Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформа местного самоуправления




Отмена крепостного права открыла возможности реформирования системы управления в России. В отличие от периода царствования Александра I вопрос о введении центрального представительного правления не ставился. Было решено ограничиться изменениями в системе местного управления и создать в губерниях, уездах и городах выборные представительные органы.

Подготовка земской реформы началась еще в 1859 г., но только в марте 1863 г. была создана комиссия по разработке проекта введения земских учреждений, 1 января 1864 г. императором было утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях.

Земские учреждения занимались местными хозяйственными вопросами. Их ведению подлежали следующие дела: заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земств, устройство и содержание принадлежащих земствам зданий, путей сообщения, осуществление мер по обеспечению народного продовольствия, заведование земскими благотворительными заведениями, попечение о строительстве церквей, о развитии местной торговли и промышленности, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования. Земства не имели права выходить за рамки указанных в законе сфер деятельности.

Земские учреждения являлись местными и общественными органами, не имеющими своих исполнительных органов. Все решения могли проводить лишь через полицейский и бюрократический аппарат государства.

Выборы в земства были организованы на основе имущественного ценза по куриальной системе. Все население уезда делилось на три избирательные курии:

- курия уездных землевладельцев состояла из обладателей земли от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс. руб. Уездные землевладельцы, не обладающие необходимым имущественным цензом, а также священнослужители, владеющие в уезде названным количеством земли, участвовали в выборах через уполномоченных,

- городская курия состояла из лиц, имеющих купеческие свидетельства, из собственников городских промышленных и торговых заведений с оборотом не менее 6 тыс. руб. в год и владельцев недвижимого имущества в городе стоимостью от 500 до 3 тыс. руб. в зависимости от величины города;

- курия сельских крестьянских обществ включала всех крестьянских домохозяев. Здесь не было имущественного ценза, но выборы были не прямыми: сельский сход избирал выборщиков, которые выбирали гласных на уездное собрание.

Каждая курия была представлена определенным числом гласных в земском собрании, В итоге самая многочисленная крестьянская курия имела всегда меньше представителей, чем курии уездных землевладельцев и городская.

Земства имели распорядительные и исполнительные органы. Распорядительными органами земств были уездные и губернские земские собрания. Выборы в губернские земские собрания проводились гласными уездных земских собраний.

Члены земских собраний (гласные) вознаграждения за свою деятельность не получали. Собрания гласных проходили один раз в год. Председателем на уездных земских собраниях был уездный предводитель дворянства, а на губернских земских собраниях - губернский предводитель дворянства.

Исполнительным органом земств были уездные и губернские земские управы, которые работали постоянно. Уездная земская управа состояла из председателя и трех членов, а губернская земская управа - из председателя и шести членов. Председатели избирались уездными и губернскими земскими собраниями и утверждались в должности соответственно губернатором и министром внутренних дел.

Уездные и губернские земские собрания и земские управы избирались сроком на три года.

В результате земской реформы не была создана единая система представительных бессословных органов. Отсутствовал центральный орган, который бы мог координировать работу земств. Отсутствовали земства и на волостном уровне.

Земства не были введены в ряде регионов: в Сибири, на Кавказе, в Средней Азии, в Области Войска Донского и в ряде других губерний.

В 1870 г. было утверждено Городовое положение, по кото­рому были созданы бессословные выборные органы городского самоуправления.

Городские думы являлись распорядительными, а городские управы - исполнительными органами городского самоуправления. Они избирались сроком на четыре года. Городскую думу и город­скую управу возглавлял городской голова. Городской голова уездного города утверждался в должности губернатором, а городской голова губернского города - министром внутренних дел.

В городских избирательных собраниях участвовали все жители города, достигшие 25 лет, владеющие недвижимостью, торговыми или промышленными предприятиями, занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей. Не допускались к выборам лица, подвергшиеся суду, находящиеся под следствием, уволенные со службы, лица духовного сана. Юридические лица. монастыри и церкви, владеющие в городах недвижимым имуществом, участвовали в выборах через представителей.

Избиратели в соответствии с имущественным цензом делились на три группы. Каждая группа избирала треть гласных в городскую думу.

В ведение городской думы входили следующие вопросы;

установление городских сборов, сложение недоимок, установление правил заведования городским имуществом, займы и др.

Городские думы, как и земства, не обладали собственным принудительным аппаратом и находились в зависимости от государственных и полицейских учреждений. Органы городского самоуправления сыграли достаточно большую роль в развитии российских городов. Особо велика роль земских и городских органов самоуправления в развитии общественно-политического движения за преобразование России на демократических началах.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 г.: ПРИЧИНЫ, ПРИНЦИПЫ, НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Дореформенная судебная система характеризовалась чертами, свойственными феодальному суду. Суд был строго сословным. Существовали особые судебные органы для дворян, духовенства, горожан, крестьян. Помимо этого имели место специальные суды - совестные, межевые, коммерческие и др. Судебные функции исполняли также административные и полицейские органы. Все это предельно усложняло судебную систему, делало ее крайне неповоротливой, способствовало процветанию волокиты и коррупции.

Судебные заседания проходили за закрытыми дверями, отсутствовало судоговорение. При рассмотрении дел судьи руководствовались теорией формальных доказательств, В целом в судопроизводстве господствовали инквизиционные начала.

На деятельность суда оказывали давление административные органы. Предварительное следствие и исполнение приговора про­водили органы полиции, которые также могли исполнять судебные функции по маловажным делам.

Еще в XVIII в. Екатерина II высказывалась о необходимости введения таких демократических принципов судопроизводства, как отделение суда от администрации, несменяемость судей, коллегиальность в рассмотрении вопросов, бессословность и др. В начале XIX в М.М.Сперанский предлагал свой проект судебной реформы, в основе которого была положена идея разделения властей и независимости суда от администрации. Но только после отмены крепостного права стало возможным проведение подобной реформы. Судебная реформа 1864 г. явилась наиболее прогрессивной из всех либеральных реформ 60-70-х годов.

20 ноября 1864 г. были утверждены и вступили в действие акты судебной реформы: Учреждение судебных установлений. Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Были провозглашены следующие принципы судопроизводства: состязательность, отделение суда от администрации, бессословность, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, выборность (мировых судей и присяжных заседателей), гласность.

Вводился принцип состязательности в судопроизводстве, что означало отделение функции судебного обвинения от защиты. Для реализации этого принципа был создан институт адвокатуры и реорганизована прокурорская система.

Адвокаты (присяжные и частные поверенные) осуществляли защиту подсудимого в ходе судебного разбирательства. Присяжные поверенные образовывали коллегию присяжных поверенных при окружных судах и судебных палатах. Присяжные поверенные судебного округа избирали из своей среды совет, состоявший при судебной палате. Совет осуществлял прием и исключение из числа присяжных поверенных, а также надзор за их деятельностью. Высший надзор принадлежал судебной палате и Сенату. В число присяжных поверенных могли быть приняты только лица, имевшие высшее юридическое образование и прослужившие не менее 5 лет в судебном ведомстве.

Другой категорией адвокатов были частные поверенные, которые допускались к адвокатской деятельности на основании свидетельств, полученных от съезда мировых судей, окружного суда или судебной палаты и при условии внесения ими ежегодной пошлины. Свидетельство выдавалось при установлении судом соответствующей квалификации, либо по предъявлении диплома о высшем образовании.

Роль адвокатов в судебных разбирательствах была довольно заметной в 60-70- гг. работали выдающиеся русские адвокаты В.Д.Спасович, Д.В.Стасов, П.А.Александров, Ф.Н.Плевако, А.Ф. Кони и др.

Была реорганизована система прокуратуры. Прокуратура осуществляла следующие функции: поддержание обвинения в стае и надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы. Возглавлял прокурорскую систему генерал-прокурор. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, в судебных палатах и окружных судах - должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались царем по представлению министра юстиции.

В ходе судебного разбирательства стороны были равны.

Был провозглашен принцип независимости суда от администрации. Реализации его способствовали высокие оклады судей (от 2200 до 9000 руб. в год) и отделение следствия от полиции

При окружных судах учреждался институт судебных следователей.

Они осуществляли предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках. Надзор за их деятельностью возлагался на органы прокуратуры. До реформы предварительное следствие проводила полиция, теперь органы полиции могли вести дознаниепо поручению судебного следователя. Обвинительное заключение готовилось в канцелярии суда. Предварительное расследование было двух видов: генеральное (без предъявления обвинения) и специальное (формальное, с предъявлением обвинения).

Однако действие принципа независимости суда от администрации ограничивалось правом министра юстиции определять кандидатуры судей по своему усмотрению.

Важнейшим принципом реформы являлась гласность судопроизводства. На заседания суда допускалась публика, а с 1866 г было разрешено "во всех повременных изданиях" печатать о том, что происходит в судах, а в ''Губернских ведомостях" вводились юридические разделы.

Бессословность суда предполагала создание единой для всех сословий судебной системы. Мировому и общему суду были подсудны все подданные Российской империи, независимо от их сословной принадлежности. Тем не менее, сохранялись некоторые сословные суды. Волостной суд занимался только делами крестьян. Существовали особые суды для духовенства, военные суды (полковые, военно-окружные. Главный военный суд).

Провозглашение демократических принципов судопроизводства сопровождалось введением новых институтов: адвокатуры (присяжных и частных поверенных), присяжных заседателей (см. подробнее в вопросе 30, п. 3), судебных следователей. Для удостоверения деловых бумаг и оформления сделок учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.

Cтруктуpa судебных органов была определена Учреждением судебных установлений, принятым 20 ноября 1864 г.

Вся судебная система России делилась на две части, обособленные друг от друга: местный и общий суд. Возглавлял судебную систему Сенат, который являлся кассационной инстанцией для всех судов,

Местный суд состоял из волостного и мирового суда. Волостной суд был создан в 1861 г. при проведении крестьянской реформы и судил только крестьян. Члены волостного суда выбирались ежегодно на волостных сходах. В судебных заседаниях, участвовало не менее трех судей. Волостному суду были подсудны незначительные гражданские дела по искам, не превышавшим 100 руб., и мелкие уголовные дела (драки, оскорбления и др.). Несмотря на сословный характер, волостной суд являлся достаточно прогрессивным для того времени явлением. Впервые дела крестьян рассматривали сами крестьяне, что играло большую роль в формировании их гражданского сознания.

Мировой суд включал две инстанции: мировой судья и съезд мировых судей. Это был гласный, бессословный, выборный суд.

Каждый уезд с входившими в него городами составлял мировой округ, делившийся на участки, в каждом из которых правосудие осуществлял мировой судья. Кассационной и апелляционной инстанцией для мирового судьи был съезд мировых судей, состоявший из всех мировых судей округа.

Мировые судьи выбирались уездными земскими собраниями из кандидатов не моложе 25 лет, обладавших образовательным и имущественным цензом. Мировые судьи подразделялись на участковых и почетных. Почетные судьи работали на общественных началах и жалования не получали.

Мировые судьи рассматривали дела единолично. Их деятельность должна была быть направлена на примирение сторон, но они имели право вынесения приговора. Рассмотрению мировыми судьями подлежали дела по гражданским искам, не превышавшим сумму 500 руб., и уголовные дела, по которым назначались наказания в виде тюремного заключения сроком до одного года, аресты до трех месяцев, штрафы до 300 руб.

Кроме того, мировой судья мог принять к производству и рассмотреть любой гражданский иск или спор (независимо от суммы иска), если обе стороны просили его о рассмотрении дела "по совести", но при условии, что решение мирового судьи считалось окончательным и не подлежало апелляции.

Окончательными также считались решения по искам до 30 руб. и уголовные дела, по которым был вынесен оправдательный приговор или приговор с санкциями: внушение, замечание, выговор, штраф до 15 руб. и арест до трех дней.

Эти решения мирового судьи подлежали кассационному обжалованию на съезд мировых суден. Утверждение съездом решения мирового судьи закрывало пути для дальнейшего обжалования. Отмена съездом решения мирового судьи влекла за собой передачу дела на рассмотрение другому мировому судье.

Все иные решения мирового судьи являлись "неокончательными" и могли быть обжалованы в апелляционном порядке на съезд мировых судей. В этом случае съезд мировых судей рассматривал дело по существу и его приговоры апелляции не подлежали Они могли быть обжалованы в кассационном порядке в Сенат.

Общий суд включал следующие инстанции: 1) окружные суды; 2) судебные палаты; 3) Сенат.

1) Вся территория была поделена на судебные округа, включавшие территорию нескольких уездов (всего более 100 судебных округов). В каждом округе создавался окружной суд, состоявший из гражданского и уголовного отделений.

Окружному суду в общем порядке были подсудны все дела, превышающие компетенцию мировых судей. Гражданские дела рассматривались в составе трех постоянных членов суда во главе с председателем, именуемых "коронным судом." Уголовные дела рассматривались окружным судом в составе коронных судей и 12 присяжных заседателей. Дела о преступлениях и проступках, за которые полагалось лишение всех прав состояния или всех особенных, личных и по состоянию присвоенных прав и преимуществ рассматривались только с участием присяжных заседателей.

Коронные судьи должны были обладать возрастным (не моложе 25 лет) и образовательным (высшее юридическое образование и трехлетний юридический стаж работы) цензом. Утверждал коронных судей император по представлению министра юстиции.

Институт присяжных заседателей был впервые введен в России. При подготовке реформы спорным был вопрос о выборе модели суда присяжных. В англосаксонской правовой системе присяжные заседатели в своем вердикте отвечали на вопрос:

"Совершил ли подсудимый данное преступление?" В континентальном праве вопрос формулировался иначе: ''Виновен ли подсудимый?" Для российского суда был избран последний вариант.

Списки присяжных заседателей составлялись земскими и городскими управами. В них включались лица, обладавшие определенным цензом: русское подданство, возраст от 25 до 70 лет-проживание в данной местности не менее 2 лет, владение определенным имуществом. Для крестьян имущественного ценза не было, но присяжными имели право быть только крестьяне, избранные в крестьянские органы самоуправления и волостной суд. Не имели права быть присяжными заседателями лица, занимавшие определенные государственные должности (работники прокуратуры и полиции, городские головы и др.), наемные рабочие, военные, учителя народных шкод, священнослужители и др.

За три недели до начала конкретного судебного процесса на него по жребию избирались 30 основных и 6 запасных присяжных заседателей. К началу слушания из них отбирались (после отводов сторон и самоотводов) 12 человек. После рассмотрения дела по существу и выслушивания сторон присяжные заседатели большинством голосов выносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого. В случае признания подсудимого невиновным, его освобождали из-под стражи в зале заседаний. В случае признания его виновности, коронный суд определял меру наказания.

Приговоры, вынесенные с участием присяжных, считались окончательными, апелляции не подлежали и могли быть обжалованы или опротестованы в кассационном порядке в Сенат.

Судебные палаты состояли из департаментов гражданских и уголовных дел и прокуроров судебных палат. Судебные палаты являлись судом второй инстанции по отношению к окружным судам (по гражданским делам и уголовным делам, рассмотренным без участия присяжных заседателей) и судом первой инстанции по государственным преступлениям, преступлениям против порядка управления, должностным преступлениям.

В состав суда судебных палат входили четверо судей. Дела о государственных преступления, о преступлениях, совершенных должностными лицамиили против должностных лиц, рассматривались с участием трех сословных заседателей: предводителя дво­рянства, городского головы и волостного старшины.

Сенат являлся единым высшим кассационным судом. В его состав входили уголовный и гражданский кассационные департаменты. Они рассматривали жалобы и протесты на решения съездов мировых судей, окружных судов с участием присяжных заседателей, судебных палат с участием сословных представителей- Кассационный суд проверял судебные решения чисто формально, выясняя, было ли допущено нарушение закона, указанное в поступившей жалобе. В случае выявления нарушений дело передавалось на пересмотр в другой судебный орган.

На должность сенаторов этих департаментов назначались опытныечиновники из прокуратуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.