Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ II 11 страница




Этнополитическая ситуация в Украине остается очень сложной и противоречивой. С одной стороны, происходит консолидация под национальной идеей, а с другой - нарастает противоречие между отдельными группами украинского народа. Имеют место разно­гласия на почве религиозных убеждений. В самой христианской среде образовалась Украинская православная церковь - Киевского Патриарха, Украинская православная церковь - Московского пат­риархата, Украинская автокефальная церковь, римско-католи­ческая и греко-католическая. Нет единства и в других религиозных образованиях.

Не достигнуто полного и окончательного взаимопонимания на почве лингвистических отношений между украино- и русскоязыч­ным частями населения украинского народа.

Повышенная активность этнических групп имеет крайнюю не­однородность как во внешнем мире, так и во внутреннем своем проявлении. Движение ряда национальностей преследует чисто политические цели. В частности, крымские татары ставят целью восстановление национальной государственности. Значительная часть русского населения добивается признания русского языка го­сударственным языком, с ними солидарны русскоязычные украин­цы. Большая часть этнических групп стремится возродить свой язык, литературу, культурные памятники. И хотя Украинское госу­дарство способствует возрождению этнической культуры, пробле­мы остаются.

Несмотря на столь бурное развитие этнополитической ситуа­ции, последняя остается без острых конфликтов, которые сопрово­ждались бы насилием. Заслуга в этом принадлежит гибкой полити­ке государственного руководства Украины.

Важную роль в этом вопросе играет Закон Украины «О нацио­нальных меньшинствах в Украине».

Ряд этнополитических проблем возникает в результате особен­ностей этнополитического пространства Украины и базируется на этнорегиональных различиях.

Наиболее острой среди них является проблема Крыма. Суть проблемы заключается в стремлении получить большую экономи­ческую и культурную самостоятельность региона, что приводит к нарушениям баланса взаимоотношений с центром, например, в распоряжении бюджетом, в компетенции местного управления, в кадровой политике, что иногда приводит к обострению между раз­личными национальностями.

Из разных источников следует, что на территорию Крыма вер­нулось свыше 250 тысяч крымских татар и еще почти 250 тысяч ос­тается за пределами автономии. Украина в настоящее время явля­ется единственным государством в СНГ, которое финансирует программу возвращения крымских татар в Крым. Обращение Ук­раины к России, Узбекистану и Таджикистану взять участие в фи­нансировании программы переселения из их территории татарско­го населения остается безответным.

Решая самостоятельно проблему переселенцев, Украина сис­тематически планово выделяет миллиарды рублей, хотя аналогич­ная проблема в Югославии решается мировым сообществом.

В свою очередь, крымские татары стремятся достигнуть себя как самостоятельную политическую силу, которая определяла бы жизнь в Крыму. Этнополитических и геостратегических проблем, связанных с судьбой Крыма, достаточно много. Однако во всем цивилизованном мире проблемы национальных меньшинств и ко­ренных народов решаются не путем этнической государственности а на основе их внутреннего самоуправления, на базе защиты ппав человека, какой бы национальности он ни был.

Периодически предпринимаются попытки провокаций пробле­мы «Донецко-Криворожской республики», «Новоросов», Закарпат­ской Руси. Определенную роль в этих провокациях играют внешние силы, о чем свидетельствует активное участие в различных сепара­тистских движениях представителей России, Словакии. Активность внешних и- внутренних реакционных сил существенно тормозит становление украинской нации и требует особого внимания для освещения истинного положения дел через средства массовой ин­формации, которые обязаны формировать государственную идею, объединяя страну для ее скорейшего достижения. Это особенно важно для мобилизации усилий всего народа по возрождению эконо­мики, созданию в стране обстановки взаимопонимания и согласия.

Повышение значимости идеологической работы всегда явля­лось средством борьбы за национальное единство и государствен­ное устройство любой державы. В этом вопросе этнопсихология является важным средством в целенаправленном формировании общественного мнения, общенациональной идеи и Украинского государства в целом.

Вопросы для самоконтроля

1.Дата провозглашения государственной независимости Украины.

2.Дата принятия Верховным Советом Украины Конституции Украины.

3.Этнонациональный образ и его основные характеристики.

4.Использование этноцентристских стремлений в политической борьбе.

5. Исторические основы государственной политики Украины в области межэтнических отношений.

6.Подходы в разрешении этнонационалъных вопросов в Украине.

7.«Национальные меньшинства» как глобальная международная проблема.

8. Разрешимость вопроса «национальных меньшинств» как динамической проблемы.

9. Возможность однозначного определения «национальные меньшинства».

10.Международные организации в решении вопроса о «национальных меньшинствах».

11.Стратегические задачи государства в решении этнонациональной проблемы.

12.Внутренние и внешние условия, влияющие на решение националь­ных интересов Украины.

13.Смысл понятия «национоним» и его развитие в Украине.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этнопсихология как наука, изучающая психические особенности поведения отдельных народов, этнических образований или наций, возникла еще в глубокой древности. Однако сформировалась она в отдельную область знаний только в XVIII в., выполняя социальный заказ своего времени. Задачи этнопсихологии этого периода своди­лись к обоснованию таких понятий, как «единство культуры народов», «духовно-психологическая общность народов». Наиболее характерное отражение методологии этнопсихологических воззрений этого перио­да наблюдается в работах Ш. Монтескье. Этот этап развития этноп­сихологии связан с периодом буржуазно-экономических и соответст­вующих им общественно-политических отношений, которые породи­ли массовое производство товаров и их обмен, что существенно опре­деляло национальную культуру отношений, быта, традиций. Выпол­няя поставленные задачи своего времени, этнопсихология предпри­нимает попытки теоретического обоснования таких понятий, как «единство культуры народов», духовно-психическая общность наро­дов, ввела понятия «дух народа», «характер народа», предприняла по­пытки выделить особые черты поведения для каждого народа.

Во второй половине XIX в. можно отметить новую волну интере­са к этнопсихологическим проблемам. Направленность этих интере­сов наиболее ярко выражена в работах Г. Штейнталя, М. Лазаруса, Г. Лебона. Идеализация в их работах такого понятия, как «народный дух», независимость его от социальных условий выводит этнопсихоло­гические свойства народов на внеисторическое образование. Такой подход также явился выражением социального заказа того времени, который был связан с необходимостью оправдания колониальных устремлений европейской буржуазии и подавления развивающегося массового рабочего движения. Сущность идеи излагаемых теорий сводилась к классификации народов на первобытные, низшие, средние и высшие. Для развития высших рас вполне допускалось освоение жизненного пространства низших рас.

Особой направленностью в развитии этнопсихологии отмечается вклад, сделанный русскими революционерами-демократами В.Г. Бе­линским, Н.А. Добролюбовым, Н.Г. Чернышевским. В основу их тео­ретических обоснований положена общесоциологическая теория раз­вития народов. Ими впервые четко сформулирована определяющая значимость социальных отношений в формировании национальных качеств характера народа. Они резко выступали против ходячих пред­ставлений о национальных стереотипах поведения, которые и в на­стоящее время существенно мешают общению и взаимопониманию народов, вызывая подозрение и недоверие друг к другу.

В их работах с высокой убедительностью показано, что сословные и классовые чувства патриотизма менее похожи внутри одной нации своего народа, чем у соответствующих сословий и классов других на­родов. Не внеисторические национальные и этнические особенности характера народа, а социальные определяют психологию поведения масс, и только социальное равенство способно устранить эти проти­воречия. Такое заключение является основным в работах русских ре­волюционеров-демократов.

Начиная с 60-х гг. XX в., этнопсихология полностью сформирова­лась в самостоятельную науку, основываясь на большом материале этнографии и социальной психологии. Однако проблемы, которые должна решать этнопсихология, остаются прежними. Новый интерес к этим проблемам в настоящее время определился появлением в постсоветском пространстве многонациональных государств, повы­шением этнической активности, которая ведет к разобщению подлин­но интернациональных ранее интересов. С одной стороны, со все большей силой развиваются межгосударственные отношения, проис­ходит интернационализация научных, культурных, технических дости­жений, а с другой, все с большей остротой вспыхивают межэтнические столкновения, порождающие локальные войны. Лидеры этих выступ­лений опираются на необоснованные факты, произвольно устанавли­вая начало истории своего этноса. Важность правильного понимания природы возникновения и существования этнических и национальных особенностей характера народа во многом позволяет найти компро­миссные решения, упреждая насилие и террор в решении спорных во­просов, возникающих в разных точках планеты.

Несмотря на большие достижения в социально-историческом подходе понимания природы возникновения и развития различных этносов и наций, по-прежнему пропагандируется исконность их суще­ствования и неизменность особых чёрт характера и темперамента у того или иного народа. Преднамеренно поднимаются те факты исто­рии, где было совершено насилие над тем или иным народом.

Фактически в понятиях «этнос», «нация» определяющим компо­нентом является совместная взаимообусловленная производственная деятельность, которая и определяет общность культуры, языка, тер­ритории. Интеграция производственно-экономических, научно-куль­турных отношений приводит к интернализации народов. Нация и эт­нос, будучи социально-историческим явлением, подлежат закону из­менения и не могут рассматриваться как незыблемые образования.

Являясь отображением существующих на текущий момент произ­водственно-экономических отношений, данные социокультурные об­разования непрерывно опосредуют результаты складьшающихся взаимообусловленных отношений, которые и выступают системооб­разующими факторами в динамике развития этноса и нации. Язык, культура, общая территория являются составными компонентами, которые необходимы для организации совместных производственно-экономических отношений. Именно они и определяют особенности психологии отношений людей, взаимообусловленных организацией совместной деятельности и способом распределения конечного про­дукта этой деятельности. Родственные структуры организации таких производственных отношений порождают общность культуры, харак­терную этим отношениям. Различием может быть только язык, кото­рый выступает показателем территориальной разобщенности, но сложность языка в равной степени остается одинаковой для одинако­вых уровней экономического развития народов. Государство начина­ется с экономических отношений, а не с языка, язык является следст­вием необходимости общения в экономических и соответствующих им культурных отношениях.

Усложняющаяся производственная деятельность в соответствии с объективными закономерностями определяет оптимальную числен­ность людей, охваченных совместными отношениями. На этом пути интернализации общества более сильная сторона поглощает слабую, и в зависимости от соотношения сил и их направленности происходит ассимиляция культур и языков или их полное подчинение и исчезно­вение. Примером этого процесса может быть формирование славян­ского этноса или любого другого. О многих из них в истории народов не осталось даже следов. Так, к III в. до н.э. территория этруссков пе­решла к римлянам. Этим начался период усиления влияния римской культуры или романизация. В итоге, в 90 г. до н.э., когда все народы Италии получили римское гражданство, этрусский народ совершенно утратил свое лицо. Рим полностью поглотил их мир. Этрусская циви­лизация ушла в небытие, оставив после себя тайну ее возникновения.

Эти процессы происходили не только в древней истории, они ин­тенсивно протекают и в настоящее время, и за всем этим прежде все­го стоят экономические интересы более сильных государств или их коалиций. В подавляющем большинстве случаев эти процессы осуще­ствляются насильственным путем со всеми последствиями, выте­кающими из способа их решения. Наиболее проявляющиеся формы осуществления такого поведения и составляют характер народа, а способ выражения его представляется как темперамент.

Следовательно, используемые понятия общей психологии по сво­ей природе сохраняют прежнее смысловое содержание, но в данном случае в них вкладывается социальная накопленность, а не биологиче­ская, и отдельный человек выступает как элементарный носитель ха­рактеристики социокультурного сообщества.

На данном пути развития вновь строящихся государств их значи­мость в мировом сообществе определяется не восстановлением про­шлых элементов культуры и традиций, не возрождением националь­ных ремесел и привитием единого государственного языка, а развити­ем экономики и науки и их интеграцией с общемировыми достижения­ми. Попытка говорить об особой национальной ментальносте, об ис­торической предрешенности пути развития является полной утопией.

Какой путь развития будет избран Украинским государством в на­стоящий период, зависит не только от этнопсихических национальных особенностей ее народа, а прежде всего от эффективности историче­ски сложившихся экономических связей с бывшими союзными респуб­ликами и странами Европы. Задачи этнопсихологических исследова­ний в этом направлении заключаются в объективном представлении роли межэтнических взаимоотношений, причин возникновения кон­фликтов или консолидации национальных меньшинств, истинной природы психологии этих явлений. На данном этапе развития этноп­сихологии и решение поставленных ею проблем должно быть направ­лено на объединение и анализ богатого опыта этнографии, социаль­ной психологии, математической психологии.

Как этнос, так и нация состоят из конкретных индивидуумов, пове­дение которых успешно изучает психология. Взаимообусловленные производственные отношения существенно расширяют среду общения и сложность адаптивного стереотипного поведения, однако это не на­рушает основы психологии индивидуального поведения. Подчиняясь правилам конвергенции и дивергенции, формируются обобщенные стереотипы поведения социальных групп и слоев, отражая при этом особенности средового приспособления. Естественно, что такое пове­дение отражается наиболее характерной среднестатистической оцен­кой, в которой сосредоточено наиболее типичное средовое поведение. Это дает полное основание говорить о типичных чертах характера и тем­пераменте определенного социокультурного образования: будьто соци­альная группа, слой, класс или нация в целом. Чем шире обобщение, тем более однозначным и узким становится психическая обобщенность.

Именно в этом и заключается существенное различие в психоло­гии поведения индивидуума и группы либо общности. В индивидуаль­ном проявлении психического поведения наиболее вариативное и осознанное оно проявляется в нормальном состоянии с минимумом эмоциональной окрашенности. По мере возбуждения вариативность выбора резко сужается, достигая при этом однозначности инстинк­тивного видового поведения.

В поведении общности самые характерные формы проявляются в наиболее узкой вариативности обобщенных выражений поведения из всего многообразия индивидуальных показателей. В спокойном со­стоянии некой общности проявляется многонаправленность в пове­дении каждого индивида. По мере роста напряженности состояния общности затрагивается наиболее важный показатель, который объе­диняет интересы общности и объединяет ее в достижении конечной цели. Фактически все принципы организации поведения сообщества в удовлетворении потребностей остаются абсолютно аналогичны тако­вым в организации индивидуального поведения для удовлетворения биологических потребностей с той разницей, что в одном случае речь идет о физической среде, а в другом - о социальной, но регуляция деятельности и в том и другом случае определяется удовлетворенно­стью достижения цели. Сегодня все эти процессы могут быть с доста­точно высокой степенью эффективности представлены в виде мате­матических описаний, что обеспечивает глубокий их анализ.

Идея социально-этнического разделения труда, обязанностей и прав так долго владела обществом, что даже и сейчас этнопсихологи пытаются всерьез делать выводы об этнических и национальных' не­изменяемых качествах характера, социальных болезнях, формах пове­дения. Анализ исторического опыта человечества со всей очевидностью показывает, что отличия в поведении, характере, образе жизни различ­ных этносов являются не биологической данностью, а результатом куль­турно-исторического развития. С годами человечество свято уверовало в различные догмы, которые на самом деле являются не более чем мифами. Так, из поколения в поколение передается глупость о нацио­нальных чертах характера. В действительности существующие этносы, нации и даже расы в биологической основе психики поведения не имеют различий, и только социальная среда накладывает неизглади­мый отпечаток своих условий организации и построения отношений.

В анализе этнопсихических особенностей поведения в условиях по­строения многонациональных государств следует всегда выделять внутренние факторы социокультурного сообщества, которые влияют на совместные взаимообусловленные отношения, и внешние или межго­сударственные, в которых могут самым широким планом использо­ваться или преднамеренно усиливаться, а в ряде случаев целенаправ­ленно провоцироваться межэтнические распри. Во всех случаях прояв­ляется одна цель - ослабление потенциальных возможностей конку­рента для последующего его подчинения. Следовательно, укрепление государственной целостности должно исходить из организации эконо­мической стабильности, в достижении которой не имеет значения эт­ническая принадлежность производителя, его цвет кожи и язык обще­ния. Чрезмерное внимание в развитии исторического прошлого в виде традиций, обычаев, которые отражают этническую принадлежность и трактуются как восстановление национальной духовности, только тор­мозит процесс интернализации в мировое сообщество. Этот процесс неизбежно ведет к формированию единого социокультурного сообще­ства людей без расовых и национальных предрассудков.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Украины.

2. Агеев B.C. Перспективы развития этнопсихологических исследований // Психол. журнал. 1988. Т. 9. № 3.

3.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980..

4.Анисимов Е.В. Россия в середине 18 века М., 1986.

5.Анисимов Е.В. Страницы политической истории 18 века М., 1988.

6. Бастов Б. Природа национальных и интернациональных чувств и формы их проявления: Автореф. дис... канд. филос. наук. М, 1981.

7.Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СПб., 1991.

8.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

9. Гумилев Л.Н. О термине «этнос» //Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. Вып. 3. Л., 1967.

10.Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. К., 1984.

11.Горячова А.И., Макаров М.Г. Общественная психология. Л., 1979.

12.Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психол. журнал. 1981. Т. 2. № 5.

13.Душков Б.А. Некоторые проблемы интернационального коллектива // Сб.: Психологические и педагогические основы обучения студентов. М., 1977.

14.Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1962.

15.Иванов В.Д. Откуда есть пошла Русская земля. Т.1,2,3. М., 1986.

16.Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. M., 1988.

17.Петрова А.С. Феномен общения с точки зрения этнопсихологии: к постанов­ке проблемы //Советская этнография. 1987. № 3.

18.Колесницкий Н.Ф. История средних веков. М., 1980.

19.Королев СИ. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970.

20.Коростовцева M.A., Кацнельсон И.С., Кузищин В.И. Хрестоматия по исто­рии Древнего Востока. М., 1980.

21.Кузищин В.И. История Древнего Рима. М., 1981.

22.Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984.

23.Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психол. журнал. 1986. Т. 7. № 2.

24.Лебон Г. Психология народов и масс»СПб., 1995.

25.Монтескье Ш. Избранные произведения. M., 1955.

26.Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История Древнего Мира (упадок древних обществ). M., 1983.

27.Основы этнографии /Под ред. С.А. Токарева. М., 1968.

28.Павленко В.Н., Таглий С.А. Введение в этническую психобиологию. X., 1992.

29.Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История Древнего Мира. M., 1985.

30.Свенцицкая И.С. Раннее христианство - страницы истории. М., 1983.

31.Семенов В.Ф. История средних веков. М., 1975.

32.Советов Н. Век просвещения. М., 1986.

33.Старовойтова Г.В. О предметной области этнопсихологии // Советская эт­нография. 1983. №2.

34.Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975.

35.Этнические стереотипы поведения /Под ред. Байбурина А.К. Л., 1986.


n - число участвующих лиц в получении конечного результата, или величина прила­гаемого усилия (а). Величина а и n связаны обратной зависимостью a=l/n; t - время сохранения состояния системы; А - верхний предел численности системы совместных отношений, при котором наблюдаются минимальные усилия и минимальное удовле­творение при равномерном распределении; В - нижний предел численности системы совместных отношений, при котором требуются максимальные усилия и максимальное распределение результата; С - оптимальное состояние, которое соответствует среднему значению усилий и средней прибыли или удовлетворенности; CD - вероятность состоя­ния системы; A'DB' - кривая нормального распределения до точек перегиба, за преде­лами которых процесс не существует.














 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение________________________________ 3

ЧАСТЬ I

История развития этнопсихологии _____________ 5

Актуальные проблемы этнической психологии____ 15

Перспективы и пути развития этнопсихологии как науки 22

Базовые понятия этнопсихологии ______ _________ 28

Определяющие факторы психологии этноса_______ 37

Природа формирования этноса__________________ 41

Основные характеристики этнических особенностей взаимодействия людей 54

Психологические особенности этнического сообщества как социокультурного образования 60

Внутренние факторы, определяющие структуру этноса 72

Внешние факторы, которые оказывают влияние на организацию этноса 92

ЧАСТЬ II

Истоки возникновения славян на территории Европы 102

Роль миграции и великого переселения в формировании славянского этноса 115

Вехи возникновения Древнекиевского государства 137

Возникновение Киевской Руси_________________ 152

Возникновение украинской народности и формирование украинского государства 173

Миграция как фактор изменения этнической структуры

общества____________________________________ 177

Процессы украинского этногенеза и национальной государственности 190

Этнопсихологические особенности украинского народа 209

Современные социально-политические и этнические условия развития Украины 215

Заключение_________________________________ 226

Список рекомендуемой литературы_____________ 231

Приложения_________________________________ 232

 

Навчальне видання

Бандурка Олександр Маркович, Друзь Валерій Анатолійович

ЕТНОПСИХОЛОГІЯ

 

 

Редактор Н.Є. Нестеренко

Комп'ютерна верстка К.М. Кашиної, А.О. Коржова

 

Підп. до друку 12.04.2000. Формат 60x90/16. Папір газетний. Друк офсетний. Ум. друк. арк. 11,5. Уч.-изд.л. 12,2. Тираж 300 прим. Зам. № 0-358.

Університет внутрішніх справ. 61080, Харків, пр. 50-річчя СРСР, 27.

Напечатано в издательстве «Харків», Московский просп., 247.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.