Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночной экономики




Если по определению чистый монополист не имеет прямых конкурентов, то должны быть причины такому отсутствию конкуренции. Существование монополии зависит от существования барьеров для вступления в отрасль. Важнейшими среди них являются патенты, лицензии, а также собственность на важнейшие виды сырья.

В настоящее время процессы поглощения и слияния фирм происходят наиболее интенсивно в аэрокосмической, нефтяной, газовой, электронной промышленности. Основываясь на капитале собственной страны или других стран, формируются международные монополии. Слияние транснациональных компаний происходит для реализации сверхсложных проектов и конкуренции на глобальном уровне. Западные экономисты характеризуют этот процесс как постимпериализм.

Совершенная конкуренция полиполия – это такая рыночная структура, которая состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего, т.е. однородного товара. Для нее характерна полная свобода входа на рынок и выхода с него, равный доступ к информации. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не продавцов.

Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на рынке. Примером такого рынка служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют. Другой отличительной чертой чистой конкуренции является стандартизованная продукция. При данной цене покупателю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Примером могут служить оптовые фирмы, закупающие и реализующие шоколад фирмы «Марс» по одинаковым ценам. Вследствие этого покупатели будут рассматривать этот товар как точные аналоги других фирм, а следственно, будет отсутствовать основание для неценовой конкуренции, которая возникает на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы не осуществляют контроль над ценой продукции. Дело в том, что каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, а значит – и цену продукта. Для иллюстрации допустим, что имеется 10 тысяч звукозаписывающих компаний, каждая из которых выпускает по 1000 аудиокассет. Общий объем предложения – 1000 000 кассет. Предположим, что одна из 1000 компаний - А сокращает свое производство на 500 кассет. Объем совокупного предложения составит 999500 кассет. Данная компания А не может запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, это было бы бесполезно. Так, покупатель не купит ничего у компании А по 11 руб., если ее 999 конкурентов продают идентичный товар по 10 рублей.

Другой отличительной чертой является свободное вступление и выход из рынка, т.е. новые фирмы – свободно покидать чисто конкурентные рынки. В частности, не существует никаких серьезных препятствий, которые могли бы существенно помешать возникновению фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Чистая конкуренция на практике довольно редка и существует только в нескольких сферах деятельности. Большинство же фирм старается убедить покупателей в том, что их товары являются специфическими или уникальными, обладающими новыми, улучшенными качествами. Такой рынок с относительно небольшим числом продавцов в отрасли, предлагающих схожие, но не идентичные товары, экономисты называют монополистической конкуренцией.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую ситуацию, при которой относительно небольшое число небольших производителей предлагает дифференцированную продукцию, совершая сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Покупателям предлагаются различные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

Из небольшого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:

1. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

2. При относительной малочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними: каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов. Этому правилу можно следовать, т.к. влияние действий одной фирмы на каждого из конкурентов настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия данной фирмы.

3. Дифференциация продукта может принимать ряд форм:

1) Качество продукта. Продукты могут различаться своими качественными и физическими параметрами (вес, размер, мощность и т.д.). Наиболее важными среди них являются функциональные особенности, материалы и качество работы. Приведем пример. Фирма «Вист» - «Арти-системс» продают компьютеры. Фирма ««Вист» - «Реntium – 166», а «Арти» –«Pentium-300». Естественно, что компьютеры фирмы «Арти-системс» будут иметь большой спрос, т.к. более универсальны, имеют более мощную аппаратуру, программное обеспечение и т.д., нежели компьютеры фирмы «Вист».

2) Услуги и условно, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта.

3) Размещение. Магазин, расположенный в оживленном районе, намного рентабельнее, чем аналогичный магазин, расположенный в более отдаленном районе города.

4. Стимулирование сбыта и упаковка. Покупатель предпочтет сделать покупку в магазине, где за покупку он получит подарок, фирменную гарантию, услуги по доставке и т.д.

Следовательно, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только через цены, но и путем всемерной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром. Она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от условий конкурентов, хотя эта власть и ограничена наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними фирмами существуют и достаточно крупные фирмы. При такой модели рынка фирмы стремятся расширить свою область предпочтений с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые подчеркивают различия в товарах.

Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией относительно легко. Но по сравнению с чистой конкуренцией могут возникать дополнительные финансовые трудности, связанные с потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурента.

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой немногочисленное число хозяйствующих субъектов контролируют значительную долю рынка, а вход на этот рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен или невозможен.

Основным параметром олигополии является немногочисленность (3-5). Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров и услуг, то такая отрасль называется олигополистической. На мировом уровне это, например, автомобильное и компьютерное производство, изготовление покрышек, моющих средств, сигарет и других товаров.

Различают «жесткую» и «расплывчатую» олигополию. Так, при господстве на рынке 2 – 3-х фирм – это «жесткая» олигополия, а если 6-7 фирм занимают до 80% рынка, то это «расплывчатая» олигополия.

Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д., а дифференциация продукта – на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность фирм способствует их соглашениям, тайному сговору – по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень конкуренции производства (больше число фирм), и наоборот.

Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают. Чем меньше будет такой информации, тем более конкурентным будет поведение фирмы.

Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенно конкурентном рынке они пульсируют непрерывно в зависимости от спроса и предложения, то при олигополии цены имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто.

Олигополии существуют потому, что для конкурирующих фирм трудно выйти на данный рынок. Имеется ряд барьеров, препятствующих проникновению новых конкурентов на существующий рынок. Один из таких барьеров – высокая стоимость выхода на рынок. Другой барьер создается патентной защитой. Во многих технологически передовых технологиях, таких как алюминиевая, химическая, электротехническая, продукция защищена патентом. Для выхода на такой рынок конкуренты должны заплатить владельцу патента за право использовать эту технологию в своем производстве или изобрести собственную технологию.

При существовании олигополии ценовая конкуренция менее эффективна. Компании знают, что если они понизят цены, конкуренты сделают то же самое. Тогда вместо возросшего объема продаж, компенсирующего снижение цены, как при совершенной конкуренции, снижение цен приведет просто к уменьшению доходов.

Для увеличения рыночной власти происходит слияние нескольких конкурирующих фирм, что приводит к увеличению прибыли и позволяет добиваться более низких цен и издержек производства.

Монополия является антиподом чистой конкуренции. Чистая (абсолютная) монополия существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем товара, у которого нет близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что для него нет приемлемых альтернатив. В результате покупатель должен либо покупать товар у монополиста, либо обходиться без него. Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок. Примерами естественных монополий могут служить электрические и газовые компании, предприятия общественного пользования, линии связи и т.д.

Процесс образования монополий свидетельствует о стремлении предприятий к получению дополнительных прибылей путем завоевания рынков в процессе конкуренции, что достигается уменьшением издержек производства, улучшения качества и количества выпускаемой продукции, применения новых достижений технического прогресса.

Формирование монополий происходило на фоне концентрации, централизации и обобществления производства, установления хозяйственных связей между предприятиями, обмена технологиями. Так, в США к началу 80-х годов 0,5% корпораций располагали 25% всей рабочей силы и давали 32% объема производства. С одной стороны, монополии способствуют развитию производительных сил, с другой стороны, устанавливая монопольно высокие цены, ограничивая объем производства, они приводят к не всегда рациональному использованию ресурсов.

Первые монополистические объединения формировались во второй половине прошлого века с целью завоевания рынка и установления на нем монопольной цены на товар. Картель представляет собой самую раннюю форму монополистического объединения, где отдельные производители договариваются и заключают соглашение о ценах, рынках сбыта, объеме производства и распределении прибыли. Однако при этом сохранялась полная свобода в торговле той продукцией, которая не входила в картельное соглашение. В результате некоторые предприятия получали дополнительные прибыли. Следующая форма монопольного объединения – синдикат, приводящий к сосредоточению функций снабжения и сбыте продукции, производственные функции осуществляются предприятиями самостоятельно.

Трест приводит к управлению предприятиями из единого центра. Различают одноотраслевой, комбинированный и многоотраслевой трест.

Концерн – высшая форма монополистического объединения. В него входят предприятия разных, но взаимосвязанных отраслей производства, торговля, транспорт, кредитные учреждения. Его цель заключается в специализации и интеграции входящих в него предприятий в единый экономический комплекс. Конгломерат объединяет не связанные друг с другом компании, предоставляя им полную свободу. При этом контролируется лишь часть финансовых показателей.

Австрийский экономист Йозеф Шумпетер в своей знаменитой книге «Теория экономического развития» взглянул на проблему монополий в новом свете. Шумпетер утверждал: время старых монополий, основанных на исключительных правах на какие-то ресурсы, прошло: если они и встречаются, но главенствующей роли уже не играют. На смену им пришли новые, в основе могущества которых – достижение технического прогресса, позволяющие предложить рынку новый товар или изготавливать старый, но с меньшими затратами. Отсюда вывод: монопольная прибыль – это награда за роль пионеров технического прогресса. Он писал: «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней – нет развития». Обобщенная характеристика основных моделей рынка по всем важнейшим параметрам приведена в табл. 2.

 

 

Таблица 2

 

Обобщенная характеристика основных моделей рынка

 

Параметры Совершенная конкуренция Монополистичес-кая конкуренция Олигополия Монополия
Количество фирм, производя-щих продукт Много независимых фирм. Нет контроля над рынком Относительно немного фирм в отрасли, производящих схожие товары и услуги Несколько крупных фирм, производящих сходные товары и услуги Один продукт и одна фирма
Контроль над ценами Нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует влияние Практически полный контроль
Товарная дифферен-циация Нет. Продукты не различимы по свойствам и качествам Товары и услуги дифференцированы Существенна для определенных продуктов (автомобилей). Мала для стандартизованных продуктов (бензин) Нет
Неценовая конкурен-ция Отсутствует Значительна Очень типична, особенно при дифференциации продукта Нет
Легкость вступления в отрасль Очень легкие. Препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Трудные. Часто требует больших инвестиций Практически невозможно
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды и обуви Производство стали, бытовых приборов, сельскохозяйственного инвентаря Муници-пальные организации

 

 

4.4. Развитие рыночных отношений в России

 

Становление рыночной экономики в России столкнулось и с монополизмом особого рода. Российский монополизм – результат тотального огосударствления экономики с присущей ему административно-командной системой управления. Именно государство составило ось, вокруг которой формировались все элементы монопольных структур. В отличие от рыночных монополий российские ведомственные (управленческие) монополии создавались волевым путем. Государственный монополизм сопровождался огромной концентрацией экономической власти на всех уровнях управления экономикой. В современной России концентрация экономической власти на верхних уровнях управления если и снизилась, то незначительно, административный диктат даже усилился.

Живучесть государственного монополизма объясняется тем, что в настоящее время происходит лишь чисто внешняя трансформация бывших отраслевых министерств в концерны и холдинги, к примеру «Роснефть», «Росуголь», «Чермет», «Цветмет» и др. В этой связи весьма показательны данные о концентрации в промышленности РФ в 1997 г. Так, доля восьми крупнейших производителей составила: в электроэнергетике – 21,2%, в топливной промышленности - 28,9%, в черной металлургии – 55,5%, в металлургии – 48,6%.

Объективной основой монополизма рынков отечественных производителей является чрезвычайно высокая степень концентрации производства. Резко меняется и лицо современного монополиста в России. Так уставной капитал РАО «Газпром» составляет 236,7 млрд. руб., что превышает уставной капитал Российского акционерного общества энергетики и электрофикации в 3,5 раза. Газпром является классическим примером монопольного рынка со всеми атрибутами в области экспорта, цен, доходов.

Газпром – естественный монополист. В Башкортостане к естественным монополиям можно отнести такие как «Башкирэнерго», «Башводоканал», «Баштеплосети» и др.

Другой тип монополии (олигополии) сложился в нефтедобыче и нефтепереработке. Здесь сформировались компании, построенные по принципу вертикальной интеграции и объединяющие ряд предприятий от скважин до бензоколонки. Организационно такие структуры являются холдингами. Первая российская интегрированная компания государственный концерн «ЛУКОЙЛ» была создана в 1991 г. на основе трех нефтедобывающих объединений. Оставшиеся предприятия нефтекомплекса закрепились за госпредприятием «Роснефть». В настоящее время в нефтедобыче сложилась олигополистическая структура рынка.

С точки зрения создания монопольных структур представляет интерес и тенденция к ускоренному формированию финансово-промышленных групп. К настоящему времени их число составило 72, среди участников следует отметить: РАО «Норильский никель», «АВТОГАЗ», Новолипецкий, Челябинский и Магнитогорский металлургические комбинаты «ОНЕКСИМ – банк», «Российский кредит», «АВТОВАЗ банк» и т.д.

Таким образом, российская промышленность вступила в процесс преобразований в виде чрезвычайно монополизируемого комплекса. Однако, несмотря на проводимую борьбу с монополизмом, степень монополизации не только не снижается, но и увеличивается, несмотря на уменьшение количества предприятий-монополистов. Развитие рыночных отношений в России происходит в условиях чрезвычайно низкого спроса, а также практически при полном отсутствии инвестиционных ресурсов.

 

 

Тема 5. Фирма в условиях рынка

План лекции:

5.1. Фирма как экономический субъект рыночной экономики.

5.2. Цели и функции фирмы. Конкурентное преимущество.

5.3. Организационно-правовые формы предпринимательства, их достоинства и недостатки. Основные типы предприятий в России.

 

5.1. Фирма как экономический субъект

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, государство и предпринимательские фирмы. Под домохозяйством в экономической теории понимаются люди, покупающие товары и услуги для удовлетворения собственных потребностей. Деньги на покупку товаров и услуг потребители зарабатывают, представляя принадлежащие им факторы производства предпринимателям или государству. Под государством понимаются все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля над хозяйственными субъектами и достижения целей государства. Под предприятием (фирмой) понимается самостоятельная экономическая единица, стремящаяся к максимизации прибыли, использующая факторы производства и вступающая в экономические отношения с домохозяйствами, государством и другими фирмами.

Обычно термины «фирма и «предприятие» рассматриваются как синонимы, хотя на практике это не всегда так. Например, фирма может состоять из нескольких предприятий, и тогда они будут выступать как составные части этой фирмы, то есть фирма - это обобщенное название предприятия.

Связь между тремя основными субъектами рыночной экономики опосредствована товарно-денежными потоками и представлена на рис. 3.

 


Рис. 3. Схематическое изображение классической рыночной экономики

 

Основным и первичным звеном экономики является предприятие, так как именно здесь идет непосредственный процесс производства материальных благ и услуг и его организация. Оценка предприятия как первичного звена означает, что это самая дробная (мелкая) самостоятельно хозяйствующая экономическая ячейка.

 

5.2. Цели и функции фирмы

 

Конечной целью фирмы является извлечение максимальной прибыли. Достижение этой цели осуществляется через определенные целевые установки тактического и стратегического характера, такие как:

- увеличение объема продаж;

- достижение более высоких темпов роста;

- увеличение доли рынка;

- увеличение доли прибыли по отношению к вложенному капиталу;

- изменение структуры капитала и др.

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и также стадией цикла жизни самого предприятия.

Согласно теории жизненных циклов, первую стадию жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответствуют рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли; на этой стадии единственной целью предприятия является выживание, то есть продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.

Понятия минимизация убытков и максимизация прибыли неразрывно связаны между собой. Ориентируясь на высокий положительный результат (максимизацию прибыли), предприятие в краткосрочном периоде может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Например, финансовые потери, возникающие с риском предпринимательской деятельности, что приводит либо к недополучению планируемой прибыли, либо к возникновению убытков.

Реализовать свою основную цель – получение устойчивой прибыли от своей деятельности-предприятие может, согласно сложившейся международной концепции бизнеса, через создание системы ценностей для трех общественных групп:

1) владельцев (акционеров) предприятия;

2) потребителей его продукции;

3) поставщиков и персонала предприятия.

Владельцы заинтересованы в возрастающем потоке доходов, увеличивающих ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене (рис. 4).

 
 


Ценности

 
 

 


Рис. 4. Система ценностей владельцев предприятия, персонала и поставщиков, потребителей

 

Таким образом, основополагающей функцией предприятия является создание ценностей.

Для создания ценностей или реализации целевой функции предприятие должно выбрать рыночную стратегию или реализовать свое конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество – это то, что отличает данное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида стратегии предприятия, их анализу посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер. Для этого, чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны продавать товары или предоставлять услуги либо по более низкой цене, чем их конкуренты (конкурентно-способные цены); либо с такими качественными характеристиками, которые ставят их вне конкуренции (дифференциация продукта); либо придав им особые свойства, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей (глубокая специализация) (рис. 5).

 

 

 

 

Рис. 5. Формирование конкурентного преимущества

предприятия

 

Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из трех стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью производственных ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности.

 

5.3. Организационно-правовые формы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.