Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституция СССР 1924 г




После образования СССР в декабре 1922 г. был поставлен вопрос о разработке и принятии Конституции СССР. В апреле 1923 г. была сформирована Расширенная комиссия в составе 25 человек из представителей ЦИК союзных республик под председательством М.И.Калинина. В ходе работы комиссии возникли спорные вопросы:

1) Некоторые члены комиссии отрицали необходимость разработки Конституции, предлагая положить в основу объединения Союзный договор, расширив и дополнив его некоторыми положениями. По сути речь шла о возможности создания конфедеративного объединения.

2) О соотношении компетенции союзных и республиканских органов.

В конце июня проект Конституции был рассмотрен Конституционной комиссией ЦК РКП(б), внесшей в него значительные изменения, преимущественно в направлении усиления централизации власти. Затем проект был обсужден на специальных сессиях ЦИК союзных республик. 6 июня 1923 г. ЦИК СССР единогласно утвердил проект. В январе 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была окончательно утверждена Конституция СССР.

Конституция СССР состояла из двух разделов - Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР В Декларации определялся характер национальной политики СССР, указывались причины объединения республик, давалась характеристика принципов объединения (добровольность, равноправие право выхода из СССР). Договор состоял из 11 глав о предметах ведения верховных органов власти СССР, о суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве, о съезде Советов СССР, о ЦИК СССР, о Президиуме ЦИК СССР, о СНК, о Верховном суде СССР, о народных комиссариатах СССР, об Объединенном Государственном политическом управлении, о союзных республиках, о гербе, флаге и столице СССР.

Согласно Конституции ведению верховных органов СССР подлежали: внешние сношения, внешняя торговля, объявление войны и мира, организация и руководство вооруженными силами, установление основ и общего плана народного хозяйства СССР, руководство транспортом и связью, утверждение союзного бюджета, единой денежной и кредитной системы, установление общих начал судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, законов о труде, установление общих начал народного просвещения и здравоохранения и др.

Все вопросы, не входящие в компетенцию Союза, республиканские власти решали самостоятельно. Декларировалось право республик на свободный выход из СССР, однако механизм его разработан не был. Территория республики не могла быть изменена без ее согласия. Для граждан союзных республик устанавливалось союзное гражданство.

Высшим органом власти СССР являлся Съезд Советов СССР, избиравшийся от Советов городов по норме - 1 депутат на 25 тыс. избирателей и от губернских съездов - 1 депутат на 125 тыс. жителей. Такой порядок выборов сохранял преимущественное представительство рабочих по сравнению с крестьянством.

В период между съездами высшим органом власти являлся Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР, который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета национальностей. Союзный Совет состоял из 371 депутата, избиравшегося Всесоюзным съездом из представителей республик пропорци­онально численности их населения. Совет национальностей (131 депутат) образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 депутатов независимо от численности населения) и автономных областей (по 1 депутату), которые избирались исполкомами республик и областей. Сформированная таким образом двухпалатная структура ЦИК СССР позволяла достичь формального равенства не только республик, но народов, их населяющих,

Обе палаты обладали одинаковыми правами и функциями. Каждый законодательный акт ВЦИК утверждался обеими палатами, голосовавшими раздельно. В случае возникновения расхождений, которые невозможно было урегулировать на совместном заседании палат, они передавались на рассмотрение очередного или чрезвычайного съезда Советов.

Работа ЦИК носила сессионный характер. Число председателей ЦИК избиралось по количеству союзных республик.

Между сессиями ЦИК высшим законодательным, распорядительным и исполнительным органом являлся Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании обеих палат. Исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР являлся Совет Народных комиссаров СССР, который образовывался ЦИК СССР в составе Председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов.

Для непосредственного руководства отраслями государственного управления создавались народные комиссариаты. Наркоматы подразделялись на три категории:

1) 5 общесоюзных комиссариатов (не имели дублеров в республиках) - иностранных, военных, морских дел, внешней торговли, почт и телеграфов, путей сообщения;

2) объединенные комиссариаты (имелись на союзном и республканском уровнях, причем республиканский комиссариат являлся отделением соответствующего комиссариата Союза ССР - ВСНХ, продовольствия, финансов, труда, РКИ. Правами объединенного комиссариата обладало ОГПУ;

3) республиканские комиссариаты (не имели двойников союзного значения) - внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения и др.

Каждая союзная республика имела свой СНК, стоявший из наркомов республиканских и объединенных комиссариатов. Союзные комиссариаты имели право назначать уполномоченных во все республиканские СНК.

При ЦИК СССР учреждался Верховный суд для "утверждения революционной законности на территории СССР". Судопроизводство приобрело определенную формальную независимость. Однако прокурор Верховного суда, назначаемый Президиумом ЦИК СССР, имел право опротестовывать решения Верховного суда.

Верховный суд мог давать заключения о соответствии требованию законности постановлений союзных республик. Однако не предусмотрена была возможность проверки законности постановлений общесоюзных органов,

ГЛАВА 12. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА в 1930-е гг.

Отказ от новой экономической политики, форсированная индустриализация и коллективизация послужили причиной изменений в основном направлении развития государства и права. Индустриализация рассматривалась как важнейшая предпосылка построения социализма в отдельно взятой стране, она была необходима и с точки зрения укрепления обороноспособности в условиях обострения международной обстановки. В стране не существовали такие важнейшие отрасли промышленности, как автомобильная, авиационная, танковая, тракторная и многие другие. Между тем угроза со стороны Германии, Японии, других государств нарастала. Но проблема заключалась в том, что проведение форсированной индустриализации требует вложения огромных средств. Прибегнуть к иностранным заимствованиям советское правительство не могло. Оставалось надеяться только на внутренние резервы. Широко известны слова Сталина, сказанные им в 1931 г.: «Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

В годы перестройки было проведено моделирование варианта Бухарина. Расчеты показали, что при продолжении НЭПа рост основных производственных фондов был бы в интервале 1 – 2 % в год. При этом не только нарастало бы отставание от Запада, но и от роста населения СССР (2% в год), что не только предопределяло поражение при первом же военном конфликте, но внутренний социальный взрыв из-за нарастающего обеднения населения. Был взят курс на форсированную индустриализацию.

Это означало конец НЭПа. Усиливается централизованное плановое руководство экономикой страны. Ликвидируются элементы хозрасчета, усиливается налоговое бремя на частные предприятия, к 1933 г. исчезают концессии, предоставленные иностранным предпринимателям (кроме японских на Дальнем Востоке). Всего за 1921-1928 гг. было рассмотрено 2400 предложений о концессиях, заключено 178 договоров. В целом иностранные инвестиции были небольшими, государство не стремилось расширять ввоз капитала. К концу 1927 г. иностранные капиталовложения в СССР составили 52,2 млн. руб.

Темпы индустриализации были небывало высокими (а сегодня они кажутся невероятными): с 1928 по 1941 год было построено около 9 тысяч крупных промышленных предприятий. Промышленность по отраслевой структуре, техническому оснащению, возможностям производства важнейших видов продукции вышла в основном на уровень развитых стран. Был осуществлен массовый выпуск самолетов, грузовых и легковых автомобилей, тракторов, комбайнов, синтетического каучука и т.д. Стала быстро развиваться оборонная промышленность с использованием оригинальных отечественных разработок. Однако условием и в какой-то мере следствием этого порыва был тоталитаризм - соединение общества жесткими скрепами, которые из всех и из каждого «выжимали» все физические и духовные ресурсы. Одним из главных механизмов этой тоталитарной системы было государство, другим - идеология и общественное сознание.

Индустриализация, коллективизация, культурная революция, создание новой армии - все это были части большой программы модернизации СССР. Главным в ней было превращение человека с крестьянским типом мышления, восприятием времени, стилем труда и поведения - в человека, оперирующего точными отрезками пространства и времени, способного быть включенным в координированные, высокоорганизованные усилия огромных масс людей, т. е. в человека, сходного по ряду признаков с человеком современного индустриального общества, способного быть оператором сложной производственной и военной техники.

Пробежать сто лет за десять можно было только ценой великих жертв, за счет огромного напряжения всех сил собственного народа. Форсированная индустриализация предполагала изъятие средств из сельского хозяйства, снижение жизненного уровня населения, удешевление труда, в том числе и за счет использования труда заключенных.

Основным способом изъятия средств из сельского хозяйства стала коллективизация. Необходимость модернизации сельского хозяйства была очевидной. Хлеба не хватало, в 1929 г. в городах была введена карточная система, был значительно снижен экспорт хлеба, составлявший важную статью валютного дохода. Создание крупных хозяйств, успешно работающих в условиях рискованного земледелия, могло осуществляться путем развития кооперации, но, это был длительный путь. Форсированная индустриализация требовала столь же форсированной коллективизации путем насильственного создания коллективных хозяйств с обобществлением земли, скота, орудий производства. Интересы крестьянства при этом не учитывались. Впрочем, наше государство никогда при проведении реформ не стремилось учитывать интересы населения. В 1929 г. было принято решение о немедленном проведении сплошной коллективизации в сжатые сроки. Для ее проведения был создан Народный комиссариат земледелия. Правовая база для создания общесоюзной системы руководства сельским хозяйством была основана Законом «Общие начала землепользования и землеустройства» от 15 декабря 1924 г.

Основными правовыми актами, регламентировавшими проведение коллективизации, стали постановления ЦК ВКП(б) «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» и «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», принятые в январе 1930 г. На их основе был принят Закон «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством» от 1 февраля 1930 г. Коллективизация сопровождалась раскулачиванием. У кулаков, т. е. состоятельных крестьян, изымали имущество, а их самих вместе с семьями выселяли с прежнего места жительства. Раскулачивание помогало создать материальную базу колхозов. Процесс выселения и лишения имущества проводился административными методами, во внесудебном порядке. Часть кулаков была сослана или заключена в исправительно-трудовые лагеря, создание которых активно началось в это время.

Коллективизация было в основном завершена к 1933 г. За колхозом закреплялась в бессрочное пользование земля, управление ими осуществлялось централизованно системой органов Наркозема. Для колхозов устанавливали планы посева, планы сдачи продукции государству, цены, другие показатели. Фактически собственность колхозов представляла собой не кооперативную, а государственную собственность. Форсированная коллективизация привела к резкому снижению производства сельскохозяйственной продукции, поголовье скота сократилось в несколько раз. При этом паспорт хлеба значительно вырос. Все это не прошло бесследно и в сочетании с неурожаем 1933 г. привело к ужасающему голоду. От голода умерло несколько миллионов человек, отмечались случаи людоедства. В результате резко выросло количество хищений колхозной собственности. В ответ была ужесточена система наказаний за имущественные преступления. Согласно Постановлению ЦИК и СHK СССР «Об охране имущества государственных предприятий и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 г. расхитители государственной, колхозной и кооперативной собственности объявлялись врагами народа и подлежали наказанию от 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества до смертной казни. Данный акт установил за спекуляцию, т. е. скупку и перепродажу товаров с целью извлечения прибыли, лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Еще один закон 1932 г. снижал возраст наступления уголовной ответственности до 12 лет с применением всех мер наказания.

Еще одним результатом коллективизации стало массовое бегство крестьян в города. Для предотвращения стихийной массовой миграции в 1932 г. была введена единая общесоюзная паспортная система с обязательной пропиской в территориальных органах милиции.

Уместно вспомнить, что существовавшая в Российской империи паспортная система была по установлению советской власти отменена, однако уже весьма скоро была сделана первая попытка ее восстановления.

Декретом СНК от 5 октября 1918 г. «О трудовых книжках для нетрудящихся» вводятся трудовые книжки «взамен прежних удостоверений личности, паспортов и проч.». А согласно Декрету ВЦИК и СHK РСФСР от 25 июня 1919 г. «О введении трудовых книжек в Москве и Петрограде», трудовые книжки служили одновременно и паспортом. Форма трудовой книжки содержала графу «Прописка» с указанием полного адреса, места и времени прописки, подписи ответственного должностного лица. По желанию держателя трудовой книжки туда вклеивалась фотографическая карточка. Так осуществлялась политика борьбы с «трудовым дезертирством», неизбежным в условиях разрухи и голода в РСФСР. IX съезд РКП(б), состоявшийся в марте — апреле 1920 г., откровенно разъяснил эту политику в своей резолюции: «Ввиду того, что значительная часть рабочих в поисках лучших условий продовольствия... самостоятельно покидает предприятия, переезжает с места на место... съезд одну из насущных задач советской власти видит в планомерной, систематической, настойчивой, суровой борьбе с трудовым дезертирством, в частности, путем опубликования штрафных дезертирских списков, создания из дезертиров штрафных рабочих команд и, наконец, заключения их в концентрационный лагерь». Трудовые книжки были одним из самых мощных средств прикрепления рабочих к месту еще и потому, что только они давали право на получение по месту работы продовольственных карточек, без чего жить было нельзя.

Окончание Гражданской войны и переход к нэпу привели к некоторому смягчению такого положения. Поэтому, начиная с 1922 г. наблюдалось резкое изменение в отношении советской власти к паспортной системе. Постановлением ВЦИК от 22 января 1922 г. всем гражданам было наконец предоставлено право свободного передвижения по всей территории РСФСР. Право свободного пере­движения и поселения было также подтверждено ст. 5 Гражданского кодекса РСФСР. Вполне естественным был переход к легитимационной системе, что и было сделано Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1923 г. «Об удостоверении личности». Статья 1 этого Декрета запрещала требовать от граждан РСФСР «обязательное предъявление паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право передвигаться и селиться на территории РСФСР». Все эти документы, а также трудовые книжки аннулировались. В случае надобности граждане могли получить удостоверение личности. Но это было их правом, а не обязанностью. Положения Декрета 1923 г. были конкретизированы в первом законодательном акте государства, целиком и полностью посвященном прописке, — в постановлении СНК. от 28 апреля 1925 г. «О прописке граждан в городских поселениях». Согласно этому постановлению, как прописка (т.е. регистрация в органах власти по месту жительства), так и любой иной официальный акт могли быть произведены по предъявлении документа любого вида: расчетной книжки, профсоюзного билета, актовой выписки о рождении или браке. При отсутствии каких бы то ни было документов допускалась временная, на cpoк более трех месяцев, прописка по письменному заявлению прибывшего, содержащему все необходимые сведения, и с обязательным предоставлением одного из указанных документов в трехмесячный срок. Таким образом, хотя система регистрации по месту жительства, или прописка, существовала, однако то, что для этого можно было предоставить один из многих документов, свидетельствовало о невозможности использования прописки для прикрепления гражданина к определенному месту жительства. Во всех последующих законодательных актах, касающихся прописки, речь будет идти только о городском населении. Жители же сельских местности до 1970-х годов будут жить по метрикам и свидетельствам о рождении.

Но так называемый, легитимационный период в истории СССР оказался недолгим. После начала коллективизации крестьяне стремились покинуть вымирающие, разоренные села и уехать в город. Поэтому коллективизацию можно было проводить лишь введением принудительного труда, что просто невозможно при легитимационной системе. 27 декабря 1932 г. появилось постановление ЦИК и СНК СССР, в соответствии с которым в СССР вводилась паспортная система и обязательная прописка паспортов. Полицейский характер вводимой системы виден из самого текста постановления. Причина введения паспортизации объяснялась следующим образом: «В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков, новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях и школах и не занятых общественно полезным трудом, а также в целях очистки этих населенных пунктов от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов...» Все прочие документы и удостоверения отменялись как недействительные. По сути дела «укрывающиеся в городах кулацкие элементы» — это беглые крестьяне, а разгрузка городов от незанятых общественно полезным трудом» — эго принудительное направление рабочей силы в места, где ощущается ее нехватка. Особенностью паспортной системы 1932 г. было го, что паспорта вводились только в городах, рабочих поселках, совхозах и новостройках. Это, по существу, означало, что городское население находилось в привилегированном положении по сравнению с жителями сел.

Ведь колхозники не имели паспортов, а их предъявление было обязательным при поступлении на работу. Это сразу поставило крестьян в положение прикрепленных к месту жительства, к своему колхозу. Жить в городе без паспорта было нельзя. Согласно п. 11 постановления о паспортах проживающие без паспорта подвергались штрафу в размере 100 рублей и «удалению распоряжением органов милиции». Повторное нарушение влекло уголовную ответственность. Введенная в 1934 г. в УК РСФСР 1926 г. ст. 192а предусматривала за это наказание в виде исправительно-трудовых работ на срок до 6 месяцев или лишение свободы на срок до 2 лет.

Таким образом, налицо ограничение свободы передвижения и выбора места жительства для колхозников. Без паспорта он не мог не только выбирать, где ему жить, но даже покинуть то место, где он оказался при введении паспортной системы. Милиция могла задержать его где угодно. Городские жители пользовались свободой передвижения и выбора места жительства в большем объеме, но не намного. Передвигаться по стране они могли, выбор постоянного места жительства ограничивался необходимостью прописки паспорта. Даже при перемене адреса в пределах одного города паспорт должен был быть отдан на прописку. Таким образом, механизм прописки стал мощным инструментом регулирования процесса передвижения и расселения граждан по территории СССР. Разрешая или отказывая в прописке, можно было эффективно влиять на выбор гражданином места жительства. Проживание же без паспорта и без прописки наказывалось административно, а при повторном нарушении — в уголовном порядке. Возросли возможности контроля за гражданами, резко облегчился механизм полицейского сыска, возникла система всесоюзного розыска. В населенных пунктах создавались специальные справочные центры — паспортные столы.

Некоторые законодательные акты, принимаемые в 30-е годы, предусматривали усиление государственного вмешательства в жизнь деревни. По закону от 27 мая 1939 г. предусматривалось лишение приусадебных участков как мера воздействия на колхозников, не выполнявших обязательную норму трудодней. По закону «О сельхозналоге» от 1 сентября 1939 г. каждый крестьянин должен был платить налог с каждого садового дерева и каждой огородной грядки вне зависимости от урожая, а также поставлять определенное количество молока, мяса, масла и шкур с каждой коровы. Результатом стало сокращение личного подсобного хозяйства, что не способствовало повышению уровня жизни сельского населения.

Формирование тоталитарного политического режима в конце 20-х - начале 30-х годов оказало непосредственное воздействие на развитие советского уголовного законодательства.

В 1926 г. был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, в основу которого были положены Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г.

В конце 20-х годов стала проявляться тенденция ужесточения уголовной репрессии. Ряд положений уголовного права подверглись серьезным изменениям, вводились новые уголовные нормы. В 1929 г. были внесены изменения в Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик: были уточнены признаки, отягчающие преступление, введен новый вид наказания - направление в исправительно-трудовые лагеря отдаленных местностей на срок от 3 до 10 лет.

Большие изменения произошли в уголовном законодательстве по отдельным видам преступлений.

Усиливалась ответственность за государственные преступления.

В 1929 г. был издан закон, по которому граждане СССР, нахо­дившиеся за границей и перебежавшие в лагерь врагов рабочего класса, объявлялись вне закона и в случае их обнаружения и опознания подлежали по приговору Верховного Суда СССР расстрелу в 24 часа, их имущество конфисковывалось. Этот закон обладал обратной силой.

14 марта 1933 г. ЦИК СССР принял постановление "Об ответственности служащих в государственных учреждениях и предприятиях за вредительские акты", по которому правоохранительным органам предписывалось неуклонно применять предусмотренные уголовным законодательством суровые меры к липам, виновным во вредительстве.

8 июня 1934 г. ВЦИК принял Закон об измене Родине, предусматривавший лишение свободы на 10 лет и расстрел с конфискацией имущества в отношении виновных в этом деянии лиц. За недонесение со стороны военнослужащих о готовящейся или совершенной измене виновные подлежали лишению свободы на 10 лет, члены семьи изменника карались лишением свободы от 5 до 10 лет. В законе был применен принцип объективного вменения, противоречивший принципу законности.

В октябре 1937 г. были увеличены сроки лишения свободы за шпионаж, вредительство, диверсии с 10 до 25 лет;

Усиливалась уголовная ответственность за посягательства на государственную собственность. 1 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности". В законе предписывалось применять суровые меры за хищения государственной собственности - расстрел с конфискацией имущества или 10 и более лет лишения свободы с конфискацией имущества при наличии смягчающих наказаний. В то же время не было проведено разграничение между мелкими и крупными хищениями, в результате любое хищение подлежало суровому наказанию.

В постановлении ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1932 г."0борьбе сo спекуляцией" также отсутствовало разграничение между мелкими, средними и крупными деяниями. Уголовная ответственность за спекуляцию была усилена.

Повышалась уголовная ответственность и по другим видам преступлений.

8 декабря 1933 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР "Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции". Выпуск недоброкачественной продукции признавался тяжким преступлением, за которое виновные лица (управляющие трестами, директора предприятий, административно-технический персонал) подлежали наказанию в виде лишения свободы на срок не ниже 5 лет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от К) июля 1940 г; выпуск недоброкачественной продукции квалифицировался как противогосударственное преступление, равносильное вредительству. Виновные лица подлежали тюремному заключению сроком от 5 до 8 лет

29 марта 1935 г. вышло постановление ЦИК и СНК СССР "О мерах борьбы с хулиганством". За злостное хулиганство устанавливалось наказание до 5 лет тюремного заключения. Подтверждалась уголовная ответственность за изготовление, хранение, сбыт и ношение холодного оружия без разрешения НКВД в установленном порядке.

Усилилась борьба с преступностью несовершеннолетних. 7 апреля 1935 г. было принято постановление, в котором устанавливалась ответственность несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, за совершение краж, причинение насилия, телесных повреждений, увечий, убийство. Было предусмотрено применение всех мер уголовного наказания (смертная казнь могла быть назначена лишь в отношении лиц, достигших 18 лет). Лица, уличённые в подстрекательстве или привлечении несовершеннолетних к участию в преступлении, в принуждении несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством, карались тюремным заключением на срок не ниже 5 лет.

Был принят ряд уголовных законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г устанавливалась уголовная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений (тюремное заключение от 2 до 4 месяцев) и за прогулы (до 6 месяцев исправительных работ с удержанием до 25 процентов зарплаты).

19 октября 1940 г. была установлена уголовная ответственность инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих за отказ выполнять распоряжение о переводе их на другое предприятие или учреждение, что рассматривалось как самовольный уход.

Учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища (школы) и за систематические грубые нарушения дисциплины, карались заключением в трудовые колонии сроком до 1 года (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г.).

Была усилена ответственность военнослужащих за нарушение установленного порядка прохождения службы. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1940 г. признавал уголовно наказуемой самовольную отлучку военнослужащих, длившуюся более 2 часов. Самовольная отлучка свыше суток считалась дезертирством.

Для уголовного законодательства 30-х годов характерно использование принципов целесообразности, аналогии, объективного вменения, дававшее возможность усилить уголовную репрессию не только в отношении преступных элементов, но и в отношении лиц, пытавшихся сопротивляться или просто высказывавших критику в адрес существовавшего политического режима. Курс партии на ускоренное построение социализма, проведение индустриализации и коллективизации путем усиления эксплуатации собственного народа обусловил введение уголовной ответственности за нарушение трудовой дисциплины, ужесточение наказаний за многие экономические преступления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.