Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночных отношений




 

Понятие «конкуренция» (конкурентное поведение) – достаточно многообразно. В переводе с латинского термин «конкуренция» означает столкновение. Поэтому наиболее часто встречающиеся определения характеризуют конкуренцию как соперничество, состязательность между участниками рынка за достижение результатов на каком-либо поприще. за лучшие, экономически более выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Некоторые русские авторы, например И. Конрад, трактовали конкуренцию как «свободное соперничество многих лиц в меновых сношениях и в хозяйственной деятельности вообще».

В литературе советского периода конкуренция определялась как свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. В законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 22.03.91 г. под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Западные экономисты, например К. Макконнелл и С. Брю, дают следующее определение конкуренции: конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для них свободно выходить на рынок и покидать его.

Указанные определения характеризуют конкуренцию в 2-х аспектах; как состояние рынка и как отношения соперничества.

В получившей распространение в настоящее время концепции Ф.Фон Хайека конкуренция определяется как наука, процедура для открытия фактов, возникающих на пути формирования спонтанного порядка, которые без конкуренции оставались бы никому неизвестны. Конкуренция – это саморегулирующийся механизм, приводящий к своего рода равновесию – спонтанному порядку, который является продуктом человеческого действия, а не человеческого разума.

В российском антимонопольном законодательстве выделяются следующие основные признаки конкурентной ситуации.

1. На рынке должны действовать имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения состязательности между ними. Независимые поставщики рассматриваемого товара могут быть независимыми производителями этого товара, или продавцами товара независимых производителей, или независимыми продавцами товара одного производителя.

2. На рынке должны действовать имущественно и организационно независимые покупатели товаров в количестве, достаточном для формирования платежеспособного спроса.

3. На рынке должны отсутствовать экономические и другие препятствия в доступе к сырью, ресурсам, технологиям, информации.

4. Конкурентный рынок характеризуется независимым экономическим поведением поставщиков и потребителей.

Конкуренция (конкурентное поведение) как и любая экономическая категория выполняет ряд функций: регулирования, мотивации. распределения, контроля.

Функция регулирования. Для того, чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно. Так, предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли. Предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка.

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределить доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их вкладами, что соответствует господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополия может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Политика государства в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Политика в области конкуренции предполагает:

1) технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновации под давлением конкуренции);

2) предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (адаптация под давлением конкуренции).

Интенсивность конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентом. Это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок лидера и насколько динамичен спрос.

В соответствии с принципом оптимальной интенсивности конкуренции наиболее благоприятны условия для нормального соперничества появляются тогда, когда имеют дело с «широкой» олигополией с умеренной индивидуализацией продукции. «Узкая» олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

 

4.3. Характеристика основных моделей рынка

 

Решения и успех деятельности фирмы зависят от отрасли, где она действует. Подобно тому, как не существует двух похожих отраслей, не существует и двух одинаковых рыночных структур, более того, в реальной действительности имеет место их безграничное разнообразие. Однако в целях анализа, как правило, выделяют 4 типа рыночных структур (ситуаций) или так называемых «моделей рынка»: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Каждая из выше указанных рыночных структур является отражением различной степени развития конкуренции.

Российское законодательство к настоящему времени выделяет 2 типа рыночных ситуаций: рынки совершенной и монополистической конкуренции в России.

Наибольший вклад в изучение конкуренции внесли такие западные экономисты, как А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс, Й.Шумпетер и др.

Рассмотрим подробнее вышеназванные модели рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.