легко измеримы, поддаются объективной количественной оценке; «мягкие» показатели оценки определяются зависимостью от субъективного мнения оценщика. Важное требование, предъявляемое к этой группе оценок, - наличие системы показателей, охватывающих все стороны деятельности исполнителя, а также выявление «веса», значимости каждого показателя в представленной системе.

Следующая проблема, которую необходимо решить, - выбор способов, с помощью которых оцениваются те или иные показатели. К ним относятся три метода: метод шкалирования, метод упорядоченных рангов, метод альтернативных характеристик, изложенных в специальной литературе.

Метод шкалирования предусматривает систему описаний какого-либо функционального действия исполнителя, проявляющегося в умении решать профессиональную задачу, наличии у него определенных личностных качеств различной глубины и степени их проявления. Динамика выполнения каждого показателя представлена на шкале в виде поступательного его улучшения или функционального наращивания.

Каждому из этих вариантов качественной интерпретации исполнения деятельности присуждается определенный балл с помощью принятой шкалы (от 1 до 5), например, оценки сотрудничества, приведенной в таблице.

Метод упорядоченных рангов используется для ранжированного распределения показателей деятельности сотрудников, посредством присуждения им соответствующей ранговой оценки, затем выявляется суммарный балл, характеризующий уровень деятельности исполнителя в целом.

Таблица

 

Описание уровня сотрудничества методом шкалирования

 

Степень проявления фактора Оценочная шкала
Ярко выраженная способность к сотрудничеству: наличие собственного мнения, умение позитивно влиять на других, конструктивно воспринимать критику  
Хорошие способности к сотрудничеству: имеет собственное мнение, которое ценится другими; позитивно воспринимает критику  
Способен к сотрудничеству, однако собственное мнение ставит на передний план, положительно оценивается другими, мнение окружающих воспринимает осторожно  
Показывает небольшую склонность к сотрудничеству, воздерживается от высказывания собственного мнения, остается малозаметным  
Не проявляет склонности к сотрудничеству  

Этот метод оценки обладает недостатком, проявляющимся в неадекватности величины ранга, который соизмерим с усилиями исполнителя, прилагаемыми к достижению показателя. Нельзя получить достоверного заключения о качественной дистанции между двумя оцениваемыми объектами. Так, разница в результатах работы между первым и вторым сотрудниками может быть большой, а между вторым и третьим незначительной.

Метод без предварительного установления показателей оценки заключается в том, что система показателей и характеристик деятельности исполнителя приводится в «оценочных листах», которые представляются в различных вариантах исполнительской деятельности: например, «данные ниже требований», «отвечают требованиям», «полностью отвечают требованиям», «выше требований», «блестящие результаты». Процедура оценки деятельности по этому методу предусматривает размещение пометки в соответствующей колонке, интерпретирующей степень исполнения определенного показателя или характеристики деятельности работника.

Рассмотренный метод может применяться для деловой оценки персонала, которая может формироваться руководителем, самим исполнителем (самооценка), а также для оценок, выставляемых коллегами друг другу, используемых для корректирования оценки руководителя. Этот метод может использоваться для выявления направлений совершенствования трудовой деятельности. В случае присуждения рангового значения интерпретационным вариантом исполнения определенного показателя, может быть исчислена суммарная оценка деятельности по всем показателям, которая может быть использована при пересмотре оклада или перемещении в должности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.