Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституция СССР 1936 г




В середине 30-х годов партийными органами было объявлено о завершении в основном построения социализма в СССР в результате проведения индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Произошедшие изменения в политической, экономической (господство государственной собственности на средства производства) и социальной структуре общества (ликвидация "эксплуататорских классов") вызвали необходимость внесения изменений в Конституцию СССР.

Решение о пересмотре ряда положений Конституции было принято партийными органами. По постановлению февральского 1935 г. Пленума ЦК ВКП(б) на обсуждение VII Всесоюзного съезда Советов был вынесен вопрос о внесении изменений в Конституцию СССР. Съезд образовал конституционную комиссию во главе с И.В. Сталиным. В составе комиссии были созданы 12 подкомиссий.

Работа над проектом Конституции продолжалась в течение всего 1935 г. Комиссия вышла за рамки первоначального решения о внесении изменений в действующую Конституцию и разработала проект новой Конституции. В июне 1936 г. проект был одобрен первоначально Пленумом ЦК ВКП(б), затем Президиумом ЦИК СССР и опубликован в прессе. В октябре-ноябре были проведены районные, областные, краевые и республиканские чрезвычайные съезды Советов, на которых подводились итоги обсуждения проекта.

Завершилось обсуждение проекта Конституции на VIII чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов, который принял дополнения, касавшиеся выборов и состава Совета национальностей Вер­ховного Совета, равноправия обеих палат, ответственности СНК перед Президиумом Верховного Совета, создания национальных избирательных округов. 5 декабря 1936 г. съезд утвердил проект Конституции.

Конституция СССР состояла из 13 глав и 146 статей. Политической основой СССР объявлялись Советы депутатов трудящихся В условиях сложившейся однопартийной системы в Конституцию впервые было включено положение о руководящей роли ВКП(б) в системе государственных и общественных организаций трудящихся.

Экономической основой СССР являлись социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной. Допускалось мелкое частное хозяйство, основанное на личном труде. Хозяйство носило плановый характер.

Впервые в Конституцию СССР была введена специальная глава об основных правах и обязанностях граждан. Были закреплены права и свободы граждан: на труд, отдых, на материальное обеспечение в старости и при потере трудоспособности, на образование, свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Несмотря на разработку в Конституции гарантий обеспечения прав и свобод граждан, в реальной жизни они значительно были ограничены. Так, фактически не могла быть реализована в условиях тоталитарного политического режима свобода слова, печати, собраний, не соблюдалась тайна переписки и неприкосновенность жилища. Право на труд было ограничено путем закрепления рабочих и служащих за определенным предприятием и учреждением, запрещением для крестьян покидать колхозы и совхозы.

В Конституции были зафиксированы основные обязанности граждан перед обществом и государством: соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, беречь и укреплять социалистическую собственность, защищать Отечество, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

Государственное устройство страны в Конституции было определено как федеративное, основанное на добровольном союзе равноправных республик. Были разграничены полномочия союзных и федеративных органов. В Конституции давался подробный перечень вопросов, находившихся исключительно в ведении Союза; представительство в международных отношениях, вопросы войны и мира, принятие в состав СССР новых республик, контроль за соблюдением Конституции, утверждение изменения государственных границ, образование новых республик, краев и областей и др. Все неперечисленные полномочия оставались за союзными республиками. Союзные республики имели право выхода из Союза, однако механизм этого процесса не был определен. Был установлен приоритет законодательства Союза перед законодательством республик. Каждая союзная республика имела свою Конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР. Было провозглашено единое гражданство.

В Конституции 1936 г. значительно более детально, чем в Конституции 1924 г. были разработаны вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов власти СССР, союзных и автономных республик, местных Советов. Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, которому принадлежало исключительное право осуществления законодательной власти. Верховный Совет избирался на 4 года. Он состоял их двух палат: Совета Союза и Совета национальностей, которые обладали равной законодательной инициативой. Законы считались утвержденными после принятия их обеими палатами большинством голосов. Совет Союза избирался по территориальным округам. Совет Национальностей -по союзным, автономиям республикам, автономным областям и округам.

Верховный Совет работал сессионно. Между сессиями высшим органом власти являлся Президиум Верховного Совета, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум был подотчетен Верховному Совету, он созывал сессии Верховного Совета, распускал его и назначал новые выборы. Президиум издавал указы, которые по существу были приравнены к законам, и проводил референдумы.

Совет Народных Комиссаров (СНК) являлся высшим исполнительным и распорядительным органом. Его образовывал Верховный Совет СССР. СНК был подотчетен ВС, а между сессиями - Президиуму ВС. СНК издавал постановления и распоряжения, объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских комиссариатов.

В Конституции 1936 г. впервые было допущено отступление от ленинской идеи соединения законодательной и исполнительной властей. Значительно более четко было произведено разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов.

Было провозглашено отделение суда от администрации. Однако на практике существовали административные органы, наделенные судебными полномочиями.

Аналогично с высшими органами власти и управления СССР строились высшие органы власти и управления в союзных и автономных республиках. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах являлись Советы депутатов трудящихся, избиравшиеся на 2 года Местные Советы формировали свои исполнительные органы - исполнительные комитеты.

Избирательная система по Конституции 1936 г. принципиально отличалась от существовавшей в предшествующий период. Было закреплено всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Лишались избирательных прав умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав. Вводились единые для всех граждан нормы представительства. Исчезла многостепенность выборов. Территориально-производственный принцип организации выборов был заменен чисто территориальным.

 

 

ГЛАВА 13. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕСССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

В конце 30-х годов агрессивная политика гитлеровской Германии и Японии поставили мир перед угрозой новой мировой войны. В связи с этим в СССР начались изменения, призванные повысить обороноспособность страны. Здесь можно вспомнить и ужесточение трудового законодательства, рассмотренное ранее. 1 сентября 1939 г., в день начала Второй мировой войны, Верховный Совет СССР принял Закон «О всеобщей воинской обязанности», который распространял эту обязанность на всех граждан государства, а не только трудящихся, что соответствовало Конституции 1936 г., увеличивался срок военной службы, снижался призывной возраст с 21 до 19 лет, а для окончивших полную среднюю школу — до 18 лет, ликвидировалась территориальная система комплектования армии.

В соответствии с данным Законом, Вооруженные Силы СССР состояли из Красной Армии, подчиненной Наркомату обороны, Военно-морского флота, подчиненного Наркомату военно-морского флота, а также пограничных и внутренних войск НКВД. Таким образом, централизованная система управления вооруженными силами не была создана.

Наряду со снижением призывного возраста, Закон увеличивал сроки прохождения службы — до 2 лет в пехоте и кавалерии, до 3 и до 5 лет в танковых, пограничных войсках и на флоте. Сокращались основания для отсрочек и освобождения от призыва. До 50-летнего возраста был увеличен срок нахождения в запасе. Данные положения позволили резко увеличить численность вооруженных сил: с 2 млн. человек в 1939 г. до 5,5 млн. человек к июню 1941 г.

22 июня 1941 г. после нападения Германии на СССР началась Великая Отечественная война. С началом войны работа государственного аппарата начала перестраиваться на военный лад. Главной функцией государства стала оборона страны. Были образованы чрезвычайные органы власти: Государственный Комитет Обороны (ГКО), местные комитеты обороны — для мобилизации всех сил и ресурсов на оборону. ГКО СССР был создан 30 июня 1941 г. как коллективный орган, его деятельность направлялась Политбюро ЦК ВКП(б). В состав входило первоначально 5 человек (И.В. Сталин, В.М.Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия), затем 9 человек (А.И. Микоян, Н.А. Вознесенский, Н.А. Булганин, Л.М. Каганович), каждый отвечал за определенный участок работы, например, Молотов — за производство танков, Микоян — за снабжение фронта. Возглавлял ГКО Сталин, который являлся председателем СНК и наркомом обороны. ГКО назначал и смещал высшее военное командование, решал все военно-стратегические вопросы, налаживал работу транспорта, сельского хозяйства, про­мышленности, занимался снабжением армии и населения, государственной безопасностью. Постановления ГКО были обязательны для всех граждан и учреждений. ГКО просуществовал 50 месяцев и принял 9971 постановление.

Высшие государственные органы власти и управленияпродолжали действовать и сохраняли свои полномочия. Сессии Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, местных советов продолжали собираться, однако регулярность их работы была нарушена. Так, сессии Верховного Совета СССР проводились трижды - в июне 1942 г., январе-феврале 1944 г., в апреле 1945 г. Повысилась роль постояннодействующего Президиума Верховного Совета СССР, а на местах - исполкомов Советов.

В системе высших государственных органов ведущую роль стал играть Совет Народных Комиссаров, руководивший работой наркоматов СССР и СНК республик.

Реальное руководство деятельностью всех высших государственных органов власти и управления осуществлял ЦК партии.

В состав местных ГКО входили представители советских и партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военное командование. Городские КО были созданы более чем в 60 городах. Они имели право объявлять город на осадном положении, проводить эвакуацию жителей, проводить мобилизацию учреждений и транспорта, давать задания предприятиям, формировать народное ополчение и истребительные отряды и т. д.

Указом от 22 июня 1941 г. «О военном положении» Президиум ВС в местностях, объявленных на военном положении, все функции власти по организации обороны и поддержанию общественного порядка передал военным советам и военному командованию.

22 июня объявлена мобилизация призывников от 19 до 55 лет. С 23 июня вводились в действие мобилизационные производственные планы, на производстве вводились сверхурочные работы, отпуска отменялись. Летом 1941 г. создан Совет по делам эвакуации, а в октябре 1941 г. Комитет по эвакуации продовольственных товаров, промышленных запасов и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. вместо этих органов было создано Управление по делам эвакуации при СНК СССР. С 1 октября вводилось всеобщее обязательное военное обучение граждан от 16 до 50 лет.

Указ от 22 июня значительно расширял подсудность военных трибуналов, вводилось ограничение свободного передвижения граждан. В июле 1941 г. последовал Указ «О военных трибуналах в местностях, объявленных на осадном положении, и в районах военных действий». Увеличивалось количество трибуналов, вводился закрытый процесс, без обжалования, приговоры исполнялись немедленно. Трибуналы получили право рассматривать все дела, включая спекуляцию и хулиганство. В местностях, объявленных на осадном положении, к шпионам и провокаторам, мародерам применялся расстрел на месте без суда.

С июля 1941 г. была введена карточная система, сначала в Москве и Ленинграде, затем в других местах. Карточки на хлеб вводились повсеместно, на важнейшие продовольственные товары — в 43 городах. С января 1942 г. все важнейшие промтовары тоже распределялись по карточкам.

Был создан ряд новых наркоматов: танковой промышленности, минометного вооружения. Наркомат танковой промышленности в ноябре 1941 г. преобразован в Наркомат общего машиностроения. В 1942 г. была перестроена работа Наркоматов связей и путей сообщения. В 1943 г. транспорт был переведен на военное положение, а его служащие – на положение военнослужащих. При НКПС была образована Управление военно-восстановительных работ.

Для организации эвакуации промышленных предприятий и людей осенью 1941 г. были созданы Совет по делам эвакуации, Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров, предприятий и промышленности. Совет и Комитет работу проводили через наркоматы, местные партийные и советские органы. В декабре 1941 г. эти органы были преобразованы в Управление эвакуации при СНК СССР и его отделы при СНК республик и областных (краевых) исполкомах Советов.

Обеспечением предприятий рабочей силой занимался Комитет по учет и распределению рабочей силы при СНК СССР и его бюро на местах

Снабжением предприятий, транспорта и населения топливом ведали специально созданные органы: Главснабуголь, Главснабнефть, Главснаблес, Главное управление искусственного топлива и газа.

В 1943 г. для восстановления разрушенного хозяйства в освобожденных Красной Армией районах был создан Комитет по восстановлению при СНК СССР. В 1943-1944 гг. в республиках, подвергшихся оккупации, были образованы наркоматы жилищно-гражданского строительства, а пи СНК СССР – Комитет по делам архитектуры.

Помощь семьям военнослужащих осуществляли управления и отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих при СНК СССР, союзных и автоном­ных республик, исполкомах местных Советов.

2 ноября 1942 г. Президиумом Верховного Совета СССР была образована Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. В состав входили А.Н. Толстой, Е. Тарле, митрополит Николай. Комиссия работала до 1953 г. Собранные материалы были представлены на Нюрнбергском процессе.

Информационно-пропагандистской работой занималось Совинформбюро

В связи с нехваткой рабочих рук в 1942 г. был увеличен в 1,5 раза обязательный минимум трудодней для колхозников, впервые установлен минимум трудодней для подростков от 12 до 16 лет — не менее 50 трудодней в году. В качестве чрезвычайной меры была введе­на мобилизация на сельхозработы населения городов и поселков.

Отсрочка от призыва в годы войны предоставлялась: по состоянию здоровья и недостаточному физическому развитию, для работы в народном хозяйстве, для окончания образования и получения специальности учащимся средних школ до 20 лет, учащимся ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения, учащимся техникумов, студентам вузов и аспирантам.

В июле 1943 г. введено деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, введены новые знаки различия, погоны.

Для усиления дисциплины на железнодорожном транспорте Указом Президиума ВС СССР от 15 апреля 1943 г. все железные дороги СССР были переведены на военное положение. Рабочие и служащие объявлялись мобилизованными, устанавливалась их подсудность военным трибуналам. В мае 1943 г. такой же Указ был принят в отношении морского и речного транспорта, а позднее в отношении гражданского воздушного флота.

Война привела к падению доходов госбюджета. В связи с этим были приняты меры: введение новых налогов (военный, на холостяков), выпуск облигаций государственных займов (на 76 млрд. руб. за войну), проведение денежно-вещевых лотерей, ограничение выплаты вкладов. Возник Фонд обороны. Были повышены цены на водку, табак, парфюмерию. В итоге в 1944 г. доходы бюджета уже превышали расходы.

4 сентября 1945 г. ГКО был упразднен, упразднялись и городские комитеты обороны.

В годы войны не произошло коренных изменений в праве. Можно говорить только об отдельных законодательных актах или особенностях их применения. Так, в области уголовного права широко применялась ст. 28 прим. 2 УК РСФСР 1926 г., в соответствии с которой военнослужащие, приговоренные к лишению свободы, могли получить отсрочку исполнения приговора до окончания войны, если направлялись в действующую армию. Также в некоторых случаях отправка на фронт применялась вместо смертной казни за дезертирство, самовольное оставление части в боевой обстановке, симуляцию болезни и т.д.

Указ Президиума ВС СССР от 6 июля 1941 г. установил ответственность в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди мирного населения.

Указ Президиума ВС СССР от 19 апреля 1943 г. установил наказание в виде смертной казни через повешение или каторжных работ на срок от 15 до 20 лет для немецко-фашистских изуверов, совершивших злодеяния над местным населением и военнопленными, и для их пособников.

В области гражданского права можно отметить постановление СНК от 15 сентября 1942 г., которое вводило упрощенный порядок удостоверения завещаний на фронте и в госпиталях — теперь их могли заверять командиры частей и начальники госпиталей.

В области трудового права следует упомянуть Указ Президиума ВС СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». Согласно данному Указу, директора и руководители предприятий получили право устанавливать обязательные сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день. Отпуска отменялись, вместо них была обещана денежная компенсация после окончания войны. Экономический эффект от этого Указа был аналогичен привлечению к производству 1,2 млн. новых рабочих рук.

В послевоенный период вся деятельность государства была подчинена скорейшему восстановлению народного хозяйства и укреплению военно-экономической мощи государства.

С целью введения общепринятых в мировой практике наименований Законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров, а наркоматы — в министерства. С окончанием войны были отменены или сокращены многие налоги, с 1947 по 1954 г. 7 раз проводилось снижение цен на товары. В 1947 г. была проведена денежная реформа и отменены карточки на продовольственные и промышленные товары. В 1950 г. советский рубль переведен на золотое обеспечение (до этого курс исчислялся на базе доллара). В конце 1948 г. впервые были проведены прямые выборы народных судов. В 1947 г. была отменена смертная казнь, замененная заключением в исправительно-трудовые лагеря на 25 лет. В 1950 г. смертная казнь была восстановлена по отношению к изменникам, шпионам и диверсантам.

В марте 1953 г. умер И. Сталин. В июле 1953 г. арестован министр внутренних дел Л. Берия, в марте 1954 г. МГБ преобразовано в КГБ, были упразднены особые трибуналы, система ГУЛАГ (Главное управление лагерей) передана от МВД Минюсту.

Наибольшей перестройке в годы войны подверглись вооруженные силы. 22 июня 1941 г. была объявлена мобилизация 14 возрастов (с 19 до 55 лет) по 4 военным округам, 16 июля 1941 г. в армии был введен институт военных комиссаров, которые несли равную с командирами подразделений ответственность за политическую, боевую подготовку и боеспособность войск. В октябре 1942 г. а армии было восстановлено единоначалие и военные комиссары были заменены заместителями командиров по политической части. Их главными задачами были осуществление идеологическою контроля и воспитания.

Военное руководство Красной Армией и Флотом осуществляла специально созданная Ставка Верховного Главного командования в составе членов Политбюро и руководителей Наркомата обороны. Рабочими органами Ставки являлись Генеральный штаб Красной Армии и управления наркоматов обороны и Военно-Морского флота.

Все важнейшие решения принимались совместно Политбюро, ГКО и Ставкой.

Структура вооруженных сил состояла из фронтов, армий, корпусов, дивизий, бригад, полков, батальонов, рот, взводов, отделений.

В 1942 г. был издан Боевой устав пехоты. В 1943г. были введены новые знаки различия (погоны), С июля 1943г. вводилось деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет.

В годы войны изменилась судебно-прокурорская система. В июне 1941 г. было издано Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном "положении, и в районах военных действий. Военные трибуналы были образованы при военных округах, фронтах и морских флотах, при армиях, корпусах и иных воинских соединениях и военизированных учреждениях, а также на железных дорогах, в морских и речных бассейнах. Надзорной инстанцией по отношению к трибуналам являлись военная, военно-железнодорожная, военная водно-транспортная коллегии Верховного Суда СССР и Пленум Верховного Суда СССР. Руководство системой трибуналов осуществлял Наркомюст СССР.

В состав трибуналов входили три постоянных члена, а с 1943 г. и заседатели. Трибуналы имели право рассматривать дела в чрезвычайно короткие сроки (по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения). Приговоры трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены в порядке надзора. Как правило, заседания трибуналов носили закрытый характер. Приговоры к высшей мере наказания могли быть приостановлены командующими армиями, округами, флотами и флотилиями, а также военными советами. Остальные приговоры трибуналов вступали в силу с момента их вынесения и немедленно приводились в исполнение.

Военным трибуналам были подсудны все дела о военнослужащих, дела о наиболее опасных преступлениях, совершенных любыми лицами на территории действия военного трибунала (о государственных преступлениях, о хищении государственной собственности, о разбое, об умышленных убийствах, о насильственном освобождении из мест заключения и из-под стражи и даже дела о спекуляции и др.). Военные власти сами определяли, какому суду (общему или военному) подсудно конкретное дело.

 

 

ГЛАВА 14. МЕРЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЗАКОННОСТИ В СЕРЕДИНЕ 50-х годов XX в. НАЧАЛО РЕАБИЛИТАЦИИ.

После смерти И.В.Сталина 5 марта 1953 г. начался длительный период борьбы за восстановление законности и преодоление последствий культа личности.

На первом этапе попытки восстановить законность предпринял Л.П.Берия - руководитель объединенного МВД. Истинным мотивом его деятельности было стремление завоевать авторитет и популярность народа в борьбе за власть, развернувшуюся после смерти диктатора.

Министерство внутренних дел занимало особое место в системе государственных органов, обладало известной самостоятельностью и с конца 30-х годов фактически стояло над партией и правительством. В 1953 г. органы милиции были полностью укомплектованы преданными Берии людьми, иловыми выполнить любые его приказы.

Первые мероприятия по восстановлению законности начали проводиться уже с конца марта 1953 г. По инициативе Берии 27 марта Верховным Советом СССР была объявлена амнистия для всех заключенных, чей срок не превышал 5 лет. Предусматривалось также освобождение матерей, имевших детей в возрасте до 10 лет, а также всех осужденных, независимо от срока, за взяточничество, экономические преступления, административные и военные правонарушения. Всего амнистией было охвачено 1,2 млн. человек. Были сняты паспортные и режимные ограничения для проживания амнистированных в 340 городах страны.

Результаты амнистии были весьма противоречивы: 1) она не коснулась политических заключенных, т.к. они были осуждены на сроки, превышающие 5 лет, 2) было освобождено большое число уголовников, что привело к резкому ухудшению криминогенной обстановки. Сложившаяся ситуация, по расчету Берии, давала возможность к обоснованию необходимости принятия мер по установлению режима сильной власти.

Было прекращено "дело врачей", обвинявшихся в попытке организации убийства Сталина. Всю вину за организацию этого дела Берия возложил на Сталина, сославшись на показания начальника следственной части МТБ Рюмина о получении им указаний Сталина об ужесточении допросов и характере необходимых признаний. В апреле 1953 г. было принято постановление ЦК партии, в котором говорилось о нарушении законности органами госбезопасности и была поставлена задача борьбы с этими негативными явлениями.

По инициативе Берии была начата реорганизация МВД. Принадлежавшие МВД строительные главки, которым подчинялись предприятия, использовавшие труд заключенных, были переданы соответствующим строительным министерствам. Главное управление лагерей перешло в ведение Министерства юстиции.

Проведенные Берией мероприятия способствовали усилению его авторитета, что создавало возможность сосредоточения в его руках всей полноты власти в государстве. Против Берии был организован заговор, во главе которого стал Н.С.Хрущев. 26 июня 1953 г. Берия был арестован, обвинен в содействии английской разведке и объявлен врагом народа. По официальным сведениям в декабре того же года состоялся суд над Берией, вынесший ему смертный приговор, который был немедленно приведен в исполнение. Такие методы устранения Берии были весьма схожи с практикой борьбы с "врагами народа" в 30-е годы (расстрел без настоящего суда, обвинения в шпионаже).

После устранения Берии работа по восстановлению законности была продолжена. В сентябре 1953 г. были упразднены "тройки" - особые трибуналы по политическим делам. 3 марта 1954 г. Министерство государственной безопасности было реорганизовано в Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

24 мая 1955 г. Президиум ВС СССР утвердил Положение о прокурорском надзоре, которое расширяло права прокуратуры. Генеральный прокурор СССР обязан был осуществлять высший надзор за точным соблюдением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями и должностными лицами, а также гражданами СССР. Декларировалась независимость прокуратура от местных властей. Были определены обязанности прокуратуры в осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности учреждений, организаций, должностных лиц, граждан, в деятельности органов дознания и предварительного следствия; за соблюдением законов в местах лишения свободы.

Были приняты меры по укреплению судебных органов. 14 ав­густа 1954 г. были образованы президиумы в составе Верховных судов союзных и автономных республик, краевых и областных судов и судов автономных областей. Президиумы получили право рассматривать в порядке надзора приговоры, решения и кассационные определения по уголовным и гражданским делам по протестам Генерального прокурора СССР, Председателя Верховного суда СССР, прокуроров и председателей судов республик, краев и областей. В том же году ЦК КПСС принял специальное постановление о недопустимости вмешательства партийных органов в судебно-следственный процесс.

В 1957 г. было принято Положение о Верховном суде СССР, расширившее функции Верховного суда в осуществлении судебного надзора.

Была продолжена работа по реабилитации. Однако количество освобожденных политзаключенных оставалось незначительным, Политзаключенные, находившиеся в спецлагерях, были ожесточены выборочной амнистией 1953 г. В мае-июне 1954 г. произошли восстания в лагерях в Воркуте, на Игарке, в Кангире.

В 1954 г, были реабилитированы жертвы "ленинградского дела", В декабре 1954 г. состоялся процесс над высшими руководителями МТБ, виновными в фабрикации этого дела. В ноябре 1955 г. прошла реабилитация жертв Еврейского антифашистского комитета. Были освобождены и реабилитированы арестованные после войны военачальники. Всего до начала 1956 г. только Военной Коллегией Верховного суда СССР было реабилитировано 7679 человек.

В феврале 1956 г. состоялся XX съезд партии, на котором с критикой культа личности Сталина, с разоблачением беззаконий, творимых Сталиным и руководителями партии, выступил Н.С.Хрущев. В его докладе вина за репрессии возлагалась на Сталина, Берию, Ежова и др.

Выступление Хрущева открыло новый этап в процессе преодоления последствий культа личности. Началась массовая реабилитация миллионов советских людей и целых народов. В 1957 г. были реабилитированы народы, подвергшиеся депортации в 1944-1945 гг.: чеченцы, ингуши, балкарцы. карачаевцы, калмыки.

Прохождение дел по реабилитации через Верховный суд СССР и военные коллегии занимало слишком много времени. Для ускорения процедуры в лагеря были направлены специальные комиссии по пересмотру дел, получившие право на месте и немедленно освобождать репрессированных. 1956 г. вошел в историю как "год освобождения".

В целом процесс восстановления законности в 50-х годах носил весьма ограниченный характер. Это объясняется тем, что причины культа личности и связанных с ним негативных явлений объяснялись тогда ошибками конкретных партийных и государственных деятелей. Действительные же причины, состоявшие в господстве тоталитарного политического режима, в период сохранения названного режима, вскрыть было невозможно.

ГЛАВА 15. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ЗАМЕДЛЕНИЯ ТЕМПОВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (середина 60-х - середина 80-х гг. XX в.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.