Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преобразований в России




 

Разгосударствление всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной привело к идеализации рынка и отрицанию активной роли государства в экономике, воплощению принципа: «чем государства меньше, тем лучше». Стремление минимизировать экономическое значение государства восходит к представлениям о «государстве как ночном стороже», выполняющем исключительно вспомогательные функции при главенстве «невидимой руки» рынка. Происшедшие в реальности в российской переходной экономике умаление роли государства в надежде на всесильную роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям. Слабость государства ведет к нарастанию нестабильности, остановлению реформ, разрушению хозяйства. За годы реформ мы преуспели в демонтаже основных элементов отжившей административной системы, но при этом в значительной степени потеряли ранее существовавшие эффективное взаимодействие с органами власти в регионах, и не смогли достроить систему органов местного самоуправления.

На деле, роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Государство по характеру своей экономической деятельности становится одновременно и элементом рыночного устройства и стабилизирующим фактором общественного развития вообще, ибо оно берет на себя все те функции, которые неподвластны рынку. Подобную роль государства не редко расценивают как его «вмешательство» в рыночную экономику. Действительно, если оно стремится в той или иной мере подменить рынок и конкуренцию, налицо реальное вмешательство. Но когда государство выступает гарантом соблюдения «правил игры» в рыночной экономике, оно органически вписывается в рыночные принципы поведения. Важно найти тот оптимум, который ограничивает экономическую деятельность государства рамками, позволяющими ему эффективно способствовать раскрытию всех преимуществ рыночной системы. И здесь следует руководствоваться положением «отца немецкого экономического чуда» Л. Эрхарда: «Поменьше государства. Но не меньше, чем необходимо».

Важнейшие особенные функции государства в России при переходе к рынку:

Во-первых, руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики. Во-вторых, руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого имущества. В-третьих, создание эффективного рыночного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами, регулирование экономических процессов, включающей макропрограммирование и макропрогнозирование, в т.ч. с помощью инструментов индикативного планирования. Последнее – это важнейший элемент государственной ориентации экономики. В-четвертых, умелое проведение макроэкономической политики (кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и др.). В-пятых, обеспечение адаптации общества к реформам, ибо раньше или позже именно уровень этой адаптации в решающей степени обусловит либо прогресс реформирования, либо его перерастание в имитацию преобразований. Здесь с особой силой обнаруживается необходимость задействования мощных адаптационных механизмов – это специально организуемые и проводимые сверху акции. Речь не идет о возврате к государственному контролю над экономикой. На здоровом рынке государство должно играть лишь подправляющую роль. Российские реформы должны проходить под знаменем усиления государственного фактора с ориентацией на социальную сферу. В-шестых, обеспечение правовой основы всех преобразований. Здесь требуется Закон РФ о реформе, в котором необходимо отразить: цель реформы, средства ее проведения; предельно допустимые издержки реформирования; гарантии выживания; региональные различия; ответственность за реформу. В-седьмых, в ходе проведения реформ необходима постоянная кропотливая работа по упорядочению обновляемых общественных отношений и устранению противоречий, корректировке ошибочных действий. Упорядочение призвано обеспечить целостность функционирования и согласованность действий пореформенных институтов, увязку законов и подзаконных актов. Эту работу может осуществить государство.

Трудности российских реформ – следствие пренебрежения того, что реформирование есть организационный процесс. А это требует создания организационно-институциональных механизмов проведения реформ при их неизбежной корректировке, учета национальной специфики. Исторически существенный фактор российской экономики – ее федерализация.

Возрастание роли государства обусловлено и задачами налаживания новых федеральных экономических отношений в России. Самоустранение на первых порах федерального правительства от элементарной координации развития отраслей, регионов, финансово-бюджетной и налоговой систем привело к худшим проявлениям стихии в хозяйственной жизни общества.

Федерализм означает введение в экономическую политику и рыночное регулирование феномена существования и взаимодействия не одного, а сложной системы управляющих и регулирующих центров власти, десятков центров принятия решений, концентрации и централизации финансовых и материальных ресурсов (федеральный центр, центры власти и управления 89 субъектов Федерации). Экономический федерализм меняет характер связей «по вертикали»: наряду с сохранением отношений подчинения и административного управления возникает подсистема отношений, функционирующая на базе иных принципов: согласования, самостоятельности, независимости, партнерства. Экономический федерализм по-новому ставит проблему соотношения централизации и децентрализации. Необходимость согласования интересов и целей многосубъектной системы российской государственности особенно важно учитывать в создании нормативно-законодательной базы рыночной экономики. Жизнь показывает: законодательная и нормативная деятельность центра и субъектов Федерации по вопросам экономического регулирования согласуется далеко не всегда, что порождает противодействия в правовом поле и противоречия в «правилах игры» рыночных сил, снижает эффективность и устойчивость развития единого рыночного пространства.

Обеспечить скрепление регионов, федерализм нельзя без активной промышленной политики. Набор рычагов последней должен включать: госзаказы (с гарантией их неукоснительной и своевременной оплаты); льготные налоги и субсидии; меры по поддержке экспорта и ограничивающие импорт таможенные пошлины; стимулы для формирования конкурентоспособных финансово-производственных структур. Особенность этих рычагов в том, что они не подрывают основ действия рыночного механизма.

Необходимо использовать и мировой опыт. Лицо современного мирового рынка определяют ТНК. В России пока не созданы мощные монопольные, финансово-промышленные структуры. Поэтому при рассмотрении проблем федерализма важно отказаться от догматических представлений о вреде монополизма для России. Такие монопольные структуры, как «Газпром», РАО «ЕЭС России» - это большое благо, к которому очень аккуратно надо относиться. Этот монополизм должен выстраиваться как основа выхода России на мировой рынок. Соединение могущественных комплексов ТЭК и ВПК, размещение отдельных филиалов этих корпораций в регионах позволило бы перенести центр тяжести на горизонтальный уровень; представители транснациональной российской корпорации решали бы все возникающие проблемы с руководством регионов. Эти корпорации были бы тем обручем, который бы стягивал экономическое пространство России, сдерживая центробежные устремления. Но главное в решении проблем федерализма России – решение проблемы власти.

Выполнить ее в состоянии государство совершенно иного типа, нежели сегодняшнее. Государству другого типа и классового характера предстоит активное регулирование рыночной трансформации экономики, сосредоточению в его распоряжении значительных финансовых ресурсов. Разумное дозирование действия сил рынка не только снизит социальную конфликтность преобразований, но и обеспечит России – благодаря максимальному сохранению накопленного человеческого и материально-вещественного капитала – достойное место в международном разделении труда.

 

7.5. Вхождение России в мировую экономику

 

Участие России в международном разделении труда, врастание ее в систему единого всемирного хозяйственного организма должно происходить в разумных формах и разумных пределах, ибо, участвуя в этих процессах, Россия испытывает на себе их благотворные и отрицательные последствия.

Одним из наиболее важных и тревожных последствий трансформационного периода явилось качественное изменение экономического и социально-психологического климата в российском обществе. За годы реформ страна сдала многие позиции мощной сверхдержавы. Если в 1990г., когда Россия еще была в составе СССР, ее доля в мировом продукте была около 5%, то в конце 2000г. эта доля составила около 1,5%. В 1985г. Россия в 1,2-1,4 раза превосходила большую часть ведущих, промышленно развитых стран по объему производимого продукта, уступая только США и Японии (достигнув соответственно 22,6 и 69,5% их уровня). Применительно к 2002г. по объему национального производства США превосходит Россию в 20 раз, Япония – почти в 6, Германия – в 3 раза, остальные крупнейшие страны Европы – вдвое.

Все это значительно усложнило внешнеэкономические связи России. При резком уменьшении экономического потенциала (по сравнению с СССР наполовину) внешнеэкономическая нагрузка на Россию существенно возросла. Обладая почти стопятидесятимиллионным населением и все еще значительными возможностями экономического развития, до сих пор представляя собой громадный потенциальный рынок товаров, услуг и капитала, Россия занимает крайне скромные позиции во внешнеэкономической сфере, развитие которой тормозится упадком внутреннего производства. Ее доля в мировой торговле в 90-е годы неуклонно сокращалась. В 1990г. она равнялась 2,6% по экспорту и 2,7% - по импорту, к 2001г. соответственно: 1,4 и 1,2%. При этом структура российской внешней торговли не характерна для промышленной страны. Преобладает сырьевая ориентация экспорта. Входя в мировое экономическое сообщество с таким багажом проблем, Россия вряд ли может рассчитывать на успех, полагаясь на возможности своей внешнеэкономической сферы. Отсюда России потребуется предельно выверенная политика, ориентированная на внутренние возможности страны и одновременно учитывающая наиболее существенные тенденции глобального развития. Эти тенденции таковы: во-первых, продолжение «холодной войны» в форме «холодного мира», который должен привести к некоему устойчивому состоянию всей глобальной системы. Во-вторых, процесс дальнейшей глобализации экономики на новейшей технологической базе. В-третьих, глобальной эволюции современного мира – дальнейшее развитие финансово-спекулятивной деятельности, во все большей мере связанной с господством международных криминальных структур. Развитие финансово-спекулятивной деятельности сопряжено с тем, что в современных условиях денежный фактор даже на национальном уровне играет все более активную роль, влияя на процессы воспроизводства. В сфере международных расчетов, где конкурируют различные валюты, значимость денежного фактора резко возрастает, а действие самого денежного сектора приобретает еще более автономный характер. Такая ситуация является реальной базой нарастающей финансовой нестабильности в современном глобальном экономическом пространстве. Все эти тенденции оказывают непосредственное влияние на развитие России, так и на характер ее участия в мирохозяйственных процессах.

Для выхода российской экономики из тупика требуется стартовый капитал в 2 трлн. долл. При этом рассчитывать можно только на свои силы. Сегодня доказанные сырьевые ресурсы России составляют 28,6 трлн. долл., потенциальные оцениваются в 140 трлн. долл., т.е. для старта надо 7% разведанных и всего 1,4% потенциальных ресурсов. Использование такой части ресурсов в качестве залога, передача их в использование на четко определенных и безопасных условиях не отразится на экономическом суверенитете России. Напротив, именно в этом случае страна избежит участи стать сырьевым придатком Запада, сумеет срочно ликвидировать долги и прекратить внешние заимствования, получит возможность обзавестись наукоемкими технологиями для обработки сырья.

Ныне наиболее перспективным направлением сотрудничества признается энергетика. Существуют планы создания трансазиатской сети магистральных газопроводов (по предварительным наметкам общей протяженностью 45 тыс. км и сметной стоимостью 50 млрд. долл.). Потребности в энергоносителях в обозримом будущем станут особенно быстро расти в Японии, Китае, Южной Корее, Тайване и к 2010г. удвоится. Создание международной сети газопроводов на востоке Азии отвечает и российским интересам. На долю России приходится 36% мировых разведенных запасов и 27% мировой добычи природного газа, топливно-энергетический комплекс дает 65% поступлений в госбюджет и обеспечивает 45% российского экспорта. Россия сумела раньше других сделать упор на топливо ХХ1 века. Доля природного газа в ее энергетическом балансе превышает 50%, тогда как в США она составляет 27, в Японии - 9, а в Китае – всего 2%. Существует стратегия «газовой паузы» – делать упор на газ, пока не удастся выйти на экологически чистые методы использования угля и надежно обеспечить безопасность атомных электростанций. Газа же для этого хватит. Только его разведенные запасы в России составляют около 50 трлн. кубометров, чего при нынешних объемах добычи хватит на 80-85 лет (аналогичный показатель для нефти – 43 года). Впервые встал вопрос о поставках газа в Китай, Японию, Южную Корею. Пионером этого дела может стать месторождение в Ковыкте (Иркутская область), откуда можно ежегодно перекачивать 35 млрд. кубометров природного газа. Для сравнения – Китай добывает на всех своих месторождениях лишь 20 млрд. кубометров.

Второй международный газопровод может быть проложен по трассе Ямал-Томск-Барнаул-Урумчи-Шанхай. Это 7100 км, т.е. лишь немногим больше уже существующей трубы от полуострова Ямал до Франции. Непосредственно из России в Японию газ можно поставлять с Сахалина, где его месторождения соседствуют с нефтяными. Япония давно уже стала крупнейшим в мире импортером сжиженного газа, который доставляется танкерами из Индонезии, Малайзии, Брунея. Но когда потребление «голубого топлива» в 2010г. достигнет 100 млрд. кубометров, Японии придется возлагать главные надежды на российский Дальний Восток и Восточную Сибирь. Россия и Япония могут сотрудничать и в строительстве атомных электростанций в Приморье, что помогло бы решить проблему переработки ядерного топлива. О возможностях России в этом плане говорит «Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и на период до 2010 года». Преодоление антиядерной «аллергии» в энергетике – это задача России и Японии. Но пока на первых порах надо приступить к созданию в Азии международной сети газопроводов, подобной той, что уже действует в Европе. Решение этой задачи поднимет на качественно новый уровень сотрудничество в Азии и станет предпосылкой для экономической, а затем и политической интеграции.

Сама по себе специализация на производстве топливно-энергетических ресурсов для мирового рынка не является чем-то зазорным. Однако узкая специализация на экспорте топливно-сырьевых ресурсов таит в себе определенные угрозы для национальной экономики. Опасность такой специализации описывается теоремой Рыбчинского. Суть ее – при неизменных ценах и наличии в экономике двух секторов рост одного ведет к сокращению выпуска товаров в другом. Топливно-сырьевые отрасли и фирмы, занятые в них (работают на экспорт) находятся в лучшем положении по сравнению с фирмами и отраслями обрабатывающей промышленности.

В стратегическом плане необходимо исходить из того, что экспорт сырья, энергоресурсов еще долго в России будет оставаться основным источником валютных поступлений. Но от него в значительной степени зависит благосостояние населения и структурная перестройка экономики. Решение стратегической задачи состоит в том, чтобы обеспечить повышение степени обработки сырья и материалов. Конечной целью внешнеторговой политики будет изменение структуры экспорта в пользу готовых товаров. Отсюда государство должно поддерживать и наращивать эффективность российской экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции. Исходя из этого, основным смыслом развития страны, главной идеей вхождения в ХХ1 век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики.

Говоря о различных вариантах интеграции России в мировую экономику, необходимо учитывать главные конкурентные преимущества России помимо ее огромных сырьевых богатств.

По размеру территории Россия – самая большая страна в мире, а по численности населения она занимает седьмое место (после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана).

В стране имеются сравнительно дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации. Большие масштабы накопленных основных фондов, позволяющие выпускать капиталоемкую продукцию. Россия обладает мощным научно-техническим потенциалом и уникальными передовыми технологиями в ряде секторов экономики.

Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к увеличению внешнеторгового оборота, росту экспортной квоты – за 1992-2003 годы она повысилась более чем в три раза. Это значит, что вовлеченность России в мирохозяйственные процессы утроилась.

Происходит врастание России в мировое хозяйство и по линии обмена капиталовложениями. Объем иностранных инвестиций в Россию за 1992-2001 годы составил 34,5 млрд долл. Общее число предприятий с иностранными инвестициями (без субъектов МП) к 2003 году превысило 5 тыс.

Значительным событием на пути вхождения России в мировую экономику стало ее принятие в Международный валютный фонд, группу Всемирного банка, Банк международных расчетов. Россия подала заявку во Всемирную торговую организацию и Организацию экономического сотрудничества и развития. В 1997г. Россия была принята в состав «большой семерки» (США, Канада, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция и Италия). Принятие России в состав наиболее влиятельных стран мира свидетельствует о признании ее роли в решении важнейших политических проблем современности.

В ХХI столетии у России нет иного выбора, кроме продолжения курса на врастание в мировую экономику, приспособления к процессу глобализации.

Курс на включение России в международное экономическое сотрудничество должен использоваться не для односторонней перекачки отечественных сырьевых ресурсов, а для радикальной структурной перестройки российской экономики.

Стратегическая задача – в перспективе изменить международную специализацию России путем развития высокотехнологических отраслей. Накопленный запас интеллектуального капитала дает возможность в будущем специализироваться на более наукоемких отраслях, на производстве «умных», конкурентоспособных товаров, которые выйдут на первый план в ХХ1 столетии. Превратить эту возможность в реальность можно только при осуществлении целенаправленной экономической политики.

Менять невыгодную для России международную специализацию необходимо также за счет развития легкой и особенно пищевой промышленности, ибо производство недорогих и качественных потребительских товаров способно стать одной из основ роста благосостояния.

Осуществление рыночных реформ в России (1992 – 1999гг.) происходило болезненно, крайне сложно и противоречиво. Это обусловлено как тяжестью перехода плановой социалистической экономики к экономике рыночной, так и ошибками, сделанными на этом пути. Технократический подход в проведении реформ их некомплексность, несбалансированность радикальных и эволюционных мер, недооценка значения социально-психологических факторов – все эти просчеты и ошибки становятся все более очевидными. Одной из серьезных ошибок было другое – убедили людей в том, что процесс преобразований пройдет легко и быстро. В результате сформировали избыточные ожидания от самих реформ. В итоге разочарование на то, что принято называть «синдромом поражения». Но дискредитация слов, которыми обозначаются сами преобразования, еще не есть дискредитация реформ. Мы имеем недостаток нормальных рыночных отношений, возникший как следствие недореформирования реальной экономики. Не рыночную экономику надо винить в трудностях, переживаемых Россией, а сложившуюся в стране уродливую переходную систему, застрявшую на полпути от плановой экономики к рыночной.

Курс на коренное реформирование российской экономики, создание и развитие рыночных институтов, постепенное встраивание в мировую экономическую систему необходимо осуществлять и впредь. Речь идет о восстановлении экономики через взвешенную и последовательную экономическую политику. Основная сложность ныне заключается в том, что стратегические задачи повышения эффективности экономики и ее социальной направленности приходится решать одновременно с проблемами преодоления последствий финансового кризиса (август 1998г.) и восстановления стабильной финансовой системы России. При сохранении общего стратегического направления необходимы корректировки методов проведения экономической реформы, учет и исправление допущенных ошибок.

В период либеральной реформы ее идеологи навязали обществу такую модель экономического развития, которая практически неприемлема. Идея гипертрофированного либерального развития – это западная «одежка», которая России жмет, она ей не по размеру, да и не по душе и не к лицу.

Экономические реформы лишь предстоит разворачивать. Многое придется начать заново, причем как в разработке теории трансформации планово-распределительной экономики в рыночную, так и в выборе адекватной условиям страны модели и практических методов ее реализации.

Возобновление рыночных реформ требует перенесения центра тяжести на институциональную и управленческую деятельность, причем от простейших и преимущественно административных по своей сути решений относительно либерализации и дерегулирования экономики предстоит перейти к тщательно выверенному выстраиванию хозяйственного порядка. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие закономерности рынка и особенности России, не отменял либеральные ценности, а защищал бы их и давал возможность сочетать самостоятельность субъектов рынка с консолидацией их усилий в интересах всего общества. Индивидуальная инициатива и стремление хозяйствующих субъектов к росту своих доходов должны в конечном счете результатироваться в стабилизации и повышении эффективности общественного воспроизводства, в росте благосостояния населения.

Россия должна определить свой путь в институциональных преобразованиях. При этом следует учесть громадный опыт рыночной трансформации экономики (рузвельтовский «новый курс», послевоенные реформы в Японии, а также основанные на теории ордолиберализма и социального рыночного хозяйства преобразования Л.Эрхарда в ФРГ, ход и результаты рыночных реформ в Китае).

Один из центральных вопросов рыночных институционных преобразований планово-распределительной экономики – новая роль государства в экономических процессах. В качестве базового направления своей экономической политики поставгустовское правительство объявило усиление государственного регулирования. Но правительство должно было с самого начала предельно конкретно разъяснить замысел усиления госрегулирования, четко обозначив границы и способы интервенции государства в различные формы экономики. Очень важно выстроить ясные планы действий на ближайшую и более отдельную перспективу по важнейшим направлениям экономической работы госорганов: развитию хозяйственного законодательства и регулированию отношений собственности; изменению форм и направлений перераспределения доходов в хозяйственных и социальных целях; стабилизации экономики и формированию предпосылок экономического роста.

Успехи микроэкономической политики во многом зависят не только от степени ее соответствия объективным условиям, но и от психологического ее восприятия широкими слоями населения. От психологии, настроения и поведения населения зависит очень многое, а по крупному счету – конечный успех или провал всех реформационных новаций. Реформы нужны не всякие, а лишь «социально ориентированные». Необходимо без устали и в максимально доступной форме разъяснить как общее направление реформ, так и каждый шаг на этом пути.

Нельзя проводить экономические реформы, не перестраивая властные структуры и не затрагивая духовную сферу общественного бытия.

Требуется и идеологическое обеспечение реформ. Идеология последних – это идеология величия и мощи России. Благосостояние народа – продукт «правильного» государственного развития. Дабы реформы «пошли», необходимо, чтобы народ (в широком смысле этого слова) полностью разделял идею величия государства как главной ценности жизни. Только сильное государство способно обеспечить достойное существование людей, живущих в нем.

Именно сейчас уместно вспомнить: президент США Ф. Рузвельт добился выхода страны из жесточайшего кризиса начала 30-х годов во многом благодаря тому, что, осуществляя экономические преобразования, обратился к психологии народа. Ключевым словом здесь стало «доверие» – доверие к государственной власти, которая (в лице президента и его команды) постоянно общалась с населением, повседневно разъясняя свои намерения и действия.

Решение вышеназванных задач и проблем имеет принципиальное значение для углубления рыночных преобразований при одновременном наращивании непосредственно антикризисного эффекта.

 

 

Тема 8. Развитие предпринимательства в России

 

План лекции:

8.1. Необходимость и экономическая сущность предпринимательства. Многообразие предпринимательских форм и проблема их эффективного выбора.

8.2. Организационно-правовые формы предпринимательства.

8.3. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства.

 

8.1. Необходимость и экономическая сущность предпринимательства. Многообразие предпринимательских форм и проблема




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.