Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды ценных бумаг. Фондовая биржа- это прежде всего место, где находят друг друга продавец и покупатель ценных бумаг, где цены на эти бумаги определяются спросом и предложением




 

Фондовая биржа- это прежде всего место, где находят друг друга продавец и покупатель ценных бумаг, где цены на эти бумаги определяются спросом и предложением на них, а сам процесс купли-продажи регламентируется правилами и нормами, т.е. это определенным образом организованный рынок ценных бумаг.

В качестве товара на этом рынке выступают ценные бумаги - акции, облигации и т.п., а в качестве цены этих товаров - курсы этих бумаг.

В настоящее время в мире насчитывается порядка 200 фондовых бирж в более 60 странах. Наиболее крупные их них - Нью-Йоркская и Токийская фондовые биржи.

Значение фондовой биржи для рыночной экономики велико. По мере развития операций на фондовых биржах сложилось положение, когда для каждого отдельного акционера инвестиции (инвестированный в акции капитал) имеют почти такой же ликвидный характер, как наличные деньги, так как акции в любой момент могут быть проданы на бирже.

Биржа в свои котировальные списки допускает не все акции, а акции только тех компаний, которые отвечают определенным требованиям по уровню выручки, капитала, рыночной цены этих ценных бумаг, открытого размещения акции и т.п.

После включения акции в котировочный список ("лист") биржи, они считаются списочными.

На какой бирже будут котироваться те или иные акции, зависит как от уровня требований биржи, так и от положения и авторитета компании - эмитента.

Так, Нью-Йоркская фондовая биржа предъявляет строгие требования, ее специальная комиссия изучает:

- степень интереса к данной корпорации со стороны общественности;

- ее деловую активность, репутацию и стабильность;

- программу действий;

- прибыльность фирмы;

- подробный финансовый отчет;

Биржи могут быть учреждены государством как общественные заведения. Во Франции, Италии и ряде других стран фондовые биржи считаются общественными учреждениями. Это выражается лишь в том, что государство предоставляет помещения для биржевых операций. Биржевики считаются представителями государства, но действуют как частные предприниматели, за свой счет.

Биржи могут быть учреждены и на принципах частного предпринимательства, например, как акционерное общество. Такая организация бирж характерна для Англии, США.

Учредители бирж имеют приоритетное право участия в ее деятельности. Они определяют ее уставной капитал, количество мест на бирже и условия членства. Членами биржи могут быть как юридические, так и физические лица; отдельные граждане, брокерские фирмы, инвестиционные компании и т.д.

Для того чтобы стать членом биржи нужно приобрести "место" на ней. Приобрести "место" значит получить право на торговлю в биржевом зале иметь там своего представителя (или представителей) и совершать операции с любыми ценными бумагами, внесенными в котировальный лист биржи. Места на бирже имеют "стартовую" цену, устанавливаемую при организации биржи, конкретная цена конкретного места определяется соотношением спроса и предложения на него.

Кроме членов биржи в торгах могут принимать участие клиенты, которые делятся на постоянных и разовых. Постоянные клиенты вносят годовую плату за выход на биржу, разовые оплачивают каждое свое посещение. Клиенты могут купить "место" на бирже на определенный срок или на один биржевой день.

Покупка места не является обязательным условием участия в торгах, но наличие своего "места" дает право самостоятельного заключения сделок. Клиенты, не имеющие "места" на бирже, могут заключать сделки только через посредника за комиссионные.

Биржевая деятельность строится на следующих принципах:

- личное доверие между брокером и клиентом;

- гласность биржевых операций;

- регулирование деятельности членов биржи путем жестких финансовых, административных, торговых и бухгалтерских правил, разрабатываемых администрацией биржи на основе законодательства.

Общее руководство деятельностью биржи осуществляет совет директоров. Для повседневного руководства биржей и ее административным аппаратом совет директоров назначает президента и вице-президента. Кроме того, надзор за всеми сторонами деятельности биржи осуществляют комитеты: аудиторский, бюджетный, по биржевым индексам, опционам, системам (компьютеры).

Комитет по приему членов рассматривает заявки на принятие в члены биржи. Комитет по арбитражу заслушивает, расследует и регулирует споры, возникающие между членами биржи, а также членами и их клиентами. Комитет по процедурам следит за соблюдением инструкций по деятельности в торговом зале. Комитет по котировке или котировальная комиссия регулярно в специальных выпусках биржевых (курсовых) бюллетеней публикует данные о количестве проданных ценных бумаг и их курсах.

Биржи - это, как правило, некоммерческие структуры. Для покрытия расходов по организации биржевой торговли биржа взимает с участников этой торговли ряд налогов. Это налог на сделку, заключенную в торговом зале, плата компаний за включение их акций в биржевой список, ежегодные взносы новых членов и т.п. Эти взносы и составляют основные статьи дохода биржи.

Все клиенты в той или иной степени и инвесторы и игроки.

Процесс торговли происходит в торговом зале биржи, который разбит на секции, которые называются "ямами" или "кругами", в которых осуществляется торговля одним определенным видом ценных бумаг. Торговлю в "яме" ведут сразу несколько брокеров.

Торговля ценными бумагами осуществляется по ценам, называемым курсом. Курс акций в общем виде определяется как отношение дивиденда, умноженного на 100, к норме ссудного процента. Колебания курса акций зависит от общего соотношения спроса и предложения на данный вид акций на рынке ценных бумаг.

В течение биржевого дня курс подвергается постоянным колебаниям вследствие изменений соотношения спроса и предложения.

Сделки, совершаемые на бирже, подразделяются на кассовые и срочные. По кассовым сделкам расчет совершается непосредственно после их заключения. Срок выполнения кассовой сделки занимает 1-3 дня.

Срочными называются сделки, по которым продавец передает, а покупатель оплачивает ценные бумаги не сразу, а по истечении определенного установленного срока. На биржах таким сроком ликвидации сделки является последний день месяца. Сделки на срок могут заключаться от одного до нескольких месяцев.

Срочные сделки в свою очередь подразделяются на твердые и условные (сделка с премией). По первому виду к моменту истечения срока стороны обязаны выполнить условия сделки. Сделки с премией предполагают, что одна из сторон, выплатив заранее обусловленную премию, может отказаться от исполнения сделки.

Спекулятивная игра на разнице курсов есть неотъемлемый элемент биржевых операций. Все участники биржевого процесса делятся на тех, кто играет на повышение курса, и тех, кто играет на понижение курса. Значительной частью срочных сделок с премией является не реальная покупка или продажа ценных бумаг, а получение премии. С другой стороны, при совершении сделки (а они могут заключаться на срок от 6 до 9 месяцев) премия позволяет ограничить возможные убытки. Продавцами по сделкам с премиями обычно выступают крупные банки, имеющие большие пакеты ценных бумаг.

Целью их операций является получение премии, поскольку в этом случае помимо обычного дохода (дивиденда или процента) ценные бумаги дают им дополнительный доход в виде премии.

Другой разновидностью сделки с премией является сделка с опционом, т.е. с правом выбора. Премией в этом случае оплачивается право покупателя в любой день в течение оговоренного срока купить у продавца определенное количество акций по заранее обусловленной цене.

Сделки с опционом могут заключаться не только в расчете на повышение, но и на понижение курса. Ситуация, когда один продает, не имея соответствующих бумаг, а другой покупает, не имея соответствующей суммы денег, является обычной в практике биржевой торговли, поскольку расчет здесь зачастую строится не на действительную куплю или продажу ценных бумаг, а на получение премии.

Таким же обычным явлением в биржевой практике является ситуация, когда, рассчитывая на дальнейшее повышение или понижение курса ценных бумаг, продавец или покупатель не хочет завершать сделку, срок которой истекает. В этом случае он прибегает к своеобразным заемным операциям с банком, которые получили название операций репорта и депорта.

К репорту прибегает покупатель, который рассчитывает на повышение курса в том случае, если к моменту исполнения сделки курс акций упал или остался неизменным (или даже повысился, но он рассчитывает на дальнейшее повышение). В этом случае он обращается к займу у банка. Купив ценные бумаги, он продает их банку и по тому же договору с ним заключает обратную срочную сделку о покупке, например, через месяц этих же бумаг. Таким образом, осуществляется заем под ценные бумаги, и при этом сделка распадается на две: по первой производится продажа банку акций по ликвидационному курсу (сложившемуся на бирже к моменту завершения срочной сделки), по второй - обратная покупка этих же акций у банка через месяц по курсу выше первого. Разница между вторым и первым курсом составляет репорт. Если его расчет оправдался и курс акций вырастет, то через месяц, выкупив акции у банка, он продаст их на бирже с прибылью. Если же расчет не оправдался, то через месяц может быть заключена новая сделка репорта.

Величина репорта исчисляется в процентах к сумме сделки из расчета одного года, но в каждом конкретном случае определяется индивидуально в зависимости от установившегося в данный момент процента по краткосрочным ссудам банка, от кредитоспособности предпринимателя, конкретного вида ценных бумаг и размеров отсрочки. В некоторых случаях репорт достигает размера 50 - 100% годовых. Операция репорта выгодна банкам, поскольку ссуды по ней являются важной статьей их оборота.

К операции депорта прибегают продавцы, рассчитывающие на понижение курса ценных бумаг, в том случае, когда к моменту ликвидации сделки понижение не произошло и они хотят продолжить сделку. Депорт представляет собой вознаграждение владельца ценных бумаг за предоставление их на срок в распоряжение понижателя.

Помимо вышеперечисленных срочных сделок с премией осуществляются также так называемые стеллажные сделки, суть которых заключается в том, что в них с самого начала не определено, кто будет продавцом, а кто покупателем. За выплаченную премию приобретается право в срок ликвидации сделки либо купить бумаги по установленному выше курсу, либо самому поставить бумаги по установленному низшему курсу. Например, соответственно 100 и 90 долл. Разница между курсами (10) составляет размер премии. Плательщик премии выиграет на сделке, если курс возрастет значительно выше 100 или значительно ниже 90 упадет. Во всех других случаях он выступит покупателем, если их курс будет выше середины между обоими установленными курсами (95), или продавцом, если курс будет ниже середины. В обоих случаях его убыток составит не больше половины выплаченной премии (5).

Обоюдоострой называется стеллажная сделка с премией, если помимо права выбора между покупкой и продажей плательщик премии приобретает право отказа от совершения сделки.

Кратными называются срочные сделки с премиями, при которых плательщик премии получает право на свой выбор или купить (продать) первоначально установленное количество бумаг, или требовать продажи (покупки) количества бумаг, которое в заранее установленное число раз превышает условленное.

При твердой и свободной сделке плательщик премии - покупатель (продавец) получает право отказаться от покупки (продажи) заранее определенной части определенного количества ценных бумаг. В этой части (всегда дробной) сделка обусловлена премией, а в остальной - обычная срочная сделка.

При механизме кассовых сделок широко практикуется увеличение объемов сделок путем закладывания акций в банки. Игра на бирже, имея в своей основе субъективные цели ее участников - получение дохода, объективно создает ту среду, которая постоянно поддерживает капиталовложения в ликвидной форме, позволяя оперативно изымать капиталы из одних сфер производства, превращая их в деньги, перемещать их в другие сферы. При нормальном ходе воспроизводственных процессов курсы ценных бумаг, как правило, не подвержены резким колебаниям, в том числе и потому, что изменение курса вызывает реакцию в виде заключения сделок, что само по себе действует на курс стабилизирующе. С другой стороны, анализ состояния биржевой конъюнктуры является достаточно верным индикатором деловой активности в производстве и обращении.

Инструментом, с помощью которого происходит размещение денежных средств населения в производстве, является обращение ценных бумаг.

Ценная бумага - это денежный документ, удостоверяющий право на получение дохода путем вложения ее владельцем средств в то или иное предприятие или передачи в заем. Все ценные бумаги подразделяются на два вида - долевые и долговые.

Долевые ценные бумаги называются акциями и представляют непосредственную долю их владельцев в реальной собственности. Доход, получаемый владельцем акций, называется дивидендом. В зависимости от характера обращения акции делятся на именные и на предъявителя. Акции на предъявителя могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг, переходя от одного владельца к другому. Именные акции или не подлежат обращению, или их переход к другому владельцу связан с регистрацией этой сделки общим собранием акционеров. По форме присвоения дохода акции подразделяются на простые и привилегированные. Если по простым акциям величина дивиденда зависит от текущих результатов деятельности фирмы и изменяется, то по привилегированным акциям выплачивается стабильный, заранее установленный дивиденд.

По характеру участия в управлении фирмой различаются акции с правом и без права голоса. К последним, обычно, относятся привилегированные акции. В отдельных случаях выпускаются акции дающие право на несколько голосов при решении вопросов на собрании акционеров.

Долговые ценные бумаги дают право их владельцам на получение твердого, фиксированного дохода - процентной ставки и на возврат суммы, переданной ими в долг к определенному сроку.

К долговым ценным бумагам относятся облигации, казначейские обязательства государства, сберегательные сертификаты и векселя. Выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов, облигации предприятий. Облигации могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными и беспроцентными (целевыми), свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, т.е. облигация - это документ, свидетельствующий о передаче денежных средств в долг на срок с правом получения ежегодного фиксированного дохода и с обязательством возврата суммы долга по истечении срока. Процент, выплачиваемый по облигациям, зависит от сложившейся в данный период нормы ссудного процента, поскольку необходимо заинтересовать вкладчиков доходом выше, чем получаемый при вложении такой же суммы в банк.

Казначейские обязательства государства - вид долговых ценных бумаг, свидетельствующий о внесении средств в бюджет и дающий право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими бумагами.

По времени действия казначейские обязательства подразделяются на долгосрочные (от 5 до 25 лет); среднесрочные (от 1 до 5 лет) и краткосрочные (на 3,6 и 12 месяцев). Выплата дохода по долгосрочным обязательствам предусмотрена по купонам или при погашении обязательства путем начисления процентов. Выплата дохода по среднесрочным обязательствам производится путем начисления процентов без ежегодных выплат, а выкуп - ежегодными тиражами погашения. Краткосрочные обязательства погашаются в результате выкупа, включающего начисленные проценты.

Сберегательные сертификаты - письменное свидетельство кредитного учреждения (Государственного или иного банка) о депонировании денежных средств и праве вкладчика на получение депозита и процентов к нему по истечении определенного срока. Сертификаты могут выпускаться именные и на предъявителя.

Вексель - долговая ценная бумага, удостоверяющая данное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Выпускается простой и переводной вексель.

Простой вексель выписывается и подписывается должником.

Переводной вексель выписывается и подписывается кредитором и представляет собой приказ должнику об уплате в указанный срок обозначенной суммы третьему лицу. Вексель, срок платежа по которому не указан, рассматривается как подлежащий оплате по предъявлении.

Финансовый рынок в странах с рыночной экономикой подразделяется на первичный и вторичный. Первичный рынок ценных бумаг образует продажа новых выпусков ценных бумаг. Вторичный рынок возникает при обращении ранее и дополнительно выпущенных ценных бумаг.

Вторичный рынок состоит из двух частей: биржевой и внебиржевой торговли. Целью функционирования вторичного рынка является не привлечение новых инвестиций, а создание механизма свободной перепродажи ценных бумаг, что является основой доверия вкладчиков и стимулирует приобретение ценных бумаг, следовательно, последующих инвестиций.

Внебиржевая ("уличная") торговля является наиболее массовой. Через внебиржевой оборот и "черную" (неофициальную) биржу проходит около 2/3 всего оборота ценных бумаг. Это значительная часть правительственных и муниципальных ценных бумаг, корпоративные облигации и акции. Как правило, это ценные бумаги средних и мелких корпораций, а также крупных, по тем или иным причинам не прошедшие процедуру листинга (допуска к котировке на бирже).

 

11.6. Рынок информационных услуг

 

Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую сферу предпринимательской деятельности в виде крупнейшего многоотраслевого комплекса со своей сложившейся инфраструктурой.

Информационный бизнес является самостоятельной сферой бизнеса, очень обширен и включает различные виды деятельности, которые прямо или косвенно связаны с информацией, и он захватывает все новые и новые области человеческой деятельности, практически не связанные с компьютерами.

По мнению американского специалиста в области управления Г.Поппеля, под информационными технологиями (ИТ) следует понимать использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни. ИТ рассматривают и как часть (или элемент) информационного бизнеса и как отдельный сектор инфраструктуры, часто развивающийся автономно.

Информационный продукт (ИП) выступает в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения (определение дано Г.Поппелем и Б. Голдстайном). ИП в форме различного рода информации является источником человеческих знаний. Р. У. Эмерсон определяет информацию как “накопленные мысли и опыт бесчисленных умов”. Следовательно, деятельность интеллектуальных работников в большей степени зависит от содержания, точности и своевременности получаемой информации. ИТ призвана донести информацию до места создания и использования знаний. Отсюда возрастающее значение ИП, причем в разных плоскостях. Информационная часть ИП расширяет кругозор людей, а развлекательная обеспечивает досуг. Качество и доступность обеих составляющих оказывают существенное влияние на чувство самоудовлетворения отдельного человека.

В мире бизнеса интеллектуальные работники принимают решения, разрабатывают изделия, продают и покупают товары и услуги, предоставляют рекомендации, которые определяют ход дел фирмы. Ведение деловых операций в значительной степени зависит от ИП, получаемого интеллектуальными работниками.

Создание ИП включает 3 основные стадии: разработку, синтез и распространение.

Вся деятельность в области ИП уникальна, во-первых, с точки зрения риска, ибо необходимо удовлетворить запросы двух основных категорий клиентов: потребителей и рекламодателей. Приблизительно 50% доходов в потребительском секторе ИП поступает от рекламы. Второй характерной особенностью информационного обслуживания является наличие прав на определенные сферы действия. Например, ограниченность спектра используемых частот повлекла за собой необходимость получения местными передающими радио- и телевизионными станциями лицензий на ведение передач и т. д. К тому же практически все компании и фирмы, связанные с областью информации, в отсутствие технических и правовых разграничении создали свои рыночные границы н права.

Следующей тенденцией развития ИТ является способность к взаимодействию между всеми физическими и логическими элементами системы. Один из важнейших факторов для обеспечения совместимости взаимодействия - появление новых стандартов на программные и аппаратные средства, дисплеи, базы данных и сети, что повлекло за собой процессы стандартизации.

Новые технологии являются главной движущей силой в дополнение к существующим силам мирового рынка. Всего несколько ключевых компонентов - микропроцессоры, локальные сети, робототехника, специализированные АРМ, датчики, программируемые контроллеры - превратили в реальность концепцию автоматизированного предприятия. Однако в настоящее время технология может являться и сдерживающим фактором: отсутствие способности к взаимодействию средств автоматизации делает нерациональной ее реализацию.

Способность к взаимодействию как концепция столь же привлекательна, сколь трудна в реализации. Трудности связаны одновременно с проблемами технологии и конкуренции. Технологические усилия сосредоточены на технических показателях, которые определяются на базе стандартов. Следовательно, наличие стандартов является залогом достижения взаимодействия.

Еще одна сложность текущего момента состоит в том, что развитие ИТ в значительной степени определяет процессы интеграции систем и создания стандартов. Это может в значительной мере отодвинуть сроки реализации тех преимуществ, которые предоставляют новейшие технологии. Например, выполнение программы создания компьютеров пятого поколения, финансируемой японскими фирмами, сдерживается тем, что новая архитектура программного обеспечения пока не сочетается с существующими центрами искусственного интеллекта, новые протоколы не могут быть использованы в старых системах связи, а новые машинные языки не подходят для старых систем и т. д.

По мере того как ИТ все глубже проникает в различные сферы бизнеса, она изменяет различные стоимостные показатели, на которых базируется конкуренция. Это влечет за собой фундаментальные структурные изменения в других отраслях экономики, выражающиеся, например, в ликвидации промежуточных звеньев. Последнее означает устранение тех стадий, которые включают посредников между потребителями и производителями.

В целом, оценивая ситуацию, американские специалисты утверждают, что “вводя новое оружие конкуренции в различные сферы деятельности, ИТ вызывает острую борьбу между фирмами”. Основная причина превращения ИТ в такую мощную силу состоит в том, что информация часто выступает в качестве основного продукта обмена при совершении сделки, например, когда заключается контракт на предоставление консультационных услуг. Это справедливо для взаимоотношений внутри предприятий (производство - обеспечение), между предприятиями (покупатель - продавец) и между предприятием и потребителем. В этих случаях ликвидация промежуточных звеньев обусловлена внедрением новых технологий, которые обеспечивают добавочную стоимость информации за счет ее обработки, хранения, передачи и преобразования в более удачные и доступные для немедленного использования формы. Отсюда вытекают существенные преимущества ИТ: более широкое распространение, большая простота пользования и снижение цен в связи с тем, что удельные издержки на ИТ значительно ниже удельных издержек при использовании традиционных методов (с привлечением человека, бумаги и т.д.).

Еще одной тенденцией развития ИТ является глобализация информационного бизнеса. Чисто теоретически любой человек (или фирма) является сегодня возможным потребителем информации. Поэтому возможности информационного рынка по-прежнему являются беспредельными, хотя и существует довольно жесткая конкуренция между основными производителями. К традиционно сильным производителям, таким как США, Япония, Франция, Великобритания и ФРГ, в последние годы добавились фирмы Австралии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и др. Одной из главных причин интенсификации мировой конкуренции является распространение спроса на конкретные виды ИТ в мировом масштабе. Можно сказать, что, несмотря на различие рынков, продукция, пользующаяся спросом в Америке, фактически аналогична той продукции, на которую существует спрос в Японии и Европе. Наличие пяти основных факторов обусловливает этот процесс:

- различный уровень знаний в области ИТ, определяющий темпы ее распространения, которые варьируют в широких пределах в зависимости от сферы применения и от особенностей страны;

- соотношение “стоимость - эффективность” ИТ;

- правительственная поддержка;

- стандартизация;

- сравнительные достоинства сосуществующих и взаимозаменяемых технологий.

Глобализация непосредственно связана с конвергенцией. Ранее сферу производства и сферу услуг можно было легко определить и дифференцировать. Однако описанные выше “информационные тенденции” меняют традиционные представления. Некоторые виды продукции и услуг разграничить достаточно просто. Пишущие машинки и калькуляторы - это продукция, телекс и радиовещание - это услуги. Сложнее обстоит дело, когда речь идет, например, о телексной аппаратуре и ТВ-приемниках, которые приобретают конкретную значимость только в совокупности с вышеупомянутыми видами услуг. Некоторые системы могут сочетать в себе устройства. Примерами являются системы кодировки брокерских операций, банковские аппараты, а также системы энергоконтроля. Кроме того, определенные виды продукции и услуг, выполняя одинаковые функции, становятся по существу взаимозаменяемыми.

Конвергенция формирует сегодня так называемый потенциальный рынок ИТ, основными сегментами которого является следующее:

1. Потребительский сегмент включает передачу информации и развлечений и потребление их частными лицами.

2. Обеспечение бизнеса включает потребление продукции и услуг ИТ в ходе реализации различных видов деловой деятельности: закупки, производство-обслуживание, маркетинг, физическое распространение продукции и другие стадии создания добавленной стоимости.

3. Интеллектуальная работа относится к потреблению и передаче информации среди менеджеров и других специалистов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.