Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие отдельных отраслей права в Российской империи




Источники права. Закон служил основным источником права в Российской империи. В современной литературе отмечается, что до 1906 г. законом считалось любое повеление императора, оформленное в надлежащем порядке Сенатом. На практике, очевидно, порядок законотворчества был обратным — решения Сената приобретали силу закона после обязательного утверждения императором. Как пишет И.А. Исаев: «Толкование законов и решение юридических коллизий находилось в ведении Сената. Разъяснения Сената стали обязательными для юридической практики. Отдельные постановления Сената, утвержденные императором, приобрели статус законов». В соответствии с Основными законами Российской империи 1892 г. законы могли издаваться в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения. В соответствии со ст. 86 Основных законов Российской империи 1906 г. законам признавался акт, принятый Государственной думой, одобренный Государственным советом и подписанный императором. Но, в соответствии со ст. 87, во время перерыва деятельности Думы Совет министров мог разработать законопроект и направить его на утверждение царя. Такой законопроект назывался указом и подлежал утверждению Думой в течение двух месяцев по возобновлении ее деятельности.

По мнению Г.В. Вернадского, обычно различали следующие виды законодательных актов: 1) уставы, которые устанавливали более или менее постоянные нормы в жизни отельного ведомства для какой-либо определенной области материального права; 2) регламенты, учреждения, образования; 3) указы — наиболее распространенная форма, издавались «по случайному поводу и затрагивали узкую область жизни, но некоторые имели широкое и длительное значение». Кроме учреждений в XIX в. издавались положения определявшие порядок деятельности государственных и иных учреждений, а также временные правила, постановления Совета министров, разъяснения Сената и мнения Государственного совета.

Гражданское законодательство Российской империи, нормы которого содержались в Своде гражданских законов, имело некоторые черты буржуазного права. Тем не менее в нем сохранились черты феодального права — права-привилегии (сословными, национальными и другими признаками).

Значительная часть земельной площади не была признана объемом частной поземельной собственности. Вся надельная земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни всей общиной в целом. Отчуждение дворянских имений ограничивалось существованием права родового выкупа, на основании которого каждый член рода мог выкупать у покупателя родовое имение. Законодательство предусматривало и учреждение майоратов, т. е. земельных владений, совершенно изъятых из гражданского оборота и передававшихся только по наследству старшему в роду.

Имелись в законодательстве ограничения правоспособности и дееспособности по сословному признаку. Крестьяне, не имевшие частной недвижимой собственности, если они не взяли торговых свидетельств, не могли обязываться векселями, это касалось и лиц духовного звания. Православному духовенству запрещалось совершать договоры подряда и поставки. Много ограничений было связано с религиозной принадлежностью граждан. Сильно ограничивались правоспособность и дееспособность евреев и поляков, они не имели права приобретать в собственность, брать в залог и арендовать земельные имущества в девяти западных губерниях.

В наследственном праве также еще были сильны пережитки патриархально-феодальных институтов. В частности, дочери имели меньшие наследственные права, нежели сыновья.

Характеризуя гражданское право XIX в., необходимо указать, что в ряде местностей империи, в Польше, Прибалтике, Финляндии и Бессарабии, действовали свои гражданские законы, которые в той или иной степени удовлетворяли потребностям гражданского оборота этих местностей. Наконец, необходимо указать на сохранение гражданско-правовых обычаев среди крестьян, что свидетельствовало об отсталости деревни. Многие гражданско-правовые отношения у малых народов также регулировались обычным правом.

Гражданское законодательство страдало серьезными недостатками с точки зрения юридической техники. В частности, законы отличались казуистичностью и неопределенностью формулировок, неуклюжестью терминологии. Так, например, юридическое лицо называлось «сословием лиц», сервитут — «правом участия частного» и т. д. Как законодательство, так и практика не различали правоспособность и дееспособность.

Система русского вещного права XIX в. состояла из следующих институтов: 1) владение; 2) право собственности; 3) право на чужую вещь (сервитута); 4) залоговое право.

Понятие владения, в отличие от собственности, известно было еще законодательству XVII в. В законодательстве XIX в. учение о владении получило дальнейшее развитие. Оно различает законное и незаконное владение. Согласно ст. 531, т. X, ч. I Свода законов, всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому и «сделаны надлежащие по закону о передаче оного распоряжения». Закон различал спор о владении от спора о праве собственности и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от вопроса о втором.

Термин «собственность» сделался известным только в конце XVIII в. Законодательство XIX в. не только узаконило этот термин, но и дало полное определение права собственности. По ст. 420, т. X, ч. I Свода законов «собственность есть власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно».

Средствами обеспечения исполнения договоров являлись: 1) задаток; 2) неустойка; 3) поручительство; 4) залог и заклад. Гражданское законодательство предусматривало следующие виды договоров: мену, куплю-продажу, запродажу, наем имущества, подряд и поставку, заем и ссуду имущества, поклажу, товарищество, страхование, личный наем, доверенность.

В законодательстве XIX в. большое внимание уделялось договору товарищества. Особые коммерческие и промышленные компании сделались одной из форм организации капиталистов. В законе указываются следующие виды товариществ: 1) товарищество полное; 2) товарищество на вере или по вкладам; 3) товарищество по участкам или компании на акциях; 4) товарищество трудовое.

Законодательство знало завещания двух видов: нотариальное и домашнее. Для совершения нотариального завещания требовалось присутствие трех свидетелей. Завещание вносилось в актовую книгу. Домашние завещания для признания их действительными также должны были совершаться при трех свидетелях.

Таким образом, гражданское законодательство Российской им­перии в XIX в. находилось на достаточно высокой для того времени степени развития, регулируя разнообразные гражданско-правовые отношения, но содержало значительные пережитки феодального строя, не стало до конца буржуазным.

В Российской империи конца XIX — начала XX в. семейное право не являлось отдельной отраслью права и входило в состав гражданского законодательства. Брак в Российской империи заключался только в церкви. Другой — кроме церковной — формы брака российское законодатель­ство того времени не знало. При отсутствии церковного оформления брак рассматривался как незаконное сожительство. Это правило распространялось на русских подданных даже тогда, когда они заключали брак в другом государстве, где признавался гражданский брак. Но русская подданная, вышедшая замуж за иностранца, в отечестве которого имеет силу гражданский брак, и не обвенчанная, считалась в законном браке и с точки зрения русских законов, так как вступление в брак с иностранцем влекло за собой потерю подданства.

К непременным условиям вступления в брак относилось согласие сочетающихся лиц на брак и достижение ими брачного возраста (16-18). Но в Закавказье «природным жителям» дозволялось вступать в брак по достижении женихом пятнадцати, а невестой — тринадцати лет. В необходимых случаях епархиальным архиереям предоставлялось право разрешать браки по личному усмотрению, когда жениху или невесте недоставало не более полугода до узаконенного совершеннолетия.

Запрещалось вступать в брак в следующих случаях:

1)если прежний брак не был законным образом расторгнут;

2) в четвертый брак. В счет трех браков включались не только
ризнанные недействительными, но и прекращенные разводом;

3) лицу, имеющему более 80 лет от роду;

4)монашествующим и посвященным в иерейский или диаконский сан, «доколе они в сем сане пребывают»;

5)лицам, находящимся в степенях родства и свойства, «церковными законами возбраненных». Различалось родство трех видов: ровное (возникающее в силу рождения), духовное и гражданское, издаваемое усыновлением. При этом учитывалось и внебрачное родство.

В правовой регламентации имущественных отношений супругов действовал принцип раздельности их имущества, основанный на ст. 109 Свода. Супругам дозволялось продавать, закладывать собственное имение и иначе распоряжаться им прямо от своего имени, независимо друг от друга.

Таким образом, семейное законодательство Российской импе­рии второй половины XIX — начала XX в. было достаточно развитым и органически связанным с церковными правилами и канонами. Законодатель стремился к упрочению семьи, к охране интересов детей, на практике не всегда эффективной. Вместе с тем сохранялись такие черты, как юридически неравноправное положение женщины в семье, а также сословный характер законодательства.

В налоговом законодательстве Российской империи во второй половине XIX в. продолжала повышаться роль косвенных налогов. В России существовали акцизы на табак, спички, соль, сахар, керосин, некоторые другие товары. В 1882 г. прави­тельство отменило подушную подать. Взамен пришлось увеличить налоги на городскую недвижимость, поземельный налог, гербовый сбор. Был введен налог на наследство для наследников по прямой линии. В 1885 г. ввели налог в размере 5% на доход, получаемый от ценных бумаг и от вкладов в кредитные учреждения. В 1894 г. вступил в силу квартирный налог, от которого освобождалось православное духовенство, дипломаты, члены императорского дома. В 1898 г. Николай II утвердил Положение о государственном промысловом налоге, унифицировавшее налогообложение торговых заведений и промышленных предприятий.

Вместе с тем наиболее многочисленную группу налогов составляли прямые налоги, которые делились на пять групп.

1.Налоги и сборы с недвижимых имуществ: государственный поземельный налог; налог с недвижимых имуществ в городах и посадских местах; сбор с недвижимых имуществ в пригородных местностях Санкт-Петербурга на содержание полиции; поземельная подать с колонистов; государственная оброчная подать в губерниях Сибири; денежный сбор с ясачных вогулов Пермской губернии и т. д.

2.Налоги с торговли и промышленности: государственный промысловый налог; особые сборы с торговли и промышленности.

3.Налоги с денежных капиталов: сбор с доходов от денежных капиталов; сбор со специальных текущих счетов.

4.Подати и личные налоги: подушные и душевая оброчные подати в некоторых местностях Сибири; подушные подати с евреев землевладельцев; подать со скота у киргизов Внутренней орды; кибиточная подать; ясак с кочевых и бродячих инородцев; ярмарочный сбор в Нижнем Новгороде и т. д.

5.Государственный квартирный налог.

Таможенные пошлины играют важную роль в плане пополнения государственного бюджета и, кроме того, служат эффективным способом воздействия на развитие промышленности в стране. При этом две указанные цели таможенного обложения могут противоречить друг другу. Фискальные интересы требуют повышения таможенных пошлин, но чрезмерно высокие пошлины могут стать запретительными, и ввоз данного товара в страну прекратится. Кроме того, на практике часто повышение таможенных пошлин приводит к сокращению ввоза и, следовательно, к падению дохода казны, и наоборот.

Таможенные пошлины устанавливались в Российской империи на основе двух правовых документов: таможенного тарифа и таможенного устава. При этом характерной чертой отечественного таможенного законодательства, как и всего налогового права, являлась его нестабильность. Таможенные уставы, определявшие общий порядок функционирования таможенной службы и устанавливавшие ответственность за таможенные правонарушения, включая контрабанду, менялись не слишком часто. Но таможенные тарифы менялись даже чаще, чем ставки акцизов. Это было характерно, впрочем, не только для России, так как потребности экономики менялись и побуждали к пересмотру таможенных тарифов. В ряде стран законодательство устанавливало обязательность такого пересмотра раз в 10 лет.

К началу XX в. рост фискальных потребностей государства выдвинул задачу установления принципиально новой налоговой системы, основанной на подоходном обложении как более гибком и отвечающем достижениям передовой финансовой теории. Но установление настоящего подоходного налога наталкивалось на сильное сопротивление правящих классов, тех, у кого был действительно высокий доход. Они сопротивлялись, потому что подоходный налог основной своей тяжестью падает именно на имущие классы. Только Первая мировая война и вызванные ею финансовые проблемы, в сочетании с борьбой рабочего класса, позволили ввести данный налог, установленный Законом от 6 апреля 1916 г. В соответствии с данным Законом, подоходный налог должен был взиматься по прогрессивным ставкам — от 0,82% до 10%. При этом Закон устанавливал многочисленные вычеты из дохода, например, издержки получения дохода, взносы по страхованию рабочих, проценты по долгам и т.д., существовали льготы для семейных и больных. Но Закон вступал в силу только с 1917 г., и потому оценить результаты его практической реализации невозможно.

 

 

ГЛАВА 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РОССИИ В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

Абсолютная монархия в России прекратила свое существование а феврале 1917 г. Основными причинами свержения самодержавия явились нежелание и неспособность царского правительства провести в России назревшие социально-экономические и политические преобразования.

В результате февральских событий 1917 г. произошли кардинальные изменения в государственном строе. 2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата Михаила Александровича, 3 марта Михаил отказался от вступления на престол.

Управление страной взял на себя Временный комитет Государственной думы, в который вошли представители партий кадетов и октябристов.

Одновременно в ходе революционных событий на предприятиях и в воинских частях создавались Советы рабочих и солдатских депутатов. 1 марта 1917 г. Советы рабочих и Советы солдатских депутатов Петрограда слились и образовали Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, избравший Исполком Совета. В Петроградский Совет входило 250 депутатов, большинство из которых представляли партии эсеров и меньшевиков. 1 марта Петроградским Советом был издан приказ № 1 по Петроградскому гарнизону, согласно которому все решения Исполкома Совета были обязательны для выполнения в армии. В армии отменялось титулование офицеров, создавались выборные комитеты из нижних чинов, заменявшие командный состав.

1 марта начались переговоры между Временным комитетом Государственной думы и Исполкомом петроградского Совета об образовании Временного правительства. 2 марта Временное правительство было сформировано во главе с князем Львовым. Наибольшее влияние в нем имела партия кадетов. Для взаимодействия Временного правительства и Петросовета была создана контактная комиссия, работавшая до мая 1917г ., когда эсеры и меньшевики вошли в состав Временного правительства (май 1917 г.).

Задачи Временного правительства были сформулированы в Декларации Временного правительства о его составе и задачах, принятой 3 марта 1917 г. Они сводились к следующему:

- организация созыва Учредительного собрания, на которое возлагалось решение вопроса о власти;

- введение демократических прав и свобод граждан;

- выборы местного самоуправления;

- проведение первых демократических реформ,

Временное правительство формально являлось исполнительным правительственным органом, но при отсутствии парламента оно сосредоточило в своих руках всю полноту власти в стране и фактически заменило все существовавшие ранее высшие государственные органы (царя. Государственный совет. Государственную думу, Совет министров). Формально Государственная дума и Государственный совет продолжали существовать до 6 октября 1917 г. Но официальная законодательная основа взаимоотношений между Временным правительством, с одной стороны, и IV Государственной думой и Государственным советом, с другой, отсутствовала. Все другие высшие государственные учреждения (Сенат, Синод, Особые совещания и др.) были подотчетны Временному правительству. Прекратила свое существование Собственная его императорского величества канцелярия.

При Временном правительстве действовали различные вспомогательные и отраслевые органы, часть из которых существовала и ранее. Продолжали работу министерства иностранных, внутренних дел, военное, морское, финансов, юстиции, торговли, народного просвещения. Однако в их составе и деятельности произошли серьезные изменения. Так, в составе министерства внут­ренних дел были упразднены штаб отдельного корпуса жандармов (в связи с ликвидацией жандармерии) и Департамент полиции (в связи с заменой полиции милицией), вместо которого было создано Главное управление по делам милиции.

В ходе деятельности Временного правительства были сформированы новые министерства - труда, продовольствия, почт и теле­графов, общественного призрения и др.

Были созданы Главный экономический комитет и Экономический совет для регулирования экономики.

Продолжалась деятельность Особых совещаний, военно-промышленных комитетов, Земгора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.