Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Госбюджет




 

Организатором денежного обращения выступает только государство. Уже одна эта функция объективно придает государству роль «регулятора» рыночной экономики, так как денежное обращение оказывает существенное влияние на динамику рыночных процессов. Всю систему денежных отношений в обществе принято называть финансами. В более узком смысле финансы – это совокупность денежных средств, располагаемых государством. Эта совокупность представлена в государственном бюджете, который и является главным инструментом финансового регулирования рыночной экономики.

Бюджет имеет доходную и расходную части. Основным источником доходов являются налоги (до 90%), а также предпринимательская деятельность самого государства (доходы от госпредприятий, сдача объектов госсобственности в аренду, продажа лицензий, продажа государственных ценных бумаг и т.п.).

История налогов насчитывает тысячелетия, в течение которых они претерпели существенные изменения от жертвоприношений и принудительных повинностей до современных цивилизованных обязательных государственных сборов.

Налоговая система должна соблюдать следующие принципы:

- обязательность и всеобщность налогообложения физических и юридических лиц;

- стабильность и динамика налоговой ставки;

- административная и финансовая ответственность налогоплательщиков за сокрытие доходов и своевременность уплаты налогов.

Налогом облагаются доходы населения и корпораций. С доходов население уплачивает подоходный налог, ставка которого колеблется в значительных пределах в зависимости от получаемого дохода.

Объектом налогообложения корпораций является прибыль, некоторые виды налогов действуют и на издержки производства и обращения (так называемые социальные налоги: в пенсионный фонд, медицинское страхование, в фонд занятости и т.д.).

Существенную долю в доходах бюджета составляют косвенные налоги в форме надбавок к ценам на товары и услуги (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продажи и т.п.).

На современном этапе развития экономики значительно возрастает роль таких видов налоговых поступлений, как налог на имущество, на земельную собственность, на наследство и т.п.

Государство имеет существенный инструмент регулирования экономики путем дифференцирования налоговых ставок и предоставления налоговых льгот.

Расходная часть бюджета представляет собой государственные расходы по следующим направлениям:

- субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую деятельность в социально значимые сферы экономики;

- финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения;

- финансирование крупных промышленных программ, затрат на науку, оборону, охрану окружающей среды;

- затраты на государственное управление.

Как правило, государственные расходы растут опережающими темпами по сравнению с доходами бюджета. Отсюда природа дефицита бюджета, который покрывается за счет продажи государственных ценных бумаг и внешних заимствований. В результате этого образуется государственный долг внутренним и внешним инвесторам. Обслуживание государственного долга ведет к росту расходной части бюджета. Поэтому задача государства – не допускать значительных величин бюджетного дефицита.

 

9.4. Государственное предпринимательство

 

В рыночной экономике наряду с частным предпринимательством успешно функционирует государственный сектор, т.е. государство выступает как хозяйствующий субъект. Объектами государственной собственности выступают те предприятия, которые являются невыгодными для частного бизнеса, а также отрасли, обслуживающие потребности всего народного хозяйства (энергетика, транспорт и связь, оборона; академическая и фундаментальная наука).

Предприятия государственного сектора экономики практически полностью финансируются из бюджета, и их деятельность осуществляется на основе государственного заказа. Часть государственных предприятий функционируют как акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Эти предприятия финансируются как государством, так и частными инвесторами.

Одним из видов государственного предпринимательства является предоставление концессий – сдача в аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

Таким образом, государство участвует в рыночной экономике как непосредственный субъект, тем самым оказывая регулирующее воздействие на общественные процессы.

 

9.5. Социальная политика государства

 

Необходимость социальной защиты населения со стороны государства особенно возрастает в условиях рыночной экономики. Отдельные социальные группы населения в рыночной экономике оказываются в неравных имущественных условиях, а также происходит дифференциация по уровню доходов. Поэтому роль государства в проведении справедливой социальной политики весьма значима.

Анализ структуры расходов за последние годы по странам с развитой рыночной экономикой показывает неуклонный рост доли ассигнований на социальное обеспечение и социальное страхование. Так, в США доля этих расходов увеличилась с 1/5 до 2/5 общих государственных расходов, в странах Европы до 35%.

Увеличение расходов на социальное обеспечение обусловлено рядом причин:

1. Повышение роли «человеческого капитала» как главной движущей силы экономического роста и накопления национального богатства. По расчетам экспертов Всемирного банка на долю производственных фондов в середине 90-х годов приходилось 16% национального богатства, природных ресурсов – 20%, «человеческого капитала» – 64%..

Поэтому чем выше технико-экономический уровень развития страны, тем больше уважения оказывается каждому ее гражданину и финансовых возможностей у развитых стран значительно больше.

2. Демографические факторы являются существенной причиной увеличения доли социального обеспечения в государственных расходах. Это увеличение общей численности населения и изменение его возрастной структуры. Чем выше уровень жизни, тем больше ее средняя продолжительность, тем больше доля в численности пожилых и престарелых.

Приоритетными направлениями социальной защиты населения являются следующие:

а) гарантия минимума заработной платы, регулярный пересмотр ее размера является основным инструментом государственной политики доходов;

б) обеспечение занятости, создание новых рабочих мест и удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от численности экономически активного населения).

в) индексация фиксированных доходов с целью возмещения потерь населения в результате инфляционного роста цен на товары и услуги.

 

Тема. 10. ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.